Научная статья на тему 'К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников'

К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / A STATE OF CHILDREN'S HEALTH / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH AT PRESCHOOL CHILDREN / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ЛОГОРИТМИКА / ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА / FINGER-TYPE GYMNASTICS / A LOGORYTHMIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хах Сусанна Руслановна, Хазова Снежана Александровна, Карягина Нина Владимировна

В данной статье приведены результаты теоретического анализа проблемы использования некоторых систем физического воспитания в целях коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Отмечена взаимосвязь между отставанием речевого и физического развития у детей. Теоретически определен потенциал физического воспитания в коррекции психического и речевого развития дошкольников. В данном контексте охарактеризованы такие системы физического воспитания, как логоритмика и пальчиковая гимнастика. Очерчен круг специалистов субъектов использования логоритмики и пальчиковой гимнастики для коррекции речевых нарушений у дошкольников. Обозначены формы и способы деятельности данных специалистов. Определены потенциальные положительные эффекты использования указанных систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хах Сусанна Руслановна, Хазова Снежана Александровна, Карягина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SYSTEMS OF PHYSICAL TRAINING TO CORRECT THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT AT PRESCHOOL CHILDREN

This paper provides the results of the theoretical analysis on using the systems of physical training to correct speech underdevelopment at children of preschool age. The interrelation between lag of speech and physical development in children is noted. Potential of physical training in correction of mental and speech development of preschool children is theoretically determined. In this context such systems of physical training as a logorhythmics and finger-type gymnastics are characterized. The circle of experts subjects is outlined in order to use the logorythmic and finger-type gymnastics to correct speech underdevelopment at preschool children. Forms and ways of activity of these experts are designated. Potential positive effects of use of the specified systems of physical training to correct the general underdevelopment of the speech at preschool children are defined.

Текст научной работы на тему «К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников»

УДК 796.01:612 ББК 75.0 Х 27

Ф.Р. Хах

Аспирант кафедры теории и методики физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail. com

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

Н.В. Карягина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье приведены результаты теоретического анализа проблемы использования некоторых систем физического воспитания в целях коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Отмечена взаимосвязь между отставанием речевого и физического развития у детей. Теоретически определен потенциал физического воспитания в коррекции психического и речевого развития дошкольников. В данном контексте охарактеризованы такие системы физического воспитания, как логоритмика и пальчиковая гимнастика. Очерчен круг специалистов - субъектов использования логоритмики и пальчиковой гимнастики для коррекции речевых нарушений у дошкольников. Обозначены формы и способы деятельности данных специалистов. Определены потенциальные положительные эффекты использования указанных систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

Ключевые слова: состояние здоровья детей, общее недоразвитие речи у дошкольников, физическое воспитание, логоритмика, пальчиковая гимнастика.

F.R. Khakh

Post-graduate student of the Department of the Theory and Technique of Physical Training of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and Technique of Physical Training of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

N.V. Karyagina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and Technique of Physical Training of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

THE USE OF SYSTEMS OF PHYSICAL TRAINING TO CORRECT THE GENERAL SPEECH

UNDERDEVELOPMENT AT PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. This paper provides the results of the theoretical analysis on using the systems of physical training to correct speech underdevelopment at children of preschool age. The interrelation between lag of speech and physical development in children is noted. Potential of physical training in correction of mental and speech development of preschool children is theoretically determined. In this context such systems of physical training as a logorhythmics and finger-type gymnastics are characterized. The circle of experts - subjects is outlined in order to use the logorythmic and fingertype gymnastics to correct speech underdevelopment at preschool children. Forms and ways of activity of these experts are designated. Potential positive effects of use of the specified systems of physical training to correct the general underdevelopment of the speech at preschool children are defined.

Keywords: a state of children's health, the general underdevelopment of speech at preschool children, physical training, a logorythmic, finger-type gymnastics.

Серьезную озабоченность российских государственных и общественных деятелей, педагогов, психологов, медиков вызывает ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. В различных научных публикациях последних лет отмечается значительное увеличение количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Так, результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми; у остальных наблюдаются те или иные нарушения здоровья, включая различные органические поражения центральной нервной системы, вплоть до выраженной патологии. Это, в свою очередь, влияет на физическое, умственное и речевое развитие детей, препятствует их эффективному обучению, воспитанию, социализации [1-3 и др.].

