Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ / РЕЧЬ / НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Ульяна Владимировна, Шешурак Ольга Михайловна, Проглядова Галина Александровна

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием двигательной сферы детей, в котором закладывается основа полноценного становления физического и психического формирования организма [1]. В соответствии с этим важно понимание механизма движения человека не только для психолого-педагогических наук, но и с целью осуществления коррекционной практики. Речевые нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития и их связь с моторной сферой детей является объектом пристального внимания в теории и практики науки логопедии. Актуальность выделенной проблемы обусловлена увеличением количества дошкольников с данным видом нарушений, так как дефекты в структуре речевого расстройства и имеющиеся моторные нарушения вторичного характера негативно отражаются на когнитивном развитии дошкольников и, как следствие, приводят к трудностям обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колпакова Ульяна Владимировна, Шешурак Ольга Михайловна, Проглядова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STUDY OF THE MOTOR SPHERE OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL LEVEL III SPEECH IMPAIRMENT AND WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

Preschool age is characterized by the active development of the motor sphere of children, which lays the foundation for the full-fledged formation of the physical and mental formation of the body. In accordance with this, it is important to understand the mechanism of human movement not only for the psychological and pedagogical sciences, but also for the purpose of implementing correctional practice. Speech disorders in preschoolers with general speech underdevelopment of the III level and with mental retardation and their connection with the motor sphere of children is the object of close attention in the theory and practice of the science of speech therapy. The relevance of the identified problem is due to an increase in the number of preschoolers with this type of disorders, since defects in the structure of speech disorder and existing motor disorders of a secondary nature negatively affect the cognitive development of preschoolers and, as a result, lead to difficulties in schooling.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

80

УДК 373.31

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Колпакова Ульяна Владимировна1 © Шешурак Ольга Михайловна2 © Проглядова Галина Александровна3

1 магистрант Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева

2 магистрант Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева

3 кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием двигательной сферы детей, в котором закладывается основа полноценного становления физического и психического формирования организма [1]. В соответствии с этим важно понимание механизма движения человека не только для психолого-педагогических наук, но и с целью осуществления коррекционной практики. Речевые нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития и их связь с моторной сферой детей является объектом пристального внимания в теории и практики науки логопедии. Актуальность выделенной проблемы обусловлена увеличением количества дошкольников с данным видом нарушений, так как дефекты в структуре речевого расстройства и имеющиеся моторные нарушения вторичного характера негативно отражаются на когнитивном развитии дошкольников и, как следствие, приводят к трудностям обучения в школе.

Ключевые слова: дошкольники, задержка развития, речь, нарушения

Целью нашего исследования являлось сравнительное изучение уровня

сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с задержкой психического развития. В эксперименте приняли участие дошкольники в количестве 40 человек по 20 респондентов в каждой группе. Для реализации поставленной цели исследования мы определили комплекс диагностических методик, предложенные Трубниковой Н.М., Гризик Т.И., Тимощук Л.Е., Лопатиной Л.В. [5; 2; 3]. Комплекс методик был нами структурирован и представлен в виде 3 разделов: 1 раздел - исследование общей моторики, 2 раздел - исследование мелкой моторики, 3 раздел - исследование артикуляционной моторики.

Анализ 1 раздела заданий, целью которого было изучение уровня сформированности общей моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по методике, предложенной Трубниковой Н.М. [5], мы оценивали четкость, быстроту, переключаемость движений, правильность повторения заданной позы, а также темп движений респондентов. Сравнительное изучение сформированности общей моторики у двух групп старших дошкольников позволило выявить следующие особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня:

-трудность сохранения равновесия в виде схода с заданной позиции при попытке удержать равновесие;

-нарушения координированности всего тела в целом;

-недостаточную сформированность ловкости движений и быстроты реакции;

-нарушения двигательной

маневренности; неловкость выполняемых динамических действий,

У дошкольников с задержкой психического развития сформированность общей моторики представлена:

-наличием тремора в конечностях (что не позволяло выполнить статическое движение;

-несогласованностью действий разных групп мышц в общей моторной сфере при выполнении динамических проб;

-трудностями определения

направления движения (что свидетельствует о трудностях ориентировки в пространстве);

-наличием гиподинамических

расстройств; наличием синергий.

Сравнительные количественные результаты представлены на графике на рисунке 1.

81

Рисунок 1

Сравнительная характеристика уровня сформированности общей моторики

Как видно из представленных результатов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня низкий уровень сформированности общей моторики был выявлен у 50% детей, а у дошкольников с задержкой психического развития составляет 65% детей. Средний уровень показали 50% дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и 35% детей с задержкой психического развития. Высокий уровень сформированности общей моторики не продемонстрировал ни один респондент из представленных групп (Рисунок 1).

