Научная статья на тему 'Квалиметрия учебной деятельности обучающихся в Воронежском институте высоких технологий'

Квалиметрия учебной деятельности обучающихся в Воронежском институте высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / КВАЛИМЕТРИЯ / QUALIMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преображенский Ю.П., Головинова В.В., Любимов И.В.

В статье рассматриваются вопросы мониторинга знаний, навыков и умений обучающихся на примере системы качества Воронежского института высоких технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Преображенский Ю.П., Головинова В.В., Любимов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIMETRY OF LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS IN VORONEZH INSTITUTE OF HIGH TECHNOLOGIES

The article considers the issues of monitoring knowledge, skills and abilities of students on the example of the quality system of the Voronezh Institute of high technologies

Текст научной работы на тему «Квалиметрия учебной деятельности обучающихся в Воронежском институте высоких технологий»

УДК 378.026

КВАЛИМЕТРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОРОНЕЖСКОМ ИНСТИТУТЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ю.П. Преображенский, В.В. Головинова, И.В. Любимов

В статье рассматриваются вопросы мониторинга знаний, навыков и умений обучающихся на примере системы качества Воронежского института высоких технологий

Ключевые слова: образование, мониторинг, управление качеством, квалиметрия

В настоящее время в условиях смены парадигмы образования в сторону всеобъемлющего компетентностного подхода как никогда актуальна проблемы квалиметрии учебной деятельности обучающихся в аспектах мониторинга и измерения знаний, умений и навыков студентов для того, чтобы определить степень соответствия достигаемых ими результатов требованиям государства, общества и работодателей. Для обеспечения решения данной задачи в учебных заведениях любого уровня создаются и развиваются системы менеджмента качества, определяющие подходы к аудиту и контролю качества учебных достижений обучающихся и для регулирования проведения контрольно-аттестационных

мероприятий в ходе учебного процесса.

Исходя из опыта работы системы менеджмента качества в Воронежском институте высоких технологий, предлагаются следующие формы контроля качества учебных достижений студентов:

входное тестирование первокурсников (в соответствии с профильными дисциплинами ЕГЭ)

проверка остаточных знаний студентов (по итогам прошедшего академического года)

текущий контроль освоения дисциплины и соответствующих компетенций

независимые сертификационные испытания и

тесты

итоговое комплексное тестирование по окончании освоения образовательной программы

оценка качества выпускных

квалификационных работ.

Первичное входное тестирование проводится в течение первой недели начала освоения образовательной программы. За основу берутся контрольно-измерительные материалы,

используемые для проведения Единого государственного экзамена, набор дисциплин соответствует требуемым для поступления на конкретное направление подготовки. В качестве заданий могут предлагаться тесты закрытого и открытого типа, различные CASE-задания,

Преображенский Юрий Петрович - ВИВТ, канд.техн.наук, доцент,e-mail: it_pro@vivt.ru Головинова Виктория Вадимовна- ВИВТ, магистрант, e-mail:endrina13@yandex.ru

Любимов Игорь Владимирович - ВИВТ, аспирант, email: ilyubim@gmail. com

ориентированные на выявление готовности студента к освоению образовательной программы. Результаты данного испытания берутся за "точку отсчета" для траектории освоения компетенций по выбранной образовательной программы. Также по результатам обсуждения результатов входного тестирования на советах факультетов и заседаниях учебно-методического совета могут быть организованы дополнительные занятия для студентов-первокурсников, показавших

неудовлетворительные результаты. Тем самым вуз и решает проблему повышения успеваемости учебных групп, и улучшает общий уровень образованности в целом, и позволяет в определенной степени выровнять минимально необходимый входной уровень у своих студентов.

На следующем этапе - контроле остаточных знаний, руководители направлений подготовки получают информацию о степени усвоения основных профильных дисциплин, которые проводились у студентов в прошедшем академическом году. В зависимости от результатов могут корректироваться как учебно-методические материалы для студентов текущего года обучения, так и модель предлагаемых активно-интерактивных занятий с повышением доли необходимых компетенций, которые играют важную роль в формировании "фундамента" будущего

специалиста.

Текущий контроль освоения дисциплины и соответствующих компетенций реализуется путем проведения регулярного тестирования и ведения так называемой балльно-рейтинговой системы (БРС).

Ее основной целью системы является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебных дисциплин и единого подхода к организации процесса мониторинга уровня сформированности компетенций выпускника через балльные оценки и рейтинги. БРС обеспечивает повышение мотивации студентов к качественному освоению основной образовательной программы и стимулирует регулярную самостоятельную работу студентов, т.к. основана на подсчете баллов, «заработанных» студентом, за все виды учебной работы (посещение лекций, работа на практических, семинарских занятиях, выполнение лабораторных, контрольных работ, расчетно-графических, курсовых работ / проектов и т.д.).

Рубежный контроль (текущий,

промежуточный) успеваемости осуществляется в

срок, указанный в рабочей программе дисциплины и является механизмом, позволяющим осуществлять мониторинг этапов освоения компетенций. Разумеется, ведение балльно-рейтинговой системы увеличивает интенсивность труда преподавателей в связи с организацией персонального контроля знаний, подготовки заданий и другого методического обеспечения, однако данный вид работы для преподавателей входит в показатели премирования по итогам учебного семестра.

