сложившейся ситуации и перспективных задач развития. Вопросы, освещенные на курсовой подготовке, далее рассматриваются на педагогических советах, смотр-конкурсах уроков, выступлениях на научных конференциях. Переход гимназии в режим развития заставил пересмотреть принципы, нормы и правила профессиональной среды. Результаты эффективности курсовой подготовки отслеживаются через планы профессионального развития педагогов и итоговые диагностические карты.
Таким образом, следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. При этом можно выделить два пути осуществления профессионального развития преподавателя:
во-первых, посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия, и во-вторых, за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных колледжем мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию преподавателя и его желание профессионально развиваться и расти.
Список использованной литературы:
1. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.
2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М.: Министерство образования и науки РФ, Институт содержания образования государственного учреждения Высшая школа экономики, 2010. -178 с.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Режим доступа: URL: http://mon .gov .ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 09.11.2019 г.)
© Глухарев Н.С., 2019
УДК: 378.2
Т.Н. Голованова - магистрант ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,
Нижний Новгород, РФ E-mail: vedma.84@inbox.ru Е. Ю. Медведева кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,
Нижний Новгород, РФ E-mail: medvedeva4278@yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические предпосылки использования кинезиологических техник в развитии моторной сферы детей с общим недоразвитием речи в коррекционной работе учителя-логопеда. Приведен обзор появления кинезиологии как науки в России.
Ключевые слова:
моторная сфера, кинезиологические техники, движение, дети с общим недоразвитием речи.
T. N. Golovanova - master's student of the Department of special pedagogy and psychology, Nizhny Novgorod state pedagogical University. Kozmy Minina", Russia, Nizhny Novgorod Е-mail: vedma.84@inbox.ru E. Y. Medvedeva - candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of special pedagogy and psychology, Nizhny Novgorod state pedagogical University.Kozmy Minina", Russia, Nizhny Novgorod
THEORETICAL BACKGROUND OF THE USE OF KINESIOLOGICAL TECHNIQUES IN THE DEVELOPMENT OF THE MOTOR SPHERE OF CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERVISION
Annotation
The article discusses the theoretical prerequisites for the use of kinesiological techniques in the development of the motor sphere of children with general speech underdevelopment in the correctional work of a speech therapist. A review of the appearance of kinesiology as a science in Russia is given.
Key words:
motor sphere, kinesiology techniques, movement, children with general speech underdevelopment.
Дошкольный возраст- это время открытий: себя, семьи, окружающего мира. В этот важный период для формирования ребенка как личности ему необходимо установить различные связи как с миром природы, так и миром людей. В соответствии с целевыми ориентирами Федерального образовательного стандарта к завершению этапа дошкольного образования ребенок открыт внешнему миру, уверен в своих силах, положительно относится к себе и окружающим, активно взаимодействует как со сверстниками, так и взрослыми. Может выражать свои мысли и желания, хорошо понимает устную речь, проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, у ребёнка складываются предпосылки грамотности, также хорошо развита крупная и мелкая моторика.
Данные целевые ориентиры нацеливают нас на полноценное развитие речи дошкольника, ведь ведущим фактором в социализации ребенка конечно является речь, правильная понятная и красивая. Ведь чем легче ребенку высказать свою мысль, чем речь содержательнее и полноценнее, тем легче ему находить общий язык как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Правильная речь один из наиболее важных показателей готовности ребенка к обучению в школе, поэтому необходимо заботиться о правильном формировании речи и вовремя замечать и исправлять все нарушения.
К сожалению, в последнее время, все чаще стали встречаться отклонения в речевом развитии детей и их число, и тяжесть только увеличивается с каждым годом. Нарушение речи зачастую не является единственной патологией в развитии ребенка, а все чаще сочетается с различными видами нарушений нормального развития. Так у детей, имеющих нарушения в речевом развитии не редко встречаются нарушения развития моторной сферы.
Как правило причины таких отклонений сопряжены с незрелостью определенных зон головного мозга, либо их дисфункциями. Страдает не только звукопроизношение, но и нарушается механизм понимания речи, а также координация артикуляторного аппарата.
