Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинезиология / коррекционная работа / коррекционные возможности / общее недоразвитие речи III уровня. / kinesiology / correctional work / correctional opportunities / general speech underdevelopment of the III level.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна, Балдина Юлия Владимировна

в данной статье раскрывается возможность использования кинезиологии в коррекционной работе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Обобщается теоретическая база использования кинезиологии на логопедических занятиях. Обосновывается мысль о целесообразности использования кинезиологии для высокой результативности коррекционно-логопедического процесса и построения коррекционного маршрута. Также раскрыты особенности моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна, Балдина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF KINESIOLOGY IN WORK WITH CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT LEVEL III

this article reveals the possibility of using kinesiology in correctional work in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of the III level. The theoretical basis for the use of kinesiology in speech therapy classes is summarized. The idea of the expediency of using kinesiology for high efficiency of the correctional speech therapy process and building a corrective route is substantiated. The features of motor skills in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of the III level are also disclosed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

УРОВНЯ Васильева В.С.1, Балдина Ю.В.2

1Васильева Виктория Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Балдина Юлия Владимировна - магистрант, кафедра «Специальной педагогики психологии и предметных методик», Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»,

г. Челябинск

Аннотация: в данной статье раскрывается возможность использования кинезиологии в коррекционной работе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Обобщается теоретическая база использования кинезиологии на логопедических занятиях. Обосновывается мысль о целесообразности использования кинезиологии для высокой результативности коррекционно-логопедического процесса и построения коррекционного маршрута. Также раскрыты особенности моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня. Ключевые слова: кинезиология, коррекционная работа, коррекционные возможности, общее недоразвитие речи IIIуровня.

THE USE OF KINESIOLOGY IN WORK WITH CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT LEVEL III

Vasilyeva V.S.1, Baldina Yu.V.2

1Vasilyeva Victoria Sergeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 2Baldina Yulia Vladimirovna, undergraduate, DEPARTMENT OF SPECIAL PEDAGOGY OF PSYCHOLOGY AND SUBJECT METHODS, SOUTH URAL STATE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY, CHELYABINSK

Abstract: this article reveals the possibility of using kinesiology in correctional work in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of the III level. The theoretical basis for the use of kinesiology in speech therapy classes is summarized. The idea of the expediency of using kinesiology for high efficiency of the correctional speech therapy process and building a corrective route is substantiated. The features of motor skills in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of the III level are also disclosed.

Key words: kinesiology, correctional work, correctional opportunities, general speech underdevelopment of the III level.

УДК 376

В последнее время, все чаще стали встречаться отклонения в речевом развитии детей и их число, и тяжесть только увеличивается с каждым годом. У детей, имеющих нарушения в речевом развитии не редко встречаются нарушения развития моторной сферы.

Изучение состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста представлено в работах многих исследователей: Г.А. Волковой, О.Е. Грибовой, Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломахи, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной и др. [2]

Как правило причины таких отклонений сопряжены с незрелостью определенных зон головного мозга, либо их дисфункциями. Страдает не только звукопроизношение, но и нарушается механизм понимания речи, а также координация артикуляторного аппарата.

В возникновении речевых нарушений нейрофизиологи и кинезиологи ведущую роль отводят нарушениям функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. выделяя таким образом «координационную неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции, при этом своевременно проведенная коррекционная работа помогает развивать соответствующие психические функции. Формирование межполушарного взаимодействия занимает ведущее место в коррекционной работе [9].

Для того, чтобы ребенок мог достаточно успешно осваивать образовательную программу, и в целом гармонично развивался необходимо, чтобы вовремя было сформировано полноценное межполушарное взаимодействие. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для этого периодом в жизни ребенка [9].

В группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляют детей с общим недоразвитием речи далее ОНР. [4].

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику [3].

В настоящее время дошкольники с ОНР III уровня составляют одну из многочисленных групп детей с нарушениями развития.

Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется недостатками всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.

Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности [4].

Ряд авторов отмечают у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи недостаточность и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова) [4].

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с третьим уровнем ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Дети с третьим уровнем ОНР быстро устают, затрудняются в выборе продуктивной тактики, они малоактивны, инициативы в общении, как правило, не проявляют.

Как показывают исследования Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевниковой, у дошкольников с третьим уровнем ОНР имеются нарушения в общении, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения со взрослыми и детьми ситуационно-деловая, что не соответствует возрастной норме [5].

