Научная статья на тему 'Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса'

Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2854
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / качество образования / система управления обучением / формы и функции контроля / познавательная деятельность / продуктивный и мотивированный процесс. / professional competence / quality of education / a management system of training / forms and control functions / cognitive activity / productive and motivated process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Аркадьевна Горшенева, Анна Константиновна Буравлева, Евгений Александрович Буравлев

Одной из насущных проблем в сфере образования в современных условиях выступает формирование профессиональной компетентности специалиста, базирующейся на совокупности знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Поэтому сегодня особое значение приобретает повышение качества образовательного процесса. Поставленная задача влечет за собой разработку четкой системы управления обучением. Важным инструментом управления обучением является контроль динамики учебных достижений обучающихся. В статье предлагаются различные формы мониторинга формирования программных компетенций, рассматриваются функции и формы контроля, которые смогут позволить активизировать познавательную деятельность обучающихся, сделать учебный процесс продуктивным и мотивированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Аркадьевна Горшенева, Анна Константиновна Буравлева, Евгений Александрович Буравлев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS AND FORMS OF CONTROL AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS

One of the topical problems in the modern field of education is the formation of a professional competence of a specialist, based on the all-round knowledge and skills acquired in the educational process. Therefore, today improving of the quality of the teaching practices is of great importance. The task assigned entails the development of a clear management system of training. An important tool for managing is the control of students’ learning achievements dynamics. The article suggests various forms of monitoring of programme competencies forming, examines the functions and forms of control that will allow to boost students’ cognitive activity and make the educational process productive and motivated.

Текст научной работы на тему «Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10060 © И.А. Горшенева, А.К. Буравлева, Е.А. Буравлев, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ирина Аркадьевна Горшенева,

заведующий кафедры иностранных языков, кандидат юридических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы РФ Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Анна Константиновна Буравлева, заместитель заведующего кафедры иностранных языков Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Евгений Александрович Буравлев, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Одной из насущных проблем в сфере образования в современных условиях выступает формирование профессиональной компетентности специалиста, базирующейся на совокупности знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Поэтому сегодня особое значение приобретает повышение качества образовательного процесса. Поставленная задача влечет за собой разработку четкой системы управления обучением. Важным инструментом управления обучением является контроль динамики учебных достижений обучающихся. В статье предлагаются различные формы мониторинга формирования программных компетенций, рассматриваются функции и формы контроля, которые смогут позволить активизировать познавательную деятельность обучающихся, сделать учебный процесс продуктивным и мотивированным.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, качество образования, система управления обучением, формы и функции контроля, познавательная деятельность, продуктивный и мотивированный процесс.

FUNCTIONS AND FORMS OF CONTROL AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Irina A. Gorsheneva,

Head of the Department of Foreign Languages, Candidate of Law, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Anna K. Buravleva, Deputy Head of the Department of Foreign Languages Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Evgeniy A. Buravlev,

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Chemistry First MGMU them. THEM. Sechenov Ministry of Health of Russia (Sechenov University) (119991, Moscow, ul. Trubetskaya, d. 8, str. 2)

Abstract. One of the topical problems in the modern field of education is the formation of a professional competence of a specialist, based on the all-round knowledge and skills acquired in the educational process. Therefore, today improving of the quality of the teaching practices is of great importance. The task assigned entails the development of a clear management system of training. An important tool for managing is the control of students' learning achievements dynamics. The article suggests various forms of monitoring of programme competencies forming, examines the functions and forms of control that will allow to boost students' cognitive activity and make the educational process productive and motivated.

Keywords: professional competence, quality of education, a management system of training, forms and control functions, cognitive activity, productive and motivated process.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Горшенева И.А., Буравлева А.К., Буравлев Е.А. Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):301-4.

Проблема уровня сформированное™ профес- ловиях приобретает все большую значимость для сиональной компетентности в современных ус- служебной деятельности. В рамках модернизации

высшего образования при определении требований к выпускникам вузов широко используются понятия «овладение компетенциями» и «сформи-рованность профессиональной компетентности». Термин «профессиональная компетентность» предполагает обладание интегративной совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков (компетенций), а также умений применять приобретенные знания в практической деятельности. Важно при этом уметь применять и накопленные в смежных профессиональных областях дополнительные знания, умения и навыки: иноязычное общение, работа в команде, самостоятельность в принятии решений, объективное оценивание результатов своей работы, работа в коллективе на основе сотрудничества, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своей деятельности, способность к самообразованию. Таким образом, профессиональная компетентность формируется совокупностью компетенций, т.е. знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения.

