Научная статья на тему 'Структура и значение системы оценки экономико-управленческих компетентностей в колледже'

Структура и значение системы оценки экономико-управленческих компетентностей в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / EVALUATION SYSTEM / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / MEASUREMENT AND CONTROL MATERIALS / КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / CONTROL EVALUATION TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешкина Анна Борисовна

В статье представлены основные современные подходы к системе оценивания результатов обучения по ФГОС СПО третьего поколения. Описывается содержание структуры фонда оценочных средств. Отражены задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации. Представлены требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешкина Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и значение системы оценки экономико-управленческих компетентностей в колледже»

Структура и значение системы оценки экономико-управленческих компетентностей в колледже Лепешкина А. Б.

Лепешкина Анна Борисовна /Lepeshkina Anna Borisovna - аспирант, кафедра психолого-педагогического образования, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: в статье представлены основные современные подходы к системе оценивания результатов обучения по ФГОС СПО третьего поколения. Описывается содержание структуры фонда оценочных средств. Отражены задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации. Представлены требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций. Abstract: the article presents the main modern approaches to the system of assessing learning outcomes for GEF ACT third generation. It describes the content structure of the fund evaluation tools. Problem current and boundary control, intermediate attestation is recorded. The requirements for assessment tools to check the formation of competencies are presented.

Ключевые слова: система оценивания, основная профессиональная образовательная программа, контрольно-измерительные материалы, контрольно оценочные средства. Keywords: evaluation system, basic professional educational programs, measurement and control materials, control evaluation tools.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 г. № 456, устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования [2, с. 41-58]:

1) личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

2) предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

3) метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Система оценки результатов освоения образовательных программ, по определению, может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися.

Система оценки результатов освоения образовательных программ предполагает использование как персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки [4, с. 112].

Система оценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и образовательным учреждением, системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений.

Обеспечение качества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя, так и внутренняя оценка должна строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования.

Главным условием успешности разработки является необходимость выражения требований в таких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительных толкований.

Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно -деятельностной форме, а также подобрать (разработать) их таксономию, включающую такие действия или деятельности, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить.

Обучающиеся имеют следующие права и обязанности (из требований ОПОП -основной профессиональной образовательной программы по специальности) [3, с. 42-44]:

1) при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

2) в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т. п.;

3) обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

4) обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

Требования к оценке качества освоения ОПОП [5, с. 87]:

1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

3. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

■ оценка уровня освоения дисциплин (КИМ - контрольно-измерительные материалы);

■ оценка компетенций обучающихся (КОС - контрольно оценочные средства).

КИМы -- это тесты, задания которые создаются и утверждаются предметными

комиссиями.

Основная особенность КИМов в том, что в них присутствуют задания открытого типа - с выбором ответа.

Задачи КИМов:

1) проверить уровень обученности студента по предмету на основе заданий разного уровня сложности. Эта сложность определяется не на глазок, а по законам математики;

2) считается, что на базовые вопросы могут ответить все, на трудные - очень немногие. В итоге результаты по неумолимым математическим законам «стекаются» к среднему результату;

3) каждый вариант должен содержать несколько десятков заданий, сформулированных в трех специальных формах.

Задания с выбором ответов - базовый уровень. Каждому из таких заданий прилагаются по три или четыре равнопривлекательных вариантов ответов. Обучающийся должен указать один, по его мнению, верный ответ из них. В заданиях такого типа теоретически возможно случайно угадать верный ответ. Такие задания считаются простыми и не должны представлять трудности для обучающихся.

Задания с кратким ответом, который должен быть кратко сформулирован и записан в бланке ответов в виде слова или числа. Угадать при этом верный ответ практически невозможно. Данный вид заданий считается трудным и не каждый обучающийся справится с ним. Задания носят сравнительный характер, требуют сопоставление данных, выстраивания логической последовательности события.

Задания с развернутым ответом - предлагают обучающемуся записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная контрольная работа, которая проверяется по эталону ответа. С данными заданиями могут справиться далеко не все обучающиеся, а лишь те, которые специально и стремятся написать его на максимальное количество баллов. Задания требуют аргументации, обоснования и рассуждения, анализа фактов и событий.

