Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ СКАЗКИ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / КОРРЕКЦИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ СКАЗКА / DYSARTHRIA / CORRECTION / SENIOR PRESCHOOL AGE / INTEGRATED APPROACH / LOGORHYTHMIC FAIRY TALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Кадикина Марина Вадимовна

В данной статье представлен материал, дающий представление о возможностях применения комплексного подхода в коррекции дизартрии у старших дошкольников. Здесь описана речевая и неречевая симптоматика нарушения у детей с дизартрией, необходимость их компенсации с помощью логоритмических сказок и пошаговая инструкция комплексной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Кадикина Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH IN CORRECTING DYSARTHRIA IN OLDER PRESCHOOLERS THROUGH LOGORHYTHMIC FAIRY TALE

This article presents the material that gives an idea of the possibilities of applying a comprehensive approach to the correction of dysarthria in older preschoolers. It describes the speech and non-speech symptoms of disorders in children with dysarthria, the need to compensate for them with the help of logorhythmic fairy tales, and step-by-step instructions for complex work with children of older preschool age.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ СКАЗКИ»

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Кадикина Марина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ СКАЗКИ

Аннотация. В данной статье представлен материал, дающий представление о возможностях применения комплексного подхода в коррекции дизартрии у старших дошкольников. Здесь описана речевая и неречевая симптоматика нарушения у детей с дизартрией, необходимость их компенсации с помощью логоритмических сказок и пошаговая инструкция комплексной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дизартрия, коррекция, старший дошкольный возраст, комплексный подход, логоритмическая сказка.

Annotation. This article presents the material that gives an idea of the possibilities of applying a comprehensive approach to the correction of dysarthria in older preschoolers. It describes the speech and non-speech symptoms of disorders in children with dysarthria, the need to compensate for them with the help of logorhythmic fairy tales, and step-by-step instructions for complex work with children of older preschool age.

Keywords: dysarthria, correction, senior preschool age, integrated approach, logorhythmic fairy tale.

Введение. Вопрос о коррекции дизартрии в старшем дошкольном возрасте считается очень актуальным в настоящее время. Традиционные методы не всегда справляются со своей задачей, поэтому необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Основная работа будет строится вокруг трех основных дефекта при дизартрии: голосовые, дыхательные и артикуляторные, также наблюдаются нарушения произносительной стороны речи и просодики. Сюда будут входить: нарушения фонации, речевого дыхания, просодических компонентов речи (темп, ритм, мелодика, интонация, паузация и логическое ударение), звукопроизношения, а также общей и мимической моторики, координации движения. Все эти недостатки могут пагубно отразиться на психическом состоянии ребенка, возможны вторичные нарушения коммуникации, эмоционально волевой сферы, социализации.

Логоритмическая сказка будет положительно воздействовать как на развитие речи в целом, так и на неречевую симптоматику дизартрии. Логопедическая ритмика, основанная на стихотворных сказках с четкой ритмической структурой, будет стимулировать старших дошкольников на выполнение упражнений, также обеспечит понимание структуры занятия.

Таким образом, выявленная актуальность темы исследования, а также противоречие между степенью разработанности проблемы процесса использования комплексного подхода в работе со старшими дошкольниками с дизартрией, возможностями реализации данного подхода на практике, обусловили постановку проблемы, которая представлена особенностями процесса использования комплексного подхода в проведении логоритмических сказок.

Изложение основного материала статьи. Методологическую основу данного исследования составляют труды Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, О.В. Правдиной и других. Так по мнению И.В. Блыскиной в коррекции дизартрии недостаточно использовать стандартные методы и подходы, необходимо сосредоточится на комплексной работе, включая нетрадиционные способы (воздействие запахов, цвета, а главное музыки).

Логопедическая ритмика подразумевает под собой слияние движения, музыки и речи. Необходимо учитывать общую координацию, моторику, уровень развития речи и понимания у детей старшего дошкольного возраста, продумать посильную речевую нагрузку, с которой ребёнок должен справиться. На основе полученных данных можно комплектовать коррекционные группы по степени выраженности нарушений и формы дизартрии для проведения логоритмических занятий.

