При назывании предмета по описанию действия с ним у дошкольников контрольной группы остались те же ошибки, что и на констатирующем этапе. Самые распространенные из них - это вербальные замены, незнание некоторых групп предметов, и как следствие - не использование их в экспрессивной речи. В экспериментальной группе большинство испытуемых успешно справились с заданием: высокий уровень показали 10 (48%), средний - 8 (38%), низкий - 3 (14%) испытуемых. В контрольной группе высокий уровень показали 8 (38%), средний - 10 (48%), низкий - 3 (14%) детей.
Исследование понимания малознакомых слов показало более высокие результаты дошкольников экспериментальной группы: высокий уровень выявлен у 7 (33%), средний - у 8 (38%), низкий уровень показали 6 (29%) испытуемых. В контрольной группе высокий уровень показали 3 (14%), средний - 8 (38%), низкий уровень выявлен у 10 (48%) испытуемых. После проведения занятий по специальной программе дошкольники экспериментальной группы значительно расширили свой активный словарь, смогли правильно объяснить значение ранее не известных им слов. У детей, не участвовавших в формирующем эксперименте, было выявлено незнание значения большинства малознакомых слов, многочисленные вербальные замены и парафазии.
Выводы. Таким образом, полученные результаты показали, что составленная нами программа по развитию предметной лексики у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования весьма эффективна. Использование наглядных моделей, знаковой символики, графической аналогии дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, существенно облегчает процесс перехода от наглядно-действенного к образному мышлению, развивает словесно-логическое мышление. В целом, работа с моделями является многовариативным, творческим процессом, содержащим большой развивающий потенциал. Применение метода наглядного моделирования повышает интерес дошкольников с ОНР к занятиям и позволяет добиться значительных результатов в коррекции предметной лексики. Кроме того, использование данного метода активизирует мышление, помогает концентрации внимания, развивает память, логику, воображение. Дети намного успешнее овладевают приемами обобщения, сравнения и классификации.
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/931
2. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
3. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008. - 135 с.
4. Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. - М.: Просвещение, - 2013. - 178 с.
6. Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи / Моторина Н.Н // Логопед. - 2016. - №3.
7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009.
8. Свиридова Д.В., Медведева Е.Ю. Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №.63 (3). C. 146-149.
9. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. -М.: ГНОМ и Д. - 2005. - 136 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. // М.: Директмедиа Паблишинг, 2011. - 362с.
Педагогика
УДК: 378.2
магистрант Голованова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ МОТОРНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические предпосылки использования кинезиологических техник в развитии моторной сферы детей с общим недоразвитием речи в коррекционной работе учителя-логопеда. Приводятся результаты констатирующего эксперимента и результаты формирующего эксперимента по развитию моторной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с нормативным развитием. Дается оценка эффективности коррекционной работе с применением кинезиологических техник.
Ключевые слова: моторная сфера, кинезиологические техники, движение, дети с общим недоразвитием речи, праксис, коррекция.
Annotation. The article discusses the theoretical prerequisites for the use of kinesiological techniques in the development of the motor sphere of children with general speech underdevelopment in the correctional work of a speech therapist. The results of a stating experiment and the results of a formative experiment on the development of the motor sphere of preschool children with general speech underdevelopment and with normative development are presented. Evaluation of the effectiveness of correctional work using kinesiology techniques is given.
Keywords: motor sphere, kinesiology techniques, movement, children with general speech underdevelopment, praxis, correction.
Введение. Дошкольный возраст - это время открытий: себя, семьи, окружающего мира. В этот важный период для формирования личности ребенка ему необходимо установить различные связи как с миром природы, так и миром людей. Ведущим фактором в социализации ребенка выступает речь, правильная, понятная и красивая. Ведь чем легче ребенку высказать свою мысль, чем речь содержательнее и полноценнее, тем легче ему вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми людьми. Правильная речь один из наиболее важных показателей готовности ребенка к обучению в школе, поэтому необходимо заботиться о правильном формировании речи и вовремя заметить и исправить все нарушения. Кроме этого речь является необходимым условием произвольных форм всех остальных высших психических функций [1, 2, 5, 6].
В последнее время, все чаще стали встречаться отклонения в речевом развитии детей и их число, и тяжесть только увеличивается с каждым годом. Нарушение речи зачастую не является единственной патологией в развитии ребенка, а все чаще сочетается с различными видами нарушений. Так у детей, имеющих нарушения в речевом развитии не редко встречаются нарушения развития моторной сферы.
