Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА LEARNING BREAKTHROUGH (BALAMETRICS) В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА LEARNING BREAKTHROUGH (BALAMETRICS) В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНР / дошкольный возраст / логопедия / нарушения устной речи / нейропсихология / мозжечковая стимуляция / балансировочный комплекс Learning Breakthrough (Balametrics) / коррекция / OHR / preschool age / speech therapy / speech disorders / neuropsychology / cerebellar stimulation / Learning Breakthrough (Balametrics) balancing complex / correction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маннанова Елена Анатольевна

В данной статье представлен теоретический обзор научной литературы по изучению возможностей применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе детьми дошкольного возраста. Автором рассмотрены вопросы подбора упражнений, доступных данной категории детей, а также оценка эффективности включения данных упражнений в занятия. Подробно рассматриваются структура дефекта у старших дошкольников с ОНР III уровня, роль межполушарного взаимодействия в психофизиологическом развитии ребёнка, а также принципы применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе с детьми. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что коммуникация полушарий выступает в качестве определенного инструмента. Именно она позволяет осуществить синтез обоих полушарий в комплексную, полноценно работающую структуру, на развитие которой оказывают влияние генетика и внешняя среда. Стимуляции мозжечка свойственно повышать уровень эффективности иных упражнений по коррекции психологического, логопедического либо дефектологического типа. При использовании балансировочного комплекса по программе одновременно стимулируется мозжечок и осуществляет проведение сенсорной интеграции, учитывая при этом ключевые принципы нейропсихологической деятельности для детей. Стимуляция мозжечка позволяет осуществлять как психологическую терапию, так и коррекцию. Стабильное и строгое повторение занятий программы «Balametrics» даст возможность осуществить улучшение синхронизации и межполушарной мозговой коммуникации, коммуникации структур кинестетики, зрения, тактильной сферы и вестибулярного аппарат. Это позволит улучшить эффективность мозговой деятельности, повысить уровень умений мыслительного и познавательного типа и устранить нарушения, относящиеся к обучению и аналитической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маннанова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents a theoretical review of the scientific literature on the study of the possibilities of using the balancing complex Learning Breakthrough (Balametrics) in correctional speech therapy work for preschool children. The author considers the selection of exercises available to this category of children, as well as evaluating the effectiveness of including these exercises in classes. The structure of the defect in older preschoolers with level III ONR, the role of hemispheric interaction in the psycho-physiological development of the child, as well as the principles of using the balancing complex Learning Breakthrough (Balametrics) in correctional speech therapy work with children are considered in detail. The analysis made it possible to draw conclusions that communication of the hemispheres acts as a certain tool. It is she who allows the synthesis of both hemispheres into a complex, fully functioning structure, the development of which is influenced by genetics and the external environment. Stimulation of the cerebellum proper.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА LEARNING BREAKTHROUGH (BALAMETRICS) В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

месяц (37%). Около половины опрошенных (48,7%) пользуются в данном приложении только готовыми модулями, в то время как 40,3% студентов когда-либо создавали собственные модули в данном приложении по различным предметам.

Ранжирование режимов работы показало, что 91,6% опрошенных чаще всего используют карточки, 51,3% -заучивание, 36,1% - тест, 14,3% - правописание, 11,8% - письмо. К наиболее эффективным режимам работы студенты относят карточки (87,4%), заучивание (47,9%), тест (27,7%), письмо (10,9%), правописание (14,3%).

К наиболее значимым преимуществам данного приложения студенты относят: простоту и удобство в использовании (74,8%), возможность многократного использования (71,4%), возможность создания собственного словаря / модуля (62,2%), большое количество различных форм работы (54,6%), экономию времени (49,6%), функцию озвучивания (47,9%), функцию перевода (47,9%), интерактивную форму (42,9%), игровые и соревновательные моменты (34,5%), возможность копирования готовых учебных материалов (28,6%).

Среди основных недостатков отмечаются следующие: невозможность использования данного приложения для изучения других аспектов языка (грамматики, аудирования, чтения и т.д.) (55,5%), ограниченность содержания модулей определенной тематикой (24,4%), невозможность употребления слов в контексте (28,6%), автоматическое распознавание ответов, полностью соответствующих заданным (31,9%).

Результаты проведенного исследования показывают, что использование данного приложения значительно облегчило процесс изучения иностранного языка (намного - 41,2%, немного - 40,3%, затрудняюсь ответить - 15,1%). Более половины респондентов (57,2%) отмечают, что их мотивация изучать английский язык при использовании данного приложения повысилась и они (58,8%) планируют использовать данную платформу в будущем.

