Научная статья на тему 'Анализ мероприятий по контролю сформированных компетенций у обучающихся по образовательным программам высшего образования'

Анализ мероприятий по контролю сформированных компетенций у обучающихся по образовательным программам высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS / THE SCHEME OF FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сандрюкова Евгения Александровна, Задохина Нина Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сандрюкова Евгения Александровна, Задохина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALYSIS OF MEASURES TO MONITOR THE FORMED COMPETENCIES OF STUDENTS ON EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the problem of formation of measures to control the presence of students formed learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Анализ мероприятий по контролю сформированных компетенций у обучающихся по образовательным программам высшего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

ББК 74 © Е.А. Сандрюкова, Н.В. Задохина, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ СФОРМИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Евгения Александровна Сандрюкова,

доцент кафедры информатики и математики, кандидат экономических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: evgeni3008@rambler.ru; Нина Владимировна Задохина, старший преподаватель кафедры информатики и математики, кандидат педагогических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: astapenko67@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения.

Ключевые слова: оценка качества подготовки обучающихся, схема формирования компетенций.

AN ANALYSIS OF MEASURES TO MONITOR THE FORMED COMPETENCIES OF STUDENTS ON EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

Evgenia A. Sandryukova,

Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics,

Candidate of Economic Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Nina V. Zadokhina,

Senior lecturer of the Department of Informatics and Mathematics, Candidate of Pedagogical Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of measures to control the presence of students formed learning outcomes. Keywords: assessment of the quality of training of students, the scheme of formation of competencies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сандрюкова Е.А., Задохина Н.В. Анализ мероприятий по контролю сформированных компетенций у обучающихся по образовательным программам высшего образования. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):253-6.

Департамент государственной политики в сфере высшего образования письмом от 15.02.2018 №№ 05-436 направил в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, «Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».

Между тем действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования не регламентирует реализацию внутренней независимой оценки качества образования с привлечением преимущественно внутренних ресурсов образовательной организации. Однако в апреле 2018 года

Минобрнауки РФ запланировал проведение мониторинга внедрения в деятельность образовательных организаций высшего образования механизмов внутренней независимой оценки качества образования.

Возникает вопрос, как образовательным организациям высшего образования в короткий срок отреагировать на методические рекомендации, которые носят рекомендательный характер?

Внутреннюю независимую оценку качества подготовки обучающихся образовательной организации рекомендуется осуществлять в рамках:

• промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);

• промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;

• промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ

и проектов, а также участия в проектной деятельности;

• проведения входного контроля уровня подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля);

• мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям);

• анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;

• проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);

• государственной итоговой аттестации обучающихся.

В данной статье рассматривается вопрос мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям), который до 2011 года носил название тестирования остаточных знаний студентов.

Как известно, в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения (ГОС ВПО), введенных в 2000 году, были введены требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, к условиям ее реализации и срокам ее освоения.

Основная образовательная программа (ООП) согласно ГОС ВПО предусматривала изучение студентом циклов дисциплин и государственную итоговую аттестацию. Для каждой дисциплины был определен минимум ее содержания. Поэтому, для оценки качества освоения ООП достаточно было иметь набор тестов по каждой дисциплине, по результатам выполнения которых эксперт Рособрнадзора делал вывод об уровне остаточных знаний студентов. На основе анализа результатов государственной итоговой аттестации можно было сделать вывод об уровне знаний, умений и навыков выпускника, так называемых ЗУНов.

В отличие от ГОС ВПО второго поколения, основой которых были достаточно определенные (стандартизованные) требования к освоению дисциплин, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО), введенные с 2011 года, базируются на компетентностном подходе, в соответствии с которым разрабатываются оценочные материалы (ОМ), обеспечивающие оценку уровня сформированности компетенций у обучающихся и выпускников.

Введение компетентностного подхода требует не только существенного пересмотра содержания образования, методов обучения, но и традиционных контрольно-оценочных процедур. В образовании, ориентированном на формирование практических умений и навыков обучающихся, особенно много зависит от того, сумеют ли образовательные организации создать адекватные компетентностному подходу системы контроля и оценки качества подготовки обучающихся. В рамках ФГОС объектами оценки (образовательными результатами) являются:

• знания;

• умения;

• общекультурные компетенции;

• общепрофессиональные компетенции;

• профессиональные компетенции;

• опыт практической деятельности.

Начиная с 2011 года все образовательное сообщество использует понятие «компетенция», однако, ни в одном нормативном документе Министерства образования и науки РФ, начиная с Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нет его определения применительно к системе образования. Приведем некоторые имеющиеся на настоящее время подходы к понятию «компетенция».

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. понятие «компетенция» рассматривается как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий, прав.

В толковом словаре под редакцией Ушакова Д.И. видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

Так же многие авторы, такие как Хуторской А.В., Зимняя И.А., Емельянова Ю.Н., Селев-ко Г.К., Кондурар М.В., Шишов С.В., Кальней В.И., Чошанов М.А. и др. в разных вариациях трактовали понятие «компетенция».

Таким образом, не имея на сегодняшний день единого понимания, что такое компетенции, преподавательское сообщество пытается формировать их у обучающихся и разговаривать на одном языке с инспекторами Рособрнадзора.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на обучающегося и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента. С этой точки зрения вместо акцента на ЗУНы преподаватель должен переключать внимание на:

• компетенции (как результате образования);

• образовательные технологии (как способ их формирования);

• оценочные материалы (как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования).

В представленной ниже табл. 1 представлены объекты оценки, на формирование которых должен быть направлен учебный процесс.

На наш взгляд, с помощью тестов возможно оценить только знания и, в отдельных случаях, умения обучающихся.

Таким образом, перед преподавателем возникает проблема разработки тестов, как одного из компонентов оценочных материалов для оценки уровня сформированности компетенции на различных этапах ее формирования. Материал статьи посвящен возможным путям решения этой проблемы.

Какие трудности возникают у преподавателя. Во-первых, как известно при разработке любого учебного плана идет формирование матрицы компетенций. Проблемы декомпозиции компетенции, когда за одной компетенцией закреплены несколько изучаемых дисциплин, были описаны в статье [2, с. 36—40]. Самый простой случай, когда за одной дисциплиной за-

креплена одна компетенция и дисциплина идет один семестр. Тогда формирование теста по компетенции совпадает с разработкой теста по материалам дисциплины. Но такой случай на практике бывает редко.

Рассмотрим фрагмент матрицы компетенций и пример этапов формирования компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), хотя в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» понятие этапа формирования компетенции исключено.

В данной статье предлагается создать схему формирования для каждой компетенции прежде, чем разрабатывать оценочные материалы. Исходным материалом для разработки схемы выступает матрица компетенций, которая прилагается к каждому учебному плану.

В табл. 2 представлен фрагмент схемы формирования компетенций по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата). Эта схема составлена на основе соответствующей матрицы компетенций, в которой компетенция ПК-24 закреплена за шестью дисциплинами, двумя практиками и государственной итоговой аттестацией (ГИА).

Из представленного фрагмента матрицы схемы формирования компетенций видно, что:

1) информацию о формировании тестов для каждого этапа освоения компетенции можно брать только из матрицы компетенций;

2) в четвертом семестре можно сформировать тесты по каждой дисциплине или комплексный тест по дисциплинам «Финансы» и «Деньги, кредит, банки»;

Таблица 1

Объекты оценки в высшем образовании

Объекты оценки Тип аттестации Задания

Квалификация, уровень квалификации Государственная итоговая аттестация ВКР, государственный экзамен

Практический опыт Промежуточная аттестация по практике Практическое задание, направленное на решение локальной профессиональной задачи

Умения Текущий контроль, промежуточная аттестация (практика) Тесты, задание, предполагающее решение типовых учебных, учебно-профессиональных задач

Знания Текущий контроль, промежуточная аттестация Тесты; задания на воспроизведение, понимание, анализ информации

Таблица 2

Схема формирования компетенций

Этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4

1 сем 2 сем 3 сем 4 сем 5 сем 6 сем 7 сем 8 сем

ПК-24 способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям

Финансы зач экз

Деньги, кредит, банки зач экз

Комплексный анализ хозяйственной деятельности зач экз

Производственная (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) зач. оц

Банковское дело зач экз

Международные финансы экз

Корпоративные финансы экз

Производственная (Преддипломная) (практика для выполнения ВКР) зач. оц

Защита ВКР, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты ГИА

3) в пятом семестре можно сформировать комплексный тест по дисциплинам «Финансы», «Деньги, кредит, банки» и «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» и т.д.

Отметим, что по результатам тестирования на каждом этапе можно судить о сформированности только какой-то части компетенции ПК-24, потому что обучающемуся необходимо пройти еще производственную (включая преддипломную) практику, а также государственную итоговую аттестацию (ГИА). И только государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) в своем протоколе о присвоении квалификации может судить об уровне освоения компетенций выпускника в целом.

Как известно, в программу государственной итоговой аттестации включаются все компетенции, обозначенные в основной профессиональной образовательной программе по выбранной специальности или направлению подготовки согласно ФГОС ВО. Поэтому, мероприятия по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям) будут проходить в течение всего периода обучения.

Исходя из вышеизложенного, на каждой кафедре необходимо будет разрабатывать комплект междисциплинарных тестов для каждого семестра. Поэтому, предлагается следующий алгоритм действий преподавателя:

1. Получить матрицу компетенций в учебном отделе (управлении).

2. Составить схему формирования компетенций по образцу, предлагаемому в табл. 2.

3. Сформировать тесты для каждого семестра при формировании компетенции, например ПК-24.

В заключение хотелось бы отметить, что, исходя из предлагаемой схемы формирования компетенций и алгоритма действий преподавателя, будет возможно разработать комплект оценочных материалов для любого этапа формирования каждой компетенции. Предполагается, что представленная схема формирования компетенций наглядно продемонстрирует проверяющим органам процедуру освоения и оценки компетенций обучающимся.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Мамасуев А.В., Сандрюкова Е.А. Проблемы создания фонда контрольно-оценочных средств компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2016. № 1.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». [Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2005/.

4. http://phorum.fgosvo.ru/viewtopic.php?p=2541.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.