Основными аспектами для диагностики и коррекции у дизартриков являются:

• тип дыхания

• фонация

• звукопроизношение

• состояние ритма

• темп

• мелодика

• интонационная составляющая

• логическое ударение

Исходя из диагностики, можно с уверенностью сказать, что у большей части дизартриков (63%) грудной тип дыхания, только у 7% правильный, а у всех остальных смешенный. Само дыхание прерывистое, аритмичное, недостаточное для произнесения полной фразы, выдох короткий. Голос глухой, модуляция при этом слабая, дифференциация звуков по громкости является сложным заданием для дизартриков, также возможно нарушение плавности речи и мелодики.

Мимическая моторика, практически у половины диагностируемых дизартриков старшего дошкольного возраста, маловыразительна, произвольные мимические движения трудные в выполнении, также встречаются дошкольники с наличием синкинезий. Представленные данные подтверждают необходимость нормализации работы периферических отделов речевого аппарата.

У всех старших дошкольников с дизартрией нельзя не отметить нарушения звукопроизношения, чаще всего у них происходит замена или пропуски согласных, персеверации, искажения и как правило, нарушаются все группы звуков.

В контексте заявленной темы исследования была разработана комплексная программа коррекции дизартрии у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмической сказки. Комплексный подход в работе с дизартрией предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, ее просодических компонентов, звукопроизношения, речевого дыхания и голоса.

Каждый педагог выполняет свою коррекционную работу отдельно, соблюдая при этом общую концепцию одного занятия логоритмической сказки. Логопед в данной программе является координатором и связующим звеном в подготовке к логопедической ритмике.

Психолог прорабатывает мимическую моторику и интонационную составляющую каждой сказки, также применяет различные способы, которые способствуют нормализации эмоционально-волевой сферы. Педагог психолог заранее самостоятельно выбирает как проводить занятия, индивидуально или по подгруппам, если это необходимо для налаживания коммуникации между детьми. Инструктор адаптивной физкультуры, в свою очередь, проводит мероприятия направленные на нормализацию координации движения, зрительно-пространственной ориентировки, соматогнозис. На воспитателя накладываются задачи по ознакомлению старших дошкольников с авторами сказок и их произведениями, а также заучивание текстов, на каждое занятие логоритмических сказок.

Музыкальный педагог и логопед, на основе подготовительного периода, проводят занятие для детей старшего дошкольного возраста по логоритмической сказки.

Данная программа основывалась на определенных принципах:

• Принцип комплексного подхода. Данный принцип строится на работе не одного логопеда, а целого комплекса педагогов, которые необходимы для более быстрой и качественной коррекции дизартрии.

• Принцип учета механизмов нарушения речи (этиопатогенетическом). Необходимо учитывать как речевую, так и неречевую симптоматику данного нарушения.

• Принцип учета личностных особенностей. Для составления коррекционного маршрута необходимо понимать уровень физического развития, состояние просодических компонентов, чтобы правильно формировать группы детей на занятия.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Выполнение данного принципа основывается на таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип системности. Необходим общий план, с конкретными целями и задачами, на который будут опираться все педагоги.

• Принцип учета ведущей деятельности (игры). В данной работе этот принцип реализуется благодаря сказкам известных писателей, все их произведения как маленькие инсценировки, которые так увлекают детей и стимулируют на выполнение сложных упражнений.

• Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного общения. Необходимо закрепление полученного опыта в привычной среде, а не только в рамках занятий.

Принцип плотного сотрудничества с родителями. Автоматизация звуков и полученных навыков невозможна без закрепления в домашних условиях.

Программа состоит из трех этапов:

I этап (сентябрь) - диагностика уровня звукопроизношения, просодических компонентов, фонации и дыхания;

Данный этап делится на 3 блока:

• обследование звукопроизношения;

• обследование просодических компонентов;

• обследование силы, высоты, тембра голоса, а также типа дыхания.

II этап (октябрь - февраль) - проведение авторских занятий по логоритмической сказки: развитие темпа, ритма, интонации, нормализация фонационного дыхания, голоса и артикуляции, постановка звуков.

В этот период было проведено 12 групповых занятий по логопедической ритмики на основе логоритмических сказок. Каждое занятие длилось 45 минут, его проводили логопед и музыкальный педагог. Логоритмические сказки включали в себя подготовительный этап - знакомство с произведением, его героями и музыкальным оснащением, основной - выполнение упражнений на основе общего коррекционного маршрута, заключительный - закрепление и обсуждение пройденного материала. Каждую неделю детям предлагалось новое стихотворное произведение, по которому дополнительно велась работа психолога, инструктора АФК и воспитателя. Дети старшего дошкольного возраста легче работают со стихами, так как в текст уже заложен ритм и его не нужно вычленять из музыки. Также к проведению занятия по логоритмике все дизартрики уже знали стихотворение и им было проще ориентироваться по упражнениям и предложенным инструкциям.