Выводы. Таким образом, на наш взгляд программа-приложение «Quizlet» значительно облегчает изучение иностранного языка, позволяя студентам в короткие сроки запомнить и отработать нужный объем лексики, подстраиваясь под разные стили обучения, мышления и восприятия. Высокий результат обеспечивается тем, что представление каждого отдельного термина реализовывается во всех возможных формах: произнесение, написание, графическое изображение, перевод. Это приводит к увеличению объема знаний студентов, поддерживает мотивацию обучающихся, повышает эффективность процесса обучения и значительно сохраняет время преподавателя. Данное приложение зарекомендовало себя как эффективный сервис для изучения иностранного языка (ИЯ), в частности для пополнения профессионально ориентированного словаря будущих специалистов.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 53 с.

2. Бхандари, Р. Возможности приложения Quizlet при обучении лексике на уроках английского языка / Р. Бхандари // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации: материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (4 марта 2021 года) / под. общ. ред. Т.И. Зиновьева. - М.: Известия ИППО, 2021. - 331 с.

3. Валеева, Э.Э. Обучение профессиональной терминологии на занятиях по английскому языку / Э.Э. Валеева // Современные проблемы науки и образования. -2021. -№ 1. -URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=30445 (дата обращения: 16.05.2023)

4. Жегало, Т.И. Обучающая платформа Quizlet в преподавании профессионального иностранного языка / Т.И. Жегало // Сахаровские чтения 2018 года: Экологические проблемы XXI века. - Минск, 2018. - С. 137-138

5. Иванова, О.В. Использование сервиса Quizlet как средства формирования лексической компетенции студентов бакалавров, будущих учителей иностранного языка / О.В. Иванова // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе: сборник статей V Всероссийской (с международным участием) конференции. - Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т., 2016. - С. 292-297

6. Иванова, О.В. Использование интерактивных средств обучения в процессе развития языковой компетенции на уроке английского языка в школе / О.В. Иванова, Ю.И. Ахметшина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота.-2017. - № 8(74):в 2-х ч. - Ч. 1.-С. 178-181

7. Курбакова, М.А. Использование приложения Quizlet в обучении техническому английскому / М.А. Курбакова, A.A. Колесникова // Педагогическое образование в России. - 2019,- №8. - С. 103.

8. Лопатина, М.В. Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе / М.В. Лопатина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2019. - № 3(31).- С. 4-7

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук Маннанова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА LEARNING BREAKTHROUGH (BALAMETRICS) В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье представлен теоретический обзор научной литературы по изучению возможностей применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе детьми дошкольного возраста. Автором рассмотрены вопросы подбора упражнений, доступных данной категории детей, а также оценка эффективности включения данных упражнений в занятия. Подробно рассматриваются структура дефекта у старших дошкольников с ОНР III уровня, роль межполушарного взаимодействия в психофизиологическом развитии ребёнка, а также принципы применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе с детьми. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что коммуникация полушарий выступает в качестве определенного инструмента. Именно она позволяет осуществить синтез обоих полушарий в комплексную, полноценно работающую структуру, на развитие которой оказывают влияние генетика и внешняя среда. Стимуляции мозжечка свойственно повышать уровень эффективности иных упражнений по коррекции психологического, логопедического либо дефектологического типа. При использовании балансировочного комплекса по программе одновременно стимулируется мозжечок и осуществляет проведение сенсорной интеграции, учитывая при этом ключевые принципы нейропсихологической деятельности для детей. Стимуляция мозжечка позволяет осуществлять как психологическую терапию, так и коррекцию. Стабильное и строгое повторение занятий программы «Balametrics» даст

возможность осуществить улучшение синхронизации и межполушарной мозговой коммуникации, коммуникации структур кинестетики, зрения, тактильной сферы и вестибулярного аппарат. Это позволит улучшить эффективность мозговой деятельности, повысить уровень умений мыслительного и познавательного типа и устранить нарушения, относящиеся к обучению и аналитической деятельности.

Ключевые слова: ОНР, дошкольный возраст, логопедия, нарушения устной речи, нейропсихология, мозжечковая стимуляция, балансировочный комплекс Learning Breakthrough (Balametrics), коррекция.

