Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза'

Дифференцированный подход в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2100
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДИАГНОСТИКА / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ / DIFFERENTIAL TREATMENT / DIAGNOSIS / SPEECH DISORDER / PRESCHOOLERS / CORRECTION OF SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лалаева Раиса Ивановна, Морозова Виктория Владимировна, Полякова Людмила Марковна

В статье рассматривается разработка дифференцированного подхода к коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лалаева Раиса Ивановна, Морозова Виктория Владимировна, Полякова Людмила Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The differentiated approach in correction of speech violations at children with a delay of mental development cerebral and organic origin

This article discusses the development of a differentiated approach to the correction of speech development in preschoolers with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза»

УДК 376(47)

Р.И. Лалаева, В.В. Морозова, Л.М. Полякова

Дифференцированный подход в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза

В статье рассматривается разработка дифференцированного подхода к коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития.

This article discusses the development of a differentiated approach to the correction of speech development in preschoolers with mental retardation.

Ключевые слова: дифференцированный подход, диагностика, нарушение речи, дошкольники, коррекция нарушений речи

Key words: differential treatment, diagnosis, speech disorder, preschoolers, correction of speech disorders

Проблема изучения особенностей речевого развития и разработки дифференцированного подхода к коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР является актуальной, что обусловлено:

1) резким увеличением количества детей с ЗПР, усложнением симптоматики и патогенеза нарушений их психического и речевого развития;

2) недостаточной разработанностью дифференциальной диагностики нарушений речевого развития у этой категории детей;

3) отсутствием экспериментально обоснованных данных об особенностях нарушений речевого развития и их коррекции у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза;

4) тенденцией к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

5) значимостью логопедического воздействия в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом развития речи;

6) недостаточной эффективностью коррекции нарушений речи у детей с ЗПР, что определяет необходимость поиска наиболее оптимальных путей коррекционно-логопедического воздействия.

В работах многих авторов (Н.Ю. Борякова [1], С.В. Зорина [2], С.Ю. Ильина [3], Р.И. Лалаева [4], А.А. Хохлова [5], Н.А. Цыпина [б], С.Г. Шевченко [7] и др.) имеются данные о состоянии отдельных компонентов речевой системы у дошкольников с ЗПР, однако системного исследования состояния речевой деятельности у этих детей не проводилось. Кроме того, в работах не отражена конкретная специфика

нарушений речевого развития и их коррекции при различных клинических вариантах ЗПР.

Наиболее распространенной является классификация ЗПР К.С. Лебединской, в которой выделяется ЗПР конституционального генеза, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и ЗПР церебрально-органического генеза. Среди клинических вариантов ЗПР самой сложной, стойкой и разнообразной по проявлениям является ЗПР церебрально-органического генеза.

Экспериментальное исследование, проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №12 компенсирующего вида» г. Гатчина Ленинградской области. В исследовании принимало участие 30 старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза.

Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление состояния как отдельных компонентов речевой системы, их соотношений в структуре речевого дефекта, так и состояния речи как системно-структурного единства. Методика констатирующего эксперимента включала исследование всех компонентов речевой системы.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что особенности речевого развития детей с ЗПР церебральноорганического генеза характеризуются определенной спецификой, которая проявляется: в системном характере речевого недоразвития, в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера, в преобладании семантического дефекта. У дошкольников отмечается сочетание таких органических речевых нарушений, как стертая псев-добульбарная дизартрия, неврозоподобное заикание. Выявлены 2 типа особенностей: замедление темпа речевого развития и искаженное речевое развитие.

На основе кластерного анализа с учетом степени несформирован-ности различных компонентов речи выделены 3 группы детей с ЗПР.

Первая группа - это дети с минимально нарушенным речевым развитием. В эту группу вошли 7 (23,3%) детей: из них 1 ребенок имеет преимущественно фонетико-фонематическое недоразвитие с легким отставанием в развитии лексики и грамматического строя речи, стертую псевдобульбарную дизартрию, 6 детей - системное недоразвитие речи, стертую псевдобульбарную дизартрию.

