Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СЕНСОМОТОРНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СЕНСОМОТОРНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОМОТОРНЫЕ ИГРЫ / СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеева Светлана Ивановна

В статье раскрываются результаты эмпирического исследования и опытно-экспериментальной работы по использованию сенсомоторных игр и упражнений для развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOUND PRODUCING IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THIRD LEVEL WITH THE USE OF SENSORIMOTOR GAMES AND EXERCISES

The article provides the results of empirical research and experimentative work on the usage of sensorimotor games and exercises for the development of sound producing in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of 3rd level.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СЕНСОМОТОРНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Pedagogy

УДК 37

DOI 10.21661/r-553759

Сергеева С.И.

Научный руководитель: Горбунова О.Ф.

Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сенсомоторных игр и упражнений

Аннотация

Abstract

The article provides the results of empirical research and experimentative work on the usage of sensorimotor games and exercises for the development of sound producing in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of 3rd level.

I Keywords: children of preschool school age, complex speech disorders, general speech underdevelopment, motor development, sensorimotor games, game exerciseds.

В статье раскрываются результаты эмпирического исследования и опытно-экспериментальной работы по использованию сенсомоторных игр и упражнений для развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

I

Ключевые слова: дети дошкольного школьного возраста, сложные речевые нарушения, общее недоразвитие речи, моторное развитие, сенсомоторные игры, игровые упражнения.

Sergeeva S.I. Scientific adviser: Gorbunova O.F

Formation of Sound Producing in Children of Senior Preschool Age with General Speech Underdevelopment of Third Level with the Use of Sensorimotor Games and Exercises

В настоящее время увеличивается количество детей с различной речевой патологией, в частности с общим недоразвитием речи III уровня. В современной психолого-педагогической литературе общее недоразвитие речи (далее ОНР) рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речи и самым распространенным дефектом является нарушение звукопроизношения. У детей с ОНР III уровня, наряду с затруднениями звукопроизношения, нередко наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы - плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Часто встречается нарушение произвольных движений рук,

недостаточная координация кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Как правило, мы видим, нарушение в работе артикуляционного аппарата.

Исследования, проведённые В.И. Бельтюковым показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движение руки исторически, в ходе развития человечества, оказало существенное влияние на становление речевой функции [1].

М.М. Кольцова, в своих исследованиях обращает внимание на тот факт, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Так как в прецентральной области коры головно-

Педагогика

го мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев [2]. В исследованиях Л.В. Фоминой обращается внимание на то, что «развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук» [6]. Поэтому, необходима организация профилактической и коррекцион-ной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, средствами сенсомоторных игр и упражнений.

Мы провели исследование особенностей развития общей и мелкой моторики и развития звукопроизноше-ния и у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на базе МАДОУ детский сад «Ягодка» г. Черно-горска, Республики Хакасия. В исследовании принимали участие 10детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. По нашим наблюдениям у всех детей экспериментальной группы, в разной степени, затруднены точные движения.

С целью более детального исследования особенностей моторных функций и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нами была использована комплексная методика логопедического обследования Н. М. Трубниковой, в ней представлено несколько диагностических заданий: обследование общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, моторики органов артикуляционного аппарата, мимической моторики, обследование звукопроизноше-ния. Для обследования состояния общей моторики все предлагаемые задания выполнялись по показу, затем по словесной инструкции исследователя. Было проведено исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, где дети повторяли за исследователем движения по показу. Во время обследования мы выявили, что некоторые дошкольники сбивались с общей схемы показа движений, путались в последовательности предложенных движений. После словесной инструкции об отмене одного движения, некоторые дети продолжали его показывать. Все предъявленные данные заносились в таблицу. При обследовании произвольного торможения движения, дошкольникам нужно было остановиться по сигналу. Здесь мы так же отметили, что некоторые дети продолжали выполнять движение. Обследование динамической координации движений показало, что дети сбивались, нарушая последовательность движений, ими ошибочно менялась заданная схема движений, некоторым детям было крайне тяжело переключаться с одного движения на другое и выполнить задания последовательно. Выполнение статической координации движений, где дети стоят на одной ноге, затем на другой закрыв глаза и вытянув руки вперед, удалось лишь некоторым детям. Остальным детям очень тяжело было выдержать статическую пробу. При исследовании пробы на темп выполнения движения, у одного ребенка наблюдалась излишняя суетливость и спешность [5].