Annotation. This article presents a theoretical review of the scientific literature on the study of the possibilities of using the balancing complex Learning Breakthrough (Balametrics) in correctional speech therapy work for preschool children. The author considers the selection of exercises available to this category of children, as well as evaluating the effectiveness of including these exercises in classes. The structure of the defect in older preschoolers with level III ONR, the role of hemispheric interaction in the psychophysiological development of the child, as well as the principles of using the balancing complex Learning Breakthrough (Balametrics) in correctional speech therapy work with children are considered in detail. The analysis made it possible to draw conclusions that communication of the hemispheres acts as a certain tool. It is she who allows the synthesis of both hemispheres into a complex, fully functioning structure, the development of which is influenced by genetics and the external environment. Stimulation of the cerebellum proper.

Key words: OHR, preschool age, speech therapy, speech disorders, neuropsychology, cerebellar stimulation, Learning Breakthrough (Balametrics) balancing complex, correction.

Введение. Увеличивается частота обращений логопедии к нейропсихологической сфере, а именно к вопросу коммуникации между полушариями (проблема изучается Т. Визель, Л. Выготским, А. Семенович, А. Лурия). Дифференциация межполушарного функционала позволяет осуществлять обеспечение того, как функции взаимно дополняют друг друга.

Процесс усиления коммуникации между полушариями находит свое объяснение в качестве ключевого компонента коррекционной деятельности детской нейропсихологии при разных проблемах в развитии. Ассиметричному строению мозговых полушарий свойственно давать возможность людям исполнять роль разумного существа и заниматься функционалом, отличающим его от иных существ (речевые навыки, наличие культуры, производственной деятельности и прочее). Межполушарная коммуникация и четкая деятельность полушарий непосредственным образом оказывает воздействие на физиологию и психологию личности, а также на его поведенческие параметры и уровень здоровья. Оба полушария занимаются выполнением собственного функционала в человеческой жизнедеятельности. Тем не менее, цельный образ окружающей среды личность может формировать лишь при стабильной коммуникации полушарий.

Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно ниже, чем среди их сверстников конца прошлого века: абсолютно здоровых детей всего 4,3 процента против 8,7 в конце 1990-х годов [3]. Нервно-психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития [1; 5].

Развитию коммуникации между полушариями у дошкольников свойственно дать возможность увеличения эффективности коррекционной и логопедической деятельности. Чтобы найти методики запуска и коррекционных процессов коммуникации между полушариями для повышения качества логопедической деятельности и коррекции, мы рассмотрим нестандартный способ, а именно стимуляция мозжечка с помощью комплекса для балансировки «Balametrics (LearningBreakthrough)».

Упражнениям двигательного типа, исполнение которых ведется с помощью такого комплекса, характерно увеличивать нервные связи в мозговой деятельности и производить активацию комплексного статуса эмоций, энергии и тонуса, а также балансировать коммуникацию нервных соединений.

Когда повышается активность применения каждого полушария и всего комплекса долей коры в головном мозге, это ведет к улучшению мыслительного функционала и облегчению коррекции, что дает возможность развивать речь детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Коммуникация между полушариями выступает оригинальной механикой синтеза работы обоих полушарий в общую структуру с цельной работой, на которую оказывает воздействие факторы генетики и окружающего мира. Межполушарная коммуникация активизируется посредством комиссур (спаечные волокна нервов). 3 комиссурных волокна осуществляют объединение обоих мозговых полушарий. Мозолистому телу свойственно выступать самой большой комиссурой.

Взаимодействие между полушариями начинает свое активное развитие еще внутри утробы матери и при первых годах жизни человека (по большей части, когда ребенок ползает и перекрестным методом переставляет конечности). Ввиду этого нужно не мешать ползать ребенку и не пересаживать его в какие-либо приспособления. Важно позволять малышу естественным образом осуществлять развитие полноценной деятельности обоих мозговых полушарий.

Развитие коммуникации между полушариями, в случае процесса человеческого онтогенеза, характеризуется несколькими уровнями, эволюция которых заключается в последовательной активации (применяя дальнейшую ассимиляцию) комплексов комиссурных волокон на различных ступенях и зрелого положения филогенетики для того, чтобы осуществлялась полноценная и комплексная работа психики.

Данная деятельность происходит перед латерализацией мозгового функционала, а также производится параллельным образом с латерализацией, соблюдая все условия, которые диктуют асинхрония и гетерохрония. Кроме того, данной деятельности свойственен периодический характер работы, а именно протекание, соблюдая законы развития универсального типа.

Конечный пункт этого процесса - интеграция между полуашриями на высшей ступени. Здесь мозговой деятельности обоих полушарий в качестве ключевой структуры свойственно производить подчинение латерализации мозгового функционала (как компонента данной структуры) [2].

Асимметрии мозгового функционала характерно выступать в качестве оригинального человеческого параметра, подтверждающего ключевую роль коммуникации между полушариями для того, чтобы на уровне мозга формировались уникальные методы адаптации личности.

