Научная статья на тему 'Развитие психомоторных функций у дошкольников с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития'

Развитие психомоторных функций у дошкольников с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулиничева А. Ф.

В статье приведены результаты экспериментальных исследований уровня развития психомоторных функций детей с ЗПР; особенности речевого развития. Представлены основные направления работы по развитию психомоторных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулиничева А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие психомоторных функций у дошкольников с ЗПР как средство коррекции речевого недоразвития»

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ © Акулиничева А.Ф.*

Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград

В статье приведены результаты экспериментальных исследований уровня развития психомоторных функций детей с ЗПР; особенности речевого развития. Представлены основные направления работы по развитию психомоторных функций.

Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов, систем организма ребенка и многих высших психических функций (мышление, речь и т.д.). В возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, и т.д. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

И решение проблемы непрерывного образования и развития человека во многом зависит от его развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Большую роль играет успешность ребенка, особенно дошкольника, которая зависит от многих факторов. Одними из них являются уровень психомоторное развитие ребенка.

Психомоторное развитие понятие очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера - от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать [4].

Для исследования уровня развития психомоторики мы использовали задания на определения состояния общей моторики (исследование двигательной памяти, переключаемости движений, произвольного торможения, статической и динамической координаций движений и т.д.), моторики органов артикуляционного аппарата (исследование двигательной функции губ, двигательной функции челюсти, языка и мягкого неба, а также исследование двигательной организации движений органов артикуляционного

* Студент кафедры Специальной педагогики и психологии. Научный руководитель: Е.П. Фу-реева, к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии.

аппарата); мелкой моторики пальцев рук (исследование статической и динамической координаций движений) и состояния мимики.

Дополнительно мы оценивали: темп выполнения, точность движений, плавность, координация движений рук, чувство равновесия, переключае-мость движений, объем движений, мышечный тонус, самостоятельность выполнения, синхронность и симметричность выполнения [3].

Из результатов нашего исследования, можно сделать выводы: что у детей с ЗПР наблюдается отставание в моторном и психомоторном развитии. Если говорить об уровне развития общей моторики детей ЗПР, то можно отметить следующие особенности: низкий уровень переключаемо-сти движений, отсутствие самоконтроля при выполнении проб, частичное или полное отсутствие произвольного торможения, несформированность статической и динамической координации движений, трудности удержания равновесия при выполнении проб, несформированность пространственной организации двигательного акта, трудности в запоминании и воспроизведении последовательности движений, трудности нахождения и удержания заданной позы, трудности в повторения заданного ритма, многочисленные синкинезии: движения губ, высовывание языка и др.

В целом все движения мало координированы, неточные, неплавные. Наиболее страдает у детей данной категории моторика пальцев рук. Отмечаются трудности в воспроизведении поз руки и пальцев, особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук. Многие дети затрудняются в использовании ложки в процессе еды, не умеют правильно держать карандаш, кисточку. Затруднено формирование графомоторных навыков.

В артикуляционной моторике у большинства детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, выявляются трудности удержания статической позы, проявляющиеся в гинер / гипотонусе мышц языка, нарушения дыхания. Показателями динамического праксиса является неточность при выполнении заданного движения, нарушения плавности движения, последовательности движений органов артикуляционного аппарата. Мимика: недостаточно полный объем и качество движений мышц лба, рта и щек. Затруднения произвольного формирования определенных мимических поз: удивление, гнев, радость, испуг, грусть и т.д.

Известно, что у детей с задержкой психического развития наблюдается и речевое недоразвитие: нарушение звукопроизношения, бедность как активного, так и пассивного словарей, частые аграмматизмы в речи, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (дети строят предложения крайне примитивно и делают много ошибок: нарушают порядок слов, не согласовывают определение с определяемым словом и т. д.) [1].

Чтобы коррекция речевого недоразвития (через развитие психомоторных функций) у детей с ЗПР проходила более успешно, мы за основу всего нашего коррекционного процесса взяли ведущую, характерную для детей данного возраста (6 лет) деятельность - игровую.

Так для развития мелкой моторики пальцев рук мы использовали: пальчиковую гимнастику (игры с резиночками, игры с кубиками, шнурками, горохом - это обеспечивают хорошую тренировку пальцев), игры с разноцветными прищепками, игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок и т. д. Рисование - соединение фигур по точкам, бордюров, обведение по трафарету, раскрашивание и штриховка рисунков; упражнения с речевым сопровождением, массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с речевым сопровождением, массаж с использованием предметов (шариками, шестигранными карандашами, четками, каштанами, грецкими орехами, мячиками-ёжиками и т.д.), конструирование с помощью пальцев разных предметов и объектов с паралельным чтением и заучиванием стихотворений, потешек и т. д. Пальчиковый театр - стимулирует развитие мелкой моторики, развивает пространственное впсприятие, а главное помогает развивать активный словарь и активизирует речевые функции. Развитию ручной моторики также способствует: занятия с пла-стелином, глиной, нанизывание бус, выкладывание из спичек рисунков, рисование по трафарету букв и геометрических фигур и т.д.

На развитие общей моторики мы отводим время для утренней (логопедической) гимнастики в начале дня. Логопедическая гимнастика способствует не только активному обогащению двигательной деятельности, развитию мелкой и артикуляционной, наблюдается положительная динамика при овладении моторными навыками, но и речевому развитию. В среднем комплекс разучивается в течении 1-2 недель, т.е. на протяжениии определенной лексической темы, продолжительность занятия 10-12 минут.

И во время занятий - это физические минутки. Они в свою очередь снимают напряжение, способствуют повышению внимания и активности на занятии, лучшему усвоению учебного материала. А так же способствуют активному обогащению двигательной деятельности, развитию умения ориентироваться в пространстве и укреплению детского организма в целом.

Для развития артикуляционной моторики мы использовали упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для щек и губ; и упражнения для языка; для развития мимики использовали мимические упражнения, например лексическая тема «Перелетные птицы». Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами. Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Все игры и упражнения подобраны в соответствии последовательности лексических тем.

В целом вся коррекционная система способствует развитию всей психомоторной деятельности и речевому развитию детей с задержкой психического развития. При такой коррекционной работе идет развитие не только моторики, речи, мышления, а так же других психических функций.

Системная и целенаправленная, комплексная работа по развитию психомоторных функций у детей с задержкой психического развития, способствует развитию психологической базы речи, которая является основой преодоления речевого недоразвития у детей с ЗПР.

Список литературы:

1. Киселева В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В.А. Киселева // Дефектология. - 2007. - № 3.

2. Фуреева Е.П. Шипилова Е.П. Учебные карты обследования речи: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Логопедия». - Волгоград: Перемена, 2004. - 42 с.

3. Щедрикова А.Б. Психомоторное развитие человека. - М.: Изд. Иваново: ИвГУ, 1992. - 279 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА © Баймагамбетова И.А.*

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

Статья посвящена проблеме формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного обучения диалогу старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Статья может быть полезна преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, специалистам, занимающимся проблемами дошкольной дидактики, вопросами речевого развития детей дошкольного возраста.

Настоящее исследование посвящено проблеме педагогического руководства процессом развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Ее актуальность обусловлена важностью начальных этапов онтогенеза речи для психического, социального и личностного развития

* Сткдент кафедры Педагогики и методики дошкольного образования. Научный руководитель: В.В. Стерликов, заведующий кафедрой Педагогики и методики дошкольного образования, к.п.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.