Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩАЯ МОТОРИКА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Ульяна Владимировна, Проглядова Галина Александровна

В статье представлены сравнительные характеристики сформированности моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития, а также представлены количественные и качественные специфические особенности сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колпакова Ульяна Владимировна, Проглядова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF THE FORMATION OF THE MOTOR SPHERE OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL LEVEL III SPEECH IMPAIRMENT AND DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

The article presents comparative characteristics of the formation of the motor sphere of preschoolers with general speech underdevelopment of the III level and with mental retardation, as well as quantitative and qualitative specific features of the formation of general, fine and articulatory motor skills.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

86

УДК 159.922(075.8)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Колпакова Ульяна Владимировна1 © Проглядова Галина Александровна2

1 Магистрант Института социально-гуманитарных технологий

КГПУ им. В.П. Астафьева

2 кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева

В статье представлены

сравнительные характеристики

сформированности моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития, а также представлены количественные и качественные специфические особенности сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, задержка психического развития, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика.

Проблема становления моторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития остается актуальной на протяжении длительного периода. Это связано с тем, что движение в жизни человека играет существенную роль в когнитивном, речевом, личностном развитии. Следовательно, нарушения деятельности моторной сферы приводят к затруднению процесса адаптации старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития к переходу на следующий уровень получения адекватного образования.

Как известно из обзора литературных источников дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития достаточно

полиморфные группы, характеризующиеся

количественными и качественными своеобразиями в двигательной, речевой и когнитивной сферах. Не смотря на наличие общих закономерностей развития с нормативно развивающимися детьми, все же потенциал этих дошкольников реализуется особым специфическим образом. [1; 2]

Исследования, проведенные

Озеренцким Н.И., свидетельствуют о тесной связи психической и моторной сфер, взаимовлияние которых оказывает

активизирующее воздействие друг на друга. [6]

Проведенные исследования в области психологии доказали, что при дефектах речи у детей в виде вторичных нарушений страдает моторное развитие ребенка. [9; 10]. Проведенные исследования в области логопедии показали, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (далее ОНР) и с задержкой психического развития (далее ЗПР) существенно страдает моторная функция речи. [4; 11]. Состояние моторной сферы данных групп дошкольников зависит от созревания и функционирования деятельности ЦНС, которое тесно связано с овладением пространственной ориентировкой и двигательной активностью дошкольников.

Проанализировав состояние моторной сферы дошкольников ЗПР, хочется отметить недоразвитие произвольной регуляции в сочетании с недостатками аналитико-синтетической деятельности мышления, что обусловлено ранним органическим

поражением ЦНС или ее функциональной незрелостью.

Моторная сфера дошкольников с ОНР III уровня в свою очередь характеризуется такими особенностями как плохая координация движений, замедленная переключаемость и аритмия движений, нарушение

последовательности двигательного

программирования.

Волковской Т.Н. отмечено сходство моторной сферы у исследуемых групп дошкольников, однако проведенные исследования в области диагностики познавательных способностей у дошкольников с ОНР III уровня показали более высокий уровень, а уровень речевых недостатков при ОНР III уровня нарушен более существенно, чем при ЗПР [3].

Проведенный констатирующий

эксперимент с целью сравнительного практического определения сформированности моторной сферы дошкольников с ОНР III

87

уровня и с ЗПР позволил выявить количественные и качественные

характеристики. Обе группы респондентов, как показало изучение документации старших дошкольников имели отягощенный анамнез. При ЗПР отмечались угрозы выкидыша (40%), недоношенность (20%), кесарево сечение (30%), инфекционные заболевания (10%). При ОНР III уровня - токсикозы в первый триместр (40%), с продолжением в дальнейшем (60%), трудности при родах (90%). Психомоторные нарушения отмечались у 80% дошкольников в обеих группах.

Для реализации поставленной цели нами был определен комплекс диагностических методик по изучению уровня сформированности моторики, предложенные Гризик Т.И., Лопатиной Л.В., Тимощук Л.Е., Трубниковой Н.М., представленных в виде трех разделов.

