Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ'

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНР III УРОВНЯ / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / МОТОРИКА / ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Екатерина Михайловна

В статье прослеживается связь между развитием звукопроизношением у детей 4-5 лет с ОНР III уровня, развитием моторики и влиянием логоритмических занятий на коррекцию звукопроизношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN 4-5 YEARS OLD WITH OHP LEVEL III THROUGH LOGORHYTHMIC EXERCISES

The article traces the relationship between the development of sound reproduction in children 4-5 years old with level III ONR, the development of motor skills and the influence of logorhythmic exercises on the correction of sound reproduction.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»

Столыпинский вестник №10/2022

Научная статья Original article УДК 373.3

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN 4-5

YEARS OLD WITH OHP LEVEL III THROUGH LOGORHYTHMIC

EXERCISES

Мурзина Екатерина Михайловна, студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89828059296, bulichevayekaterina@yandex.ru

Ekaterina Mikhailovna Murzina, 5th year student, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89828059296, bulichevayekaterina@yandex.ru

Аннотация. В статье прослеживается связь между развитием звукопроизношением у детей 4-5 лет с ОНР III уровня, развитием моторики и влиянием логоритмических занятий на коррекцию звукопроизношения.

Annotation. The article traces the relationship between the development of sound reproduction in children 4-5 years old with level III ONR, the development

Столыпинский вестник

5969

of motor skills and the influence of logorhythmic exercises on the correction of sound reproduction.

Ключевые слова: дошкольное образование, ОНР III уровня, средний дошкольный возраст, звукопроизношение, моторика, логоритмические занятия.

Keywords: preschool education, level III ONR, middle preschool age, sound reproduction, motor skills, logorhythmic classes.

Ведение. Нормативно-правовые документы федерального уровня регламентируют создание условий для образования всех детей, без исключения. В частности, в статье 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ, в статье 5, отмечается, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование [6]. Согласно п. 2 ст. 79. «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися» [6].

Введение ФГОС для детей с ОВЗ конкретизирует условия образования для детей с категорией нарушения речи: специальные коррекционные программы, специальные методы обучений, дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку [10]. Несмотря на то, что данный ФГОС разработан на начальное образование, Федеральным институтом развития образования даны рекомендации ориентироваться на условия, прописанные в положениях ФГОС НОО ОВЗ для детей с нарушениями речи [10].

Таким образом, дошкольники с недоразвитием речи имеют особые

5970

потребности в организации образовательного процесса.

Теоретическая база исследования. Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что развитие звукопроизношения у детей с нарушением речи является проблемой, изучаемой на протяжении многих лет психологами, педагогами, логопедами.

Однако многогранность нарушений речи, особенности развития детей в каждом возрастном периоде требуют индивидуального подхода в решении проблемы развития звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Особенность развития дошкольников с ОНР требует комплексного подхода к организации логопедической работы, что может быть реализовано с использованием методики логопедической ритмики.

Существует ряд авторских методик проведения логопедической ритмики для детей (Г.Р. Шашкина, Р.Л. Бабушкина, О.Ю. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко). Однако, данные методики разработаны в основном для коррекционной работы с заикающимися детьми.

Ход исследования. Таким образом, на основе анализа нормативных документов, литературы и потребностей логопедов, определено следующее противоречие: между необходимостью комплексной коррекционно -развивающей работой по развитию звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР и недостаточной экспериментальной разработанностью применения логоритмических занятий для развития звукопроизношения у таких детей.

Выявленное противоречие позволило определить проблему: необходима разработка специальных логоритмических занятий для развития звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня.

Расстройство речевой функции, встречающееся в детском возрасте, представляет собой отклонение от возрастной нормы.

В результате многих исследований были сформулированы два классификационных подхода к определению причин недоразвития речи: клинико-педагогический (С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев) и психолого-

5971

педагогический (Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева и др.).

Р.Е. Левина [5] предложила психолого-педагогический подход к классификации общего недоразвития речи. В рамках этого подхода она выделила три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Переход ребенка с одного уровня на другой определяет повышение речевой активности, появление новых языковых возможностей. При этом индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Отметим, что доказано: двигательные функции движения пальцев рук оказывают большое влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В частности, В.М. Бехтерев указывал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию [ 1].

Однако, как отмечает ряд авторов у детей с ОНР присутствуют отклонения в развитии мелкой моторики и двигательных функций.