БРС дает возможность студенту четко и прозрачно понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятий, что исключает конфликтные ситуации при получении итоговых оценок; осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению материала на основе знания своей текущей оценки по каждой дисциплине и ее изменения из-за несвоевременного или неполного усвоения материала; своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии.

Для профессорско-преподавательского

состава БРС позволяет управлять процессом усвоения каждым студентом и учебной группой в целом изучаемого материала и отдельных компетенций в частности.а также обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной балльной системой и осуществлять мониторинг этапов освоения компетенций по дисциплине.

Наконец, в целом для администрации вуза это позволяет обеспечить объективность и прозрачность знаний, умений и навыков студентов, а также повысить конкурентность, состязательность студентов в процессе обучения.

Реализация балльно-рейтинговой системы Института направлена на выполнение следующих основных функций: мониторинговой,

контролирующей, воспитательной, стимулирующей и информационно-аналитической.

Целью мониторинговой функции балльно-рейтинговой оценки является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и изменениях уровня сформированности компетенций обучающихся в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы. При компетентностном подходе традиционные формы и методы мониторинга дополняются демонстрацией выполнения заданий.

Контролирующая функция БРС определяет обеспечение высокой степень дифференциации оценки учебной деятельности студента посредством оценки каждого его действия в течение семестра в баллах и определения итога текущей аттестации. Воспитательная функция БРС определяет поощрение студентов за ритмичную работу в семестре обеспечивает возможность получения семестровой оценки без сдачи экзаменов и зачетов. Стимулирующая функция БРС определяет

повышение объективности при решении вопросов о назначении государственной стипендии, выделении грантов для студентов, обучающихся по договорам, трудоустройстве выпускников, представлении к зачислению в магистратуру в случае достижения студентами высокого рейтинга. Наконец, информационно-аналитическая функция БРС определяет формирование рейтинга студентов группы, курса, факультета, а также за семестр, за учебный год, за время изучения дисциплины; рейтинг студентов группы, курса, факультета по всем дисциплинам или группам родственных дисциплинам за семестр, за учебный год, за время обучения позволяет информировать деканат о качестве текущей учебной работы студента.

Составление тестов, базирующихся на компетентностной модели позволит адекватно контролировать процесс освоения образовательной программы, предпринимать корректирующие мероприятия, направленные на повышение качества обучения в зависимости от необходимой траектории.

Замкнутая цикличная модель проведения аттестационных мероприятий приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Замкнутая модель проведения аттестационных мероприятий

Внешний вид тестовых заданий и аналитических материалов представлены на

рисунках 2 и 3.

Рис. 2. Пример тестового задания

0,9 0,8 Решаемость

0,7 0,6

0,4 0,3

0 2

1 23456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рис. 3. Аналитические материалы по итогам аттестации

Методика оценки выпускной

квалификационной работы включает следующие группы показателей:

1.Профессиональная оценка

1.1 Корректность формулировки задачи исследования и цели разработки

1.2 Оригинальность и новизна полученных результатов, научных, конструкторских и технологических решений, подходов к сервисным проблемам, туристических продуктов, совершенствования систем управления

1.3 Степень раскрытия темы ВКР

1.4 Степень самостоятельного и творческого участия студента в работе

1.5 Уровень и корректность использования в работе современных методов научных исследований, моделирования, расчетов

1.6 Степень комплексности работы, применение в ней знаний естественнонаучных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин

1.7 Степень значимости экономических результатов работы

2. Уровень справочно-информационного наполнения работы

2.1 Степень новизны использованной периодической литературы

2.2 Степень использования учебной литературы

2.3 Использование ресурсов сети Internet в списке использованных источников для ВКР

2.4 Наличие публикаций по теме ВКР, участие в конференциях и семинарах по тематике ВКР, награды за участие в конкурсах или олимпиадах в рамках специальности

3. Оформление работы

3.1 Качество оформления пояснительной записки (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество и количество иллюстраций, соответствие требованиям стандарта оформления этих материалов)

3.2 Объем и качество выполнения раздаточного/презентационного материала, его соответствие тексту РПЗ и стандартам оформления

3.3 Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения материала в РПЗ

4. Формальные критерии оценки

4.1 Оценка руководителя

4.2 Оценка рецензента

4.3 Уровень представления дипломного проекта, доклад студента

4.4 Уровень и полнота ответов дипломника на защите

Обоснованность полученных результатов, а также выводов и предложений, содержащихся в работе, определяется с позиций их соответствия известным научным положениям и фактам, корректности методики проведенного исследования и иных соображений.

Также членам государственной

экзаменационной комиссии предлагается заполнить лист оценки степени овладения общекультурными и профессиональными компетенциями с

использованием метода экспертных оценок по шкале от 0 "не освоена" до 5 "освоена в полном объеме".

Компетенция Формулировка компетенции Опенка* степени освоения комлетенции

11 1 2 3 4 ?

