Научная статья на тему 'Форма организации адаптивной физической культуры при работе с детьми умственной отсталости'

Форма организации адаптивной физической культуры при работе с детьми умственной отсталости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1670
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожина Евгения Александровна, Мамедова Лариса Викторовна

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности. В данной статье рассмотрены основные формы организации адаптивной физической культуры при работе с детьми умственной отсталости. Составлено календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Адаптивная физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожина Евгения Александровна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма организации адаптивной физической культуры при работе с детьми умственной отсталости»

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1 2 Рогожина Е.А. , Мамедова Л.В.

1Рогожина Евгения Александровна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри, учитель адаптивной физической культуры, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14,

п. Серебряный Бор;

2Мамедова Лариса Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри

Аннотация: анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

В данной статье рассмотрены основные формы организации адаптивной физической культуры при работе с детьми умственной отсталости. Составлено календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Адаптивная физическая культура».

Ключевые слова: дети, умственная отсталость, психическое недоразвитие, адаптивная физическая культура, физическое воспитание, двигательная активность, реабилитационный потенциал.

Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность, требующую затрат определенных мышечных усилий. В 1921 году на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были вопросы, посвященные физическому воспитанию таких детей. [2, с. 12-13]

Адаптированная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. [4, с. 4] В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности

детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью [1, с. 197].

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие - общественными и государственными организациями, третьи - родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые - самостоятельно.

Цель всех форм организации - расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание [3, с. 36].

В соответствии с теоретическими разработками в области адаптивной физической культуры и специальной педагогики нами было составлено тематическое планирование для интегрированного обучения адаптивной физической культуре детей 1 класса в МБОУ «СОШ № 14 п. Серебряный Бор» на 2017-2018 годы (таблица).

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование

№ Тема учебного материала Планируемые результаты

знания умения

1-2 Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса. Выполнение движений в усложненных условиях Следить за тонусом мускулатуры.

3-4 Упражнения на тонизацию и активную работу плечевого пояса. Выполнение движений в усложненных условиях Следить за тонусом мускулатуры.

5-6 Упражнения на согласованность рук и ног. Выполнение движений в усложненных условиях Подскок на двух ногах, с одновременным хлопком в ладоши.

7 Дыхательные упражнения Выполнение упражнений, после показа учителя. Дыхательные упражнения и релаксация

8-9 Упражнения на координацию Выполнение движений в усложненных условиях Упражнения на равновесие и меткость

1011 Упражнения на мышцы брюшного пресса Выполнение движений в усложненных условиях Упражнения на мышцы всех отделов брюшного пресса.

1213 Катание, бросание, ловля округлых предметов. Выполнение движений в усложненных условиях Ловить, бросать, прокатывать и выполнять задания учителя.

1415 Ползанье и лазанье, прыжки Выполнение движений в усложненных условиях Ориентироваться в пространстве.

1617 Подготовка к спортивным играм: «Стой! Стой прямо» Соблюдать правила игры. Выполнять команды учителя

1819 Игра с элементами: «Мы солдаты» Соблюдать правила игры. Выполнять команды учителя, ориентироваться по ходу игры.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с умственной - отсталостью через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физической культурой как образа жизни.

Программа адаптивной физической культуры может быть использована в общих и специальных образовательных учреждениях, педагогами в практической работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Гученко О.Г. Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью // Педагогика: традиции и инновации (материалы VI Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца,

2015. С. 196-198.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

3. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

4. Нисабулина Т.В., Новикова И.Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие. Сыктывкар: Коми республиканский институт развития образования,

2016. 61 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

12 Аминов И.Б. , Ходжаева Д.Ф.

1 Аминов Истам Барноевич - доцент;

2Ходжаева Дамира Фарходовна - ассистент, факультет прикладной математики и информатики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и эффективности использования электронных средств обучения при изучении математики в школе.

Ключевые слова: информационные технологии, электронные средства обучения, формы, методы, дидактические возможности и эффективности использования электронных средств обучения в учебном процессе.

УДК 681.3:378.1

В настоящее время вездесущее продвижение компьютерной техники и объединённых с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации общества в образовании. Важной проблемой современной науки считается обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным возможностям человечества. Самой важной задачей преподавателя в нынешнем образовании является проблема заинтересованности студента изучаемым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.