Оценивая состояние здоровья человека, специалисты обращают внимание, прежде всего, на физические параметры, включая уровень физического развития. Физическое развитие характеризует совокупность морфологических и функциональных признаков, свидетельствующих о ресурсе физических сил организма, о степени выносливости и работоспособности. К таким признакам, в частности, относятся вес и форма тела, показатели нервной регуляции и утомляемости, функционирование мышечного аппарата, проявление двигательных качеств и др. [4-5 и др.].

Физические составляющие здоровья эффективно совершенствуются посредством применения физических упражнений, организации оптимального двигательного режима детей, в целом обеспечения их здорового образа жизни. Однако в растущем детском организме особенно ярко проявляется взаимосвязь физического развития и состояния здоровья. Наличие хронических заболеваний отрицательно влияет на уровень физического развития детей, приводит к нарушению сроков возрастного развития, к дисгармоничности морфофункционального статуса и др. [1; 3; 5 и др.].

Так, важнейшим показателем развития ребенка является его интеллектуальная деятельность, развитие которой связано с формированием способностей здраво, логично рассуждать, решать умственные задачи. Орудием мышления является речь как средство оформления и выражения мысли. В данном контексте психологи и педагоги подчеркивают значение правильного развития речи у детей для эффективного формирования их интеллектуальных способностей [2; 4 и др.]. В связи с этим отметим, что в последнее время в России актуализировалась проблема роста количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, о чем свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения [3; 6 и др.]. В частности, в раннем возрасте речевые дефекты разной степени тяжести обнаруживаются у более чем 30% детей. Среди первоклассников фиксируется 20%-30% обучающихся с нарушениями речи: общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР), с различными формами нерезко выраженных общих нарушений речи (НВ ОНР): дизартрией, заиканием,

нарушением голоса и пр. Данные отклонения в здоровье по тем или иным причинам не выявляются или исправляются в дошкольный период и становятся серьезным препятствием для успешности адаптации ребенка к школе и эффективности обучения. Дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности не только в общении со сверстниками, но и в овладении навыками письма и чтения.

Ученые и практики отмечают, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи в большинстве своем имеют проблемы с координацией движений, у многих грубо нарушена общая моторика, снижена скорость и ловкость выполняемых движений, затруднена ориентация в пространстве. У них нередко обнаруживается также недостаточная координация кистей рук, пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Таким образом, очевидна связь между отставанием в речевом и в физическом развитии детей.

Указанная связь является двусторонней. С одной стороны, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, с другой - неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сфер. Так, у детей с общим недоразвитием речи отмечается неустойчивость внимания, снижение работоспособности и продуктивности запоминания -при относительно сохранной смысловой, логической памяти, у них недостаточно развита вербальная память. Заметим, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии словестно - логического мышления и без специальной помощи с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения [3; 7 и др.].

Известно, что важным фактором, негативно влияющим на формирование здоровья детей и обусловливающим рост заболеваемости, выступает в том числе низкая двигательная активность, которая, в свою очередь, нередко является следствием неэффективного физического воспитания детей, отсутствия условий для занятий физическими упражнениями и т.п. Причины, вызывающие различные нарушения речи, более специфичны и связаны, прежде всего, с воздействием неблагоприятных факторов на мозг ребенка в период внутриутробного развития. Однако и в этом случае возможно использование средств физического воспитания с целью нормализации здоровья [1; 3; 4 и др.]. К таким средствам можно отнести логоритмику и пальчиковую гимнастику.

Логоритмика позволяет комплексно решать задачи развития речевых и физических способностей детей с нарушениями речи. Она представляет собой систему двигательных упражнений, в которых движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это способствует всестороннему развитию ребёнка: не только совершенствованию его речи, но и овладению двигательными навыками, формированию умений ориентироваться в окружающем мире, понимать смысл предлагаемых заданий [8-9 и др.].

В логоритмике средствами преодоления различных речевых нарушений являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма; четкие дифференцированные движения, упражнения на развитие дыхания [8-10 и др.]. Как правило, логоритмика входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений и предполагает использование многих видов речевого материала: рекламаций, песен, стихов; коммуникативных игр, упражнений на релаксацию и снятие напряжения. Применяются упражнения по развитию голоса, артикуляции, мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, речевые упражнения на развитие музыкального темпа (без музыкального сопровождения), специальные ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах [8].

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Ритмические упражнения направлены на развитие чувства музыкального ритма в движении и чувства темпа. Они необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над

темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстанавливать и контролировать нормальный темп речи [3; 8 и др.].

