Научная статья на тему 'Возможности использования креативных видов двигательной активности у школьников с умственной отсталостью'

Возможности использования креативных видов двигательной активности у школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КРЕАТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмин Илья Владимирович, Бушенёва Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются креативные виды двигательной активности и возможности их применения на занятиях лечебной физической культуры. На основе приведенных исследований авторы приходят к выводу, что применение методик, как в реабилитационном периоде, так и в повседневных занятиях позволяют корректировать первичные нарушения и вторичные отклонения в интеллектуальном развитии школьников и доказывают необходимость дифференцированного подхода в обучении детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмин Илья Владимирович, Бушенёва Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE USE OF CERTAIN MOTOR ACTIVITY IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article deals with creative types of motor activity and the possibility of their use in the classroom therapeutic physical culture. On the basis of these studies the authors conclude that the use of techniques as in the rehabilitation period, and in the daily activities allow you to adjust the primary and secondary violations deviations in intellectual development of students, and argue for a differentiated approach to the education of children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Возможности использования креативных видов двигательной активности у школьников с умственной отсталостью»

УДК 616

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются креативные виды двигательной активности и возможности их применения на занятиях лечебной физической культуры. На основе приведенных исследований авторы приходят к выводу, что применение методик, как в реабилитационном периоде, так и в повседневных занятиях позволяют корректировать первичные нарушения и вторичные отклонения в интеллектуальном развитии школьников и доказывают необходимость дифференцированного подхода в обучении детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: средства, познавательная активность, учебный процесс, креативная двигательная активность, адаптивная физическая культура, физическое воспитание, лечебная физическая культура, обучение, интеллект, физические качества, физическая подготовленность.

CREATIVE USE OF CERTAIN MOTOR ACTIVITY IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Annotation. The article deals with creative types of motor activity and the possibility of their use in the classroom therapeutic physical culture. On the basis of these studies the authors conclude that the use of techniques as in the rehabilitation period, and in the daily activities allow you to adjust the primary and secondary violations deviations in intellectual development of students, and argue for a differentiated approach to the education of children with intellectual disabilities.

Keywords: resources, cognitive activity, educational process, creative physical activity, adaptive physical education, physical training, physiotherapy, training, intellect, physical characteristics, physical qualification.

Применение эффективных средств социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста позволяет адаптировать их в социуме, корректировать их психическое здоровье, самооценку и т.д. Проблема поиска эффективных средств социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста как объект научного анализа активно разрабатывается в последние годы и приобретает черты универсальности, способствуя сближению исследований в области детской психопатологии, дефектологии, медицины, психологии, социологии, социальной педагогики и адаптивной физической культуры [2; 3; 5]. Активные физические упражнения, участие в спортивных соревнованиях по специальным олимпийским программам восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни [4; 6].

На сегодняшний день требует разрешения следующее противоречие, сложившееся в организации процесса социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста в регионе: между востребованностью эффективных средств социальной реабилитации и недостаточным использованием в образовательном и реабилитационном процессах потенциала физической культуры и спорта. Цель нашего исследования - познавательная деятельность школьников с легкой степенью умственной отсталости на занятиях лечебной физической культуры.

Совершенствование коммуникативной деятельности способствует активизации мыслительного процесса, приобщает учащихся к творческой деятельности, к адаптивному спорту, к эстетическим видам спорта и искусству (танцы в колясках, фигурное катание и др.), так называемым креативным телесно-ориентированным практикам [1; 7; 8].

В креативных видах двигательной активности акцент в процессе занятий делается не на раз-

И.В. Ерёмин И.С. Бушенёва

Ilya Eremin Irina Bushenjova

© Ерёмин И.В., Бушенёва И.С., 2014

Вестник Университета № 15, 2014

витие моторики занимающихся, а на формирование и развитие их личностных качеств - интеллекта, воображения, эмпатии и др. Основной целью видов двигательной активности на занятиях является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.), формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования, профилактика состояний фрустрации, депрессии, создание ощущения полноценной жизни [9; 10].

Результаты показателей физических способностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости показали, что в педагогическом эксперименте участвовали дети с относительно равным физическим развитием и равным уровнем двигательной подготовленности.

Подводя итоги, мы сделали следующие выводы.

1. Организация познавательной деятельности школьников с легкой степенью умственной отсталости на занятиях лечебной физической культуры опирается на три уровня развития: непосредственный интерес к новым фактам; интерес к познанию сущностных свойств предметов и явлений; интерес к причинно-следственным связям, установлению общих признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.

2. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью мы выявили следующие методы: метод формирования занятий; метод обучения двигательной деятельности; метод развития физических способностей; метод воспитания личности; метод организации взаимодействия педагога и занимающегося; метод регулирования психического состояния детей. В реабилитации умственно отсталых детей мы использовали две группы методов: реабилитационно-педагогический и спортивно-педагогический. Подобраны следующие приемы: одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения; рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп; рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его; письменное описание одного упражнения с последующим разбором и выполнением; по мере освоения выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.

3. Обобщая результаты четырех проведенных методик («Рассказ по сюжетной картинке», «Конструирование предметов», «Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии», «Классификация по самостоятельно выделенным признакам»), сделаны следующие выводы. Подтверждается необходимость для детей первой группы в усилении речевого контроля (ведение речевого отчета), включении в игровые и эмоциональные ситуации. Детям второй группы требуется более объемная помощь в коррекции их интеллектуальных трудностей, расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа предлагаемого задания, отработка речевой формулы программы, а затем ее совмещение с предметным действием. Примитивная структура высказываний на фоне крайне бедного словарного запаса указывают на необходимость логопедических занятий и занятий по развитию речи.

Практические рекомендации: требования должны быть посильны; умственно отсталым детям необходима помощь в выполнении тех или иных проблемных ситуаций, поручений, самостоятельного выполнения простейших физических упражнений; необходимо последовательно усложнять двигательные действия в меру развития детей.

Библиографический список

1. Бушенёва И.С., Ерёмин И.В. Роль и значение физических упражнений для сохранения здоровья человека // В мире научных открытий. - 2010. - № 6-3. - С. 313-316.

2. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социальное обеспечение. - 2005. - № 18.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

4. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособ. / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.

5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика-Пресс. - 2009. - 80 с.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособ. / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.

7. Русина О.В., Ерёмин И.В. Физическая культура как феномен общей культуры развития личности // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 5. - С. 156-157.

8. Сапронова З.В., Ерёмин И.В., Бушенёва И.С., Деньгова Л.Е. Роль адаптивной физической культуры в жизни инвалидов // В мире научных открытий. - 2010. - № 6-3. - С. 356-358.

9. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов / под ред. В.С. Дмитриева, А.В. Сахно. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. - Т. 1. - 272 с., Т. 2. - 292 с.

10. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. в 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.