Научная статья на тему 'Работа по формированию моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией'

Работа по формированию моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1819
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
МОТОРНЫЙ ПРАКСИС / MOTOR PRAXIS / ДИЗАРТРИЯ / DYSARTHRIA / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / CORRECTION AND DEVELOPING PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / NATURAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Екатерина Николаевна

Проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики. Таким образом, одним из основных вопросов работы является роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребенка. В статье представлены теоретическое обоснование, актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционно-развивающая технология формирования моторного праксиса у детей с дизартрией с использованием нетрадиционных методов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа по формированию моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

WORK ON THE FORMATION OF MOTOR PRAXIS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH DYSARTHRIA Filippova E.N. (Russian Federation) Email: Filippova327@scientifictext.ru

Filippova Ekaterina Nikolaevna - the teacher-logopedist, MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION CENTER FOR CHILD DEVELOPMENT - KINDERGARTEN «ROSINKA», KACHKANAR

Abstract: the problem of overcoming the underdevelopment of motor praxis in terms ofpreparing a child for schooling is one of the most important for correctional pedagogy. Thus, one of the main issues of work is the role of the motor analyzer in the development of the child's speech activity. The article presents theoretical substantiation, relevance, tasks and principles of speech therapy. Correction-developing technology of motor praxis formation in children with dysarthria using non-traditional methods of work is described.

Keywords: motor praxis, dysarthria, correction and developing pedagogical technology, natural materials.

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Филиппова Е.Н. (Российская Федерация)

Филиппова Екатерина Николаевна - учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Росинка», г. Качканар

Аннотация: проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики. Таким образом, одним из основных вопросов работы является роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности ребенка. В статье представлены теоретическое обоснование, актуальность, задачи и принципы логопедического воздействия. Описывается коррекционно-развивающая технология формирования моторного праксиса у детей с дизартрией с использованием нетрадиционных методов работы.

Ключевые слова: моторный праксис, дизартрия, коррекционно-развивающая технология, природные материалы.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у детей с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребёнка в школу.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддаётся коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.

В силу этого проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребёнка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

В ряде исследований (М.М. Кольцова, М.С. Рузина) отмечается значительное влияние пальцевой моторики рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. Вместе с тем недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В практике работы логопедов используются традиционные логопедические приёмы. Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук. В основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, что приводит к дополнительному повышению тонуса пальцев рук. Практически никем из логопедов не используются природные материалы, такие, как пчелиный воск и глина, несущие лечебное воздействие на функциональную систему в целом. Традиционно они работают с учебными принадлежностями, изготовленными из пластмассы (массажёры, щётки, палочки, вкладыши).

Мы полагаем, что подобная ситуация возникает в связи с тем, что логопеды не учитывают особенности физиологического и психического развития анализаторных систем, как сенсорных, так и двигательных. Таким образом, неразработанность методов и приёмов профилактики и преодоления недоразвития моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией, отсутствие методических рекомендаций, учитывающих природосообразное развитие ребёнка, определяют актуальность данной проблемы.

Исходя из вышесказанного, мы предложили следующую концепцию коррекционно-развивающей педагогической технологии.

Концепция педагогической технологии состоит в организации моторного праксиса путём системного воздействия на общую, мелкую и артикуляционную моторику, на речь и другие психические процессы с широким применением природных материалов и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка на основе технологического алгоритма, включающего в себя авторские игротренинговые методики, с целью коррекции речевых нарушений, направленной на подготовку детей в школе и их дальнейшую социальную адаптацию.

Принципы организации данной технологии вытекают из положений, основывающихся на современных представлениях:

- о системности психофизиологии человека, в частности о взаимосвязи общей, мелкой и артикуляционной моторики; о взаимосвязи психических функций (конкретно - речи) и моторного праксиса;

- о включённости человека в систему природных взаимоотношений (т. е. на понимании человека как подсистемы живой природы), в частности о природосообразности коррекционно-педагогического воздействия; о системности связей человека с объективным миром через ощущение - восприятие - представление.