Таким образом, обобщая результаты по данному виду заданий, можно констатировать, что у детей с

ОНР III уровня преобладает низкий - 60% и средний (40%) уровень развития общей моторики.

При обследовании произвольной моторики пальцев рук нами было отмечено, что выполнение статической координации движений детям удалось трудом. Особые неточности отмечались при выполнении задания, где нужно выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1 -15), показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть - поза «зайчик», удержать на счет. Во время проведения этих проб наблюдались невозможность удерживать позу пальцев, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет исследователя). У одного ребенка выявили наличие синкинезий. Сложно удавались задания по словесной инструкции, дети путали пальцы. При исследовании динамической координации движений некоторые дети не смогли сделать плавные, точные движения. Так же не получилось одновременное выполнение проб пальцами. Таким образом, результаты обследования произвольной моторики пальцев рук показали, что у детей преобладает низкий уровень (80%), и 20% дошкольников показали средний уровень развития произвольной моторики пальцев рук.

При обследовании функционального состояния и двигательных функций активных органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов, выявлено наличие чрезмерного напряжения губ (чаще верхней губы) и языка. Язык движется неуклюже, медленно, неточно. У троих детей напротив отмечалось вялость органов артикуляции, у одного ребенка имеются отклонения языка в сторону. Наиболее ярко недостаточность моторики артикуляционного аппарата проявляется в трудностях переключения с одной артикуляции на другую. Заметно ухудшение качества артикуляционного движения, малое количество времени фиксации артикуляционной позы, снижении количества правильно выполненных движений.

Таким образом, можно утверждать, что после обследования у 100% детей с ОНР Ш уровня выявились недостатки двигательных функций активных органов артикуляционного аппарата, которые напрямую влияют на состояние звукопроизношения. Из них 70% имеют низкий уровень; 30% - средний уровень; высо высокого уровня выявлено не было.

При обследовании состояния звукопроизношения, обследуемые дети, показали наличие разных дефектов. В картине нарушений звукопроизношения в основном присутствуют смешения звуков. У четверых детей (40%) на фоне смешения свистящих звуков, выявлено искажение звуков, преимущественно межзубное произношение свистящих, а также увулярное и велярное произношение звука «р». Наряду с перечисленными дефектами отмечались стойкие замены одного звука другим. После обработки результатов обследования состояния звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня мы получили следующие результаты: 80% детей показали низкий уровень развития звукопроизношения; 20% детей было выявлено со средним уровнем звукопроизношения.

Pedagogy

Проанализировав данные обследования, мы убедились в очевидной взаимосвязи между состоянием общей, мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата и состоянием звукопроизношения. И пришли к выводу, что нужно проводить коррекционную работу над звукопроизношением совершенствуя моторные функции с упором на использование сенсомоторных игр и упражнений во всех видах детской деятельности, тем самым косвенно воздействуя на определенные речевые зоны головного мозга.

Но у детей шестого года жизни уже имеются определенные навыки в играх с мелкими предметами и им знакомы многие упражнения. Такие задания уже не несут развивающей пользы. Исходя из этого, в общую систему сенсомоторных игр и упражнений мы включали сенсомоторные игры и упражнения, подразумевающие не просто манипуляции с предметами, а игры и упражнения, которые требуют моторного планирования.

Моторное планирование - это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Моторное планирование это среднее звено между идеей и совершением действий. Мы подбирали игры, когда появляется новая задача, нужно сделать чтото неосвоенное. Это непросто для детей с ОНР III уровня. Все игры и упражнения мы постарались органично включить в педагогический процесс данной группы. Все игры мы разделили на несколько блоков. Первый - игры и упражнения для развития общей моторики; второй - игры и упражнения для крупной моторики; и третий - для мелкой моторики пальцев рук. Для развития общей моторики в групповой комнате и в спортивном зале детского сада мы сделали сенсорные дорожки. Спортивный зал задействовали специально, чтобы было больше развивающей нагрузки. Эти дорожки состоят из следов вырезанных из самоклеющейся пленки. Следы наклеены на пол. Следы расположены в разном направлении. Дети прыгают с одной группы следов на другую, изменяя положение тела в пространстве, (налево, направо, кругом).