Анализируя результаты 2 раздела заданий, целью которого было изучение уровня сформированности мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по методике, предложенной Гризик Т.И. и Тимощук Л.Е. [2], мы изучали точность, последовательность, силу, длительность мышечного напряжения кистей рук, произвольность моторики пальцев рук. Специфические трудности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня характеризовались:

-тремором в ручной моторике; -синкинезиями при выполнении проб руками (как в лицевой, так и в общей моторике);

-наличием двигательных персевераций; -трудностями удержания заданной пробы несколькими пальцами рук;

-повышенной утомляемостью; -нарушениями произвольной

регуляции движений;

-трудностями восприятия словесной инструкции.

Особенности ручной моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития:

-недостаточной сформированностью динамической координации движений и двигательной маневренности рук;

-неловкостью и беспорядочными движениями пальцев рук с их напряжением;

-наличием содружественных движений при выполнении заданных проб;

-сложностями удержания словесной инструкции;

-трудностями при выполнении заданий на кинестетический праксис, особенно в условиях сенсибилизации.

Количественные данные уровня сформированности мелкой моторики представлены на графике на рисунке 2.

Рисунок 2

Сравнительная характеристика уровня сформированности мелкой моторики

Как показывают графические данные, среди дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня низкий уровень сформированности мелкой моторики выявлен у 30% респондентов, а среди старших дошкольников с задержкой психического развития этот показатель составил 45%. Средний уровень был выявлен у 50% детей с общим недоразвитие речи III уровня и 45% у дошкольников с задержкой психического развития. Соответственно высокий уровень был выявлен только у 20% респондентов с общим недоразвитием речи III уровня и 10% у детей с задержкой психического развития.

Анализ результатов 3 раздела заданий, целью которого было изучение уровня сформированности артикуляционной и мимической моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по методике, предложенной Лопатиной Л.В. [3] были получены следующие количественные и качественные характеристики. В качестве специфических нарушений в артикуляционной моторике у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выявлены:

-замедленный темп выполнения артикуляционных поз;

82

-гиперкинезы в мышцах речевого аппарата (насильственные движения), тремор языка и губ;

-нарушения точности,

координированности и переключаемости органов артикуляции, особенно при выполнении тонких дифференцированных движений губ, языка, что обусловлено неврологической симптоматикой общего недоразвития речи III уровня;

-меняющийся тонус мышц языка; сопутствующие движения.

Дошкольники с задержкой психического развития характеризовались:

-недостаточной активностью

артикуляционных мышц;

-отказом выполнять задаваемые артикуляционные позы;

-трудностями понимания инструкций логопеда; трудностями удержания позы; неточными артикуляционными движениями.

Графические результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

Сравнительные данные сформированности артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР III уровня и ЗПР

Как видно на графике, низкий уровень сформированности артикуляционной моторики показали 35% детей с общим недоразвитием речи III уровня и 45% детей с задержкой психического развития, средний уровень - 60% детей общим недоразвитием речи уровня и 55% детей с задержкой психического развития. Высокий уровень обнаружился лишь у 5% дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Среди дошкольников с задержкой психического развития на высоком уровне не оказалось ни одного ребенка.

Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента определяют необходимость организации коррекционно-логопедической работы по устранение выявленных нарушений в моторной сфере у старших дошкольников с общим

нарушением речи III уровня и у дошкольников с задержкой психического развития.

Список источников и литературы:

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 254 с.

2. Гризик Т.И. развитие речи детей 5 - 6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук.

- М.: просвещение, 2006. - с. 206.

3. Лопатина Л.В. Изучение, коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Дефектология. - 2003. -№ 5. - С. 45 - 51.

4. Орос, Е. В. Особенности формирования слоговой структуры слова у слабовидящих детей с общим недоразвитием речи / Е. В. Орос, Г. А. Проглядова // Педагогика и медицина в служении человеку : материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 01 декабря 2016 года / Главный редактор С. Ю. Никулина. - Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, 2016. - С. 377-381.

5. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие.

- Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STUDY OF THE MOTOR SPHERE OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL LEVEL III SPEECH IMPAIRMENT AND WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

Kolpakova Ulyana Vladimirovna Olga Mikhailovna Sheshurak Proglyadova Galina Alexandrovna

Master's student at the Institute of Social and Humanitarian Technologies of the KSPU named after V.P. Astafieva

Master student of the Institute of Social and Humanitarian Technologies of the KSPU named after V.P. Astafieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Correctional Department KSPU them. V.P. Astafieva

Abstract. Preschool age is characterized by the active development of the motor sphere of children, which lays the foundation for the full-fledged formation of the physical and mental formation of the body. In accordance with this, it is important to understand the mechanism of human movement not only for the psychological and pedagogical sciences, but also for the purpose of implementing correctional practice. Speech disorders in preschoolers with general speech underdevelopment of the III level and with mental retardation and their connection with the motor sphere of children is the object of close attention in the theory and practice of the science of speech therapy. The relevance of the identified problem is due to an increase in the number of preschoolers with this type of disorders, since defects in the structure of speech disorder and existing motor disorders of a secondary nature negatively affect the cognitive development of preschoolers and, as a result, lead to difficulties in schooling. Key words: preschoolers, developmental delay, speech, disorders

Рукопись поступила: Submitted: 1 October 2021

1 октября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.