РАЗДЕЛ XI КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376.1-056.264
Е. Р. Мустаева
ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В специальной педагогике и психологии анализируются различные аспекты речевой и познавательной деятельности детей с нарушениями речи
[1; 4; 9; 10].
Явления вторичного недоразвития высших психических функций обсуждаются с момента их описания Л. С. Выготским. В логопедии первый системный анализ особенностей познавательных процессов у детей с алалией был проведен Р. Е. Левиной (1951). Состояние неречевых психических функций у детей со стертой дизартрией представлено в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской (1981), Л. В. Лопатиной (1993) [6], И. Б. Карелиной (2000) [5] и др. Психолого-педагогическая характеристика особенностей познавательного развития дошкольников с общим недоразвитием речи раскрыта в работах О. Н. Усановой, Т. Н. Синяковой (1982), Л. Э. Царгуш (1987), Л. И. Беляковой, О. Н. Усановой, Ю. Ф. Гаркуши, Э. Л. Фигередо (1991) и др [1; 9; 10]. Авторами подчеркивалось, что при ОНР в той или иной степени страдают как вербальные, так и невербальные функции.
С целью изучения вербальных и невербальных компонентов речевой и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи было проведено исследование, в котором приняли участие 120 воспитанников дошкольных образовательных V вида (учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи) г. Уфы в возрасте 4-х лет.
Содержание первого этапа экспериментального исследования было связано с выявлением возможных причин и определением уровня речевого развития (по классификации Р. Е. Левиной).
Анализ медико-педагогической документации и анкетирование родителей показали наличие у всех дошкольников отягощенности анамнеза неблагоприятными факторами: внутриутробной патологией, особенностями родовой деятельности, частыми заболеваниями на протяжении первых трех лет жизни. По результатам заключения педиатра у всех дошкольников экспериментальной группы раннее физическое и моторное развитие соот-
ветствовало нижней границе нормы. Формирование речевой деятельности характеризовалось задержанным развитием: у всех наблюдались поздние сроки появления гуления и лепета, первые слова появились в интервале от 1 года до 2,5 лет, фразовая речь к 3,5 годам. На учете у невропатолога состояли 30% испытуемых. У 23% детей родители предполагали наследственную предрасположенность к нарушениям речи.
Подробное логопедическое обследование подтвердило заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии общего недоразвития речи (II уровень) у всех испытуемых.
В процессе изучения фонетической стороны речи у 26% детей наблюдались многочисленные нарушения, характеризующиеся в большей степени отсутствиями и заменами во всех группах звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Отмечалась недостаточная сформированность фонематического восприятия: дошкольники испытывали трудности в выделении заданных звуков, не дифференцировали их на слух и в собственном произношении, предпосылки к формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза отсутствовали. Страдало произношение слов как простого, так и сложного слогового состава: сокращалось количество звуков и слогов, наблюдались их замены по типу «ассимиляции», отсутствовали стечения согласных, нарушалась ударность и ритмичность. У 61% детей наблюдались единичные замены звуков раннего онтогенеза по принципу твердости и мягкости, группа шипящих заменялась свистящими, которые в некоторых случаях искажались (наблюдалось межзубное и боковое произношение) аффрикаты и сонорные звуки отсутствовали. При выполнении заданий на различение звуков, выделялись парные звонкие и глухие сохранные согласные, но предпосылки к формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза были сформированы недостаточно. Произношение простых слов было доступно, воспроизведение сложного звуко-слогового состава искажалось. У 13% испытуемых преимущественно наблюдались искажения группы свистящих и шипящих, замены аффрикат, отсутствие сонорных звуков или их замены на йотированные гласные. Уровень развития фонематических процессов и употребление слов сложного слогового состава не соответствовали возрастной норме.
В процессе обследования лексического строя 74% детей активно пользовались общеупотребительными словами, дифференцированно обозначали названия, действия и некоторые признаки предметов, но общий словарный запас характеризовался бедностью и ограниченностью. Наблюдались нестабильные замены простых предлогов, слов, близких по значению, отсутствовали навыки объединения предметов по ведущему признаку. У 26% дошкольников встречались слова, обозначающие некоторые части тела, признаки предметов, отражающие цвет и форму.
Для всех детей группы было характерно употребление простых нераспространенных предложений с выраженными аграмматизмами. В общем, испытуемые понимали обращенную речь, различали простые грамматичес-
кие формы, отвечали на поставленные вопросы, но самостоятельным связным высказыванием не владели.