В возникновении речевых нарушений нейрофизиологи и кинезиологи ведущую роль отводят нарушениям функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. выделяя таким образом «координационную неспособность» к обучению, неспособность
правого и левого полушария к интеграции, при этом своевременно проведенная коррекционная работа помогает развивать соответствующие психические функции. Формирование межполушарного взаимодействия занимает ведущее место в коррекционной работе.
Совершенствование и развитие мыслительных и интеллектуальных процессов необходимо начинать в соответствии с онтогенетическим принципом - от движений пальцев рук и тела к речи. От движения к мышлению выстраивается развивающая работа.
Для того, чтобы ребенок мог достаточно успешно осваивать образовательную программу, и в целом гармонично развивался необходимо, чтобы вовремя было сформировано полноценное межполушарное взаимодействие. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для этого периодом в жизни ребенка.
Процессы формирования моторных и речевых навыков у детей с ОНР проходят довольно сложно и соответственно требуют от педагога применения в коррекционно-педагогической работе не только традиционных технологий работы, но и инновационных технологий.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов целесообразно начинать с развития движений пальцев и тела, вся развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Важным условием для успешного развития и обучения ребенка является полноценное развитие в дошкольном возрасте межполушарного взаимодействия, которое можно успешно развить при помощи кинезиологических техник. Данная методика, позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
В настоящее время термин «кинезиология» применяется в самых различных отраслях науки, предметом которых выступает изучение тела человека. Широкое применение кинезиология нашла в спорте, медицине, в рамках образования в последнее время часто стала применяться в логопедии.
Кинезиология - (др.-греч. купец «движение» + ^оуо^ «знание») - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Описание действия мышц встречается в сочинениях древнего ученого, одного из основоположников науки о движении человека -Аристотеля. Доказывали и развивали его предположения Гален, Галилей, Ньютон и Борели.
В 30-х годах 20 столетия супруги Кендалл обратили внимание на то, что при изменении психологического состояния человека, а также телесном воздействии мышцы тела способны менять свой тонус. Изучая это явление, они пробовали применять его в диагностике. Позже остеопат Джордж Гудхард полагаясь на опыт врачей Кендал создает направление в мануальной терапии - «прикладная кинезиология».
В СССР первое исследование кинезиологического направления датируется 1970 годом, и тесно связано с сохранением тела человека стационарной устойчивости. Концепция спортивной кинезиологии сформирована в конце 1980 -х годов, а уже в 1991 году свет увидел научный труд «принципиальные вопросы кинезиологии спорта».
В конце 1980-х годов была сформирована концепция спортивной кинезиологии. На её основе в 1991 году вышел в свет научный труд «Принципиальные вопросы кинезиологии спорта», а в 2009 году В.К. Бальсевич подготовил к изданию труд «Онтокинезиология человека». В России в 2009 году В.К. Бальсевич издал труд «Онтокинезиология человека».
Развиваясь, прикладная кинезиология приобрела различные формы и включилась в различные направления жизни.
Доктором наук, профессором Калифорнийского университета Полом Деннисоном было выделено отдельное напрвление - образовательная кинезиология. В рамках этого направления развитие ребёнка и взрослого человека рассматривается через естественные физические движения [2, 2]. В основу методики легли современные знания о строении и функционировании головного мозга, о связи работы мозга и движений тела. Целью образовательной кинесиологии является восстановление связи между лобным и затылочным отделами головного мозга, установление баланса между правым и левым полушариями, снятие эмоционального учебного и рабочего стресса.
Для нас представляет интерес влияние кинезиологических техник на развитие новых нейронных сетей
и улучшение межполушарного взаимодействия, что позволяет улучшить у ребенка память, речь, внимание, мелкую и крупную моторику, пространственные представления, снижает утомляемость.
Российские ученые Института физиологии детей и подростков АПН М.М.Кольцова Е.И. Исенина и др. подтверждают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
В литературе последних лет описаны приемы работы с детьми с задержкой речевого развития, с моторной алалией и заиканием, авторы которых убеждены в том, что тренировка тонких движений пальцев является важнейшим стимулом для общего развития ребенка и для развития речи, в том числе. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, улучшают работу мозга.