Стагнации межполушарных функций и новейшему методу коммуникации между полушариями «Хомо Сапиенс» свойственна неразрывное взаимодействие с фактом революционного развития мозговых отделов лобной области. Деятельность таких отделов и выступает в роли истока и гаранта стабильной деятельности обоих полушарий. То есть, ключевая роль принадлежит обучению, которое нацелено на сохранение и развитие функций в передних отделов детского мозга, опережающих любые другие методы абилитации и коррекционной деятельности.

Для активации всех дальнейших уровней мозговой деятельности обоих полушарий необходимы ассимиляция и включение предыдущего уровня, начинающего работать в подчинение и продолжая подконтрольным образом осуществлять обеспечение собственных основных функций.

Начало формирование комиссур для мозговой совместной деятельности обоих полушарий, как считает Гешвинд, наблюдается в период от трех до пяти месяцев беременности и зависит от запуска структурных гормонов под названием тестостерон. Данное формирование является базой для мозговой латерализации функций и предпосылок в области нейробиологии конкретных наборов комиссур для исполнения интегрирующей межгемисферной функции. Комплексная работа полушарий позволяет адаптироваться детям к комплексу требований, предъявляемых при развитии. Это обстоятельство на эмбриональном генетическом уровне показывает направление нейробиологической области у асимметричного характера мозговой деятельности человека. Работа данного комплекса берет свой старт еще при рождении. Ребенок первый раз ощущает гравитационные силы и это выступает в качестве источника немедленного запуска образований стволового типа [11].

Существует 3 ключевых этапа коммуникации между полушариями в области онтогенеза.

1 уровень (от нахождения внутри утробы до возраста примерно трех лет) предполагает в качестве основных работу транскортикальной коммуникации на стволовом уровне, деятельность мозговых спаек в сфере гипоталамо-диэнцефального основания и деятельности, осуществляемую базальными ядрами. Первый мозговой комплекс функций характеризуется заложением базы для того, чтобы обеспечивались асимметрии в областях нейрофизиологии, нейрохимии и нейромогурального основания, которые являются фундаментом для того, чтобы соблюдался когнитивный, аффективный и соматический статус.

На данном уровне следует сказать о локализации ключевого фактора онтогенетики в виде импритиногового инструмента, выполняющего роль шаговых механизмов и ритмического механизма (выступающих как архетипы и заложенных на уровне генетики). Данный этап также характеризуется формированием предпосылок в области нейробиологии последующих «стилевых» поведенческих параметров человека в сфере психофизиологии, формированием «структуры» возможных способностей к адаптации ребенка в дихотомиях в виде: статики и ришидности (симультанности); ассиметричного состояния различных паттернов, таких как ритмологические, психосексуальные, аверсивные, агрессивные, субдоминантные, доминантные и прочие этологические, обеспечение которых осуществляют ассиемтрии электрохимического, гормонального и биохимического типа.

Церебральные структуры на данном этапе помогают осуществлять формирование сенсорной моторики оральных мануальных и оптооральных (вертикальных) и горизонтальных (коммуникации рук и ног, конвергенции глаз и прочего) связей реципрокного и синергетического типа.

По окончании нахождение внутри утробы и перед родами ребенку должна быть свойственна, прежде всего, готовность сенсорных болевых структур (ноцицептивных) ретикулярного типа. Обладает необходимой зрелостью для окружающей среды и набор рефлексов дыхания, сосания и прочих рефлексов витального типа.

Стволовую латерализованную активацию избирательного типа можно обозначить последним событием на данном уровне, как считает Кинсборн, проявляющуюся при адаптационном речевом уровне при возрасте от двух до трех лет.

Такая активации находит свое проявление в:

- увеличении силы воздействий восходящей активации на область левого полушария мозга в случае, когда ребенок занят выполнением задач вербального типа;

- обратном порядке действия соответствующей деятельности в области нейрофизиологии, которая нацелена на область правого полушария мозга.

Активация выступает в качестве фундамента и гаранта для того, чтобы закреплялись стабильные предпосылки латерализации функций речи и организовывались контролирующие локусы полушарий, что имеет значение на дальнейших уровнях развития ребенка.

2 уровню (3-8 лет) соответствует максимальная важность запуска структур комиссур межгиппокампального типа, имеющих ключевое значение при формировании интеграционных функций мотивации в полушариях когнитивного, межмодального и полисенсорного типа.