Таким образом, в патогенезе речевого дефекта детей 4-х лет с общим недоразвитием речи II уровня отмечалось наличие отягощенности анамнеза и нарушений всей речевой системы.
На втором этапе экспериментального исследования с помощью комплекса специально подобранных диагностических проб, описанных рядом авторов [2; 3; 7; 8; 11], дополнительно были изучены базовые составляющие психомоторного развития и познавательной деятельности детей экспериментальной группы.
В процессе психолого-педагогического изучения мы предположили, что у данной категории детей будет наблюдаться различная степень выраженности нарушений познавательных процессов и психомоторного развития.
С целью представления эмпирических данных в пригодном для интерпретации виде, нами использовался метод кластерного анализа (по типу k-means), который позволяет объединять объекты в однородные организованные группы на основе попарного сравнения и корреляции предварительно определенных и измеренных критериев. При обработке данных использовался пакет Statistica 6,0 для Windows.
В результате данного анализа нами было выделено 4 группы дошкольников с ОНР II уровня.
Первый кластер включил 14% детей от общего количества испытуемых, у которых общее недоразвитие речи проявлялось на фоне моторной алалии в сочетании с дизартрическим компонентом и снижением познавательной деятельности.
У всех испытуемых рассматриваемой группы при изучении артикуляционной моторики в разной степени выраженности наблюдались элементы оральной апраксии (нарушалась целенаправленность действий языка, мимической мускулатуры) и расстройства иннервации органов артикуляционного аппарата, проявляющиеся в затруднениях удержания заданных артикуляционных поз и быстрой истощаемости двигательного акта при выполнении динамических упражнений. Недостаточность ручной моторики и психомоторных функций была выявлена при выполнении нейропсихологических проб: у большинства дошкольников данного кластера отмечалась общая моторная неловкость, трудности выполнения программы двигательного акта и нарушение кинестетической, пространственной организации действий рук. В ряде случаев, при выполнении заданий наблюдалась диффуз-ность и инертность.
При изучении зрительного гнозиса, у данной группы детей нами отмечена недостаточная помехоустойчивость зрительного восприятия и наглядного мышления, несформированность зрительно-моторной координации, низкий уровень развития зрительно-пространственных представлений. Для испытуемых также были характерны некоторые особенности зрительной памяти, какие как фрагментарность и малый объем. В результате исследо-
вания слухового гнозиса у дошкольников отмечалась достаточно низкая устойчивость и произвольность концентрации слухового внимания, неточность восприятия ритма. Запоминание вербального материала качественно отличалось от нормы: снижалась скорость, уменьшался объем.
В процессе исследования особенностей мыслительных процессов у детей был отмечен низкий уровень развития аналитико-синтетической деятельности, что в свою очередь отрицательно влияло на процесс установления причинно-следственных связей. Недостаточная сформированность пространственно временных представлений вызывала значительные сложности при выполнении заданий на понимание логико-грамматических конструкций, которые частично улавливались при многократном повторении инструкций и установление последовательности событий. Результаты исследования конструктивного мышления в наглядно-действенном плане (складывание разрезных картин и группировка предметов) показали, что действия испытуемых часто носили импульсивный, хаотичный характер с минимальной речевой активностью. В ряде случаев, при стимулирующей и организующей помощи взрослого, некоторые дети формально правильно складывали разрезные картинки, но изображение получалось не вполне идентичным образцу (сдвигались границы и контур, не все части правильно сопоставлялись в пространственном отношении). Группировка предметов по цвету и форме была доступна, но уровень обобщений по родовым признакам отсутствовал. Дети могли последовательно выложить серию сюжетных картин, но не давали логичного, развернутого рассказа.
Таким образом, нами отмечен достаточно низкий уровень развития познавательной деятельности дошкольников данной группы. Результаты исследования наглядно представлены на рис. 1., отражающей соотношение выявленных нарушений.
У испытуемых, составивших второй кластер (22% детей от общего количества) общее недоразвитие речи обнаружено на фоне моторной алалии и нарушенного психомоторного развития.