Для детей, у которых нарушена переключаемость движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, предлагали разные музыкальные игры с движениями. Для тех детей, у которых нарушена способность произвольного торможения движения предлагали игры типа «Стой-беги», «Морская фигура замри», «Покажи по образцу» и т. д. Большое игровое поле из ткани, игры в футбол. Детям нужно закатить мячик в лунку «ворота».

Для реализации второго блока мы предлагали детям игры с магнитами. Это магнитная трасса. На игровом

поле проезжая часть с изготовленными плоскими машинками. Ребенок при помощи магнита помогает машинке проехать по маршруту обозначенном в карточке. Предлагали игру «Тоннель», это передвижение шарика внутри тканевой трубы. Предлагали втулки (или любые полые трубки) с веревками. Дошкольники учились наматывать веревочку на втулку, сначала это удавалось с трудом. Так как нитка не всегда наматывалась на втулку, сползала, а руки делали холостые движения.

Мы посчитали целесообразным в этот блок включить игры для развития движений и действий ногами. Нужно было ногой переложить карандаш с одного места на другое, поддев его и перенести. Или брали пальцами ног предметы и клали их в емкость. С ногами было сложно.

В третий блок игр мы традиционно включали разнообразные игры и упражнения с песком и крупами. Находили маленький предмет в миске с рисом, с фасолью и т. д. Предлагали просовывать маленькие предметы в коробки с прорезями, которые соответствуют размеру маленького предмета. Потом вводили пинцет и тогда дети просовывали предметы с помощью пинцета. Предлагали сенсорные кубы, на которых закреплены разные предметы. Это шнурки для завязывания узлов и бантиков, плетения косичек, и карточки для выполнения задания (это шло как усложнение), прищепки, пуговки, липучки, пристежки, шнуровки, бусины крупные и многое другое. Обязательным условием, мы посчитали, и включали в комплекс коррекционных мер, занятия с пластилином. Этот вид деятельности мы использовали в образовательных ситуациях по подготовке к обучению грамоте, лепили буквы и использовали пластилин вместо фишек, обозначающих звуки. Так же для развития математических представлений. Лепили цифры и предметы для счета. Особенно детям понравилось конструирование из бумаги «Пепакура». Хотя детям, в основном, было сложно понять схему. Здесь детям давали готовые выкройки и из них собрали игрушки. Пока собирали игрушки, то параллельно проговаривали способы сборки, затем игрушку использовали в проговаривании звуков, слогов, как помощницу.

Таким образом, проведенная коррекционная работа способствовала развитию общей моторной сферы, координации крупных движений рук, ног, мелких движений рук. Это было заметно, когда упражнения доходили до автоматизма и переходили в разряд навыка. Мы увидели большие изменения в области формирования звукопроизношения. Проведенные игры и упражнения существенно повышали интерес к занятиям, вызывали у детей радость и удовольствие.

Литература

1. Бельтюков В.И. Системный подход к анализу процесса звуков речи детьми / В.И. Бельтюков; под ред. О.А. Ко-нопкин // Вопросы психологии. - 1981. - №3. - С. 29-38.

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 1973. - 159 с.

3. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ 1998. - 51 с.

4. Филичева Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

Педагогика_

5. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка / Л.В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: Изд-во МГПИИЯ, 1971. - С. 36-40.Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / ред. Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - М.: Академический проект. - 2001. - 141 с.

6. Эстетическая культура / Под ред. Н.И. Киященко. - М.: Юрайт. - 2016. - 201 с.

References

1. Konopkin, O. A., & Bel'tiukov, V. I. (1981). Sistemnyi podkhod k analizu protsessa zvukov rechi det'mi. Voprosy psikhologii, 3, 29-38. Bel'tiukov;.

2. Kol'tsova, M. M. (1973). Rebenok uchitsia govorit'., 159. M.: Sov. Rossiia.

3. Trubnikova, N. M. (1998). Struktura i soderzhanie rechevoi karty: uchebno-metodicheskoe posobie., 51. Ekaterinburg: Izd-vo UrGPU.

4. Filicheva, T. B., Cheveleva, N. A., & Chirkina, G. V. (1989). Osnovy logopedii: uchebnoe posobie., 223. M.: Prosveshchenie.

5. Fomina, L. V. (1971). Rol' dvizhenii ruk i motornoi rechi rebionka. Problemy rechi i psikholingvistiki, 36-40. M.: Izd-vo MGPIIIa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.