НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПО СРЕДСТВАМ КИНЕЗИОЛОГИИ Балдина Ю.В.1, Васильева В.С.2
1Балдина Юлия Владимировна - магистрант;
2Васильева Виктория Сергеевна - декан, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, факультет инклюзивного и коррекционного образования, Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет, г. Челябинск.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы важности изучения моторики у детей с нарушениями речи, представлены результаты исследования особенностей развития моторики детей с ОНР III уровня. На основании исследования определены основные направления коррекционно-развивающей деятельности по формированию моторных функций у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами кинезиологии.
Ключевые слова: кинезиология, ОНР III уровня, моторика, моторные функции.
В настоящее время неуклонно растет число детей с речевыми патологиями, проблемы которых в речевом развитии связаны с недостаточностью сформированности моторной сферы. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных педагогов (дефектологов, логопедов, психологов) становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи [2].
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально-ориентированного подхода к решению проблем развития детей с нарушениями речи, является организация занятий с элементами кинезиологии.
В литературе последних лет описаны приемы работы с детьми с общим недоразвитие речи. Авторы убеждены в том, что тренировка с помощью кинезиологических упражнений является важнейшим стимулом развития ребенка и в частности развития речи [3].
В первую очередь это связано с тем, что движения детей с ОНР часто отличается неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений, испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Исходя из данных диссертации Л.Н. Славиной-Бурниной, следует, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня имеет место диспропорциональность двигательных функций во всех компонентах и различных параметров каждого из них. В большей мере проявляются затруднения в удержании равновесия, что выражается в общем напряжении, дети сходят с места и помогают себе руками, балансируя ими [6].
Во время ходьбы, при поворотах, проявляется рассогласованность в работе ног и рук в сочетании с неправильной осанкой. Во время переключения движений, проявляется зажатость, нечеткость движений, неточность двигательных актов и несоблюдение их количества и порядка. У детей с общим недоразвитием речи III уровня проявляется повышенная моторная истощаемость в виде снижения темпа, нечеткости, смешанности движений под конец занятия. В артикуляционном аппарате и лицевых мышцах проявляются синкинезии, дополняющие картину, нарушения формирования тонкой моторики пальцев рук и кистей [5].
Важность изучения моторных функций у детей с нарушениями речи связана тем, что речь тесно связана с определенным уровнем развития моторики (М. Аксенова, В.М. Бехтерев М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, Л.В. Фомина и др.).
Исследованию моторики у детей с общим недоразвитием речи посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, Ю.В. Герасименко, В.А. Киселевой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, М.А. Поваляевой, А.В. Семенович и др.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многим исследователями, такими, как М. М. Кольцова, И. П. Павлов, Л. Ф. Фомина, и др.
Свидетельства о присутствии расстройств двигательной сферы в структуре нарушений речи встречаются в трудах многих зарубежных и отечественных авторов, таких как Г.А, Волкова, А.Г. Ипполитова, М.М. Кольцова, Г.В. Чиркина, и др.
При изучении моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы использовали нейропсихологическое исследование движений и действий, авторами которых являются Ж.М Глозман, А.Ю. Потанина, с применением тестов из Луриевской батареи.
Согласно сформулированной нами цели исследования, гипотезе и задачам, мы провели диагностику нарушений двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, на базе МБОУ Детский сад 458 г. Челябинска. В исследовании было задействовано 10 детей.
Результаты исследования показали, что в пробе на реципрокную координацию двое детей (Ирина и Диана) показали при выполнении замедленное вхождение в задание, у одного ребенка (Вера) наблюдалось неполное сжимание ладони. У четверых детей (Алина, Матвей, Злата, Михаил) при воспроизведении задания движения были замедленными, напряженными, сопровождались отставание одной руки, тогда как еще у троих (Максим, Юля, Вероника) наблюдалось поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку.
В пробе на динамический праксис (Злата) при воспроизведении движений допустила ошибки с самокоррекцией, а (Ирина и Юля) множественные ошибки с частичной коррекцией при интенсивной помощи исследователя. Другие дети (Максим, Алина, Матвей, Вероника, Михаил, Диана, Вера) выполнили пробу только с помощью педагога.
В пробе на праксис позы пальцев (кинестетический праксис) у одного ребенка (Вероника) наблюдались 2 персеверации, пятеро детей (Алина, Юля, Матвей, Злата, Диана) при выполнении заданий совершали множественные ошибки с частичной коррекцией при интенсивной помощи педагога. Остальные дети выполнили пробу только с помощью педагога.
Проба на условные реакции выбора шесть детей (Юлия, Матвей, Злата, Михаил, Диана, Вера) выполнили с единичными импульсивными реакциями при ломке стереотипа с возможностью самокоррекции. У четверых детей (Ирина, Максим, Алина, вероника) наблюдалась выраженная эхопраксия с коррекцией только после указания на ошибку.