У всех дошкольников данной группы при общей сохранности двигательной программы артикуляционного акта отмечался недостаточный объем и точность движений языка. Нарушения психомоторных функций проявлялись более выражено, чем в предыдущем кластере. При выполнении пробы на праксис позы пальцев были отмечены ошибки в передачи программы двигательного акта (в подборе нужных поз) как ведущей, так и не ведущей рукой с увеличением времени поиска. При выполнении пробы Хеда у большинства детей отмечена быстрая истощаемость движений, упрощение двигательной программы, проявляющееся в стереотипии («вертикальный кулак»). Ошибки в виде замедленных, путающихся движений исправлялись посредством сопряженного выполнения задания и проговаривания последовательности выполняемых действий. Выявленные особенности в свою очередь свидетельствуют о несформированности динамического праксиса рук. Анализ результатов реципрокной координации показал наличие у основной
массы детей хаотичных, симметричных движений, частично поддающихся коррекции при организующей помощи взрослого. У некоторых испытуемых после предварительного зрительного соотнесения с образцом, были отмечены замедленные, скованные, но целенаправленные действия с небольшим количеством отставаний одной руки. В процессе выполнения пробы «Лабиринт» при общей правильности выбора варианта задания в работах детей отмечались ошибки моторного характера (пересечения границ), что свидетельствовало о недостаточности зрительно-моторной координации при сохранном произвольном внимании и пространственной ориентации. В единичных случаях нами были отмечены ошибки пространственного характера, корригируемые в результате замечаний со стороны экспериментатора.
При копировании простых геометрических фигур дети смогли передать форму круга и квадрата, треугольник изображался аналогично квадрату. Это свидетельствовало о недостаточности развития конструктивного праксиса.
ЕЕ оральный праксис □ лицевой гнозис Ш тонкая моторика рук
0 зрительный гаозис И слуховой гнозис 0 внимание
□ мыслительная деятельность
Рис. 1. Уровневое соотношение выраженности выявленных нарушений
у детей 1 кластера
При оценке восприятия и передачи ритмических структур из-за дефектов слухового анализа и моторной недостаточности у основной массы дошкольников отмечались лишние импульсивные движения, самокорригируемые при повторной словесной инструкции взрослого. В редкий случаях испытуемые не справились с двигательной программой, состоящей из 3 серий, как по акустическому образцу, так и по вербальной инструкции.
Приведем сводные данные, отражающую общую картину результатов обследования (рис. 2.)
ПЕ оральный праксис § лицевой гнозис
0 тонкая моторика рук Н зрительный гнозис
0 слуховой гнозис й внимание
Ш мыслительная деятельность
Рис. 2. Уровневое соотношение выраженности выявленных нарушений
у детей 2 кластера
Третий кластер составили 28% детей от общего количества испытуемых, у которых общее недоразвитие речи было выявлено на фоне моторной алалии в сочетании с недостаточностью слухового гнозиса.
При оценке предложенных различной степени сложности ритмических структур дети данной группы затруднялись воспроизводить двигательный акт, предъявленный по акустическому образцу. Изменяли программу ритмического рисунка, добавляя лишний элемент, путались в передачи ударности. При дополнительной вербальной инструкции эффективность выполнения задания повышалась, что свидетельствовало о нарушениях слухового внимания и памяти у данной категории испытуемых на невербальном уровне.
В процессе выполнения заданий с использованием вербального материала у большинства детей нами была отмечена недостаточность объема и скорости слухоречевой памяти. После первого предъявления дошкольники не могли воспроизвести ни одного слова. Максимальный результат заучивания в течение трех предъявлений составлял от 2 до 3 слов. В ряде случаев, при общем снижении скорости запоминания, дети с помощью наводящих вопросов взрослого воспроизводили по памяти от 3 до 4 слов.
Таким образом, у данной категории детей превалируют нарушения слухового гнозиса. Уровневая оценка выявленных нарушений отражена на рис. 3.
ПЕ оральный праксис § лицевой гнозис
0 тонкая моторика рук Н зрительный гнозис
ЕЯ слуховой гнозис 0 внимание
В мыслительная деятельность
Рис. 3. Уровневое соотношение выраженности выявленных нарушений
у детей 3 кластера
В четвертый кластер вошли 36% детей от общего количества испытуемых, специфической характеристикой которых было общее недоразвитие речи на фоне моторной алалии в сочетании с недостаточностью зрительного и слухового гнозиса.
У дошкольников данной группы при выполнении пробы «Лабиринт» отмечалась недостаточность пространственной ориентации. Дети на протяжении всего задания допускали многочисленные ошибки в виде прерываний и пересечений линий, не соблюдали границы, не владели предварительным зрительным прослеживанием, что в свою очередь затрудняло определение и выбор правильного направления. Несмотря на это, большинство испытуемых принимали помощь взрослого, частично исправляли допущенные ошибки, проявляли заинтересованность в конечном результате, переживали по поводу неудач. В редких случаях наблюдалось утомление, пресыщение и безразличие к результатам работы.
