УДК 372.46:37.037-053«465.00/.06»
ББК Ч410.241.3+Ч410.005.5 ГСНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.01
Рябова Екатерина Ивановна,
магистрант, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected].
Терентьев Алексей Евгеньевич,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института физической культуры, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическое развитие; речевое развитие; общее недоразвитие речи; предикативная лексика.
АННОТАЦИЯ. В рамках данной статьи рассматривается вопрос о взаимосвязи моторной и речевой сфер у детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Для обоснования выдвинутого предположения была отобрана и проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования, в том числе и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», обоснован интерес к данному вопросу, сформулированы выводы. Для обоснования предположения о взаимосвязи речевой и моторной сфер дошкольников был проведен, описан и проанализирован эксперимент, направленный на диагностику уровня сформированное™ речи и моторной сферы у детей с «нормальным» речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи. В ходе эксперимента были отмечены трудности в выполнении как речевых заданий, так и в выполнении физических упражнений. На основании проведенного эксперимента предполагается работа по развитию речи детей, а именно предикативной лексики, с помощью средств физического развития. Это позволит не только развить основные физические качества ребенка, но и опосредованно влиять на формирование лексического строя речи детей, что будет способствовать развитию речи детей в целом, а значит, формированию и развитию коммуникативных качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации дошкольника.
Ryabova Ekaterina Ivanovna,
Master's Degree Student, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Terentiev Aleksey Yevgenievich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of the Institute of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CORRELATION BETWEEN PHYSICAL AND SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
KEYWORDS: physical development; speech development; general underdevelopment of speech; predicative lexicon.
ABSTRACT. In the framework of this article the authors discuss the relationship between motor and speech areas in senior preschool children learning in conditions of inclusive education. To substantiate the suggested idea the authors select and analyze scientific and methods literature on the topic of research, including the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and the Federal State Educational Standard of preschool education and explain their interest in this problem and formulate conclusions. The article describes and analyzes an experiment aimed at diagnosing the level of formation of speech and motor sphere of children with "normal" speech development and in children with general speech underdevel-opment. In the course of the experiment, the tested pupils had difficulties in doing tasks of both voice and physical exercises. On the basis of the experiment the authors worked out measures aimed at development of children's speech - predicative lexicon, by means of physical development. This will not only help to develop the basic physical qualities of the child, but will also indirectly influence the fo r-mation of lexical structure of speech of children which will facilitate the development of children's speech in general, and, therefore, the formation and development of the child's communicative skills needed for further socialization.
Взаимосвязь между уровнем сфор-мированности речевых компонентов и физическим развитием, особенно центральном уровне (речевые и моторные зоны коры головного мозга), давно привлекает внимание ученых (М. М. Кольцова, Н. А. Бер-штейн, Е. Ф. Архипова, Е. А. Аркин и др.).
В. П. Дудьев определял моторную сферу (от лат. motor - приводящий в движе-© Рябова Е. И., Терентьев А. Е., 2016
ние) как двигательную активность организма, отдельных его органов или их частей; комплекс двигательных способностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т. д., включающий в себя произвольные и непроизвольные движения [1].
По мнению Е. А. Аркина, раннее детство характеризуется высокой двигательной активностью. Характер двигательной активности также определяет этапы формирования ребенка в целом. Овладевая двигательным аппаратом и пользуясь им все с большим совершенством, ребенок не только осваивает пространственную ориентацию.
В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут выполнять ряд упражнений, например ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают определенным уровнем двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения на скорость и гибкость, а их сила и выносливость пока отстают по показателям. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества):
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [3].
Развитие физических качеств - одно из важных условий полноценного физического развития детей дошкольного возраста. Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у дошкольников, может быть расширен в соответствующих условиях дошкольных образовательных учреждений, при проведении подготовительной работы с детьми и при соответствующей квалификации воспитателей.
Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается точно контролировать мышечное напряжение.
В процессе эволюции двигательной сферы огромную роль сыграло преобладающее положение, которое получила правая рука. Особенности формирования ведущей правой руки - проблема, привле-
кающая к себе внимание многочисленных исследователей [13].
Праворукость является биологической особенностью человеческого рода и возникла, очевидно, как полезное орудие в борьбе за существование, как результат более тонкой специализации и совершенствования левого полушария мозга. В этом же полушарии расположены центры речи, сыгравшие еще большую роль в развитии человека как социального существа. Учеными определяется тесная связь между развитием центра речи и двигательным центром ведущей руки [12].
В своих исследованиях Е. М. Мастю-кова утверждает, что для освоения языка ребенку необходима сформированность производящих звуки органов речи. Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Необходимо также, чтобы артикуляционные образы звуков соотносились с соответствующим акустическим образом [9].