Логопедическая работа проводилась на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, воскотерапии, глинотерапии, логоритмики и массажа. Наряду с коррекцией нарушенных функций (кинестетической афферентации) использовались и приёмы её компенсации на основе подключения сохранных анализаторов, в частности слухового и зрительного.

Для достижения поставленных целей мы задействовали важный мотив в становлении человеческого сознания - здоровое взаимодействие парных органов. Р. Штайнер писал: «Парность некоторых органов при их здоровом взаимодействии - это предпосылка нормального развития ребёнка» [2, с. 29]. Опираясь на убедительные факты учёных и на данные собственного эксперимента, можно сделать вывод, что мозг и рука являются взаимодействующими парными органами. Фундаментом подготовительного этапа для формирования речи в нашей работе является переживание ребёнком движения и равновесия. Поэтому мы подошли к формированию этих чувств с разных сторон, соединив речь с движением, чтобы звук как бы «вытанцовывался». При этом мы имели в виду два направления работы, соединение речи с телесным движением и переживание движения. Первое служит формированию телесной моторики, углублению чувства собственного движения и равновесия. Второе связано с жизнью представлений и соответствующей «внутренней» работой. В нашей работе всегда присутствовали эти два аспекта: сопровождая

67

речь всё новыми и новыми упражнениями - топаньем, хлопаньем, прыганьем, плетением, лепкой и т.д., мы одновременно осваивали «телесную географию» и упражняли ловкость.

На этой основе через развитие тактильных ощущений, достигаемое благодаря работе с природными материалами - пчелиным воском и глиной, формировалось кинетическое и кинестетическое ощущение ручных и артикуляторных движений.

К. фон Хайдебранд в работе «Об играх детей» [3, с. 10] отмечает: «Если ребенку дать пчелиный воск, то в процессе того, как ребёнок мнёт в руках этот благородный материал, творческая воля с потоком крови, которая согревает его ладони и воспламеняет их огнем творчества, идет до самых кончиков пальцев. Это не только способствует развитию ловкости его рук, но и побуждает способность к жизни творческих представлений».

Применяя в коррекционной работе глину и воск с терапевтическими целями, мы добивались обучающего эффекта, направленного на развитие анализирующего восприятия предметов, на формирование действий по их обследованию, на усвоение правильных словесных обозначений признаков (цвет, величина, форма, запах и т.д.). Для усвоения детьми скрытых признаков предметов в коррекционной работе организовывались поисковые действия, направленные на определенный результат и представляли собой одну из форм наглядно-действенного мышления, формируемого в процессе деятельности. Опытным путем дети знакомились со свойствами этих веществ: вес, плавкость и т.д. Чувственное восприятие мира являлось в нашей работе основой психического развития детей.

Многие учёные, такие, как К. Раутенберг, доктор Трайхлер, отмечают, что общение с глиной и воском ведёт не только к развитию чувства формы, но и к совершенствованию образного мышления.

На предшествующих занятиях по развитию речи, на экскурсиях дети знакомились с работой пчеловодов, жизнью пчёл. Для обогащения словарного запаса им предлагалось составление рассказов или придумывание названий к вылепленным фигуркам.

Познавательная активность детей в лепке как целенаправленное, интенсивное усвоение знаний позволила сформировать быстроту мышления, творческие способности и на этой основе - желание самореализации. Уникальным в работе с глиной и воском является и то, что воздействие лепки положительно влияет на характер и темперамент ребёнка.

Таким образом, целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых функций, но и формированию познавательной деятельности, являющейся главным критерием готовности к школьному обучению.

Список литературы /References

1. Верясова Т.В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей:

Учеб. пособие. Екатеринбург, 2000. 52 с.

2. Штайнер Р. Воспитание к свободе // Альманах вальдорфской педагогики. М., 1993. № 1.

С. 20-24.

3. Хайдебранд К. О душевной сущности ребёнка / Реф. пер. с нем. Мн.: ТПЦ «Полифакт»,

1991. 80 с.

4. Хиллерс Ф. Терапия деятельностью. Штутгарт: Изд-во Георг Тиме, 1959. 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.