Дети 1 группы показали результаты выше среднего практически по всем заданиям. Некоторые трудности возникали только при исследовании фонематических процессов, относящихся к метаязыковой деятельности, и процесса словообразования некоторых моделей позднего онтогенеза (образование имен существительных со значением вместилища). У детей 1 группы отмечалось равномерное недоразвитие всех компонентов речевой системы.

Вторую группу составили 18 (60%) детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности: из них 16 (53,3%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и 2 (6,7%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдо-бульбарной дизартрией и тоноклоническим заиканием средней степени выраженности.

У дошкольников с ЗПР 2 группы было выявлено, что импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование, синтаксис предложений. Связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.

Третью группу составили 5 (16,7%) детей с тяжелой степенью недоразвития всех сторон речи: из них 3 (10%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией, 1 (3,3%) ребенок с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и тоноклоническим заиканием тяжелой степени выраженности, 1 ребенок (3,3%) с системным недоразвитием речи, моторной алалией и стертой псевдобульбарной дизартрией.

У дошкольников с ЗПР 3 группы отмечается значительное недоразвитие всех сторон речи. При этом наиболее несформированными являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. Менее выраженные, но все же значительные нарушения выявлены в развитии фонетической системы, лексического компонента и процессов словообразования и словоизменения.

Вариативный характер уровня сформированности речевых компонентов у дошкольников с ЗПР затрудняет проведение успешного коррекционно-логопедического процесса. В связи с этим встает необходимость разработки дифференцированного подхода к коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР церебральноорганического генеза, который будет отвечать потребностям обучения данной категории детей.

Дифференцированная коррекционно-развивающая работа по совершенствованию речи каждой группы детей с ЗПР церебральноорганического генеза проводилась в 3 этапа. На каждом этапе предложены методические рекомендации, представляющие собой шесть разделов, состоящих из нескольких блоков.

1 раздел: Коррекция нарушений фонетической стороны речи

Методика коррекции нарушений фонетической стороны речи

предназначена для дошкольников с ЗПР 2 и 3 группы и состоит из нескольких блоков: работа над просодией, звукопроизношением, звукослоговой структурой слова.

2 раздел: Развитие фонематических процессов

Развитие навыка восприятия и дифференциации звуков речи для 2 и 3 групп. Развитие навыка осуществления фонематического анализа и синтеза, а также фонематических представлений для всех групп.

3 раздел: Развитие лексического компонента речи

Развитие денотативного и прагматического аспекта лекси-

ческих значений - для детей 3 группы. Формирование сигнификативного аспекта лексических значений - для 2 и 3 группы. Развитие структурного аспекта лексических значений - для всех групп.

4 раздел: Формирование процесса словообразования - для детей всех групп: непродуктивных моделей - для 1 группы, продуктивных и непродуктивных моделей - для 2 и 3 группы.

5 раздел: Формирование грамматического строя речи.

1) Развитие процесса словоизменения (актуализация продуктивных форм словоизменения - для детей 3 группы, непродуктивных форм словоизменения - для детей 1 и 2 группы).

2) Развитие синтаксической структуры предложения (коррекция нарушений простых моделей синтаксической структуры предложений -для детей 3 группы, коррекция нарушения семантически сложных моделей синтаксической структуры предложений - для детей 1 и 2 групп).

6 раздел: Совершенствование связной речи

Коррекция нарушений диалогической речи - для детей 3 группы.

Формирование смысловой и языковой программы в простых формах связной речи - для детей 3 группы. Формирование смысловой и языковой программы в сложных формах связной речи - для детей 1 и 2 группы.

Дифференцированный подход в процессе коррекционнологопедического воздействия создает необходимые условия эффективного преодоления речевых нарушений у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза.

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. канд. дис. ... пед. наук. - М., 1983.

2. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. канд. дис. ... пед. наук. - СПб., 1998.

3. Ильина С.Ю. Работа над текстом на уроках русского языка в 5-6 классах вспомогательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989.

78

4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Хохлова А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: автореф. канд. дис. ... пед. наук. - СПб., 1999.

6. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. -М.: «Компенс-центр», 1994.

7. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Аркти, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.