КИМы должны быть составлены в единой логике по всем дисциплинам и понятны студентам (корректность). КИМы могут быть тематические или итоговые. Текущие проверочные, самостоятельные, контрольные работы должны быть составлены по представленным формам. Оценочная шкала рассматривается и утверждается на заседания ПЦК (предметно-цикловой комиссии).

Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников необходимо подробно рассмотреть структуру контрольно-оценочного средства [1, с. 139].

Декомпозиция ОПОР (основных показателей оценки результата) до элементарных знаний и умений и элементов практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО путем кодирования, обозначающего логические связи: знание - умение -практический опыт - компетенция по следующей форме. Для паспорта КОС учебной дисциплины декомпозиция ОПОР представлена в таблице 1.

Таблица 1. Декомпозиция ОПОР до элементарных знаний и умений и элементов

практического опыта

Код и наименование основных показателей оценки результатов (ОПОР) Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Код и наименование элемента умений Код и наименование элемента знаний

У1...... З1.....

Следующим этапом является разделение ОПОР на две группы для «внутренней» и «внешней» систем оценки. В группе «внутренней» системы оценки выделяются ОПОРы, предназначенные для текущего контроля и промежуточной аттестации, а в

53

группе «внешней» системы оценки - для государственной (итоговой) аттестации.

Для паспорта КОС учебной дисциплины ОПОРы, предназначенные для текущего контроля и промежуточной аттестации, представлены в таблице 2.

Таблица 2. ОПОРы, предназначенные для текущего контроля и промежуточной аттестации

для паспорта КОС

Код и наименование элемента умений или знаний Виды аттестации

Текущий контроль Промежуточная аттестация

У1..... + +

У2..... +

З1...... + +

32 +

В соответствии с кодификатором оценочных средств оформляются содержательно-компетентностные матрицы оценочных средств отдельно для текущего контроля, контроля результатов учебной/производственной практики, промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций, в которых содержится информация по распределению типов и количества оценочных средств либо по элементам знаний и умений, либо по ОПОР в контексте содержания учебного материала [7, с. 307].

Для паспорта КОС учебной дисциплины (текущий контроль) макет содержательно-компетентностной матрицы представлен в таблице 3.

Таблица 3. Макет содержательно—компетентностной матрицы учебной дисциплины

(текущий контроль)

Содержание учебного материала по программе уд Код оценочного средства Количество оценочных средств по типам

31 32 У1 У2 31 У1 У2 п.п

2 3 4 5 6 7 8 9

Раздел 1. Тема 1.1 2 1

Раздел 1. Тема 1.2 9 1

Раздел 1. Тема 1.3. 8 1

Раздел 1. Тема 1.4 3 9 1 1

Раздел 1. Тема 1.5

Раздел п. Тема п.1

Всего 1 1 1 2

Оценочные средства распределяются на виды по их функциональной принадлежности по кодификатору оценочных средств (таблица 4).

Таблица 4. Распределение оценочных средств на виды по их функциональной принадлежности

по кодификатору оценочных средств

Тип оценочного Функциональная принадлежность оценочного Код оценочного средства

средства средства

1 2 3

Проектное задание Выполнение проекта (курсовой, исследовательский, обучающий, сервисный, социальный, творческий, рекламно-презентационный т. п.) 1

Реферативное задание выполнение реферата 2

Расчетное задание 3

Поисковое задание Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание, лабораторная работа, практические занятия 4

Аналитическое задание 5

Графическое задание 6

Задание на 7

программирование

Тест Тестирование, письменный экзамен 8

Экзаменационное задание Письменный/устный экзамен 9

Практическое задание Лабораторная работа, практические занятия, практический экзамен, учебная/производственная (преддипломная) практика 10

Ролевое задание Деловая игра 11

Исследовательское задание Исследовательская работа 12

Задание на ВКР дипломный проект Выпускная квалификационная работа СПО 13

Задание на ВКР дипломная работа Выпускная квалификационная работа СПО 14

Задание на ВКР

письменная Выпускная квалификационная работа НПО 15

экзаменационная работа

Задание на ВКР

выпускная практическая квалификационная работа Выпускная квалификационная работа НПО 16

Для паспорта КОС учебной дисциплины (промежуточная аттестация) макет содержательно-компетентностной матрицы представлен в таблице 5.