В процессе выполнения задания на нахождение одинаковых геометрических фигур все дети затруднялись в зрительном соотнесении изображений форм различно расположенных в пространстве. Их действия носили неуверенный характер, выбор был нецеленаправленный и хаотичный. Так же у большинства дошкольников вызвало затруднение задание на копирование. Из всех представленных форм они называли и передавали только форму круга. Только малая часть испытуемых данной группы допускали аналогичные ошибки при копировании и смогли показать перечисленные экспериментатором формы. Перечисленные особенности свидетельствуют
о недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений, наглядного мышления и конструктивного праксиса.
При общей сохранности зрительного узнавания изолированных изображений хорошо знакомых предметов, у всех детей данного кластера отмечалась недостаточная помехоустойчивость при восприятии их наложенных изображений. Задание выполнялось дошкольниками со второй попытки со стимулирующей помощью экспериментатора в виде демонстрации изолированных контуров изображенных предметов. Аналогичные затруднения вызывали упражнения с зашумленными изображениями. Испытуемые могли опознать предмет только после предварительного обведения контура пальцем.
В процессе выполнения заданий на запоминание представленного ряда предметных картинок нами была отмечена фрагментарность, неустойчивость и малый объем зрительной памяти. Несмотря на многократные повторения экспериментатором инструкций, дошкольники с большим трудом воспроизводили по памяти названия представленных изображений предметов, допускали перцептивные замены и импульсивные ошибки, частично исправляемые при организации внимания детей со стороны взрослого.
Значительные трудности вызвали упражнения на передачу заданного ритмического рисунка. Все испытуемые данной группы при общей сохранности программы двигательного акта по вербальной инструкции допускали грубые ошибки в передаче как сложного, так и простого ритмического рисунка по акустическому и зрительному образцу: элементы, входящие в состав ритма уподоблялись по частоте и силе удара, отмечались лишние движения по инерции.
У большинства детей также были отмечены недостаточный объем и скорость слухоречевой памяти. При общем понимании инструкций, несмотря на увеличение количества ее предъявлений, у дошкольников наблюдалась низкая продуктивность запоминания. Даже при стимулирующей помощи взрослого при воспроизведении словесного материала увеличивался латентный период воспроизведения слов, менялась их последовательность, уменьшалось количество, значительно расходившееся с нормой, наблюдались семантические замены.
В результате анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогического обследования, мы пришли к выводу, что у детей данного кластера преимущественно наблюдаются нарушения зрительного и слухового гно-зиса. Результаты исследования отражены на рис. 4.
Рис. 4. Уровневое соотношение выраженности выявленных нарушений у детей 4 кластера
Таким образом, в результате сопоставления данных логопедического и психолого-педагогического обследования детей четырех лет с общим недоразвитием речи II уровня и применения статистических методов обработки данных, было выделено 4 группы дошкольников с различными проявлениями нарушений познавательных процессов, речевого и психомоторного развития.
В первую группу вошли дошкольники с моторной алалией в сочетании с дизартрическим компонентом и снижением познавательной деятельности. Ведущими признаками являлись: несформированность всех компонентов речевой системы, нарушение психомоторного развития, недостаточность зрительного и слухового гнозиса, неустойчивость произвольного внимания, низкий уровень развития речемыслительных процессов.
Во вторую группу вошли дети с моторной алалией и нарушенным психомоторным развитием. В третью - с моторной алалией в сочетании с недостаточностью слухового гнозиса. Четвертую группу составили дошкольники с моторной алалией в сочетании с недостаточностью зрительного и слухового гнозиса.
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют определить направления и содержание индивидуализированных программ логопедической работы, с целью максимального преодоления вербальных и невербальных нарушений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Библиографический список
1. Белякова, Л. И. Сравнительное-психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развивающейся речью [Текст] / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. А. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. -М., 1991. - С. 72-87.
2. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования [Текст]: методическое пособие. - СПб.: Речь, 2000. - 400 с., ил.
3. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. [Текст] / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб.: Питер, 2006. -80с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).
4. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: книга для логопеда. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
5. Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизарт-рических расстройств [Текст] / И. Б. Карелина// Дефектология. - 2000. - № 1. -С. 24-26.
6. Лопатина, Л. В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина // нарушение речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993.
7. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие./ Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688 с.: ил.
8. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго - СПб.: Речь, 2006. - 384 с., илл.
9. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова - М., 1999.
10. Царгуш, Л. Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автор. дис.. .канд.пед.наук. / Л. Э. Царгуш -М., 1987. - 18 с.
11. Цветкова, Л. С. Методика исследования нейропсихической деятельности детей. [Текст] / Л. С. Цветкова - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 128 с.