Данным областям в сфере филогенеза свойственно выступать в качестве центрального комиссурного образования мозга. Данные зоны стабилизируют и инициируют коммуникацию левой и правой гемисфер. В этом заключается функциональное отличие от комиссурных оснований на подкорковом уровне, которые, в первую очередь, направлены на динамику и вектор коммуникации полушарий.

Ключевой функцией коммуникации межгиппокампального типа можно назвать организацию между полушариями и сохранение баланса деятельности мнестического типа, которая является на данном этапе взросления ответственной за общий функционал онтогенеза.

Данный этап взросления характеризуется автоматизацией и закреплением каждой базовой ассиметрии между полушариями во втором мозговом блоке функций (на операциональном уровне). Происходит формирование доминантных состояний мозговых полушарий, следуя речевым процесса и рукам, осуществляется фиксация управления актуальной работой невербальных и вербальных признаков и функционала психологии посредством локуса правого полушария или левого полушария.

Сильное повышение числа детей с доминирующей левой рукой на сегодняшний день имеет связь с остановкой переучивания детей на работу правой рукой и с сильным увеличением количества детей, характеризующихся наличием дизонтогенеза структур комиссур.

3 уровню (7-15 лет) соответствует окончания формирования коммуникации между полушариями. Ключевая роль принадлежит набору взаимодействий транскаллозального типа. На уровне нейрофизиологии данное событие получает закрепление посредством того, что организовывается центральная механика с произвольным вниманием, называемая «волной Уолтера».

Мозолистому телу свойственно играть роль ключевогкомиссурного основания мозга, так как это комиссура осуществляет обеспечение связей в лобной области межфронтального типа, обуславливает порядок и стабильность работы прошлых уровней, осуществляет формирование деятельности психики обоих полушарий на ключевом адаптационном общественном этапе регуляции (регулирование с направлением на общество и культуру в третьем мозговом блоке функций) в личностных когнитивных стилях человека, выступает основным произвольным отражением своего «я» во внешней среде и через нее [6].

Коммуникация между полушариями на данном этапе позволяет закрепить приоритет функций в лобных отделах левого полушария мозга. Это дает возможность детям формировать различные поведенческие программные образы, заниматься постановкой четких целей и осуществлять их контроль, следуя стабильному изменению условий, происходящему в обществе и окружающей среде.

Уровню организации собственной регуляции произвольного типа свойственно сильно увеличивать границы изменчивости поведения. Это дает возможность на определенных временных промежутках применять таким программы, которым соответствует максимальная адекватность и гармоничность относительно соответствия собственного «я» и окружающего мира, а также меняющихся условий и адаптационных методик.

Этот этап транскортикального типа в качестве максимально молодого и созревающего позже всех (в условиях онтогенеза и филогенеза) выступает как самый уязвимый.

Необходимо заметить, что при всех девиациях организации нижних систем и посредством работы динамичных системных инструментов, данным высшим структурам функций будет свойственно развитие со стабильным обкрадыванием энергии.

Если постоянное обеспечение комплексной деятельности обоих полушарий на этапах базального типа не производится (имеет непосредственное отношение к сенсомоторному развитию детей в младенческом возрасте), то не является возможным и осуществление строгой активности функций на высших уровнях [10].

Методика с замещающим онтогенезом в виде коррекционной деятельности в нейропсихологии нацелена на организацию и развитие слабо развитого мозгового функционала вместе с улучшением коммуникации между полушариями.

Коррекционная деятельность в нейропсихологии в виде стимуляции мозжечка выступает методикой, представляемой особым набором упражнений, который дает возможность развития мозга и его участков, несущих ответственность за организацию функционала психики высшего уровня [4].

К признаками проблемной деятельности мозжечка и мозгового ствола можно отнести наличие проблем с координацией и балансом и неуклюжести. Данные нарушения зачастую присущи детям, у которых наблюдается задержка в развитии психики и речи, есть аутистические болезни (к примеру, в виде детского раннего аутизма, соответствующих состояний, синдрома Аспергера), проблемы со вниманием и поведенческими программами, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Стимуляция мозжечка ведет к нормализации деятельности мозжечка и мозгового ствола. Упражнения дают возможность как осуществить улучшение физиологических параметров человека, так и произвести улучшение пластичности мозга, преодоление незрелости функций. Все это дает возможность осуществить существенное продвижение в организации адаптационных умений и скорректировать проблемы поведения.

В человеческом мозжечке находится гораздо больше клеток нервов, чем в иных мозговых подразделениях, что имеет ключевое значение, когда идет развитие речи, эмоций и интеллекта.

Мозжечку свойственно выступать самым быстродействующим инструментов в области мозга. Мозжечок способен осуществлять быструю переработку всех данных, которые приходят из иных мозговых отделов и производить определение скорости всех мозговых процессов в совокупности.

