Научная статья на тему 'Развитие моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи'

Развитие моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2419
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МОТОРНАЯ СФЕРА / СИСТЕМА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Н. В.

В статье рассмотрена проблема развития моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи, описана диагностическая работа и система игр и игровых упражнений для развития и коррекции моторной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи»

ки: пособие для методиста и учителя. - Тверь: HERMENEUTICS-IN-RUS-SIA, 1999. - С. 62.

3. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрических парадигм в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.

4. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения: сборник «Язык и личность». - М., 1989. - С. 3-8.

5. Красных В.В. Культурные доминанты в языке. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Изд. «Перемена», 2002. - С. 166-205.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© Никифорова Н.В.*

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом», г. Катайск

В статье рассмотрена проблема развития моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи, описана диагностическая работа и система игр и игровых упражнений для развития и коррекции моторной сферы.

Ключевые слова общее недоразвитие речи, моторная сфера, система игр и игровых упражнений.

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформирован-ности моторной сферы. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков [1].

Поэтому становится очевидным, что изучение моторной сферы детей с ОНР, разработка целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию моторной сферы представляют для педагогической теории и практики чрезвычайно актуальную проблему.

* Учитель-логопед.

Для выявления исходного уровня развития моторной сферы у детей с ОНР была проведена диагностика. В ходе диагностики решались следующие задачи:

1. Изучение и систематизация методов диагностики уровня развития моторной сферы у детей.

2. Выявление основных характеристик и составление критериев для оценки уровня развития моторной сферы.

3. Разработка и проведение диагностики для выявления уровня развития моторной сферы у детей.

При проведении логопедического обследования учитывались следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:

1. Принцип развития.

2. Принцип системного подхода.

3. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

4. Принцип деятельностного подхода.

5. Онтогенетический принцип.

6. Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.

7. Принцип обходного пути.

Диагностика моторной сферы включала:

1. Обследование произвольной мимической моторики.

2. Обследование речевой моторики.

3. Обследование общей произвольной моторики.

4. Обследование тонких движений пальцев рук.

5. Обследование действий с предметами.

6. Развитие чувства ритма.

Проведенная диагностика показала на каком уровне развития этих способностей находится каждый из детей. Высокий уровень и уровень выше среднего развития не имел ни один ребенок. Уровень ниже среднего развития моторной сферы - 25 % и 75 % - средний уровень. Результаты эксперимента убедили нас в необходимости организации активной и насыщенной работы с использованием игровых методов, способствующих мотивации детей к занятиям, повышению их заинтересованности.

Целью коррекционной работы явилось повышение уровня развития моторной сферы у детей с ОНР.

В соответствии с целью решались следующие взаимосвязанные задачи:

1. Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мимической моторики.

2. Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие речевой (артикуляционной) моторики детей.

3. Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие общей моторики.

4. Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие тонких движений пальцев рук.

5. Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие действий с предметами.

6. Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие чувства ритма.

Игры и игровые упражнения, предназначенные для решения этих задач, использовались как составная часть фронтальных занятий, а также индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие моторной сферы детей с ОНР.

Упражнения для развития мимической моторики. Упражнение 1. Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 2. Нахмурить брови, расслабить.

Упражнение 3. Поднять брови, расслабить.

Упражнение 4. Прищурить один глаз, затем другой.

Упражнение 5. Зажмурить глаза, расслабить.

Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика № 1 для свистящих звуков (с, з, ц).

1. «Загнать мяч в ворота».

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания:

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя-пя-пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1-5, 5-10.

Методические указания:

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

- Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух [2].

Упражнения для развития общей моторики.

1. «Деревцо».

Дует ветер нам в лицо (махать руками ладошками к себе). Закачалось деревцо (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону).

Ветерок всё тише-тише (плавно опустить руки), Деревцо всё выше-выше (поднять руки и тянуться вверх).

2. «Физкульт-привет» На болоте две подружки, Две зеленые лягушки

Утром рано умывались (имитировать умывание),

Полотенцем растирались (имитировать растирание спины полотенцем).

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались (имитировать движения, указанные в тексте). Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям - физкульт-привет! (резко поднять руки вверх). Развитие тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры.

Комплекс 1:

1. «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

2. «Птички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.

3. «Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

4. «Цветок». То же, но пальцы разъединить.

5. «Корни растений». Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Развитие действий с предметами.

Здесь использовались игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Развитие чувства ритма. Условные обозначения:

I. Один удар.

II. Два быстрых удара.

III. Три быстрых удара. Упражнение «Мы похлопаем в ладошки».

Цель: развитие чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

Описание:

1. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях. Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III. Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.

2. Дети сидят на стульчиках, руки на коленях. На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть -левой рукой по левому колену. На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой. Упражнение повторяется несколько раз подряд.

В результате проведения системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие моторной сферы была отмечена положительная динамика. Для подтверждения результатов работы использовалось та же диагностическая методика, что и в начале года обучения. Высокий уровень развития не имел ни один ребенок. Выше среднего уровень - 13 % детей. Уровень ниже среднего развития моторной сферы - 0 % и 87 % - средний уровень.

Таким образом, видно, что работа по развитию моторной сферы должна присутствовать на занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, а также в повседневной жизни детей, в виде отдельных игр в свободное от занятий время. Для достижения хороших результатов в этой работе необходимо использовать игры и игровые упражнения, основываясь на том, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Список литературы:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб. - М., 1990.

2. Фомичева Г.В. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М., 1989.

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

© Олейник Т.В.*, Жердева Е.В.*

Екатеринбургское суворовское военное училище, г. Екатеринбург

Смена парадигмы современного образования ставит перед педагогическими работниками новые цели и задачи, что подразумевает актуа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Преподаватель.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.