В частности, А.Н. Корнев и И.Н. Садовникова отмечали, что у детей с ОНР присутствует легкая форма нарушения движений, что является следствием изменения мышечного тонуса, и обуславливает слабость и утомляемость мышц кистей рук.

У детей с ОНР наблюдается отставание в формировании мелкой моторики рук, что проявляется в недостаточно развитой координации пальцев рук.

Таким образом, делаем вывод, что коррекционно-логопедическая работа по развитию звукопроизношения у дошкольников с ОНР III уровня должна носить комплексный характер и требует особых условий организации.

Анализ литературы позволил выявить, что все указанные условия коррекционно-логопедической работы по развитию звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня могут быть реализованы в рамках занятий по логопедической ритмике.

5972

Г.Р. Шашкина дает следующее определение логопедической ритмики: «это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь» [11].

Р.Л. Бабушкина поясняет целесообразность применения логопедической ритмики для коррекции звукопроизношения у дошкольников:

1. Речевая система онтогенетически, анатомически и функционально тесно связана с двигательной;

2. Музыка является дополнительным стимулятором психического развития, в особенности психомоторного и речевого. Взаимосвязь в развитии музыкального и речевого слуха объясняется единой интонационной природой музыки и речи [1].

Основная цель логоритмики, как определяет Г.Р. Шашкина, заключается в преодолении речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью автор определяет коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики [11].

Результаты и обсуждение. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня проводилось на базе МКДОУ № 8 «Ласточка» г. Шадринск.

Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня проводилось в три этапа.

1 этап (сентябрь 2022 г.) - констатирующий этап исследования -обследование имеющегося развития звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня МКДОУ № 8 «Ласточка» г. Шадринск, анализ результатов;

2 этап (сентябрь-декабрь 2022 г.) - формирующий этап исследования -разработка и проведение занятий по логопедической ритмике с учетом результатов констатирующего этапа;

3 этап (декабрь 2023 г.) - контрольный этап исследования -

5973

исследование результатов развития звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня, посещавших занятия формирующего этапа, анализ результатов, формулирование выводов об эффективности применения логоритмических занятий, формулирование рекомендаций по применению логоритмических занятий для развития звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня.

Цель исследования на констатирующем этапе эксперимента: определить состояние звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подобрать методы и методики обследования;

2. Определить состояние звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР III уровня;

3. Провести анализ результатов обследования, сделать выводы.

В ходе изучения звукопроизношения были обследованы 10 детей средней группы с ОНР III уровня.

Констатирующий эксперимент проводился с применением диагностического инструментария, разработанного по рекомендациям Н.М. Трубниковой. В ходе обследования изучалось звукопроизношение у детей 4-5 лет с ОНР III уровня.

Анализ полученных результатов позволил сделать выводы о необходимости проведения дополнительной коррекционно-логопедической работы комплексного характера по таким направлениям как постановка звуков, развитие моторики, развитие слогового и словесного ритма, развитие психических процессов у группы детей 4-5 лет с ОНР III уровня, что соответствует особенностям развития дошкольников с ОНР III уровня.

На формирующем этапе проводились логоритмические занятия, разработанные с учетом требований ФГОС ОВЗ, СанПиН 2.4.1.3049-13, ООП ДОО, Рабочая программа воспитателя старшей группы, Рабочая программа учителя-логопеда, Рабочая программа музыкального руководителя.

Для организации взаимодействия с музыкальным руководителем,

5974

учитывая методические рекомендации Р.Л. Бабушкиной и О.М. Кисляковой, проведение занятий по логопедической ритмике спланировано 2 раза в неделю с чередованием музыкального занятия.

В основу логритмических занятий положены авторские методики Г.Р. Шашкиной, Р.Л. Бабушкиной, О.Ю. Филатовой, Н.Н. Гончаровой, Е.В. Прокопенко.

В ходе логоритмических занятий проводились такие виды работ как: ритмическая разминка, упражнения на развитие внимания и памяти, упражнения на координацию движений с речью, артикуляционная и мимическая гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, речевые игры, релаксационные упражнения.

В ходе реализации логоритмических занятий организовано сотрудничество с музыкальным работником, воспитателями, родителями.

В результате на формирующем этапе проведено 20 логоритмических занятий.

На контрольном этапе проведено повторное обследование речи дошкольников 4-5 лет с ОНР III уровня.