В процессе роста и формирования ребенка первыми начинают развиваться тонкие движения пальцев рук, ещё В.М. Бехтерев писал, что движения рук тесно связаны с речью и её развитием.
В своих исследованиях ученые Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцова, Е.И. Исенина подтвердили связь между пальцевой и речевой моторики, и утверждают, что уровень развития речи у ребенка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук [5].
На современном этапе развития науки ученые и практики отмечают, что у старших дошкольников с нарушениями речи в большинстве своем отмечаются проблемы с координацией движений, у многих грубо нарушена общая моторика, снижена скорость и ловкость выполняемых движений, затруднена ориентация в пространстве. У детей дошкольного возраста часто регистрируется недостаточная координация кистей рук, пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Все это определяет очевидную связь между отставанием в речевом и в физическом развитии детей [7, 8].
Указанная связь носит двусторонний характер. С одной стороны, чем выше двигательная активность ребенка, тем качественнее развивается его речь, с другой - недостаточная речевая деятельность провоцирует недоразвитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сфер. Так, у детей с общим недоразвитием речи отмечается неустойчивость внимания, снижение работоспособности и продуктивности запоминания - при относительно сохранной смысловой, логической памяти, у них недостаточно развита вербальная память. При этом, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии словестно - логического мышления и без специальной помощи с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения [3, 4, 7].
Современный учитель-логопед имеет в своем арсенале не мало средств и методов воздействия, направленных на коррекцию как речевых, так и моторных нарушений, ведь отсутствие хорошо развитой тонкой двигательной координации пальцев рук так же значительно усложняет процесс овладения письмом, а соответственно и другими учебными навыками, что в свою очередь приводит к проблемам успешного освоения программы обучения.
И.П. Павлов писал о том, что тактильные ощущения несут дополнительную энергию в двигательную часть речевого центра. Именно близкое соседство речевой области коры головного мозга с двигательной, позволило ученым предположить, что именно активная работа над развитием и тренировкой тонкой моторикой рук будет способствовать активизации развития речи, а, следовательно, коррекционную работу необходимо организовывать в соответствии с онтогенетическим принципом - от движений пальцев рук и тела к речи, от движения к мысли.
Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время неуклонно растет число детей с речевыми патологиями, проблемы которых в речевом развитии связаны с недостатками сформированности моторной сферы.
Опираясь на теорию Н.А. Берштейна о том, что речь - это сложный двигательный акт, организованный на различных уровнях головного мозга, как и любой вид праксиса и другие произвольные движения, можем предположить, что воздействуя на моторную сферу детей с общим недоразвитием речи (ОНР) применяя кинезиологические техники, мы сможем воздействовать не только на общую моторику, но и на органы артикуляционного аппарата [3].
Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада г. Богородска Нижегородской области в группах компенсирующей направленности. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет. В выборку вошли 20 детей с нормативным развитием и 20 детей с ОНР III уровня.
Методы. Проведено два эксперимента: констатирующий и формирующий.
С помощью констатирующего эксперимента была проведена оценка состояния моторной сферы у детей с нормативным развитием и с общим недоразвитием речи. Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования в качестве диагностического инструментария была выбрана методика Е.Ф Архиповой [2].
В ходе анализа полученных данных у детей с ОНР был выявлен недостаточный уровень сформированности моторной сферы. Об этом свидетельствуют низкий уровень развития общей произвольной моторики, только 19 % обследуемых детей с ОНР выполнили пробы правильно.
Обследование пространственной организации движений выявило, что 63% детей, имеющих ОНР несмотря на старания выполнить все задания правильно не смогли, допускали ошибки, которые не всегда замечали и самостоятельно исправляли.
Кинестетическая основа движений рук, так же является информативным маркером формирования моторной сферы детей. При исследовании данного показателя 6% детей с ОНР справились с пробами без ошибок, но темп работы был достаточно низкий, 79% дошкольников с заданиями справлялись с ошибками, часто отмечались синкинезии.
Кинестетическая организация движений отражает не только сформированность моторной сферы, но и достаточную зрелость лобных долей коры больших полушарий головного мозга. При проведении исследования кинестетической организации движений дети из групп компенсирующей направленности
справлялись с заданиями испытывая большие затруднения, только 7% детей выполнили движения правильно, но темп выполнения упражнений был снижен, у 77% дошкольников выполнение заданий сопровождались сопутствующими движениями.
При обследовании кинетической основы движений рук 10% детей с ОНР не смогли выполнить диагностическое упражнение, только 17% с заданием справились, при этом демонстрировали низкий уровень переключения движений.
Обследование зрительно-моторной координации движений у детей с ОНР показало, что данный вид координации движений у них значительно слабее чем у детей с нормой речевого развития, 27% детей с ОНР не справились с графической пробой. Отдельно исследовалось состояние артикуляционной и мимической моторики как у детей с ОНР, так и имеющих норму речевого развития. В процессе проведения исследования данного вида моторики были получены следующие результаты: 34% детей с ОНР выполняли предложенные упражнения с напряжением и демонстрировали быструю истощаемость.
Формирующий эксперимент был направлен на поэтапное формирование и развитие моторной сферы детей 6-7 лет с ОНР. Для оценки эффективности коррекционно-развивающей методики приводилось сравнение результатов первичной диагностики с данными повторного исследования моторной сферы детей по окончании курса обучения.
Базовым методическим приемом формирующего эксперимента по развитию моторной сферы у детей стал метод кинезиологии. Развитие моторной сферы детей с ОНР проводилось в определенной поэтапной последовательности: дыхательные упражнения - направленные на улучшение и нормализацию ритма всего организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля; тренировка тонких движений пальцев, осуществляющаяся в двух направлениях: развитие кинетического компонента мелкой моторики и развитие реципрокной формы движений; глазодвигательные упражнения; растяжки, нормализующие мышечный тонус.
В ходе реализации экспериментальной коррекционной программы с использованием кинезиологических техник в работе с детьми использовались данные приемы и методы как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях, активно к работе привлекались родители воспитанников, для них проводились открытые занятия, консультации и мастер-классы.
Коррекционно-развивающие кинезиологические техники были включены в различные направления работы и осуществлялась посредствам игр, игровых упражнений и заданий, театрализованной деятельности.
Работа над развитием мелкой моторики и координацией движений осуществлялась посредствам имитации движений - вращения карандаша пальцами, упражнение «Открути и закрути винтики и болты», «Покорми цыплят», «Ручной футбол», «Сожми и разожми кулак», захват мяча, «Здравствуйте пальчики», «Послушай, постучи».
Работа с пуговицами мозаиками, пазлами и бусами включала следующие упражнения: «Подбери пуговицы по цвету, форме и величине», «Собери узор» (нанизывание пуговиц, шариков, бус на леску), «Застегни и расстегни», выкладывание рисунка пуговицами, «Пришей пуговицу», составить целый рисунок из частей. В коррекционной работе использовались шнурки, ленты, полоски бумаги и ткани. Детям предлагались упражнения на завязывание и развязывание шнурков, продевание шнурка с левой и правой сторон, плетение ковриков как из бумаги, так и ткани, а также лент; получение контура предмета продеванием шнура в отверстия, плетение косичек из ткани и на кукольном манекене.
Работа с карандашом проводилась двумя руками одновременно и поочередно и включала следующие упражнения:
• штриховка,
• дорисовывание,
• обведи по контуру,
• продолжи узор,
• работа на листах в клетку.
На индивидуальных занятиях детям так же была предложена работа с кинезиотренажером «Межполушарные доски» работа на котором выполняется двумя руками одновременно.
Развитие тонко координированных движений рук достигалось за счет предметной деятельности: лепки, рисования, работы с ножницами, рисованием по трафаретам, конструированию, и комплекса упражнений на развитие мелкой моторики руки.
Упражнения с использование кинезиологических мячиков направлены на развитие ловкости, точности движений и ритмичности, способствуют развитию координации движений, ориентировке в пространстве.
Освоение ориентировки в своем теле и пространственное восприятие отрабатывалось на таких заданиях, как подними свою главную руку, а за тем другую, покажи правую бровь, подними левое колено. При освоении этих манипуляций задания усложнялись: закрой левой рукой правый глаз, дотронься правой рукой до левого уха, по хлопку поменяй руки.
Для формирования навыков концентрации, переключения действий и зрительного внимания проводились такие упражнения как, проследи за прямой, ломаной и кривой линиями, лабиринты, занятия с использование «Межполушарных досок».
В процессе коррекционной работы важна взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуре и психолога. При этом все названные специалисты в своей деятельности применяли кинезиологические средства: инструктор по физической культуре - как основное содержание занятий, воспитатель и учитель-логопед - как содержание физкультминуток и физкульт-пауз, психолог - как сопутствующее средство психокоррекции.