ОК-1 владеть культурой мышления, оыть спосооным к оооощению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-2 уметь логически верно, аргументировано иясно строить устную и письменную речь

ОК-Ю деятельности, применять методы математического анализа нмоделирования.

ПК-2 о сваивать методики использования прогр аммных средств для р ешения практических задач

ГПС-5 современные инструментальные средства и технологии программирования

ПК-7 готовить презентации, научно-технические отчетыпо результатамвьшолиеннон

Сумма - процентов из 100%

Рис. 4.Экспертный опросник для оценки степени освоения выпускников требуемых компетенций

Исходя из интересов потребителей, специалистов и самого вуза в сфере предоставления образовательных услуг, создание и функционирование описанной выше системы менеджмента качества имеет следующие цели:

1. достижение соответствия качества подготовки специалистов федеральных государственным требованиям (первый уровень качества);

2. достижение соответствия качества подготовки обучающихся текущим запросам работодателей (второй уровень качества);

3. достижение опережающего уровня качества подготовки обучающихся, соответствующего потенциальным запросам работодателей (третий уровень качества);

4. достижение оптимального соотношения «затраты - качество»;

5. достижение соответствия внутренним потребностям образовательного учреждения в саморазвитии и самосовершенствовании.

Первый уровень качества подготовки является минимальным, отвечающий интересам государства и самого вуза и оценивается с помощью пятибалльной системы оценки знаний. В данном случае оценки являются показателями соответствия качества знаний, умений и навыков, приобретенных выпускником в ходе обучения, установленным нормативам.

Второй и третий уровни подготовки выпускников оцениваются непосредственными потребителями специалистов - работодателями. Работодатель оценивает качество специалиста с

точки зрения «соответствия использованию», то есть соответствия степени его подготовки требованиям внутрифирменных должностных обязанностей и профессиональной среды. Поэтому первостепенное значение придается

профессиональной полезности специалиста, его профессиональным знаниям и навыкам. В качестве оценочных критериев могут использоваться качество и быстрота выполнения должностных обязанностей.

Третий, максимальный уровень качества подготовки оценивается с точки зрения соответствия выпускника скрытым потребностям работодателя. В данном случае учитываются быстрота адаптации выпускника к особенностям конкретного производства, возможность

«горизонтального» и «вертикального»

должностного передвижения, способность к восприятию и реализации новаторских идей, инициативный, творческий подход к профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получить информацию о соответствии качества подготовки выпускника требованиям второго и третьего уровней можно только путем установления обратной связи с работодателями на основе следующих показателей:

1. доля выпускников, работающих по специальности;

2. соответствие уровня теоретической и практической подготовленности выпускников выполняемым функциональным обязанностям;

3. продолжительность и сложность адаптации специалиста в производственной среде;

4. продвижение выпускника по служебной лестнице;

5. возможности дальнейшего профессионального роста и развития творческого потенциала;

6. стремление к повышению квалификации, получения специализации или дополнительного профессионального образования.

Исходя из анализа полученных данных о соответствии качества подготовки всех уровней требованиям рынка, можно корректировать основные направления и цели деятельности вуза в области качества, а также методы и инструменты их реализации

Литература

1 .Преображенский Ю.П. Цифровые

образовательные ресурсы - актуальное направление информатизации современного педагогического общества /Преображенский Ю.П., Ермолова В.В., Преображенская Н.С.// Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы 1ой межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: «Научная книга», 2014 - С.558-559

2.Преображенский Ю.П. Профессиональное самоопределение студентов вуза как осознанный выбор карьерной стратегии/ Преображенский Ю.П., Масаве К.Т., Мотунова Л.Н.// Наука и бизнес: пути развития - Тамбов, №4(22), 2013. - С.147-150

3. Преображенский Ю.П. Медиакомпетентность современного педагога /Преображенский Ю.П., Львович И.Я., Преображенская Н.С.// Среднее профессиональное образование - Москва, №12, 2013. -С.43-45

4. Преображенский Ю.П. Некоторые аспекты информатизации образовательных учреждений и развития медиакомпетентности преподавателей и руководителей /Преображенский Ю.П., Львович И.Я., Преображенская Н.С.// Вестник Воронежского государственного технического университета - Воронеж: ГОУВПО ВГТУ, 2013. - №5.2, Т.9 - С.134-136

5. Преображенский Ю.П. Информационные технологии мониторинго-рейтингового оценивания при управлении академической активностью /Преображенский Ю.П.,Львович И.Я., Фурсенко Р.Ю.// Перспективные исследования и разработки в области информационных технологий и связи: материалы Всерос. науч.-тех. конференции - Воронеж, 2012 - С.16

BopoHe^CKHHHHCTHTyTBbicoKHXTexHOflorHH

QUALIMETRY OF LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS IN VORONEZH INSTITUTE OF HIGH

TECHNOLOGIES

Yu.P. Preobrazhenskiy, V.V. Golovinova, I.V. Lyubimov

The article considers the issues of monitoring knowledge, skills and abilities of students on the example of the quality system of the Voronezh Institute of high technologies

Keywords: education, monitoring, quality management, qualimetry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.