В результате выявлена положительная динамика в постановка звуков [ш], [ц], [щ], [р], [л], [ы], [г], [х], [с]; развитии мелкой моторики; развитии слогового и словесного ритма, а также развитии психических процессов.

Область применения. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Выводы. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности логоритмических занятий в коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР, что позволило сформулировать рекомендации по созданию условий для применения данной формы коррекции:

5975

- необходимо четкое согласование работы учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию ритмических процессов у дошкольников ;

- систематическое чередование занятий по музыке и логопедической ритмике;

- учет возраста и речевых возможностей детей;

- «методическая систематизация упражнений с учетом последовательности развития моторного ритма (темп движений, координация, выполнение компонентов музыкального ритма)» [9];

- «методическая систематизация упражнений с учетом последовательности развития всех видов речевого ритма (слоговой ритм -словесный ритм - синтагменный ритм)» [9];

- «подбор речевого материала с определенным ритмом в соответствии с задачей и определенными типами упражнений каждого этапа, осуществляемого учителем-логопедом» [9].

Кроме педагогических условий организации логоритмических занятий, выделены общие условия, способствующие формированию у детей четкого и правильного звукопроизношения:

- взрослые не должны искажать слова в разговоре, подражая «детскому лепету»;

- взрослые должны исправлять ошибки, допускаемые ребенком при произношении и давать образец произношения слов;

- взрослые должны использовать обширный словарь в общении с ребенком, чтобы он мог усваивать произношение слов и расширять словарный запас.

Перечисленные условия развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста касаются не только педагогов ДОО, но и во многом относятся к родителям и другим близким в окружении ребенка.

5976

Литература

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.

- 2008. - № 88. - С. 42-46.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2003.

- 272 с.

3. Журова, Е.Л., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М. : Просвещение, 2013. - 228с.

4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М Кольцова. - М.: 2019. -192 с.

5. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М. : Просвещение, 2018. - 31 с.

6. О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федер. закон № 304 от 31.07.2020 г. (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_35 8792/.

7. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2018. -320 с.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М., 2015.

9. Филатова Ю.О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / О.Ю. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко; под редакцией Л.И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.

10. ФГОС и профессиональные стандарты // Федеральный институт развития

5977

образования: официальный сайт. - Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos.

11. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с наруше-ниями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

References

1. Babushkina R.L. Speech therapy rhythmics in correctional and developmental work with children of younger preschool age suffering from general speech underdevelopment / R.L. Babushkina // Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen. - 2008. - No. 88. - pp. 42-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Volkova G.A. Logopedic rhythmics / G.A. Volkova. - M.: Vlados, 2003. -272 p.

3. Zhurova, E.L., Elkonin, D.B. On the formation of phonemic perception in preschool children // Sensory education of preschoolers / edited by A.V. Zaporozhets, A.P. Usova. M. : Enlightenment, 2013. - 228s.

4. Koltsova M.M. The child learns to speak / M.M. Koltsova. - M.: 2019. - 192 p.

5. Levina, R.E. Education of correct speech in children /

1. R.E. Levina. - M. : Enlightenment, 2018. - 31 p.

6. On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students: feder. Law No. 304 of 31.07.2020 (latest edition) // ConsultantPlus. - Access mode: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358792 /.

7. Overcoming the general underdevelopment of speech in children. A book for speech therapists / N.S. Zhukova, E.M. Mastyukova, T.B. Filicheva. - M.: KnigoMir, 2018. - 320 p.

8. Sadovnikova I.N. Violations of written speech and their overcoming in younger schoolchildren / I.N. Sadovnikova. - M., 2015.

9. Filatova Yu.O. Logorhythmics: Technology of development of motor and

5978

speech rhythms in children with speech disorders: An educational and methodical manual / O.Yu. Filatova, N.N. Goncharova, E.V. Prokopenko; edited by L.I. Belyakova. - M.: National Book Center, 2017. - 208 p.

10. FSES and professional standards // Federal Institute of Education Development: official website. - Access mode: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos .

11. Shashkina G.R. Speech therapy rhythmics for preschoolers with speech disorders: Textbook for students. higher. ped. studies. institutions / G.R. Shashkina. - M.: Publishing center "Academy", 2005. - 192 p.

© Мурзина Е.М., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Мурзина Е.М. КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

5979

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.