Особым коррекционным потенциалом, на наш взгляд, обладают физкультминутки, в их содержании использовались кинезиологические комплексные упражнения, выполнение которых производились детьми как индивидуально, так и в парах.
Данная форма может использоваться на общих, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых воспитателем, логопедом или совместно двумя специалистами.
По результатам коррекционно-развивающей работы был проведен контрольный эксперимент, позволяющий сделать выводы об эффективности применяемой методики.
Явные изменения в исследовании общего моторного профиля были обнаружены у детей с ОНР III уровня экспериментальной группы. Так, значимая положительная динамика выявлена в состоянии
пространственной организации движений, 33% детей, выполнили пробы без ошибок (на входном контроле с пробами без ошибок из экспериментальной группы никто из детей не справился).
Исследование кинестетической основы движений рук так же продемонстрировало положительную динамику развития моторики среди детей экспериментальной группы, при входном контроле данного показателя лишь 6% детей справились с пробами без ошибок, при этом темп работы был достаточно низкий, в результате контрольного тестирования 30 % детей продемонстрировали высокий уровень переключения и темпа движений.
При проведении контрольного исследования кинестетической организации движений 40% детей из экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень сформированности, против 7% на входном этапе эксперимента.
При обследовании кинетической основы движений рук 33% испытуемых показали высокий уровень, в то время как на входном контроле лишь 17% с заданием справились без ошибок.
Исследование состояния артикуляционной и мимической моторики также показало положительную динамику в развитии кинетического орального праксиса, 40% детей из экспериментальной группы показали высокий уровень, 49% испытуемых продемонстрировали высокий уровень динамической координации артикуляционных движений. При исследовании мимической мускулатуры у 60% детей, входящих в экспериментальную группу, имеется нормальный мышечный тонус.
Выводы. Таким образом, наличие зарегистрированной положительной динамики в развитии моторной сферы детей общим недоразвитием речи, позволяют сделать вывод об эффективности предложенной коррекционно-развивающей программы для развития моторной стороны речи для этих категорий детей. Также можно говорить о том, что кинетическая и кинестетическая организация действий является необходимым звеном при переходе от осуществления отдельных моторных операций (например, выполнение статических и динамических упражнений) к общей речевой активности, о чем свидетельствует наличие положительной динамики в диагностике динамической координации артикуляционных движений в экспериментальной группе. Можно предположить, что развитие этого компонента оказывает влияние на формирование речевой функции и становление речемыслительной деятельности, причем как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей с нормативным развитием. Наиболее важным, онтогенетическим этапом в формировании и развитии способности к речевому развитию является старший дошкольный и младший школьный возраст. Именно для этих групп в первую очередь может быть рекомендована разработанная автором программа.
Системное применение комплексов кинезиологических упражнений стимулирует межполушарное взаимодействие и синхронизирует их работу. Положительно влияет на физическое здоровье, в частности снижает утомляемость. Способствует усилению самоконтроля, что не может не способствовать коррекции недостатков речевого развития.
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/931
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель,2010. 254 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. С. 373-392.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь |Гекст| / Л.С. Выготский. - Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999.
5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.122с.
6. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - С. 67-68; 92.
7. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. - М: АРКТИ, 2010 - 60с.
8. Яночкина П.С. Медведева Е.Ю. Использование двигательных техник в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста: нейропсихологический аспект Перспективы науки и образования 2018. № 2 (32). С. 152-155.
Педагогика
УДК 379.85
доктор педагогических наук, доцент Горбачева Диана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Спирина Ирина Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
РАЗРАБОТКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье раскрываются возможности использования экскурсионного туризма военно -исторической направленности в патриотическом воспитании молодежи. Сочетание в профессиональном туристском образования навыков проектирования и экскурсоведения, практико-ориентированного образования.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, военно - исторический туризм, патриотический туризм, проектирование, разработка экскурсионного продукта, проведение экскурсии, выездные "Уроки истории".
Annotation. The article reveals the possibilities of using excursion tourism of a military-historical orientation in the patriotic education of youth. The combination of design and tour management skills and practice-oriented education in professional tourism education.
Keywords: patriotic education, civil-patriotic education of youth, military-historical tourism, patriotic tourism, designing, development of excursion product, conducting excursions, visiting "History Lessons".