Суть речевых упражнений - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий [3].

Артикуляционные упражнения развивают подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. С этой целью применяются упражнения, направленные на различение слов, близких по звуковому составу, а также на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов. Все упражнения сопровождаются действиями: хлопками, шагами, притопами, счетом [7-9 и др.].

Еще одним, действенным в контексте настоящего исследования, комплексным средством выступает пальчиковая гимнастика. Это объясняется тем, что между мелкой моторикой и речью существует сильная взаимосвязь, поэтому тренировка пальцев рук стимулирует речевое развития человека. Кроме того, выполняя различные упражнения пальчиковой гимнастики, ребенок приобретает большую двигательную активность пальцев рук, что в дальнейшем облегчает ему усвоение навыков письма [8].

В процессе коррекционной работы важна взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуре и психолога. При этом все названные специалисты в своей деятельности могут применять средства пальчиковой гимнастики: инструктор по физической культуре - как основное содержание занятий, воспитатель и учитель-логопед - как содержание физкультминуток и физкульт-пауз, психолог - как сопутствующее средство психокоррекции.

Особым коррекционным потенциалом, на наш взгляд, обладают физкультминутки, содержание которых построено на основе пальчиковой гимнастики. Данная форма может использоваться на общих, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых воспитателем, логопедом или совместно двумя специалистами.

Физкультминутки помогают переключить деятельность детей, снимают усталость, положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы (ссылка). Ритмические движения пальцами - суть пальчиковой гимнастики - приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение ребенка подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность (ссылка). Постепенно дети овладевают навыками концентрации и распределения внимания, а систематическое запоминание последовательности движений, представленной в стихотворной форме, способствует развитию памяти.

Специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья, решая при этом вопросы восстановления их работоспособности, социальной адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий не только медиков, педагогов, но и специалистов в области физической культуры и спорта, логопедов, дефектологов, дошкольных специалистов. Мы предполагаем, что использование охарактеризованных выше средств логоритмики и пальчиковой гимнастики может стать одним из эффективных средств решения указанной задачи.

Примечания:

1. Демченко Е.В. Особенности психофизического развития и уровня физической подготовленности детей с нарушением слуха и перспективы их коррекции средствами реабилитационной верховой езды // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2012. Вып. 4.

2. Михайлов Н.Г., Чечельницкая С.М.Двигательная активность как показатель культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2012. Вып. 1.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 2003.

4. Малярчук Н.Н. Здоровый образ жизни: учеб. пособие / Н.Н. Малярчук. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. 200 с.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Сов. спорт,

2004. 464 с.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 175 с.

7. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е изд., перераб., доп. М.: Владос, 2009. 703 с.

8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.

9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительная методика для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

10. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Гном и Д,

2005.

References:

1. Demchenko E.V. Features of psychological development and level of physical readiness of children with hearing disorder and prospects of their correction by means of rehabilitation riding // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Issue 4.

2. Mikhaylov N.G., Chechelnitskaya S.M. Motor activity as the indicator of health culture of children of preschool and school age // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Issue 1.

3. Zhukova N.S., Mastyukova E.M., Filicheva T.V. Ovecoming the delay of speech development of preschoolers. M., 2003.

4. Malyarchuk N.N. Healthy lifestyle: a manual / N.N. Malyarchuk. Tyumen: Tyumen State University publishing house, 2008. 200 pp.

5. Kuramshin Yu.F. Theory and methods of physical culture: a textbook / Yu.F. Kuramshin. M.: Sov. sport, 2004. 464 pp.

6. Efimenkova L.N. Speech formation of preschool children / L.N. Efimenkova. M.: National Book Center, 2015. 175 pp.

7. Volkova L.S. Speech therapy: a textbook for students of defectological faculties of pedagogical higher schools. The 5th ed., rev., enl. / L.S. Volkova. M.: VLADOS, 2009. 703 pp.

8. Volkova G.A. Logopedic rhythm / G.A. Volkova. M., 2002.

9. Cheremnova E.Yu. Dance therapy. Dance health-improving technique for children. Rostov-on-Don: Phoenix, 2008.

10. Kasitsina M.A., Borodina I.G. Correctional rhythmic. A set of practical materials and technology of work with children of preschool age / M.A. Kasitsina, I.G. Borodina. M.: Gnome and D, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.