В первом разделе изучался уровень сформированности общей моторики у двух групп респондентов. Целью второго раздела являлось исследование уровня

сформированности мелкой моторной сферы. Третий раздел предусматривал изучение уровня сформированности мимической и артикуляционной моторики. [5; 7; 8].

Анализ результатов первого раздела заданий, целью которого являлось изучение уровня сформированности общей моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с ЗПР по методике, предложенной Трубниковой Н.М., мы оценивали правильность, четкость, быстроту и переключаемость движений, правильность повторения заданной позы, а также темп движений респондентов [8].

Сравнительное изучение

сформированности общей моторики у двух групп старших дошкольников позволило выявить следующие особенности. У старших дошкольников с ОНР III уровня и с ЗПР недостаточно сформирована как статическая, так и динамическая координация движений. Общим для обеих групп респондентов являлось напряженное выполнение движений, замедленный темп и ограниченный объем двигательных умений. При этом, у старших дошкольников с ЗПР данные нарушения проявлялись в более грубой форме по сравнению с детьми с ОНР III уровня.

Проведенный количественный анализ позволил определить, что дошкольники с ОНР III уровня показали низкий уровень

сформированности общей моторики (50 %), в сравнении с дошкольниками с ЗПР (65 %). Средний уровень выявлен у 50% дошкольников с ОНР III уровня и у 35 % респондентов с ЗПР. Высокий уровень сформированности общей моторики не продемонстрировал ни один из респондентов исследуемых групп.

Качественный анализ результатов позволил выявить у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня трудности сохранения равновесия, нарушений

координированности всего тела в целом. Наблюдалась недостаточная сформированность динамических действий и быстроты реакции, нарушение двигательной мобильности и ловкости движений.

У дошкольников с ЗПР сформированность общей моторики представлена наличием тремора в конечностях, что не позволяло респондентам выполнить статические действия. Отмечалась

несогласованность разных групп мышц в общей моторной сфере при выполнении динамических проб, а также трудности определения направления движения, что являлось следствием нарушения ориентировки в пространстве, наличия гиподинамических расстройств и синергий.

Следующая группа заданий, включенных во 2 раздел заданий, использовалась с целью изучения уровня сформированности мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития. Нами использовались задания, предложенные Гризик Т.И. и Тимощук Л.Е. Акцент нашего внимания был смещен на исследование точности, последовательности, силы, длительности мышечного напряжения кистей рук и произвольности моторики пальцев рук

[7].

Полученные количественные данные по итогам результата проведенного исследования выявили, что среди дошкольников с ОНР III уровня низкий уровень сформированности мелкой моторики выявлен у 30 % респондентов, а среди старших дошкольников с ЗПР данный показатель составил 45 %. Средний уровень был характерен 50 % дошкольников с ОНР III уровня и 45 % дошкольникам с ЗПР. Соответственно, высокий уровень был выявлен только у 20% респондентов с ОНР III уровня и у 10% старших дошкольников с ЗПР.

88

Анализируя и сравнивая полученные специфические качественные характеристики дошкольников с ОНР III уровня, мы выявили, что имели место: тремор в ручной моторике, синкинезии при выполнении проб руками как в лицевой, так и в общей моторике, двигательные персеверации, повышенная утомляемость, нарушение произвольной регуляции движений, трудности восприятия словесной инструкции логопеда.

Качественные характеристики

особенности сформированности ручной моторики у старших дошкольников с ЗПР характеризовались недостаточным развитием динамической координации движений и двигательной маневренности рук. Отмечалась неловкость и беспорядочность движений пальцами рук с последующим их напряжением, наличие содружественных движений при выполнении заданных проб, сложность удержания алгоритма словесной инструкции, трудности выполнения заданий на кинестетический праксис, особенно в условиях сенсибилизации.

Реализуя последний - третий раздел заданий, целью которого являлось исследование уровня сформированности артикуляционной и мимической моторики у двух групп респондентов с использованием заданий, предложенных Лопатиной Л.В. мы выявили, что 70% респондентов с общим недоразвитием речи III уровня выполняли упражнения в замедленном темпе и испытывали существенное напряжение в деятельности артикуляционного аппарата. 80% дошкольников справились с выполнением проб только после повторного их показа логопедом, а 60% респондентов имели полиморфные нарушения органов артикуляционного аппарата, которые характеризовались нарушениями точности, координированности и переключаемости органов артикуляции [5].