Мозжечок содержит 80% всех нейронов в человеческом мозге и вносит заметный вклад в неявное обучение и прогностическую обработку в двигательной, сенсорной и когнитивной областях [14]. Кроме того, изменения в структуре и функции мозжечка могут способствовать атипичному развитию [13].

Улучшение мыслительных и познавательных умений есть возможность осуществить посредством строгого и постоянного повторения упражнений по равновесию. Такие занятия дают возможность развития синхронизации и полушарной коммуникации. Все это позволяет таким структурам, как зрительная, вестибулярная, кинестетическая и тактическая структуры осуществлять нормальную коммуникацию. Упражнения позволяют повысить уровень эффективности мозговой деятельности в целом и устранить нарушения, которые связаны с обучением и аналитической деятельностью [7].

Принципы применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе. Ф. Белгау осуществил создание программы для балансировки «Balametrics» еще в 20 веке. Данный комплекс подразумевает использование системной методики для того, чтобы решить проблемы. В данной программе одновременно стимулируется мозжечок и осуществляет проведение сенсорной интеграции, учитывая при этом ключевые принципы нейропсихологической деятельности для детей [12].

Вестибулярным мозговым структурам свойственно обладать важным значением во всех процессах, поскольку данные системы оказывают помощь координации как мелкой, так и крупной моторики. Кроме того, эти системы занимаются наладкой коммуникации всех органов ребенка и мозговых отделов, отвечающих за счет, чтение и письмо. Вестибулярному аппарату принадлежит роль основного мозгового компонента для связи. Методике Белгау присуща эффективности при исправлении проблем детей, начиная с возраста четырех лет. Упражнения подаются в виде игр и схожи с лечебной физической культурой, но более интересны и не стремятся вызывать отрицательные чувства при возможной неудаче. Этот комплекс упражнений обладает обширным спектром использование при исправлении разных проблем, дает возможность улучшить и стабилизировать развитие мозговой деятельности. Программе соответствует малое количество противопоказаний. Комплекс подразумевает проведение различных занятий с разным уровнем сложности и разными целями. Таким образом, осуществляются несколько этапов организации и совершенствования разных умений индивидуальным образом.

Стимуляции мозжечка свойственно повышать уровень эффективности иных упражнений по коррекции психологического, логопедического либо дефектологического типа.

Комплекс показаний для использования стимуляции мозжечка представляет из себя наличие:

1) отставания по темпам совершенствования функционала моторики (позднее начало хождения либо пропуск этапа с ползанием);

2) проблем с эмоциями (повышенного возбуждения и утомляемости, слабого контроля самого себя);

3) сложностей при акцентировании внимания, постоянного отвлечения;

4) сниженных показателей по вниманию и памяти;

5) проблем с поведением (импульсивного характера, постоянных и резких смен настроения);

6) проблем с координацией, наличия неуклюжести, неловких постоянных движений;

7) плохой успеваемости в школе, сложностей с уроками [2].

Стимуляция мозжечка имеет эффективность в случае диагнозов:

- СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности);

- ММД (минимальной дисфункции мозга);

- ЗРР (задержек с развитием речи различного уровня);

- ЗПР (задержки в развитии психики) и ЗПРР (задержек в развитии речи и психики);

- дизграфического и дислексического расстройства;

- проблем аутистического характера;

- заикания (логоневроза).

Упражнения для стимуляции мозжечка подразумевают применение доски для балансировки, мешочков с разным наполнением, мяча в виде маятника, планки с разделами по цветам, доски с обратной связью и стенда с наличием целей [12].

Ребенок встает на доску для балансировки и начинает производить выполнение разных действий (поворачивать туловище, перекидывать мешочки из руки в руку, отбивать мячик с помощью планки либо рук, кидать мячик и выполнять прочие действия).

До начала программы необходимо проконсультироваться со специалистом, которые произведет определение целей для коррекции и параметров в виде возрастных показателей, способностей признаков личности и прочего. После того, как специалист обработает всю информацию, он произведет разработку индивидуальной программы коррекционной деятельности, руководствуясь методикой Белгау.

На протяжении программы выполняются определенные упражнения с конкретным ритмом, используя мешочки с песком небольшого размера и мячики из резины. Сначала производятся несложные движения: все участники программы бросают мячи таким образом, чтобы он совершил отскок обратно и попал в руку. Далее задания усложняются - требуется кидать мяч одной рукой, а ловить его другой; далее, после того как участник поймал мяч, надо переложить его из одной руки в другую за спиной; далее в упражнении применяется второй мяч; далее самую сложную игры выполняют два ребенка. После этого они выполняют данные упражнения, применяя доску для балансировки.