Помимо речевых нарушений, у детей с общим недоразвитием речи III уровня, отмечаются специфические особенности двигательной сферы. При данной категории двигательные умения детей характеризуются нескладностью, слабой координированностью, излишней медлительностью, а иногда и наоборот, резкими порывами, что является основной причиной, которая затрудняет освоение наипростейших, жизненно важных умений и навыков самообслуживания. Эти дети, выйдя из младенческого периода, длительное время не могут овладеть столовыми приборами, разливая содержимое кружки, не донося до рта. Они отстают от нормально развивающихся сверстников в точном повторении двигательного поручения по пространственно - временным характеристикам, искажают последовательность элементов действия, пропускают его важные составные части.

Детям с ОНР III уровня свойственно наиболее резкое отставание моторики, выраженной в недоразвитии тонких движений пальцев рук.

А.Л. Сиротюк указывает на тот факт, что у большей части детей с ОНР пальцы малоподвижны, а их двигательная активность неточна или не согласована. Недостаточность мелкой (ручной) моторики, слабая координированность кистей и пальцев рук выражается в полном отсутствии или частичной несформированности навыков самообслуживания [7].

Данные нарушения обнаруживаются в недоразвитии моторики; совершаемые движения, детьми данной категории, обычно имеют стремительный, порывистый, беспокойный, многочисленный характер. Совместно с этими показателями отмечается медлительность и нескладность двигательных процессов, недостаточность четкости, соразмерности и очередности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.

Исходя из данных диссертации Л. Н. Славиной-Бурниной, следует, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня имеет место диспропорциональность двигательных функций во всех компонентах и различных параметров каждого из них. В большей мере проявляются затруднения в удержании равновесия, что выражается в общем напряжении, дети сходят с места и помогают себе руками, балансируя ими [8].

Во время ходьбы, при поворотах, проявляется рассогласованность в работе ног и рук в сочетании с неправильной осанкой. Во время переключения движений, проявляется зажатость, нечеткость движений, неточность двигательных актов и несоблюдение их количества и порядка. У детей с общим недоразвитием речи III уровня проявляется повышенная моторная истощаемость в виде снижения темпа,

нечеткости, смешанности движений под конец занятия. В артикуляционном аппарате и лицевых мышцах проявляются синкинезии, дополняющие картину, нарушения формирования тонкой моторики пальцев рук и кистей.

Процессы формирования моторных и речевых навыков у детей с ОНР проходят довольно сложно и соответственно требуют от педагога применения в коррекционно-педагогической работе не только традиционных технологий работы, но и инновационных технологий [7].

Опираясь на данные ученых, можно сделать вывод о том, что развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи.

Важным условием для успешного развития и обучения ребенка является полноценное развитие в дошкольном возрасте межполушарного взаимодействия, которое можно успешно развить при помощи кинезиологических техник. Данная методика, позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта [10].

Это достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, но уже достаточно плотно вошедшее в коррекционный арсенал логопедии [10].

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин возникновения нарушений речи является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями [9].

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции.

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов целесообразно начинать с развития движений пальцев и тела, вся развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Важным условием для успешного развития и обучения ребенка является полноценное развитие в дошкольном возрасте межполушарного взаимодействия, которое можно успешно развить при помощи кинезиологических техник. Данная методика, позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга [9].

В литературе последних лет описаны приемы работы с детьми с задержкой речевого развития, с моторной алалией и заиканием, авторы которых убеждены в том, что тренировка тонких движений пальцев является важнейшим стимулом для общего развития ребенка и для развития речи, в том числе. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, улучшают работу мозга.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование кинезиологии в логопедической работе с каждым годом набирает обороты, при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III, использование кинезиологических упражнений и техник способствует устранению дефекта речи.

Список литературы/References

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки

движений пальцев рук // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного англ. совещ. по проблемам высшей

нервной деятельности, 1977.

2. Васильева В.С., Гущина Е.Г.Исследование особенностей состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. - № 6 (36). - М., Изд. «Интернаука», 2020. - 164 с.

3. Васильева В.С., Абрамовских А.А. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 2-3 апреля 2014 г. в 2 частях / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Часть 1 - Ульяновск, 2014 - 530 с.

4. Васильева В.С. Работа в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие / В.С. Васильева, Л.М. Исрафилова, И.Ю. Федорова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. - 95 с.

5. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ.ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 256 с.

6. Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 335 с.

7. Сиротюк А Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. - М: АРКТИ, 2010 - 60с.

8. Славина-Бурнина Л.Н. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Л.Н. Славина-Бурнина. - Ростов н/Д, 2006. - 23 с.

9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков / Г. Е. Шанина. - М., ВНИИФК, 1999. - 111 с.

10. Энока Р.М. Основы кинезиологии / Р. М. Энока. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.