12. Шаповал В.А., Кобозев И.Ю., Золотенко В.А. Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел. Организация психологической службы в органах внутренних дел: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.
Педагогика
УДК 378.2
магистрант Ушницкая Оксана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлена программа использования биоэнергопластики для коррекции стертой формы дизартрии у дошкольников. Изучены возможности и принципы использования биоэнергопластики совместно с артикуляционной гимнастикой. На основе анализа теоретических источников составлена и апробирована поэтапная программа коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, проанализированы полученные результаты.
Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, дизартрия, коррекция звукопроизношения, артикуляционный аппарат.
Annotation. The article presents a program of using bioenergoplastics for correction of the erased form of dysarthria in preschool children. The possibilities and principles of using bioenergoplastics in conjunction with articulation gymnastics were studied. Based on the analysis of theoretical sources, a phased program for correcting sound pronunciation in older preschool children with an erased form of dysarthria was compiled and tested, and the results obtained were analyzed.
Keywords: bioenergoplastyc, articulatory gymnastics, dysarthria, sound pronunciation correction, articulatory apparatus.
Введение. В настоящее время одной из актуальных проблем является увеличение числа детей с речевой патологией. В соответствие с многочисленными исследованиями в данной сфере, с каждым годом возрастает количество детей с дизартрией, часто в массовых группах дошкольных образовательных учреждений можно наблюдать детей со смазанным, нечетким звукопроизношением, со стертой формой дизартрии. Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии основана на достаточном знании структуры речевого дефекта, механизмов нарушения артикуляционной и общей моторики, при учете личностных качеств ребенка.
Для достижения положительных результатов коррекции стертой формы дизартрии необходимо соблюдение следующих принципов: взаимосвязанного и поэтапного формирования всех компонентов речевой деятельности ребенка; проведение системного анализа речевого дефекта; регуляции психической деятельности дошкольников посредством развития у них обобщающей и коммуникативной функций речи [7].
В ходе целенаправленных и зачастую длительных занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата у дошкольников со стертой формой дизартрии, формирование навыка произвольного переключения подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в различном темпе, преодоление нечеткости, смазанности и нарушенного темпа речи.
Изложение основного материала статьи. Звукопроизношение у дошкольников со стертой формой дизартрии существенно отличается от их нормально развивающихся сверстников. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, низким объемом легких. Дыхательная недостаточность проявляется в основном в неправильном типе дыхания (в основном ключичное или грудное) с резким поднятием плеч и коротком речевом выдохе. Часто дети с дизартрией в ходе речевого высказывания не могут рационально расходовать воздух, почти перед каждым словом делают новый вдох. Речь носит монотонный характер, с «придыханием». Отмечается «носовой» характер оттенок речи, нарушения темпа речи, модулированности [1].
Артикуляционная моторика у дошкольников со стертой формой дизартрии нарушена по такому же принципу, что и общая. Нарушения фиксируются при удержании детьми статической позы: отмечаются тремор, чрезмерная саливация, нарушения дыхания, девиация (отклонение от вертикальной оси) подбородка, губ, языка, дисфункции вегетативной нервной системы - покраснение или побледнение кожных покровов, потливость и др.
Известно, что правильное и четкое произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и взаимосвязанной работой артикуляционного аппарата. Выработать согласованные и точные движения органов артикуляции помогают не только занятия артикуляционной гимнастики в ее традиционной форме, но и различные нетрадиционные методы. Для большей эффективности при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, в последнее время все большую популярность набирает метод биоэнергопластики, который основан на совместном действии языка и рук [9].
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух составляющих: биоэнергия и пластика. Биоэнергия находится непосредственно внутри человека, пластика в данном случае подразумевает раскрепощенные, плавные движения рук и всего тела, что и составляет основу метода биоэнергопластики. Для коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии наиболее эффективным является сочетание элементов биоэнергопластики (в данном случае движений кистей рук) с движениями органов артикуляции. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука показывает положение, которое в это время занимает язык, губы или нижняя челюсть. Артикуляционная гимнастика с элементами
биоэнергопластики значительно повышает мотивацию ребенка к выполнению упражнений, повышает эмоциональный фон самого занятия, формирует у дошкольников устойчивое внимание [2].
В своих исследованиях И.Ю. Зайцева рассматривает три основных этапа работы с применением биоэнергопластики:
1. Диагностический этап (осуществляется сбор анамнеза, обследование состояния артикуляционной, мелкой и общей моторики).