Основные коррекционные направления логоритмических сказок:

• Проведение дыхательной гимнастики и развитие артикуляционного аппарата. Логопед подбирает определенные комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики, подходящей по структуре занятия и исходя из стадии постановки или автоматизации звука.

• Развитие общего и кистевого праксиса, посредством пальчиковой и нейро гимнастик, что способствует улучшению памяти, развитию межполушарного взаимодействия, а также снимает эмоциональное напряжение и утомляемость.

• Развитие координации движения и переключаемости с декламированием части стихотворения, сюда могут также включаться элементы пальчиковой, дыхательной гимнастики, проработка интонации, а также силы и высоты голоса.

• Нормализация силы и тембра голоса. Логопед проводит упражнения на развитие силы и высоты голоса, с помощью чтения стихотворения с разной громкостью и силой.

• Развитие ритма. С помощью различных музыкальных инструментов детя предлагалось отстучать или отхлопать ритмический рисунок.

• Развитие интонации и тембра голоса. Детям необходимо было проситать стихотворения с разным тембром голоса и интонационно подражать героям сказки.

• Закрепление силы, высоты голоса, определение логического ударения и соблюдение пауз.

III этап (март - май) - закрепление полученных навыков темпо-ритмической организации речи, отработка правильного речевого дыхания, автоматизация и дифференциация звуков; контрольная диагностика.

Отработка полученного опыта на более сложных конструкциях, на новом материале, также необходимо посвятить время работе над самоконтролем, чтобы поставленные звуки использовались в связной речи вне дошкольного учреждения.

Так как многие из старших дошкольников используют ключичное дыхание, которому присущи укороченные поверхностные движения, что провоцирует излишнее напряжение в области грудной клетки и плеч, большое внимание уделяется правильному диафрагмальному дыханию. Этим занимается логопед на индивидуальных занятиях и музыкальный педагог на предварительном этапе на групповых занятиях. Правильное дыхание способствует вентиляции всех участков легких, наполнению мозга кислородом, а также помогает в формировании произвольного внимания и саморегуляции.

При создании коррекционного маршрута принимались во внимание индивидуальные личностные особенности каждого ребёнка. Также учитывался возраст ребёнка, форма дефекта, темпы речевого и неречевого развития.

Логопедическая работа при дизартрии осуществлялась в тесной взаимосвязи с занятиями адаптивной физической культурой, которые были направленны не только на развитие двигательных функций, но и на нормализацию процессов возбуждения и самостоятельно торможения. Затем к двигательным упражнениям подключается чтение стихотворения с четкой организованной ритмической структурой. И уже на основе этого проводится занятие по логоритмической сказки.

Также необходима работа не только педагогов, но и родителей на всём этапе коррекционной работы. Важно, чтобы дома была возможность для отработки пройденного материала, закрепление умения и навыков, полученных на занятиях старшими дошкольниками.

Выводы. Таким образом, комплекс логоритмических сказок включал подготовительный этап, основной, заключительный (закрепление и обсуждение материала). В ходе работы применялись упражнения на развитие темпа, ритма, голоса, правильного фонационного дыхания, задания на движение, игры-драматизации, пение и слушание, упражнения с музыкальными инструментами и все они были привязаны к декламированию стихотворных сказок. На основе полученных данных можно сделать вывод, что логоритмические сказки положительно влияют на коррекцию дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Vestnik of Minin University. 2019 Volume 7, no. 1

2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008.

3. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия: Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. - Москва: МПГУ, 2016. - 104 с.

4. Баженова Ю.А., Махова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Vestnik of Minin University. 2020 Volume 8, no. 2

5. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений - Литера, 2019.

6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

7. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 79-82.

8. Кузнецова Е.Н. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. - 2013 - №3.

9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Учебное пособие. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 151 с.

10. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Изд. Б-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 173 с.

11. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г.В. Чиркина. [Электронный ресурс URL: http://pedlib.rU/Books/6/0098/l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.