Научная статья на тему 'Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития и нарушениями слуха в начальных классах коррекционных школ'

Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития и нарушениями слуха в начальных классах коррекционных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1101
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ / СУРДОПЕДАГОГИКА / ДАКТИЛЬНАЯ РЕЧЬ / ТОНКАЯ МОТОРИКА РУК / КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПАЛЬЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития и нарушениями слуха в начальных классах коррекционных школ»

8. Предлагает оценить речь товарищей, опираясь на оценочный лист-контролирует использование важных для обсуждения языковых средств.

Следует заметить, что алгоритм по формированию монологических высказываний аналогичен приведенному выше. Представляется целесообразным привести листы оценивания продуктивных диалога и монолога.

Контрольно-оценочный лист (диалог)

1. Content: information on the subject matter (Maximum Score: 7) communication goal achieved (7); decision made (7).

2. Interaction: initiates conversation by asking questions without Interlocutor's help (10); maintains conversation: responds to the partner's information by expressing his/her preferences about the - matter: giving emotional reactions to the partner's words (12); can repair communication breakdown if it is necessary (10).

3. Grammar and Vocabulary: the richness of vocabulary (16); accuracy: right tense forms, voice, articles (4); the right use and the variety of modal verbs (4); the use of different clauses (4); the use of I,II, HI conditionals (4).

4. Pronunciation: articulation (5); intonation (5); fluency of speech (5).

Контрольно-оценочный лист (монолог): I. introduction; 2. richness of

content; 3. logical connections between separate parts of the monologue; 4. conclusion; 5. grammar accuracy; 6. use of the vocabulary; 7. the presence of linking phrases; 8. fluency; 9. eye contact; 10. emotional colouring.

Список литературы

Качество образования 11ГПУ: становление системы управления: научно-метод. разработка / авт.-сост. А.К. Колесников, А.И. Санникова, JI.A. Косолапова, И.Г. Никитин, Б.М. Чарный [и др.]; Перм. гос. пед. ун-т - Пермь, 2009. - 112 с.

Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив, моногр. /под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - Спб.: Изд-во РГПУ, 2004.

Милъруд Р.П. Компетентность в изучении языка/ Р.П.Мильруд// Иностранные языки в школе. - 2004. - №7.

© Желватых Л.А., 2010

Л.В. Москалева

Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития и нарушениями слуха в начальных классах коррекционных школ

Часто у слабослышащих детей наблюдаются сопутствующие психологические отклонения, такие как ЗПР, что в свою очередь влияет на развитие психики в целом или на отдельные ее функции (моторные, сенсорны2' речевые, эмоционально-волевые), темп реализации закодированных в генотипе свойств организма.

Одним из вспомогательных речевых средств при обучении глухих овесной речи в сурдопедагогике, а также в межличностной коммуникации ухих и общении слышащих с глухими используется дактильная речь. «Речь ктильная (от греч. daktylos - палец) - речь, воспроизводящая слова при мощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их ижений» [URL:http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=828].

»тому одной из важнейших задач педагога-дефектолога на начальном этапе боты со слабослышащими детьми является работа над мелкой (тонкой) ггорикой. «Под тонкой моторикой понимается умение использовать зможности рук для выполнения точных движений малой амплитуды» rRL:http://www.humanities.edu.ru/db/msg/72577l-

В настоящее время рядом исследователей (Е.И. Есенина, М.М. Кольцова, В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие тонких движений пальцев тс положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного )зга. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества тей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений льцсв соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах >рмы (И.П. Павлов, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия). Если же развитие пальцев стает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом зжет быть нормальной и даже выше нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук - ключевой фактор стимуляции ¡чевого развития ребенка, который способствует улучшению ггикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, а также повышает 1ботоспособность коры головного мозга, стимулируя развитие мышления !бенка. В Японии, например, упражнения для пальчиков начинают выполнять 2-3 месяцев [Коноваленко, 1998, с. 7]. Упражнения для ладоней с каменными металлическими шарами распространены в Китае. Регулярное выполнение рантируют оздоравливающий и тонизирующий эффект: улучшаются память и «ственные способности ребенка, устраняется эмоциональное напряжение, 1учшается деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, воисходит развитие координации движений [Савина, 2001, с. 4].

Необходимо отметить, что при неврологическом и нейропсихологическом ¡¡следовании у многих детей с задержкой психического развития (ЗПР) 5наруживаются легкие и латентные формы моторных нарушений по причине (инего органического повреждения головного мозга. Даже легкая дисфункция Мигательной сферы в случае отсутствия своевременных и целенаправленных Ьррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более Южных и дифференцированных движений и действий, что негативно ¡азывается на становлении различных форм ручной деятельности ребенка: на 1выках письма, рисования, конструирования и т.д.

«Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса »условливает истощаемость и утомляемость кистей рук. Недостаточная 1фференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает 1ижения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с Гим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по

мерс нарастания утомления его движения становятся неточными крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв. Недостаточность слухового восприятия и трудности фонетико-фонематического анализа в сочетании с имеющимися нарушениями слухо-зрительно-двигателыюй координации ухудшают работу каждой из взаимодействующих функций.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

Отмечено, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи.

Необходимо регулярно проводить работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук детей с ЗПР» [Марковская, 1988, с. 62 - 65].

Комплекс упражнений по работе над мелкой моторикой можно разделить на следующие составляющие:

1) пальцевая гимнастика, а также массаж и самомассаж кистей рук;

2) работа в тетрадях - отработка элементарных графических навыков:

• подготовка к письму (повторное прорисовывание отдельных элементов букв и цифр под музыку (для развития ритма) с изменением размера элементов в большую и меньшую сторону);

• письмо;

3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

• вырезание;

• лепка из пластилина, глины;

• «самообслуживание» (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, застегивание молний, одевание и т.д.);

• обводка и раскрашивание рисунков;

• опознание однородных наполнителей и предметов при помоШИ тактильных ощущений (например, ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд с водой, песком, круп^' орехами, мелкими предметами, пытается идентифицировав субстанцию).

Пальцевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия бо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пьцев рук - сжимания в кулак и разжимания пальцев. Движения оизводятся одновременно двумя руками под счет «Раз-два! Раз-два!». Для эго упражнения можно использовать резиновые игрушки. Повторяется оно 5 з.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

«Погладим котенка» - плавные движения, имитирующие соответствующие йствия, выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз).

«Веселый оркестр» — имитация игры на различных музыкальных стру ментах.

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

«Зайчик». Исходное положение: рука опирается на локоть; выпрямляются разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы жаты в кулак.

«Коза-дереза». Исходное положение: пальцы тренируемой руки зажаты в лак; выпрямляются указательный пальчик и мизинец. На начальном этапе .боты действия сопровождаются присказкой: «Идет коза рогатая за малыми ¡бятами, кто каши не ест, молока не пьет - забодает, забодает».

На первых занятиях рекомендуется выполнять упражнения в медленном мпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью ¡реключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять ¡обходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой тожение другой руки. Важно, чтобы указания педагога были ясными, ггкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.

Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно отступить к работе двумя руками одновременно.

Упражнения на удержание позы могут проводиться на разных уровнях южности: по подражанию, по речевой инструкции.

Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети эдражают учителю. Затем степень их самостоятельности увеличивается -оказ устраняется и остается только словесная инструкция.

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, редполагают развитие и совершенствование произвольного внимания и »томатизацию действий. Предлагаются следующие задания:

«Пальчики поздоровались» - упражнение может выполняться либо одной укой, либо обеими руками.

«Зайчик-кольцо» - упражнение, основанное на переходе из одной позиции другую. Эти изменения позиции могут отрабатываться сначала одной, затем ругой рукой, а в дальнейшем обеими руками вместе.

Также важное место в работе по развитию тонкой моторики детей с ЗПР ¡шимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное лияние на совершенствование слухо-двигательной и слухо-зрительно-Вигагельной координации движений.

Достигается это с помощью упражнений, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания деревянной палочкой по столу и т.п. Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и ребенка, по показу по слуховому восприятию (с использованием экрана). Эмоциональная стимуляция и смысловая организация этих действий осуществляется с помощью речевых команд.

В.В. Цвынтарный в качестве тренировки движений для пальцев рук рекомендует народные игры-потешки для стимулирования речевого развития детей. Также он предлагает два блока заданий: работа непосредственно с пальчиками и работа со счетными палочками, стачками. Первый блок представляет собой фигурки, изображающие предметы, животных, птиц. Каждое упражнение сопровождается работой всех пальцев обеих рук. Важным условием, гарантирующим успешность данной работы, является доступность объяснения упражнений и легкость выполнения. Во втором блоке упор идет не только на зрительный образ предмета, представленный фигурками, составленными из счетных палочек или спичек, но и на слуховой, представленный стихотворным сопровождением [Цвынтарный, 1996, с. 4-6].

Дальнейшее развитие целенаправленности в организации движений и действий происходит при воспроизведении движений, цель которых -выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Начинаются такие задания с простейших инструкций: «Я хлопну один раз - ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза - ты поднимешь две руки». Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор: «Я стукну в бубен один раз - ты поднимешь красный флажок (левую руку), я сгукну два раза - ты поднимешь синий флажок (правую руку)».

Отдельно следует остановиться на графических работах в альбомах и в тетрадях. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.

Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость, потому для рисования выбираются такие объекты, как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Одним из видов графических заданий является дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.

В такой работе не может быть жестко заданной схемы действий и и* последовательности, но тем не менее предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Детям предлагаются Л-1Я дорисовывания орнаменты и лабиринты с постепенным нарастаний' сложности.

Включение упражнения на развитие пальцевой моторики ш"РаеТ положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями ре1"1'

;ие упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей- Они могут ¡водиться как со всеми детьми, так и с теми, у которых наблюдается общее юразвитие речи или какие-либо ее нарушения.

На основе вышесказанного делаем вывод, что включение упражнений на витие пальцевой моторики шрает положительную роль в коррекционном учении детей с нарушениями речи. Эта работа должна организовываться как «но раньше, с нескольких месяцев жизни ребенка, затем продолжаться в ском саду и школе. Такой подход позволяет:

• Регулярно опосредованно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

• Совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.

• Облегчить усвоение навыков письма.

Список литературы

Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика/ В.В. Коноваленко, ¡.Коноваленко. - М.: Гном - Пресс, 1998. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить/ М.М. Кольцова. - М.: Советская Россия, 1971. Кольцова М.М.Двигательная активность и развитие функций мозга/ М.М. Кольцова. М.: ¡агогика, 1973.

Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического вития/ И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология. - 1988. - №4. - С. 62-65.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для (Итслей и педагогов/ Л.П. Савина. - М.: ACT, 2001.

Цвынтарный Й.Й.Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В. Цвынтарный. - СПб. нь, 1996. http://www .emissia.org

ft«p://psychology.net.ni/dictionaries/psy.html?word=828

© Москалева Л.В., 2010

E.H. Нельзина E.H., A.B. Папанова

Реализация интегративного подхода при работе над сказками на английском языке в 5-м классе

В основе обучения иностранному языку лежит системно-деятельностный адход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет 1дивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающих рост их Юрческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм йимодействия со сверстниками и взрослыми. В связи с этим становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.