2. Мотивационный (создание специального рабочего настроя с помощью специальных упражнений).
3. Основной этап (постановка артикуляционной моторики с последующим подключением ведущей руки. Далее вводится в работу и вторая рука) [6].
В свою очередь Р.Г. Бушлякова отмечает следующие особенности коррекции дизартрии с применением биоэнергопластики:
1. Первичное знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике, выполнение его перед зеркалом без участия руки. Логопед, показывающий упражнение, помогает одной рукой.
2. Постепенно вводится в работу ведущая рука.
3. Добиваться плавности движения кисти руки, без рывков.
4. Далее в работу вводится другая рука. Ребенок учится удерживать артикуляционную позу, при этом выполняя движения обеими руками, которые в свою очередь имитируют движения артикуляционного аппарата.
5. Для повышения мотивации и заинтересованности ребенка в выполнении упражнения используются музыкальное сопровождение, стихи, игры [2].
Необходимо отметить, что в коррекционной работе с использованием биоэнергопластики важную роль играет развитие у дошкольников с дизартрией кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать положение при произношении звуков губ, челюстей, языка, направленность выдоха. Их взаимосвязь обусловлена осязательными ощущениями, что имеет важнейшее значение на начальных этапах постановки звуков, когда у ребенка еще не сформирована слуховая дифференциация [4].
Использование данного метода коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, помогает детям:
- значительно обогатить лексику и улучшить свое произношение;
- подготовить руку к письму, что очень важно для детей подготовительных групп детского сада;
- предотвратить появление невроза или судорог руки при письме, очень распространенного среди младших школьников;
- развивать терпение, внимание, самодисциплину, т.е. умение сдерживаться в тех ситуациях, когда это необходимо;
- проявлять фантазию и творческие способности;
- в игровой форме освоить различные геометрические фигуры на плоскости и в пространстве;
- научиться управлять своим телом, что будет способствовать предотвращению неврозов;
- научиться понимать друг друга без слов, понять возможности несловесного общения [2].
В рамках заявленной темы нами была разработана и апробирована программа коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии с использованием биоэнергопластики. В программе приняли участие 210 дошкольников в возрасте 6-7 лет со стертой формой дизартрии. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 33 «Золотая рыбка» г. Кстово Нижегородской области. Коррекционная программа проводилась с октября 2018 по май 2019 г.г. два раза в неделю. Всего было проведено 30 занятий.
Коррекционная программа с использованием метода биоэнергопластики была разделена на несколько этапов. При выделении этапов, были учтены следующие факторы:
- особенности звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии в онтогенезе, в частности, их связь с двигательным праксисом;
- результаты проведенного диагностического исследования на констатирующем этапе, выявившие индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка.
В разработанной программе мы соединили традиционную артикуляционную гимнастику, сказкотерапию, пальчиковые игры. Программа была построена по принципу от простого к сложному, с обязательным соблюдением последовательности и систематичности занятий.
На первом или подготовительном этапе мы знакомили дошкольников с органами артикуляции, вводили упражнения для языка, губ и нижней челюсти сначала по традиционной методике, с использованием зеркала, логопед помогал ребенку движением ведущей руки, сопровождая счетом. Таким образом, дошкольники усваивают и запоминают движение руки, при этом свои руки не используют при выполнении упражнений.
На втором этапе мы ввели динамические упражнения, целью которых было развитие у детей навыка плавного перехода с одного артикуляторного движения на другое, а также с помощью согласованных движений рук и артикуляционного аппарата формирование связей между полушариями мозга. Кроме того, в задачи второго этапа входило: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений кистей рук, точности и плавности движений губ и языка; а также умения работать по словесным инструкциям логопеда и по образцу. Обязательное условие - движения кистей рук должны быть свободными, плавными, необходимо следить за тем, чтобы ребенок не напрягал руку в кисти [8].
Основные виды заданий, которые были использованы на данном этапе программы: артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию и постановку дыхания, музыкальные паузы. Почти во всех упражнениях акцент делался на движения рук. Начиная с постановки звукопроизношения, использовали жесты, речь соединяли с движением.