Комплекс кинезиологических упражнений включает в себя:
-дыхательные упражнения, направлены на развитие чувство ритма, повышение энергетического обеспечения головного мозга, успокоение, снятие стресса. Не маловажную роль в развитии самоконтроля над поведением играет умение контролировать дыхание;
- растяжки, для нормализации тонуса мышц. Нарушения в психической и двигательной активности ребенка могут возникнуть на фоне любого отклонения от оптимального тонуса мышечной системы, что в свою очередь негативно сказывается на развитии;
-для совершенствования координации движений глаз, развития зрительного восприятия используют глазодвигательные упражнения, которые в свою очередь стимулируют все виды зрения (периферийное, централизованное, дистанционное), стимулируют работу вестибулярного аппарата;
- специфические упражнения для артикуляции или лицевой группы мышц улучшают работу черной субстанции и базального ганглия, контролирующих поведение, мышление и речь. Результатом регулярных занятий улучшается работа артикуляторного аппарата, движения становятся более скоординированными, что в свою очередь помогает добиться правильного звукопроизношения;
- формированию стабильных межполушарных связей способствуют специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Формирование психических процессов и учебных навыков улучшается в процессе развития левой височной и левой лобной долей головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи и повышении работоспособности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что в настоящее время неуклонно растет число детей с речевыми патологиями, проблемы которых в речевом развитии связаны с недостаточностью сформированности моторной сферы. В арсенале современных логопедов имеется большой выбор средств и методик для проведения коррекционной работы с такими детьми и одним из таких средств становятся кинезиологические упражнения, с помощью которых можно существенно улучшить возможности детей при обучении, а также в решении проблем речевого развития через развитие крупной и мелкой моторики, что способствует своевременному формированию правильной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Список использованной литературы: Книга одного автора
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999.
2. Деннисон П.Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгуто- вой, Москва, 1997 г.
3. Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки - два разных мира», «Линка - пресс», Москва, 1998 г.
4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.122с.
5. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - С. 67-68; 92.
6. Любимова В. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт - Петербург, 2005г.
7. Любимова В. «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт - Петербург, 2005г.
8. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л.
Сиротюк. - М: АРКТИ, 2010 - 60с.
9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
© Голованова Т.Н., Медведева Е.Ю., 2019
УДК 378.14:303.094
Ю.А. Исаева
аспирант ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
г. Донецк, ДНР
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается структура модели формирования прогностических компетенций у будущих педагогов дошкольного образования в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова:
Модель формирования, прогностические компетенции, профессиональная подготовка будущих педагогов
Введение. Развитие современной системы образования неразрывно связано с прогностикой, как при подготовке будущих педагогов в вузе, так и в повседневной педагогической деятельности.
Актуальность определяется необходимостью оптимизации процесса формирования прогностических компетенций у будущих педагогов дошкольного образования (ДО) [2], а для этого необходимо выявление структурных компонентов модели, раскрытие их сущности, что и является целью исследования.
Для исследования используются следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, философской литературы, её критическое осмысление.
Изложение основного материала. В основу выявления структурных компонентов модели формирования прогностических компетенций у будущих педагогов дошкольного образования легли следующие базовые положения:
- прогностическую компетенцию будущих педагогов ДО следует понимать как специальную компетенцию, которая, являясь результатом педагогического образования, позволяет субъекту (педагогу) получить необходимую опережающую информацию о ходе профессиональной деятельности, о тенденциях изменения изучаемых объектов (педагогический процесс, обучающиеся) и развить понимание своих возможностей (склонностей) с целью их совершенствования[1];
- структуру профессиональных прогностических компетенций будущих педагогов ДО необходимо рассматривать через взаимосвязь и пересечение групп теоретико-методологических, профессионально-деятельностных и личностных компетенций [1];
- формирование прогностических компетенций происходит с участием специфических способностей, таких как антиципация, интуиция;
- владение прогностической деятельностью обеспечивает отбор оптимальных путей решения педагогических задач, управление педагогической деятельностью на высоком профессиональном уровне, создание собственной траектории развития в профессии.
Нами выявлены следующие структурные компоненты модели формирования прогностических компетенций: аналитико-диагностический, мотивационно-целевой и процессуально-формирующий блоки.