Поэтому очевидно, что сегодня, в новой образовательной парадигме, особое значение приобретает повышение качества обучения, которое невозможно без рационального, эффективного управления учебным процессом. Важным инструментом управления обучением является контроль динамики учебных достижений обучающихся. По результатам, полученным в ходе оценивания учебной деятельности обучающегося, можно судить об уровне усвоения последним компетенций как результата обучения на отдельном этапе, что, в свою очередь, позволяет корректировать индивидуальные учебные траектории, координировать на основе личностного подхода направленность обучения с требованиями образовательного стандарта.

Каковы же современные дидактические подходы к определению функций контроля как поэтапного оценивания уровня освоения обучающимися учебной программы [1, с. 8]? Проверка и оценивание должны носить постоянный характер и быть интегрированы в общую канву образовательной деятельности с тем, чтобы предоставлять обучающемуся информацию о правильности пути его продвижения к цели обучения. Исходя из поставленных

задач, дидактика выделяет следующие функции контроля в обучении: контролирующую, обучающую, управленческую, диагностическую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую, аксиологическую.

Контролирующая функция рассматривается как одна из приоритетных и заключается в проверке качества усвоения программных знаний, уровня сформированности навыков и умений на определенном этапе обучения. Обучающая и управленческая функции взаимосвязаны, поскольку обе направлены на реализацию задач и целей обучения, однако при этом они должны обязательно коррелироваться с общедидактическими принципами и современными направлениями в методике.

Что касается диагностической функции, то она нацелена на поэтапное определение уровня сфор-мированности навыков и умений в ходе образовательного процесса, а также позволяет выявить пробелы в подготовке, разработать корректирующую стратегию организации учебной деятельности обучающегося.

Аксиологическая функция контроля, соответственно, ориентирована на воспитание ответственности, исполнительности, навыков рефлексии у учащихся.

Оценочная, стимулирующая, развивающая функции контроля в своей совокупности способствуют повышению мотивации в овладении знаниями в области конкретной учебной дисциплины, направляют дальнейшую деятельность обучающихся, активизируют развитие их интеллектуальных способностей, мышления, умений анализировать, оценивать, обобщать, систематизировать.

Рассмотрим некоторые формы контроля. В современной методике наиболее распространены следующие виды контроля: входной, текущий, предварительный, промежуточный, итоговый [2, с. 64—67]. Кроме того, контроль может быть устным или письменным, комбинированным и программированным. Входной контроль выступает первым этапом в целостной системе контроля. Он, как правило, представлен в форме компьютерной программы, проводится в виде тестирования и носит разовый характер. Целью данной формы контроля является определение исходного уров-

ня знаний по конкретной дисциплине, выявление образовательных пробелов и разработка путей их ликвидации.

Вторым звеном выступает текущий контроль. Основная функция этого вида контроля — обучающая, поскольку кроме определения освоения нового учебного материала, позволяет еще и закрепить полученные знания и отработать ранее изученный материал. Текущий контроль проводится в устной, письменной форме, а также в форме фронтального опроса и тестов.

Задачей предварительного и промежуточного контроля является определение качества усвоения знаний и уровня сформированности умений и навыков по отдельным разделам, тогда как целью итогового контроля выступает оценка сформированности компетенций, определенных программой изучения той или иной дисциплины. Для организации предварительного, промежуточного и итогового контроля предусматриваются различные формы его реализации: устная, письменная или комбинированная в виде тестов, контрольные работы, собеседование, экзамен [3, с. 6].

Большое внимание в современном учебном процессе должно быть уделено развитию у учащихся навыков самоконтроля. Умение самостоятельно оценивать результаты освоения программного учебного материала способствует активизации познавательной деятельности обучающегося, позволяет формировать не только осознанное отношение к обучению, но и способность анализировать и исправлять ошибки.

В ходе образовательной деятельности применяются различные формы контроля, от традиционных до самых современных, инновационных, таких, например, как коучинг, метод кейсов, контроль при так называемом «перевернутом обучении», метод работы в команде (team work) [4, с. 172—177]. Все эти методы имеют как позитивные стороны, так и объективные трудности при применении. Так тестовый контроль при незначительных затратах времени позволяет проверить знания большого количества обучающихся, однако результатом тестирования выступает лишь репродуктивная деятельность при отсутствии обратной связи. При устном же опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся, по-

является возможность коммуникации, способствующей более четкому выявлению индивидуальной степени овладения учебным материалом. Это, на наш взгляд, наиболее адекватная форма контроля, требующая, однако, довольно большого объема времени для его проведения. «Коучинговая» методика обеспечивает индивидуальный подход, повышение мотивации и осознанности обучения, наличие личной ответственности, умения самостоятельно оценивать достигнутые результаты и анализировать их. Данный метод стимулирует обучающегося, раскрывает его индивидуальность, снимает тревожность и стресс.

«Перевернутое обучение» как составная часть современного медиа образования также может служить основой для реализации дифференцированного подхода, способствовать созданию условий для внедрения методов активного обучения, использования инновационных технологий и новейших технических средств. Образовательный процесс в этом режиме организуется с учетом потребностей каждого обучающегося, однако, возможна и организация работы в команде. Применение данного метода обучения позволяет также использовать он-лайн тесты для общей оценки учебной деятельности каждого отдельного обучающегося, осуществлять систему блиц-опроса в целях стимулирования внимания к материалу курса и активизации процесса обучения в целом.

Таким образом, широкое применение нетрадиционных форм контроля способствует повышению результативности оценивания учебной деятельности, позволяя использовать максимально дифференцированные приемы оценивания результатов усвоения курса.

Рассматривая функции и формы контроля в системе учебно-воспитательного процесса, необходимо особое внимание уделять педагогическому сопровождению оценивания. Только при соблюдении целого ряда требований контроль может дать дает ожидаемый учебный и воспитательный эффект. Итак, в настоящее время разработаны следующие подходы к оценке успешности в обучении [4, с. 172—177]:

• оценивание — это неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса, интегрированный в курс обучения;

• оценивание исключает субъективный подход и носит критериальный характер, соответствующий учебным целям;

• критерии оценки и алгоритм проведения контрольных мероприятий должны быть разработаны ППС кафедры, быть заранее известны и обучающимся, и преподавателям, а иногда могут вырабатываться ими на основе совместного обсуждения;

• в ходе контроля у обучающихся следует формировать навыки самооценивания и анализа допущенных недочетов;

• контроль носит индивидуальный характер и учитывает психологические и физиологические особенности обучающегося;

• при выборе форм контроля необходимо принимать во внимание возрастные особенности аудитории;

• при проведении любого вида контроля важно соблюдать нейтральный эмоциональный подход к оцениванию, которое должно осуществляться в доброжелательной спокойной, деловой обстановке и быть педагогически тактичным;

• обсуждать итоги контроля следует деликатно, учитывая, что любой вид оценивания говорит о качестве усвоения знаний лишь на конкретном этапе обучения;

• необходимо рассматривать контроль как форму обратной связи между субъектами учебного процесса.

Как было отмечено выше, цель оценивания — коррекция познавательного процесса обучающегося относительно продуктивности освоения программного материала, ориентирование его в сторону активного продвижения вперед в процессе познания. При этом необходимо учитывать, что малейшая субъективность при контроле снижает мотивацию обучения. Принимая во внимание, что в соответствии с положениями дидактики формы контроля должны быть адекватны средствам обучения, и, наряду с традиционными контролирующими заданиями (перевод, реферирование, аннотирование) необходимо применять технологии, позволяющие определять уровень освоения коммуникативных навыков в рамках контекста будущей профессиональной деятельности. Комплексной продуктивной формой контроля сегодня выступает

организация научно-практических учебных конференций, деловых игр, круглых столов, брейн-рингов и др.

Следует, однако, подчеркнуть, что применение указанных технологий требует обязательной разработки четких критериев оценивания уровня усвоения всех компонентов ММК: языковых, дискурсивных, социокультурных, предметных, профессионально значимых [5, с. 114—123].

Важно отметить, что использование самых разных способов мониторинга успешности обучающихся при соблюдении вышеизложенных принципов и подходов позволяет стимулировать и активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать их креативные способности, создавать комфортную психологическую атмосферу на занятии, экзамене, формировать качественно новые отношения субъектов обучения, способствовать развитию у обучающихся навыка самостоятельно оценить уровень полученных знаний и перспективы обучения. Перед преподавателями открываются новые возможности развития собственного профессионального мастерства, использования инновационных идей и подходов в образовании, самореализации, раскрытии личного потенциала.

Литература

1. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе. 1991. № 2.

2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // Иностранный язык в школе. 1984. № 6.

3. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки в области изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 5.

4. Зиневич О.В., Петрова Э.Д. Коучинг как средство саморазвития личности // Сибирский педагогических журнал. 2012. №. 8.

5. Хомякова Н.П. Контрольно-оценочные инструменты измерения сформированности межкультурной компетенции нефилологов (на примере юристов) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Т. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.