Отличия данной программы заключаются в:

1) ритме, который должен быть естественным и комфортным для участника и давать возможность наиболее просто и легко осуществлять выполнение разных упражнений и сохранять его в памяти на мышечном уровне;

2) работе глаз и ориентировании в пространстве: за тридцать минут занятий необходимо производить перевод взгляда и смену фокуса до 1000 раз, используя 3 главные оси: от близкого до далекого, от нижнего до верхнего, от левого до правого;

3) коллективной работе: большей части занятий свойственна работа в парах или группах, а в таких упражнениях важно сотрудничество и синхронный характер выполнения, чему нужно обучаться всем детям;

4) ответственности: ребенок, овладевший элементом программы, осуществляет помощь другим участникам [2].

Выполняя упражнения из методики Белгау, есть возможность добиться таких итогов[4; 8]:

- улучшить внимание и концентрацию;

- повысить работоспособность и выносливость;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшить координацию зрения и моторики;

- развить воображение и восприятие в пространстве;

- повысить ловкость и скорость реакции, развить двигательные способности;

- развить каждый тип памяти (двигательная память, образы и представления, звуки, пространство, зрение);

- улучшить восприятие письма и чтение, автоматизировать данные навыки ввиду их роли в качестве базы для совершенствования своих речевых и письменных умений;

- улучшить способности к чтению механическим способом;

- развить интеллект;

- улучшить способность к логике и математике;

- научиться контролировать и планировать собственные действия;

- стабилизировать волю и эмоции;

- гармонизировать поведенческие параметры;

- изменить особенности личности.

В результате, можно сказать, что стимуляция мозжечка позволяет осуществлять как психологическую терапию, так и коррекцию.

На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений, и если подход грамотный, то и результативность окажется высокой [9].

Выводы. Исследование литературных источников дало возможность формулировки таких выводов:

1. Дети дошкольного старшего возраста с общим недоразвитием речи на третьем уровне характеризуются проблемами с развитием элементов интеллекта, речи и сенсорной сферы, что оказывает отрицательное воздействие на совершенствование личности детей в общем понимании.

2. Коммуникация полушарий выступает в качестве определенного инструмента синтеза обоих полушарий в комплексную, полноценно работающую структуру, на развитие которой оказывают влияние генетика и внешняя среда.

3. Стимуляции мозжечка свойственно производить нормализацию деятельности мозжечка и мозгового ствола и улучшать как физиологические параметры, так и пластичность мозга, а также преодолевать незрелый характера функций мозга и производить рывок при организации адаптационных и коррекционной деятельности относительно проблем поведения.

4. Стабильное и строгое повторение занятий программы «Balametrics» даст возможность осуществить улучшение синхронизации и межполушарной мозговой коммуникации, коммуникации структур кинестетики, зрения, тактильной сферы и вестибулярного аппарата, что позволит улучшить эффективность мозговой деятельности, повысить уровень умений мыслительного и познавательного типа и устранить нарушения, относящиеся к обучению и аналитической деятельности.

Литература:

1. Бутко, Г.А. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития / Г.А. Бутко, О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, № 3. - С. 6-15

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.

3. Гусейнова, А.А. Подготовка к школе детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве / А.А. Гусейнова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - № 4. - С. 30-35

4. Измайлова, А.Х. Возможности применения комплекса "Learning breakthrough kit" (balametrics) в коррекционно-развивающей работе с детьми: методическое пособие / А.Х. Измайлова, Н.В. Давыденко, Д.И. Скрипко. - Москва: УНИСБРВ, 2016. - 111с.

5. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство / И.Ю .Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова, В.В. Мануйлова. - Москва: Национальный книжный центр, 2018. - 112 с.

6. Литвинова, Г.В. Влияние латеральной организации на формирование речи у детей (монография) / Г.В. Литвинова. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. - 110 с.

7. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2018. - 768 с.

8. Методические рекомендации по применению игр и упражнений сенсорно-интеграционной коррекции дошкольников в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс]. - URL: https://stopautism.ru/ (дата обращения: 22.04.2023)

9. Помазкова, Н.А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н.А. Помазкова, О.В. Усманова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 8(35). - С. 54-61

10. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2018. - 319 с.

11. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2017. - 474 с.

12. Belgau, F. A Life in Balance. Discovery of a Learning Breakthrough / F. Belgau. - Parker CO, United States. -2010.-216 p.

