Научная статья на тему 'Логоритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья'

Логоритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3491
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логоритмика / ритм / дети с ОВЗ / logaritmica / rhythm / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Юлия Евгеньевна, Надькина Галина Николаевна

В статье рассмотрены содержательные и организационные аспекты Логоритмики, направленные на преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенко Юлия Евгеньевна, Надькина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGARITMICA FOR AUNTS WITH DISABILITIES

Article considers content-related and organizational aspects of logaritmica, which referred to coping with speech disorders by systematic movement exercises, nonverbal functions in combination with the word and music.

Текст научной работы на тему «Логоритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.36+372.3/.4

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Косенко Юлия Евгеньевна.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», Россия, г. Петропавловск-Камчатский, учитель-логопед, yuliakvitka1@rambler.ru.

Надькина Галина Николаевна.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», Россия, г. Петропавловск-Камчатский, заведующий.

Аннотация. В статье рассмотрены содержательные и организационные аспекты Логоритмики, направленные на преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.

Ключевые слова: логоритмика, ритм, дети с ОВЗ.

LOGARITMICA FOR AUNTS WITH DISABILITIES.

Kosenko Yulia E.

Autonomous municipal preschool institution "kindergarten № 1 combined type", Russia, Petropavlovsk-Kamchatski, teacher-logopaedist, yuliakvitka1@rambler.ru. Nadkina Galina N.

Autonomous municipal preschool institution "kindergarten № 1 combined type", Russia, Petropavlovsk-Kamchatski, manager.

Abstract. Article considers content-related and organizational aspects of logarítmica, which referred to coping with speech disorders by systematic movement exercises, nonverbal functions in combination with the word and music.

Key words: logaritmica, rhythm, children with disabilities.

Логоритмика - это преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. Задачи логоритмики:

- развивать чувство ритма, научить детей ощущать в движениях, в музыке, в речи ритмическую выразительность;

- развивать у воспитанников способность слушать и слышать, чувствовать настроение музыкальной композиции, музыкальных образов;

- воспитывать положительное отношение к музыке;

- преодоление речевого негативизма у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- развивать дыхание и силу голоса;

- работать над фонематическим восприятием;

- работа над вызыванием звуков по подражанию и автоматизация поставленных звуков у детей с ОВЗ.

Логоритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группах дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими диагнозами. Именно поэтому, предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики. С детьми с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам, которые разрабатывают специалисты (дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель) и воспитатели комбинированной группы в начале учебного года. Специалисты и воспитатели объединенными усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ.

С учетом возрастных и психомоторных особенностей детей с ОВЗ речевая нагрузка на воспитанников в ходе занятия распределяется равномерно. Это достигается путем чередования различных видов деятельности, что позволяет удерживать детей на протяжении всего занятия. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.

Таблица - 1. Примерная структура занятия по логоритмике.

Виды работы Цели

Ритмическая разминка Установить эмоциональный контакт с детьми

Упражнения на развитие внимания и памяти Развивать зрительную, слуховую, двигательную память. Вырабатывать быструю и точную реакцию на слуховой и зрительный раздражитель.

Упражнения на координацию движений с речью Содействовать тренировке дифференцированных и точных движений с речью, ориентировке в пространстве. Формировать чувство ритма.

Артикуляционная и мимическая гимнастика Отрабатывать статические упражнения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Следить за точностью, объемом и полнотой выполнения упражнений.

Дыхательные и голосовые упражнения Развивать певческие способности. Отрабатывать диафрагмальный тип дыхания, продолжительный речевой выдох.

Речевые игры Преодоление речевого негативизма. Активизировать словарь и грамматический строй речи. Автоматизировать поставленные звуки.

Релаксационные упражнения Сосредоточить внимание на физических ощущениях в состоянии расслабления.

Как система логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет, немаловажную, оздоровительную функцию, помогает пополнить пассивный и активный словарь, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей.

Допускаются в структуре занятия замены и дополнительные виды работы с воспитанниками.

Ожидаемые результаты:

- ребенок реагирует на зрительный и слуховой раздражитель;

- у ребенка возникает потребность общения и сотрудничества с детьми в коллективе, умение слушать друг друга и договариваться;

- у ребенка совершенствуется познавательная активность, систематизируется знания об окружающем мире;

- у ребенка развитое произвольное внимание, зрительная и слуховая память, мышление, логика;

- развито чувство ритма, певческие способности;

- ребенок различает силу и тембр голоса;

- ребенок проявляет художественно-артистические способности;

- автоматизированы поставленные звуки у ребенка на речевом материале;

- сформирована звукослоговая структура слова.

Библиографический список:

1. Басов М.Я. Движения под музыку. - В кн.: Избранные психологические произведения. - М.,1975. С.147-149.

2. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. - В сб.: Расстройство речи и методы их устранения. - М., 19/5. С. 103-149.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985. -191с.

4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста.- Л., 1982. С.53-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.