При этом в процессе обследования старших дошкольников с ЗПР отличалась слабая активность групп артикуляционных мышц, что приводило к неточным артикуляционным движениям (40%). Часть респондентов отказывалась выполнять заданные артикуляционные позы, не осознавая их значение (35%). Отмечались трудности понимания словесной инструкции старшими дошкольниками с ЗПР (25%).

Количественный анализ результатов последнего раздела заданий позволил выявить, что низкий уровень сформированности

мимической и артикуляционной моторики показали 35% детей с ОНР III уровня и 45% детей с ЗПР, средний уровень выявлен у 60% респондентов с ОНР III уровня и у 55% дошкольников с ЗПР. Высокий уровень обнаружен лишь у 5% респондентов с ОНР III уровня. Среди дошкольников с ЗПР на высоком уровне не оказалось ни одного дошкольника.

Качественные специфические

нарушения в артикуляционной моторике у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня определялись в форме замедленного темпа выполнения артикуляционных поз. В мышцах речевого аппарата наблюдались насильственные движения, тремор языка и губ. Отмечались нарушения точности, координированности и переключаемости органов артикуляции, особенно при выполнении тонких дифференцированных движений губ, языка, что обусловлено неврологической

симптоматикой общего недоразвития речи. Также нами отмечался меняющийся тонус мышц языка и сопутствующие движения.

Качественные специфические

нарушения у дошкольников с ЗПР характеризовались недостаточной активностью артикуляционных мышц, отказом выполнять заданные артикуляционные позы и трудностями их статического удержания. Имели место неточные артикуляционные движения языком. Часто инструкция учителя-логопеда воспринималась дошкольниками с задержкой психического развития ошибочно.

Таким образом, полученные сравнительные количественные и качественные характеристики констатирующего этапа исследования определяют необходимость разработки содержания коррекционно-логопедической работы по устранение выявленных нарушений в общей, мелкой и мимической и артикуляционной моторной сфере у рассматриваемых групп старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития, что требует от нас дальнейших научных разработок.

Список источников и литературы:

1. Антипов Д.С., Родин Ю.И. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 53 - 59.

89

2. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография. - М.: Наука, 2020. - 213 с.

3. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. Автореф. дис...канд. псх. наук 19.00.10 «Коррекционная педагогика». - М., 1999. - 24 с.

4. Лапина В.Ю., Решетникова М.В., Воробьева Г.В. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-6. - С. 100 - 102

5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновоц. - СПб, «Союз», 2005. - 192 с.

6. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. - М.: Центр ин-т труда, 1924. -28 с.

7. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Речевое развитие детей 5-6 лет. методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015. - 152 с.

8. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 51 с.

9. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. Изд-во Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 494 с.

10. Федорова С.Ю. психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной ассиметрии мозга // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 64

- 69.

11. Целикова В.В., Бурыкина М.Ю. Особенности координации движений у детей 5 - 6 лет с системным недоразвитием речи // Modem Science. - 2021. - № 5-4. - С. 211

- 215.

COMPARATIVE STUDY OF THE FORMATION OF THE MOTOR SPHERE OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL LEVEL III SPEECH IMPAIRMENT AND DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

Kolpakova Ulyana Vladimirovna Galina Proglyadova

2nd year undergraduate student of KSPU named after V.P. Astafieva

2 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Correctional Department of the KSPU named after V.P. Astafieva

Abstract. The article presents comparative characteristics of the formation of the motor sphere of preschoolers with general speech underdevelopment of the III level and with mental retardation, as well as quantitative and qualitative specific features of the formation of general, fine and articulatory motor skills.

Key words: general speech underdevelopment, mental retardation, general motor skills, fine motor skills, articulatory motor skills.

Рукопись поступила: 1 октября 2021 г. Submitted: 1 October 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.