Особенно важна для развития речевых навыков координация работы периферического артикуляционного аппарата с работой речевых центров коры головного мозга. С этой артикуляционной работой тесно связана работа мышц пишущей руки. В процессе развития речи формируется координация движений пишущей руки с артикуляцией. В частности, одним из этапов развития письменной речи является этап проговаривания, характеризующийся устным сопровождением написания того или иного текста.
Особое внимание уделяют роли неречевых кинестезий, идущих от кисти руки, способствующих речевому развитию ребенка. М. М. Кольцова совместно со своими сотрудниками обнаружила связь в развитии экспрессивной речи и общей моторики. Особенно важным для развития звукоподражания у детей оказалось развитие тонких движений пальцев рук. Теоретическое объяснение этого факта состояло в том, что анатомически проекция кисти и моторной речевой зоны в коре головного мозга человека очень близки, и эта близость имеет и функциональное выражение [7].
На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают многие авторы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Л. С. Выготский в этой связи отмечает, что высшие формы регуляции двигательной сферы рождаются в социальном взаимодействии людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок становится способным выполнять движения по словесной инструкции взрослого, после чего слово становится способом саморегуля-
ции - сначала с помощью устной речи, а потом внутренней [18].
Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.
К особой категории детей относят дошкольников с общим недоразвитием речи -видом речевого нарушения, при котором проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, бедный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроиз-ношения. Кроме задержки формирования и развития всей речевой системы наблюдаются трудности формирования других высших психических функций, таких как восприятие, представление, эмоционально-волевая сфера, мышление, а также трудности формирования моторной сферы.
При отсутствии выраженных неврологических нарушений у детей отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письменной речью.
Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется трудностями координации движений, темпоритмической организации, снижением скорости и четкости их выполнения, повышением двигательной истощаемости, снижением двигательной памяти и внимания. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечаются трудности контроля собственных произвольных движений.
По данным ряда авторов (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина, 1986), трудности формирования определенных двигательных навыков у детей с ОНР характеризуются плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении движений, снижением качества, скорости и точности движений; наблюдаются трудности контроля собственных движений (самоконтроля). При этом трудности отмечаются во всех видах моторики -общей, мимической, мелкой и артикуля-торной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Характерными для мимической моторики являются трудности точного и полного выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при по-
пытке выполнить произвольные движения. Присутствуют нарушения в развитии мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений. Обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Также наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.
Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта).
В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили провести корреляцию состояния физического развития (моторной сферы) и сформированно-сти речевой деятельности детей, в частности процессуальной лексики детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данных, полученные в ходе эксперимента, позволяет сделать вывод о том, что в группе детей с «нормальным» развитием речи практически не наблюдалось трудностей в выполнении некоторых предложенных заданий. Дети затруднялись лишь в выполнении позы Ромберга (наблюдались легкие пошатывания). Выполнение движений не требовало дополнительной помощи педагога, задания в основном выполнялись по словесной инструкции и не требовали дополнительного показа со стороны педагога. Также при диагностике процессуальной лексики были отмечены лишь незначительные затруднения, например, при образовании приставочных форм глаголов и сочетания подлежащего с глаголом с последующим дополнением предложения. Детям удавалось выполнять задание с помощью педагога при предложении педагогом соответствующего примера, ошибки корректировались по возможности самими детьми.
Анализ результатов исследования уровня сформированности общей моторики в группе детей с ОНР выявил множественные нарушения уровня сформированности моторной сферы дошкольников. Одним из
основных затруднений были различного рода трудности при выполнении предлагаемых педагогом действий по словесной инструкции (трудности понимания сложных инструкций, выполнение движений по показу). Нарушения проявлялись в трудностях ориентации в пространстве, организации двигательной программы (страдала точность, координация двигательных актов).
Результаты диагностики богатства словаря с процессуальным значением у детей с ОНР позволяют выявить определенную взаимосвязь между уровнем сформирован-ности предикативной лексики и моторной сферы. У детей отмечалось снижение объема лексических средств, в том числе словаря движений, перемещения и социального взаимодействия. Наибольшие трудности вызывали задания на координацию подлежащего с глаголом, дополнение предложения, а также задания по дифференциации приставочных форм глаголов и совершаемых действий. Возникали значительные трудности при попытках дополнить предложенную педагогом конструкцию. При дифференциации приставочных форм глаголов и совершаемых действий наблюдался процесс генерализации (переноса) уже имеющихся или полученных от педагога в качестве примера приставочных форм. При
диагностике глаголов группы социального взаимодействия дети называли одно-два действия, при попытке педагога продолжить ряд глаголов дети внимательно слушали, но отказывались выполнять задание дальше. Также при координации подлежащего-местоимения и сказуемого-глагола в формах числа и рода дети использовали в основном форму глагола мужского рода в прошедшем времени, при этом родовой дифференциации не проводили, на помощь педагога не реагировали.