Таблица 5. Макет содержательно—компетентностной матрицы учебной дисциплины (промежуточная аттестация)

Содержание учебного материала по программе УД Код оценочного средства Количество оценочных средств по типам

З1 З2 ЗЗ У2 З1 У1 У2 п.п

3 8 9

Раздел 1. Тема 1.1 3 1

Раздел 1. Тема 1.2 9 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел 1. Тема 1.3 8 8 2

Раздел 1. Тема 1.4 3 9 1 1

Раздел 2. Тема 2.1 3 3 2

Раздел 2. Тема 2.2 8 1

8 1

Раздел п. Тема п. 1 9 1

Всего 4 4 3

Для определения структуры банка КОС оформляется таблица, в которой сводятся данные из содержательно-компетентностных матриц оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации (таблица 6).

Таблица 6. Сводные данные из содержательно-компетентностных матриц оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации

Код оценочного средства Тип оценочного средства Количество оценочных средств Ориентировочное время выполнения одного оценочного средства, час Общее время выполнения, час

1 Проектное задание № 1 3 3 9

2 Проектное задание № 2

3 Реферативное задание № 1 4 2 8

4 Реферативное задание № 2

П ромежуточная аттестация

8 | Тестирование 80 | 0,2 4

Всего

В таблице 6 проставляется ориентировочное время выполнения каждого оценочного средства и определяется общее время выполнения оценочных средств по текущему контролю и промежуточной аттестации.

Обязательным требованием является то, что количество вариантов каждого типа оценочного средства должно быть не менее 5 шт. Это позволит повысить достоверность результатов аттестации путем исключения несанкционированных действий со стороны аттестуемых [6, с. 204].

Следующим шагом является разработка оценочных средств. Допускается подбор и адаптация оценочных средств из числа имеющихся в образовательном учреждении или опубликованных в открытом доступе.

Решение комплексных контрольных заданий требует от аттестуемого выполнения сложных действий:

1) по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т. п. (анализ - литера А);

2) по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что -либо и т. п. (синтез - литера С);

3) по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т. п. (оценка - литера О).

В таблице 7 представлена классификация выполнения сложных действий аттестуемого.

Категория действий аттестуемого Литера категории действий Конкретизация объектов контроля по характеру действий аттестуемого Альтернативные глаголы дескрипторов задач/вопросов на выполнение аттестуемым контролируемых действий

1 2 3 4

Осознанное воспроизведение информации В простые действия по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т. п. с пониманием смысла изученного материала Определить, описать, выявить, обозначить, перечислить, подобрать (пару), назвать, кратко обрисовать, отобрать, изложить, различить, объяснить, расширить, обобщить, дать примеры, заключить, перефразировать, переписать

Применение информации П простые действия, характеризующие элементарные умения применять информацию для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов изменить, вычислить, продемонстрировать, узнать, манипулировать, видоизменить, действовать, подготовить, получить (какой-то результат), связать, показать, решить, использовать, превратить, защитить

Анализ А сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения разделять информацию на взаимозависимые части, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого Анализировать, изобразить, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать

Синтез С сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения интерпретировать результаты, осуществлять творческое преобразование информации из разных источников, создавать продукт, гипотезу, объяснение, решение и иную новую информацию, объясняющую явление или событие, предсказывающую что-либо и т. п. Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы

сложные действия

(деятельность),

характеризующие

комплексные умения, Оценить, сравнить, сделать

оценивать значение вывод, противопоставить,

объекта/явления для критиковать, проводить,

Оценка О конкретной цели, различать, объяснять,

определять и высказывать обосновывать, истолковывать,

суждение о целостности устанавливать связь,

идеи/метода/теории на подытоживать, поддерживать

основе проникновения в

суть явлений и их

сравнения

Простые контрольные задания в основном состоят из задач/вопросов типа В и П. Комплексные контрольные задания, как правило, состоят из задач и вопросов типов А, С и О.

В определенных случаях, когда знания и умения проверяются в комплексе, комплексные контрольные задания могут включать в себя задачи и вопросы типа В и П. При этом количество задач/вопросов типа А, С и О в них должно быть не менее 60%.

Общее количество задач/вопросов в контрольном задании рекомендуется определять не менее пяти.

Таким образом, развитие системы оценки качества образования способствует:

1) включению потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;

2) обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов;

3) формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;

4) создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях;

5) создание системы мониторинговых исследований качества образования;

6) формирование унифицированной системы статистики образования на основе международных стандартов.

Литература

1. Алексеева Л. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л. Ф. Алексеева. Томск, Изд-во «8ФТ», 2010. С. 139.

2. Ауров О. Не только Болонский процесс: субъективные заметки о высшем образовании России в эпоху деиндустриализации и «вертикали» / О. Ауров // Свободная мысль. Б.м., 2010. № 1 (1608). С. 41-58.

3. Бердашкевич А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование / А. П. Бердашкевич, Н. В. Тихомирова // Российское образование. Б.м., 2011. № 3. С. 42-44.

4. Звонников В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во «Логос», 2012. 280 с. С. 112.

5. Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. пособие / Н. Хужаев, П. З. Хашимов, Т. Т. Джураев, О. Б. Гимранова: Ташкент. Изд-во «Ташкентский Государственный Экономический Институт», 2009. 140 с. С. 87.

6. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для

58

студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика / Н. А. Морева. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432 с., С. 204. 7. Соколова И. Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие. / И. Ю. Соколова. Томск: Изд-во «Томского политехнического университета», 2011. 307 с.

Принципы организации групповой формы в системе профессионального обучения Николаенко А. В.

Николаенко Александр Викторович /Nikolaenko Alexandr Victorovich - соискатель, кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются примеры реализации групповой формы в системе профессионального обучения. Наибольший интерес вызывает работа малых групп. Одного обучающего слушают два и более обучаемых. Высокий уровень активности слушателей и возможность индивидуализированного подхода в обучении способствует популяризации групповой формы обучения при отработке задач однотипного характера.

Abstract: in the article the examples of realization of group form in the system of vocational training are considered. The largest interest is caused by work of small groups. One training is listened to two and more trained. High level of activity of students and opportunity of individualized approach in training promotes popularization of group form of training at optimization of tasks of the same type nature.

Ключевые слова: форма, групповая работа, система профессионального обучения, малая группа, индивидуализированный подход.

Keywords: form, group work, the system of vocational training, small group, individualized approach.

Исторические периоды бурного развития цивилизации неизменно сопровождались инновационными изменениями в образовательной деятельности. Конец XV - начало XVI веков ознаменовались открытием Колумбом Америки, поиском морского пути в Индию, кругосветными путешествиями. Подобные эпохальные события привели к росту знаний по обустройству мира и его культурных наследий. С наступлением «Нового времени» мануфактурное производство сменяет ремесленный труд, стимулируя рост всех сфер жизни общества. Стремительный всплеск знаний завершается изобретениями в области книгопечатания. Разработанный И. Гютенбергом печатный станок и внедрение технологии изготовления металлических печатных штампов спровоцировали рост издательской деятельности.

С конца XVI в. всё острее встаёт вопрос в интеллектуальном развитии общества, всё более явно проявляется дефицит учителей. Бурное развитие производства и необходимость обучения большой массы подрастающей молодёжи требовали внесения изменений в образование. Парная форма обучения уже не справлялась с нарастающей нагрузкой. В результате формируется новая концепция - групповое обучение.

Групповая форма подразумевает соответственно групповое общение. Одного обучающего слушают два и более обучаемых, причём в качестве первого в ходе занятий могут выступать «по очереди разные люди или же на протяжении длительного времени - один и тот же человек» [3, с. 35]. Количество слушателей может меняться, возрастать, падать, но никак не ниже трёх. Не вдаваясь в частности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.