13. Becker, Esther B.E., Stoodley, Catherine J. Chapter One - Autism Spectrum Disorder and the Cerebellum / Esther B.E. Becker, Catherine J. Stoodley / Genevieve Konopka, International Review of Neurobiology, Academic Press. - 2013,- Volume 113. -Pages 1-34

14. Zhao G, Walsh K, Long J, Gui W, Denisova К (2018) Reduced structural complexity of the right cerebellar cortex in male children with autism spectrum disorder. PLOS ONE 13(7): e0196964. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0196964

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Маняхина Валентина Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации образования, в частности, готовности к реализации смешанного обучения. В статье представлен анализ компетенций в области смешанного обучения, которые служат основой для формирования готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях смешанного обучения. С опорой на выделенные функциональные элементы готовности учителя к реализации смешанного обучения определено примерное содержание подготовки будущих учителей в области смешанного обучения.

Ключевые слова: педагогическое образование, готовность к смешанному обучению, цифровая трансформация образования.

Annotation. The article considers the problem of preparing future teachers to work in the conditions of digital transformation of education, in particular, readiness to implement blended learning. The article presents the analysis of competencies in the field of blended learning, which serve as a basis for the formation of future teachers' readiness for professional activity in the conditions of blended learning. Based on the identified functional elements of teacher readiness to implement blended learning, the approximate content of training future teachers in the field of blended learning is defined.

Key words: teacher education, readiness for blended learning, digital transformation of education.

Введение. Цифровая трансформация образования должна постепенно привести к изменению педагогической практики и смешанное обучение является одним из направлений трансформации современного образования. Несмотря на перспективы смешанного обучения в контексте достижения целей цифровой трансформации образования, его внедрение в школьный образовательный процесс вызывает целый ряд проблем, среди которых недостаточная готовность учителей к работе в условиях смешанного обучения.

Готовность учителя к применению смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования является важной состовляющей профессиональной готовности современного учителя. Как отмечает Н.С. Макарова, «чтобы осуществить цифровую трансформацию педагогического образования, важно на уровне концепции его развития описать требования к новым образовательным результатам, уточнить и переосмыслить профессиональные компетенции, которыми должен обладать педагог, работающий в цифровой школе» [10]. И концепция эта должна иметь опережающий характер, чтобы к моменту выпуска будущих педагогов из вуза, сформированные у них компетенции в области цифровых технологий, в частности, в области применения цифровых технологий для реализации смешанного обучения, были актуальны.

Изложение основного материала статьи. Будем рассматривать компетентность как обладание соответствующими компетенциями [5, 15], как личностно и интеллектуально обусловленное, мотивированное проявление компетенции в деятельности и поведении субъекта образовательного процесса [8], компетенции как перечень требований к образовательной подготовке [15], а теоретическую и практическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности как неотьемлимую часть профессиональной компетентности [8, 13, 14]. То есть, профессиональные компетенции служат основой для формирования готовности к профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, является необходимым условием доя проявления и дальнейшего развития профессиональной компетентности.

Понятие готовности предполагает многокомпонентный состав. Любую деятельность, в том числе профессиональную, можно рассматривать в соответствии с основными этапами этой деятельности: 1) потребность и постановка цели; 2) планирование (на основе знаний выбираются оптимальные операции и средства); 3) осуществление деятельности; 4) проверка результатов и их коррекция; 5) подведение итогов и оценка деятельности. Можно проследить, как эти этапы деятельности находят отражение в структуре многокомпонентного состава профессиональной готовности, предложенной рядом исследователей [6, 12]. Мы считаем, что структура готовности к реализации смешанного обучения с позиций теории деятельности должна включать следующие компоненты: 1) мотивационный (осознание необходимости и положительное эмоциональное отношение к применению смешанного обучения); 2) когнитивный (совокупность профессионально-педагогических знаний в области смешанного обучения, в том числе для организации учебной деятельности в цифровой среде); 3) деятельностно-технологический (практическая готовность к реализации смешанного обучения, в том числе готовность к работе в цифровой образовательной среде школы); 4) рефлексивно-оценочный (рефлексия собственной деятельности по применению смешанного обучения, оценка его эффективности, выявление затруднений и корректировка процесса смешанного обучения).

Однако, опираясь на этот подход к выделению значимых компонентов в структуре готовности учителя к реализации смешанного обучения, трудно определить, какие конкретно компетенции лежат в основе фомирования этой готовности и соответствующей компетентности. Чтобы выстроить систему подготовки будущего учителя к реализации смешанного обучения в школе и сформировать у него компетентность в области смешанного обучения и готовность к реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.