11. Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Шипицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 15-21.
Педагогика
УДК: 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной
педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование профиля Логопедия Бабий Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития моторного праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автор анализирует результаты проведенного исследования, направленного на изучение уровня сформированности моторных навыков у детей с нарушениями речи. Описывается коррекционно-развивающая работа по развитию моторного праксиса у детей данной категории при использовании специально разработанного дидактического пособия.
Ключевые слова: моторный праксис, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст.
Annotation. The article deals with the problem of motor praxis development in preschool children with General speech underdevelopment. The author analyzes the results of the study aimed at studying the level of formation of motor skills in children with speech disorders. Describes how correctional-developing work to develop a motor praxis in children of this category when using specially designed teaching AIDS.
Keyword: motor praxis, children with General underdevelopment of speech, preschool age.
Работа выполнена в рамках внутривузовского гранта МГПИ имени М.Е. Евсевьева «Разработка компетентностно-ориентированного содержания профильных дисциплин по направлениям подготовки Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование уровня
бакалавриата и магистратуры»
Введение. В центре современных исследований стоит проблема увеличения численности детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно это касается категории детей с речевой патологией. Данный вопрос привлекает внимание многочисленных специалистов различных областей знаний, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку будущих логопедов [7]. Это обусловлено тем, что речевые нарушения начинают приобретать специфические мозаичные проявления, исправления которых требует специального комплексного воздействия.
Дети с нарушениями речи представляют собой разнородную группу по этиологии, патогенезу и симптоматике проявления дефекта. По данным исследований Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева среди детей с речевой патологией самую многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи. Как утверждают В.В. Никандров, Т.Б. Филичева, глубокие недостатки в речевой деятельности оказывают отрицательное влияние на формирование многих психофизических процессов, так как речь находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими сферами жизнедеятельности человека (познавательной, личностной) [8; 10]. Исследователи Е.Г. Белик, В.Ф. Воробьева, Г.М. Галактионова отмечают, что у многих детей с нарушениями речи наблюдается своеобразное развитие моторного праксиса, проявляющегося в нарушении целенаправленности, точности, скоординированности и последовательности движений, в их многочисленных пропусках и заменах [2; 4; 5]. С точки зрения психофизиологии, выявленные особенности двигательной сферы связаны с тем, что речевая и двигательная функциональные системы при их становлении в дошкольный период времени носят сложный опосредованный характер. На взаимосвязь слова и моторного праксиса указывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др. По их мнению, ребенок начинает овладевать произвольными движениями сначала следуя словесно сформулированным требованиям взрослых, а по мере развития речевой функции слово уже становится собственным регулятором совершения двигательных программ. Из приведенного положения следует, что полноценное развитие речи и моторного праксиса становятся важными факторами, обеспечивающими успешное овладение ребенком окружающим его предметным миром, а в последующем - предметным сознанием. Дошкольный возраст, по мнению М.М. Безруких, Н.А.Бернштейн, является периодом интенсивного развития моторной сферы. Именно в данный возрастной период движения приобретают выразительность, плавность и точность, дети лучше осваивают ритм [1; 3]. В этом возрасте также наблюдается положительная динамика в показателях, характеризующих развитие силовых способностей и общей выносливости, скоростных, двигательно-координационных способностей и гибкости. Активно развиваются графомоторные навыки, линии и штрихи становятся более четкими и ровными (В.М. Бехтеров, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.). В исследованиях Т.А. Парфеновой указывается, что в случае возникновения у ребенка отклонений в какой-либо сфере овладение практическими умениями и навыками, учебными действиями становится невозможным, что существенно влияет на самореализацию в жизни, дальнейшую трудовую деятельность, социальную адаптацию и социализацию человека в общество. Этим и обусловлена актуальность темы исследования [9, c. 52].
Изложение основного материала статьи. В многочисленных исследованиях отмечается, что у дошкольников с нарушениями речи развитие моторных навыков имеет существенные отклонения от нормы. Двигательная недостаточность у большей части дети выражается в трудностях выполнения двигательных упражнений по словесной инструкции, недостаточной координации движений, нарушении плавности, переключаемости, снижении скорости и ловкости их выполнения (А.А. Алмазова, Е.Д. Бабина, Н.В. Рябова, Т.А. Соловьева и др.). Также у детей с нарушениями речи прослеживаются сложности в воспроизведении двигательных заданий пространственно-временного характера, выраженные трудности реализации
темпоральных и ритмических параметров, к концу занятия наблюдается понижение работоспособности, происходит снижение двигательной активности, что приводит к нечеткости, спонтанности в выполнении комплекса двигательных упражнений [11, с. 160]. Как указывает Т.Б. Филичева, у детей данной категории происходит существенное нарушение в развитии мелкой моторики. Различные отклонения приводят к трудностям захвата, удержания мелких предметов, манипулирования ими, что задерживает формирование игровой деятельности и бытовых умений и навыков [10, с. 16].
В большом психологическом словаре термин «праксис» (от греч. praxis - действие) трактуется как возможность и способность выполнять человеком комплекс последовательных движений и совершать целенаправленные действия согласно выработанному плану.
С целью дальнейшего поиска эффективных путей развития моторных навыков и коррекции недостатков в речевой деятельности был проведен констатирующий эксперимент на базе детской студии «Ладушки» г. Кузнецка Пензенской области. Исследование направлено на изучение уровня сформированности моторного праксиса. В нем приняло участие 11 детей 5-6 лет, имеющих логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи II уровня». Диагностика включала в себя шесть экспериментальных серий.
Целью первой серии являлось изучение оптико-кинестетической организации движений. Перед ребенком стояла задача воспроизвести пальцами фигуру сначала по зрительному образцу, а затем по кинестетическому. В процессе выполнения задания движения детей выглядели замедленными, неловкими, некоторые они смогли выполнить только с помощью другой руки, при этом часто допускали ошибки. Более точно и уверенно дошкольники справлялись с упражнениями, которые осуществлялись с участием зрительного анализатора.
При выполнении заданий второй серии, целью которых являлось изучение конструктивного праксиса, испытуемым необходимо было сложить разрезанные картинки (разной конфигурацией разреза). В целом данное задание не вызвало особых затруднений у дошкольников, большинство из них смогли его выполнить за короткое время. Но у некоторой части детей (27,3%) наблюдались небольшие трудности, которые проявлялись в сложностях захвата фрагментов картинки из-за недостаточности развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, сопоставления деталей между собой и получения целостного изображения.
Задание третьей серии направлено на исследование оптико-пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи. Детям предлагалось скопировать изображение по образцу, используя опорные точки. Анализируя полученные данные, выяснилось, что большая часть дошкольников (72,8%) не смогла успешно справиться с предъявленным заданием, что свидетельствует о низком уровне сформированности оптико-пространственных представлений, проявляющихся в длительной концентрации детей на воссоздании графического образа предмета, трудностях ориентировки по точкам на плоскости, недостаточной целенаправленности и уверенности движений руки. Большинство детей некоторые опорные точки не использовали совсем, на внутренние линии многие дошкольники не обращали внимания. По результатам диагностики можно проследить тенденцию увеличения количества ошибок. С изображением, у которого все точки расположены по периметру, в данном случае был «домик», смогли справиться практически все дети. Если же задание содержало относительно сложно расположенные ориентиры, изображения фигур в форме флажка и кораблика, у дошкольников возникали большие трудности, с которыми смогли справиться только два человека.
Четвертая серия заданий, направленная на исследование кинетической основы движений руки, включала в себя ряд проб. Задание из первой пробы, заключающееся в поочередном прикосновении большим пальцем правой руки ко второму, третьему и т. д., аналогично необходимо было проделать на левой руке, вызвало у всех детей большие трудности. Также низкий результат дошкольники показали при выполнении второй пробы, где испытуемым необходимо было воспроизвести последовательный ряд движений (кулак-ребро-ладонь). С данным заданием успешно смогли справиться 36,4% детей, но только при выполнении его в замедленном темпе. Третья проба, с которой справилось только 18,2 % дошкольников, была основана на одновременном изменении положения обеих кистей рук: одна рука находится в кулаке, другая с выпрямленными пальцами. Низкие показатели при выполнении ряда проб свидетельствуют о крайней ограниченности кинетических движений у дошкольников с нарушениями речи, проявляющихся в недостаточной ловкости, скоординированности движений рук, плавном переключении с одной позы на другую, застреваниях, замедленном выполнении двигательных манипуляций.
Пятая серия заданий состояла из двух частей. При выполнении первой части задания, целью которого являлось оценка точности движений рук, ребенку предлагался рисунок, на котором нарисованы «Дорожки» разной сложности. Дошкольникам необходимо было провести линии так, чтобы они не выходили за границы дорожки, при этом нельзя было отрывать карандаш от листа бумаги. Смогли с этим заданием справиться 18,2% дошкольников, что доказывает низкий уровень развития графомоторных навыков у данной категории детей, проявляющихся в невозможности удержании линии, многократном ее проведении, многочисленных выходах за пределы изображения. В процессе проведения линии движения руки отличались неточностью, скованностью, отсутствием целенаправленности и согласованности с работой зрительного анализатора. Вторая часть задания заключалась в исследовании сформированности графических навыков. Для этого дошкольникам предлагалось провести прямую линию в различных направлениях, нарисовать по образцу волнистую и ломанную линии и выполнить графические ряды по линейке. Анализируя результаты данного задания, следует отметить, что у 45,5% детей было выявлено множество недочетов, которые выражались в сложностях удержания строки, проведении прямой, плавной и безотрывной линии, отклонениях от основной линии, многочисленных разрывах линий. Больше половины дошкольников (54,5%) с заданием справилась, но на его выполнение им потребовалось много времени.
В рамках шестой серии заданий исследовалась скорость движения рук. По результатам диагностики, которая заключалась в начертании вертикальных линий за определенное количество времени, выяснилось, что у всех дошкольников скорость движений находится на низком уровне. Поэтому все предложенные задания дети с нарушениями речи выполняли в замедленном темпе, что в дальнейшем может стать важнейшим фактором неподготовленности детей к обучению в школе.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что для многих дошкольников с общим недоразвитием речи характерно замедленное и нарушенное развитие моторных навыков. Дошкольники испытывают трудности в выполнении различных двигательных манипуляций, точности передачи
последовательности движений и позы рук. Полученные результаты диагностики служат основанием для организации и проведения дальнейшей работы по формированию моторных навыков.
Опираясь на данные констатирующего эксперимента, нами было разработано пособие «Веселый паровозик», которое способствует развитию моторного праксиса, коррекции различных сторон познавательной сферы детей с нарушениями речи. Данное пособие представляет собой многофункциональный, мобильный комплекс, состоящий из пяти модулей (вагончиков), каждый модуль выполнен в одном из основных цветов, что благоприятно сказывается на развитии сенсорных процессов у детей. Среди многочисленных задач, которое решает данное пособие, главной является развитие мелкой моторики детей. Она реализуется в процессе соединения вагончиков с помощью различных видов креплений: пристежка, шнурок, пуговица, липучка, клепка, продергивание шнурка через петли. Также ловкость и точность движений пальцев рук достигается путем прикрепления животных к вагончикам при помощи прищепок. Следующей задачей является разучивание и закрепление цветов. Детям предлагаются задания на соотнесение по цвету частей поезда. Каждому вагончику соответствует свой цвет колеса: красному вагончику подходят красные колеса, оранжевому - оранжевые и т. д. Выполняя данное задание, ребенок осваивает не только цвета, но и совершенствует моторные навыки, которые проявляются в развитии пальцевого захвата, запястья рук в процессе закручивания колес, зрительно-моторной координации. Третьей задачей является разучивание и закрепление образа цифр, обучение порядковому счету. Необходимо назвать и расположить цифры в нужной последовательности. Прикрепляя цифры к вагончикам с помощью липучки, ребенок развивает точность и целенаправленность движений, тренирует координацию и ловкость рук, совершенствует тактильные ощущения. Усвоение порядкового счета можно сочетать совместно с закреплением представлений о животных: во втором вагончике поедет заяц, в пятом - лев, в первом -попугай и т. д. Данное пособие можно использовать на фронтальных занятиях, в качестве одного из этапов, в соответствии с педагогическим замыслом. Опыт апробации показал эффективность использования данного пособия на индивидуальных логопедических занятиях, посвященных отработке отдельных умений и навыков с учетом особенностей конкретного ребенка. Применение дидактического пособия «Веселый паровозик» в процессе логопедического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями позволяет решить комплекс коррекционно-развивающих задач, обеспечивает улучшение состояния моторного праксиса, зрительно-моторной координации, развивает гибкость, ловкость и точность движений пальцев рук и навыков ориентировки в пространстве.
Выводы. Таким образом, развитие моторного праксиса у детей с общим недоразвитием речи играет важную роль, так как именно он оказывает большое влияние на уровень сформированности высших познавательных процессов, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Разные манипуляции с предметами создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки выполнения учебных действий и бытовых заданий, способствуют обогащению речевой деятельности. Через совершенствование моторного праксиса ребенок расширяет свой круг знаний об окружающем мире, развивает память и зрительное восприятие. А самое главное, данный процесс повышает познавательную активность детей, вызывает большой интерес и радость от выполняемой ими работы.
Литература:
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
2. Белик, Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка: рекомендации для родителей / Е.Г. Белик. -Котовск: Теремок, 2011. - 14 с.
3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
4. Воробьев, В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья / В.Ф. Воробьев // Научное обозрение. Биологические науки. - 2017. - № 5. -С. 5-12.
5. Галактионова, Г.М. Особенности праксиса у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.М. Галактионова, О.Л. Леханова // Актуальные проблемы экологии и здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Череповец: ЧГУ, 2016. - С. 145-148.
6. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности): учебное пособие / М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2003. - 143 с.
7. Лаврентьева, М.А. Готовность студентов-дефектологов к тьюторскому сопровождению первокурсников с ограниченными возможностями здоровья / М.А. Лаврентьева, Е.В. Золоткова, Г.А. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Том 9, № 2. - С. 57-63.
8. Никандров, В.В. Психомоторика : учебное пособие / В.В. Никандров. - СПб.: Речь, 2004. - 86 с.
9. Парфенова, Т.А. Диагностика сформированности когнитивного компонента готовности к социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Парфенова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3 (11). - С. 48-54.
10. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
11. Ryabova, N.V. Detection of risk factor scausing impaired writing and reading: Technologi caland prognostica spects = Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / N.V. Ryabova, A.A. Almazova, G.V. Babina, M.M. Lyubimova, T.A. Soloveva, E.D. Babina// Integration of Education. - 2018. - Т. 22. - № 1. - Р. 152-165.