Проба на воспроизведение ритмических структур показала невозможность воспроизведения у двоих детей (Матвей, Вероника), четверо детей выполнили безошибочно (Ирина, Алина, Злата, Михаил), еще трое детей (Юля, Диана, Вера) допустили лишние импульсы с самокоррекцией.
Анализ проведенного исследования показал, что у детей экспериментальной группы состояние моторной сферы развито недостаточно.
При выполнении двигательных проб у детей экспериментальной группы отмечалось:
- неточное выполнение проб;
- нарушенная последовательность;
- трудности удержания двигательной программы;
- трудности пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения (в динамическом праксисе, праксисе позы, рисунке);
- трудности при переключении с одного движения на другое;
- кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы;
- трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность);
- большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
У детей с ОНР III уровня наблюдается нарушение как кинетических процессов, так и кинестетической организации движений.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, проведенное практическое исследование сформированности моторных функций у старших дошкольников с ОНР позволили говорить о необходимости проведения специально организованной коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций в структуре преодоления общего недоразвития речи, которая бы учитывала:
- Систематичность, структурированность проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию моторных функций.
- Когнитивные и речевые особенности старших дошкольников с ОНР;
- Особенности формирования моторных функций.
Мы определили основные направления коррекционно-развивающей деятельности по формированию моторных функций у старших дошкольников с ОНР:
1. Развитие общей моторики.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Развитие мимической моторики.
Коррекционная работа будет реализована средствами кинезиологии.
Средствами кинезиологии являются комплексы упражнений.
Применительно к нашему исследованию будут задействованы упражнения на дыхание, растяжки, упражнения для совершенствования координации движений глаз, развития зрительного восприятия, для артикуляции или лицевой группы мышц и упражнения на развитие мелкой моторики.
В качестве основного инструмента при использовании средства кинезиологии для формирования моторных функций, учитывая направления работы, мы решили использовать бизиборд панели.
Основная цель работы с бизиборд-панелями - формирование моторных функций, осуществление неразрывной связи речевой деятельности и моторных функций посредством игр.
Отличие данного инновационного продукта в том, что он может использоваться в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях по развитию не только мелкой моторики рук, когнитивных процессов, тактильных ощущений, но и по формированию всех направлений моторных функций и развитию всех сторон речи. А так же, бизиборд-панели можно использовать по лексическим темам, они структурируют и облегчат работу учителя-логопеда в условиях коррекционно-развивающего процесса в дошкольной образовательной организации.
В структуру логопедического занятия будут входить:
1. Организационный момент: во время него логопед настраивает ребенка/детей на занятие, создает положительный, эмоциональный настрой. Это может быть: сказочный персонаж, проблемная картинка, загадка.
2. Объявление темы занятия: показ бизиборд-панели.
3. Развитие артикуляционной и мимической моторики: выполнение артикуляционных упражнений глядя в зеркало, а так же игра с куклой Эммой (эмоцией).
4. Развитие мелкой, общей моторики, оптико-пространственных функций, причинно-следственных связей, сенсорного восприятия, логики: (уборка в доме, проговаривая свои действия).
5. Подведение итогов занятия: на этом этапе логопед проводит рефлексию.
С помощью развивающей панели одновременно решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи: Коррекционно-образовательные:
- уточнять, обогащать, активизировать словарь;
- формировать грамматически правильный строй речи и связную речь;
- учить применять навыки звуко-слогового анализа и синтеза, словообразования, составления предложений, цепных текстов;
- формировать устойчивый навык самоконтроля за правильным звукопроизношением;
- активизировать непроизвольное внимание и формировать произвольное внимание,
- тренировать в распределении и переключении внимания;
- формировать зрительное, слуховое и осязательное восприятие;
- тренировать вербальную и моторную память;
- формировать эмоционально-волевую сферу: учить выдержке, адекватно оценивать свои и чужие действия, соблюдать правила игры;
Коррекционно-развивающие:
- развивать и совершенствовать мелкую, общую, артикуляционную, мимическую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- корригировать звукопроизношение;
- развивать просодические компоненты речи;
- развивать монологическую и диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, обучению;
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать прилежание и трудолюбие.
Использование бизиборд-панели во время коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи позволит:
- Оптимизировать работу учителя-логопеда, то есть за ограниченное «Программой» количество занятий эффективно решать весь комплекс дидактических задач;
- Реализовать эффективную работу по формированию моторных функций по всем направлениям;
- Повысить для детей естественную двигательную и игровую активность;
- Эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи;
- Разнообразить виды деятельности на логопедических занятиях;
- Побуждать детей к общению;
- Повысить эмоциональный климат на занятии.
Список литературы:
1. Архипов Б.А. Комплексная методика психомоторной коррекции. М.: Инфра-М, 1998. 219 с.
2. Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. 156 с.
3. Васильева В.С., Ибрагимова А.С. Актуальные вопросы развития коммуникативной компетенции подростков с ограниченными возможностями здоровья: IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2017». Москва, 2017.
4. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: второе издание / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. 316 с.
5. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. С. 67-85.
6. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. М: АРКТИ, 2010. 60 с.
7. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.
8. Чиркина Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.