Предполагаем, что уровень сформиро-ванности процессуальной лексики снижен вследствие недостаточной организации двигательной сферы детей. Трудности пространственной ориентации и координации отмечаются как на уровне моторной сферы, так и при оречевлении двигательных актов. Те же особенности взаимосвязи наблюдаются при оречевлении разного рода действий, в том числе при использовании глаголов движения, перемещения, социального взаимодействия и т. д.
Таким образом, считаем целесообразным предполагать, что формирование и развитие у детей предикативной процессуальной лексики будет результативным при организации речевой работы в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие».
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М. : АСТ : Астрель, 2008. 254 с.
2. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у школьников. М. : Владос, 2011. 464 с.
3. Волкова Г. А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1976. № 1. С. 24-26.
4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. Л., 1982.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : АПН РСФСР, 1961.
6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда. М. : Владос, 2001.
7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. : Сов. Россия, 1973. 125 с.
8. Коновалова С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2007.
9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : Союз, 1999.
10. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания / / Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
11. Лукаш О. Л. Формирование письменной речи учащихся 2-3 классов специальной (коррекцион-ной) школы V вида на основе изучения лексико-грамматических свойств слов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.
12. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания / / Теория речевой деятельности. М., 1968. 219-233.
13. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов де-фектолог. фак. пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. М. : Школа-Пресс, 1994.
14. Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании / / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
15. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.
16. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
18. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 2000.
REFERENCES
1. Arkhipova E. F. Korrektsionno-logopedicheskaya rabota po preodoleniyu stertoy dizartrii u detey. M. : AST : Astrel', 2008. 254 s.
2. Belova-David R. A. Klinicheskie osobennosti detey doshkol'nogo vozrasta s nedorazvitiem rechi // Narusheniya rechi u shkol'nikov. M. : Vlados, 2011. 464 s.
3. Volkova G. A. Proyavleniya zaikaniya u detey doshkol'nogo vozrasta // Doshkol'noe vospitanie. 1976. № 1. S. 24-26.
4. Volkova G. A. Psikhologo-logopedicheskoe issledovanie zaikayushchikhsya detey doshkol'nogo vozrasta. L., 1982.
5. Gvozdev A. N. Voprosy izucheniya detskoy rechi. M. : APN RSFSR, 1961.
6. Efimenkova L. N. Korrektsiya ustnoy i pis'mennoy rechi uchashchikhsya nachal'nykh klassov : posobie dlya logopeda. M. : Vlados, 2001.
7. Kol'tsova M. M. Rebenok uchitsya govorit'. M. : Sov. Rossiya, 1973. 125 s.
8. Konovalova S. N. Formirovanie predikativnoy leksiki u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi. M., 2007.
9. Lalaeva R. I., Serebryakova N. V. Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov (formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroya). SPb. : Soyuz, 1999.
10. Leont'ev A. A. Vnutrennyaya rech' i protsessy grammaticheskogo porozhdeniya vyskazyvaniya // Voprosy porozhdeniya rechi i obucheniya yazyku. M., 1967.
11. Lukash O. L. Formirovanie pis'mennoy rechi uchashchikhsya 2-3 klassov spetsial'noy (korrektsionnoy) shkoly V vida na osnove izucheniya leksiko-grammaticheskikh svoystv slov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2001.
12. Luriya A. R., Tsvetkova L. S. Neyropsikhologicheskiy analiz predikativnoy struktury vyskazyvaniya // Teoriya rechevoy deyatel'nosti. M., 1968. 219-233.
13. Obuchenie i vospitanie detey vo vspomogatel'noy shkole : posobie dlya uchiteley i studentov defektolog. fak. ped. in-tov / pod red. V. V. Voronkovoy. M. : Shkola-Press, 1994.
14. Prikhod'ko O. G. Aktual'nye problemy logopedii v rossiyskom spetsial'nom obrazovanii // Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. nauch. rabotnikov, prepodavateley vuzov, rukovoditeley i logopedov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy, reabilitatsionnykh tsentrov, molodykh uchenykh (21 marta 2013 g.) / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013.
15. Repina Z. A. Neyropsikhologicheskoe izuchenie detey s tyazhelymi defektami rechi : ucheb. posobie / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 1995.
16. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v RF».
17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya.
18. Tseytlin S. N. Yazyk i rebenok: lingvistika detskoy rechi : ucheb. posobie. M. : VLADOS, 2000.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова.