Научная статья на тему 'Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ГРАФО-МОТОРНЫЕ НАВЫКИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / OLDER PRESCHOOLERS / PREPARATION FOR SCHOOL / GRAPHOMOTOR SKILLS / SPEECH THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Ольга Олеговна, Ходова Марина Геннадьевна

В статье представлены отдельные направления формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлен анализ литературных источников и ряда исследований по данной теме. Обоснована актуальность этой проблемы в современной логопедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Ольга Олеговна, Ходова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAMING OF THE ISSUE FORMATION GRAPHOMOTOR SKILLS FOR OLDER PRESCHOOLERS WITH A GENERAL LACK OF SPEECH DEVELOPMENT

The article presents separate functions of the formation graphomotor skills for older preschoolers with a General lack of speech development. The article also presents a review of literature sources and a number of several researches on the topic. Justification for the relevance of the problem in the modern speech therapy.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

СПЕЦ.РУБРИКА: РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВ

ША&А

The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.

63

УДК 376.37

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

©Родионова Ольга Олеговна1, ©Ходова Марина Геннадьевна2

Козырева Ольга Анатольевна3

'студент-магистрант института социально-гуманитарных технологий 2студент-магистрант института социально-гуманитарных технологий 3 научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева

Аннотация. В статье представлены отдельные направления формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлен анализ литературных источников и ряда исследований по данной теме. Обоснована актуальность этой проблемы в современной логопедии.

Ключевые слова: старшие дошкольники, подготовка к обучению в школе, графо-моторные навыки, логопедическая работа

Важным аспектом в формировании навыка письма является процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, зависящими от ( М.М. Безруких, С.Е. Гаврина, Е.В. Гурьянов и др.): зрительного и двигательного контроля (зрительно -моторной координации);

координации движений (умения

координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения); пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера); пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения); чувства ритма (способности, проявляющейся при

воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда); «ручной умелости» (развитой мелкой моторики); необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций); зрительного внимания [4; 6; 8].

Как показывает анализ проведенных исследований (А.В. Запорожца, Е.В. Гурьянова и др.), ребенок старшего дошкольного возраста, как в физиологическом, так и в психическом отношении готов к восприятию новых видов ориентировочно-исследовательской деятельности и на ее основе к усвоению более сложных двигательных навыков, к которым относится и навык письма [8; 14].

Как вид деятельности, в понимании А.Н. Леонтьева, письмо включает три основные операции:

а) символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем;

б) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов;

в) графо-моторные операции [14].

В исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева отмечается, что графо-моторные операции являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в

64

возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости». Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации была обнаружена у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжелых нарушений. В ряде случаев не сформированность графо-моторных навыков служит причиной особого вида нарушений -моторной или кинетической дисграфии. Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций [14].

В более узком понимании графо-моторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [3]. В более широком смысле графо-моторные навыки - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Процесс формирования графо-моторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Для формирования этого навыка необходимо, чтобы ребенок был подготовлен к его обучению [21].

Из анализа работ М.Ю. Горбачевской, О.В. Елецкой, М.Г. Храковской следует, что важнейшей предпосылкой формирования графо-моторного навыка является сохранность пространственного восприятия и

представлений:

а) зрительно-пространственных представлений;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого» [2; 9].

Как и всякий навык, овладение деятельностью письма формируется в результате обучения, в результате

формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Графо-моторные навыки достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и самих приемов письма [19].

Т.Н. Смирнова и О.Н. Вагина отмечали, что успешное формирование графо-моторных навыков зависит от следующих факторов: зрительного восприятия; произвольной графической активности; зрительно-моторной координации [5].

Е.Н. Российская полагала, что формирование графо-моторных навыков во многом зависит от развития пространственных представлений ребенка. Для работы по развитию пространственных ориентировок необходима реализация следующих направлений: обобщение и уточнение представлений о пространственных признаках окружающих предметов, развития у ребенка представления о схеме собственного тела, ориентировка на листе бумаги, уточнение линейной последовательности и т.д. [16].

Процесс постепенного формирования различных графо-моторных навыков достаточно сложен и, как правило, охватывает самые разные сферы интеллектуальной деятельности. По мнению И.Н. Садовниковой, процесс формирования навыков письменной речи обусловлен активной деятельностью самых разных участков коры головного мозга, но роль их неоднозначна в осуществлении различных видов письма. У детей даже к младшему школьному возрасту созревают еще не все участки коры головного мозга. Некоторые отделы коры больших полушарий функционально и морфологически

недоразвиты, особенно лобные доли, что зачастую затрудняет процесс овладения письменной речью. Для овладения письмом как графо-моторным навыком также необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент является базовым с точки зрения графических навыков, которые необходимы для успешного овладения грамотой. При написании букв немало важное значение имеет контроль за соблюдением определённых графических норм. Он может осуществляться на двух уровнях - уровне зрительного восприятия и уровне кинестетического ощущения [17].

Исследуя онтогенез развития действий рук ребенка, И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не

65

предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [18].

Формирование графо-моторных

навыков начинается, по мнению психологов и физиологов Т.В. Астаховой, Е.В. Гурьянова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и др., значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Еще в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма [1; 8; 10; 15].

Таким образом, графо-моторные навыки - это, прежде всего, определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. В более узком смысле под графо-моторным навыком понимаются определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. В этом случае графо-моторные навыки являются важной составляющей функционального базиса письма. Успешное овладение графо-моторными навыками подготавливает руку ребенка к письму. Развитие графо-моторных навыков

представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. В качестве основных предпосылок формирования графо-моторного навыка выступают определенный уровень развития зрительного восприятия, зрительной и двигательной памяти, внимания, общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственных представлений. [12]

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются широким спектром особых образовательных потребностей. К одной из таких потребностей относится развитие графо-моторных навыков, так как эти дети имеют особенности развития данного навыка. [11]

Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина в своих работах указывала на данные, свидетельствующие о некоторой двигательной недостаточности у детей с ОНР. Наряду с

общей соматической ослабленностью, им свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений,

неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики [20].

Согласно исследованиям Т.Н. Гирилюк и И.В. Старковой, детей с ОНР относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации,

пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Результаты исследования показали, что у детей, имеющих ОНР III уровня речевого развития, отмечаются следующие специфические особенности формирования графо-моторных навыков: недоразвитие кинестетического и

динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной

ориентировки; трудности ориентировки на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушения в копировании предложенного образца; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению.

Нарушения дифференцированных

движений рук проявляются при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дошкольники затрудняются или просто не могут без помощи выполнить движение по подражанию (например, «замок», «колечки»). Большинство детей справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений, но при выполнении допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений,

неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей наблюдается неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности. Дети с ОНР отличаются незрелостью сложных

66

произвольных форм зрительно-моторной координации [7].

Таким образом, для детей с ОНР может быть характерно недоразвитие таких предпосылок формирования графо-моторных навыков, как зрительное внимание и память, кинестетический и динамический праксис, координация движений руки, зрительно-моторная координация, зрительно -

пространственная ориентировка, а также недостаточная регуляция мышечного тонуса. Это позволяет рассматривать старших дошкольников с ОНР, у которых отмечаются указанные особенности, как группу риска в овладении навыком письма. [13]

Отсутствие своевременной

коррекционной работы по формированию графо-моторных навыков старших

дошкольников с общим недоразвитием речи впоследствии может стать одной из причин трудностей овладения навыком письма, возникновения и закрепления специфических ошибок.

Чтобы успешно овладеть графо -моторными навыками необходим

определенный уровень развития зрительного восприятия, зрительной и двигательной памяти, внимания, общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственных представлений.

Несовершенство графо-моторной деятельности у детей - это одна из предпосылок дисграфии.

Старшие дошкольники с ОНР могут рассматриваться как группа риска в овладении навыком письма, так как у них может наблюдаться недоразвитие таких предпосылок формирования графо-моторных навыков, как зрительное внимание и память, кинестетический и динамический праксис, координация движений руки, зрительно-моторная координация, зрительно -

пространственная ориентировка и

недостаточная регуляция мышечного тонуса.

Современные исследователи для формирования графо-моторных навыков у детей с ОНР рекомендуют использовать разнообразные задания, игры, упражнения, дидактические средства, в качестве визуального тренажера, тетради-прописи, рисование, лепку, разнообразные мелкие предметы.

При формировании графо-моторных навыков у старших дошкольников с ОНР акцент необходимо делать на систематичность и поэтапность коррекционного воздействия.

Список источников и литературы:

1. Астахова Т.В. Формирование графо -моторных навыков у младших школьников. - М.: Владос, 2014.

- 123 с.

2. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция //Актуальные проблемы логопедии /отв. ред. М.Г. Храковская. - Спб.: Акционер и К, 2004. -225 с.

3. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво / М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2003. -160с.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/901894/

5. Вагина О.Н., Смирнова Т.Н. Программа «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей» [Электронный ресурс]. URL: http://logostat.ru/images/file/3.razvitie grafomotornyh navykov levorukih.pdf

6. Гаврина С.Е. Письмо. Проверяем готовность к школе. ФГОС. - М., 2017. - 96 с.

7. Гирилюк Т.Н., Старкова И.В. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых /под ред. О.Р. Ворошниной, Ю.М. Хохряковой. - Пермь, 2016. - C. 228-231.

8. Гурьянов Е.В. Психологические основы упражнений при обучении письму [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ ru/record/01005786006

9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 64 с.

10. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник /Под ред. М.Р. Гинзбурга.

- М.: Институт практической психологии1998. -352 с

11. Козырева О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. 2015. №2(40). С. 10-16.

12. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. №1. С.112 - 115.

13. Козырева О.А. Теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования //Alma mater. 2015. № 8. С. 2-15.

14. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://pedlib .ru/Books/6/0112/6 0112-112. shtml

15. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейрофизиологическое исследование. - М.: Академия, 2002. - 346 с.

67

16. Российская Е.Н. О некоторых приемах формирования готовности к овладению самостоятельной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. -2000. - №2. - С. 74-82.

17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2011. - 282 с.

18. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. -М.: АСТ, 2014. - 154 с.

19. Соколова Е.Н. Развитие навыков письма у учащихся начальных классов при разных методических приемах обучения письму: Автореферат дис. ... канд. пед.наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008431488

20. Филичева Т.Б., Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Ч. I, -М., 2015.

21. Формирование графо-моторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М.Лапшина, В.А. Левченко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2014. - 50 с.

MAINSTREAMING OF THE ISSUE FORMATION GRAPHOMOTOR SKILLS FOR OLDER PRESCHOOLERS WITH A GENERAL LACK OF SPEECH DEVELOPMENT

© Rodionova Olga Olegovna', © Hodova Marina Gennadevna2

Kozyreva Olga Anatolyevna3

1 graduate student of the Institute of Social and Humanitarian Technologies

2 graduate student of the Institute of Social and Humanitarian Technologies

3 supervisor, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of correctional pedagogy Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The article presents separate functions of the formation graphomotor skills for older preschoolers with a General lack of speech development. The article also presents a review of literature sources and a number of several researches on the topic. Justification for the relevance of the problem in the modern speech therapy.

Keywords: Older preschoolers, preparation for school, graphomotor skills, speech therapy

Рукопись поступила: 24 июня 2020 г. Submitted: 24 June 2020

РНАЛ И ОБЩЕСТВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.