На третьем этапе занятий использовались упражнения сопряженной гимнастики, главной особенностью которой являются разнонаправленные движения для формирования у детей координации противоположных движений. На данном этапе вводится в работу вторая рука ребенка для выполнения заданий на артикуляцию, при этом логопед также, как и ранее, сопровождал показ упражнений движениями руки.
При выполнении указанных движений происходит возбуждение сгибательных мышц при одновременном торможении разгибателей, что обеспечивает синхронность работы больших полушарий, улучшает компенсаторные функции головного мозга, помогая тем самым устранять речевые дефекты. В данной связи, движения артикуляционного аппарата и пальцев рук разучивались с дошкольниками по
отдельности. Кроме развития связей между большими полушариями посредством согласования движений кистей и пальцев рук и артикуляционного аппарата, на данном этапе проводились упражнения по формированию навыка плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое.
На четвертом этапе вводились в работу обе руки. Дошкольники выполняли артикуляционное упражнение и одновременно с этим, движением обеих рук повторяли движения органов речевого аппарата. На данном этапе логопед также, как и на предыдущих, сопровождает показ упражнения движением рук. На данном этапе основная работа направлена на нормализацию плавности, ритма и темпа речи, на выработку правильного речевого вдоха и плавного выдоха, на развитие умения согласованности речи с движением пальцев кисти ведущей руки.
На заключительном этапе, когда дошкольники в полном объеме усвоили все упражнения, в занятия включались сказки, стихи. Логопед читает сказку, а дети самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук.
В ходе разработки коррекционной программы, мы руководствовались следующими основными правилами:
- на первом этапе обучения используются движения сначала одной кисти ведущей руки, только затем постепенно подключается другая рука;
- для формирования у детей чувства ритма и темпа выполнения упражнений использовался счет от одного до десяти, отстукивание ритма;
- при выполнении упражнений следить за синхронностью движений артикуляционного аппарата и кистей рук;
- обязательное сохранение плавности движения кистей рук, руки должны быть свободными и раскрепощенными;
- упражнения необходимо проводить эмоционально, в игровой форме, можно объединить несложным сюжетом; можно использовать игровые атрибуты для пальчиков: шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра;
- начинать следует с упражнения развивающего челюстные мышцы, важно научить ребёнка широко открывать рот, так как умение ими управлять - залог произнесения многих звуков и общей внятности;
- темп выполнения, в начале разучивания упражнений должен быть медленный, затем постепенно ускоряться.
После проведения коррекционной программы мы провели повторную диагностику звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии. В результате были получены следующие данные: состояние общей моторики значительно улучшилось в сравнении с констатирующим этапом (высокий уровень показали 40% испытуемых, средний - также 40%, низкий - 20%). Для сравнения - на этапе констатации высокий уровень развития общей моторики показали только 20% дошкольником, у 50% был выявлен низкий уровень. Результаты исследования динамического праксиса также выявили положительные изменения: высокий уровень выявлен у половины от общего числа испытуемых, средний - у 30%, низкий уровень показали 20% дошкольников (на этапе констатации низкий уровень был выявлен у половины детей из группы). Наиболее заметные результаты выявлены в отношении развития артикуляционной моторики. Высокий уровень показали 40% детей (на этапе констатации высокий уровень не был выявлен), средний -30%, низкий - 30% испытуемых. Намного меньше было зафиксировано пропусков звуков, замен, персевераций, существенно повысился уровень развития динамического праксиса. Наибольшая положительная динамика было выявлена по таким показателям, как: уровень сформированности артикуляционной моторики и согласованной деятельности рук.
Выводы. Таким образом, использование метода биоэнергопластики для формирования звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии совместно с артикуляционной гимнастикой способствует привлечению интереса детей к коррекционному процессу, что существенно увеличивает эффективность занятий, способствует развитию общей и мелкой моторики, органов артикуляции, совершенствует координацию движений, развивает основные психические функции -мышление, внимание, память и восприятие. Выполнение элементов артикуляционной гимнастики одновременно языком и руками требует от детей максимальной концентрации слухового и зрительного внимания, сформированной пространственной ориентировки, мелкой моторики пальцев рук, точных движений кистями рук совместно с органами артикуляционного аппарата. Использование игрового подхода к проведению занятий, создание положительной эмоциональной атмосферы, развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: хранитель, 2006. - 320 с.
2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. ред. Л.С. Вакуленко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2
4. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. № 4.
5. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 79-82.
6. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
7. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ И Д», 2014.
9. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: диссертация ... канд. пед. наук / Л.В. Лопатина, СПб., 2005. - 223 с.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Фалетрова Ольга Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль); магистрант Кузина Заряна Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ЛОГОРИТМИКИ
Аннотация. Авторы представляют результаты исследования по коррекции нарушений устной речи -дислалии. Предложены педагогические условия по коррекции дислалии, в том числе учёт механизма и структуры речевого нарушения; развитие координации между слуховыми и речевыми анализаторами через формирование речевого дыхания и регуляцию темпа речи; развитие общей моторики. Средства логоритмики включили в себя элементы дыхательной гимнастики, артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения, чистоговорки, пальчиковую гимнастику, инструментальное музицырование т.д.
Ключевые слова: логоритмика, речевые нарушения, дислалия, координационно-двигательные, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика.
Annotation. The authors present the results of a study on the correction of speech disorders - dyslalia. The pedagogical conditions for the correction of dyslalia are presented, including taking into account the mechanism and structure of speech impairment; development of coordination between auditory and speech analyzers through the formation of speech breathing and the regulation of the rate of speech; development of general motility. Log rhythmic tools included elements of breathing gymnastics, articulatory gymnastics, phonopedic exercises, pure tongue-telling, finger gymnastics, instrumental music making, etc.
Keywords: logo rhythmic, speech disorders, dyslalia, coordination-motor, phonopedic exercises, articulation gymnastics.
Исследование выполнено при поддержке задания № 25.8407.2017/8.9 на выполнение проекта по теме «Методология интеграции психологии: от интеграции психологического знания к интеграции
психологического сообщества»
Введение. Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе и социализации. Ребенок должен уметь воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, грамотно выражать свои мысли и обладать речевой культурой. Формирование навыков грамотной речи школьников неотделимо от их речевого развития. По мнению Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской «нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности» [9, с. 22]. На сегодня существуют две классификации нарушения речи: с позиций этиопатогенеза и с позиций расстройства психофизической организации речевой деятельности (клинико-педагогическая классификация и, соответственно, психолого-педагогическая классификация). Клинико-педагогическая классификация включает в себя нарушения письменной речи (дислексию/алексию, дисграфию/аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).
Несовершенства в произношении звуков могут быть обусловлены возрастными особенностями ребенка, но в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Число учащихся с нарушениями развития речи в последнее время постоянно увеличивается, что обуславливает поиск новых средств коррекции речевых нарушений у школьников.
В коррекции речевых нарушений широко используется логоритмика - наука, основанная на связи слова движения и музыки (В.А. Гринер, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская, Г.А. Волкова, М.Ю. Картушина). Таким образом, учитывая высокий уровень речевых нарушений у современных школьников, актуальность проблемы не вызывает сомнения.
Цель статьи - обосновать педагогические условия коррекции речевых нарушений и доказать эффективность музыкальных логоритмических средств по коррекции речевых нарушений у младших школьников. Мы считаем, что коррекция речевых нарушений у младших школьников будет проходить более успешно, если использовать систему постепенно усложняющихся музыкально-ритмических, логоритмических, координационно-двигательных упражнений наряду с музыкальной артикуляционной гимнастикой и фонопедическими упражнениями; способствовать развитию координации между слуховыми и речевыми анализаторами; формировать речевое дыхание в соответствии с регуляцией темпа речи.
Изложение основного материала статьи. Логоритмика (логопедическая ритмика) - одна из форм активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмика развивается на стыке научных областей, в том числе психолингвистики, физиологии, психологии, педагогики, музыкальной педагогики, музыкознания и др. (Власова Н.А., Волкова Г.А., Гринер В.А., Кольцова М.М, Орф К., Павлов И.П., Сеченов И.М., Флоренская Ю.А., Хомская Е.Д. и др.).
И.П. Павлов и И.М. Сеченов отмечали связь речи с телесными ощущениями. «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями» [6, с. 87]. Е.Д. Хомская подчеркивала роль речи в процессе формирования высших психических функций «... речь является центральным по своей значимости «психологическим орудием», опосредующим психические функции ... происходит их «оречевление» (по выражению Л. С. Выготского) [9, с. 159].
М.М. Кольцова отмечает связь развития мелкой моторики пальцев рук с становлением детской речи «. отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга» [4, с. 104]. М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия отмечали связь