УДК 376.36+372.3/.4
ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Косенко Юлия Евгеньевна.
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», Россия, г. Петропавловск-Камчатский, учитель-логопед, yuliakvitka1@rambler.ru.
Надькина Галина Николаевна.
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», Россия, г. Петропавловск-Камчатский, заведующий.
Аннотация. В статье рассмотрены содержательные и организационные аспекты Логоритмики, направленные на преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.
Ключевые слова: логоритмика, ритм, дети с ОВЗ.
LOGARITMICA FOR AUNTS WITH DISABILITIES.
Kosenko Yulia E.
Autonomous municipal preschool institution "kindergarten № 1 combined type", Russia, Petropavlovsk-Kamchatski, teacher-logopaedist, yuliakvitka1@rambler.ru. Nadkina Galina N.
Autonomous municipal preschool institution "kindergarten № 1 combined type", Russia, Petropavlovsk-Kamchatski, manager.
Abstract. Article considers content-related and organizational aspects of logarítmica, which referred to coping with speech disorders by systematic movement exercises, nonverbal functions in combination with the word and music.
Key words: logaritmica, rhythm, children with disabilities.
Логоритмика - это преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. Задачи логоритмики:
- развивать чувство ритма, научить детей ощущать в движениях, в музыке, в речи ритмическую выразительность;
- развивать у воспитанников способность слушать и слышать, чувствовать настроение музыкальной композиции, музыкальных образов;
- воспитывать положительное отношение к музыке;
- преодоление речевого негативизма у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- развивать дыхание и силу голоса;
- работать над фонематическим восприятием;
- работа над вызыванием звуков по подражанию и автоматизация поставленных звуков у детей с ОВЗ.
Логоритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группах дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими диагнозами. Именно поэтому, предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики. С детьми с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях.
Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам, которые разрабатывают специалисты (дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель) и воспитатели комбинированной группы в начале учебного года. Специалисты и воспитатели объединенными усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ.
С учетом возрастных и психомоторных особенностей детей с ОВЗ речевая нагрузка на воспитанников в ходе занятия распределяется равномерно. Это достигается путем чередования различных видов деятельности, что позволяет удерживать детей на протяжении всего занятия. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.
Таблица - 1. Примерная структура занятия по логоритмике.
Виды работы Цели
Ритмическая разминка Установить эмоциональный контакт с детьми
Упражнения на развитие внимания и памяти Развивать зрительную, слуховую, двигательную память. Вырабатывать быструю и точную реакцию на слуховой и зрительный раздражитель.
Упражнения на координацию движений с речью Содействовать тренировке дифференцированных и точных движений с речью, ориентировке в пространстве. Формировать чувство ритма.
Артикуляционная и мимическая гимнастика Отрабатывать статические упражнения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Следить за точностью, объемом и полнотой выполнения упражнений.
Дыхательные и голосовые упражнения Развивать певческие способности. Отрабатывать диафрагмальный тип дыхания, продолжительный речевой выдох.
Речевые игры Преодоление речевого негативизма. Активизировать словарь и грамматический строй речи. Автоматизировать поставленные звуки.
Релаксационные упражнения Сосредоточить внимание на физических ощущениях в состоянии расслабления.
Как система логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет, немаловажную, оздоровительную функцию, помогает пополнить пассивный и активный словарь, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей.
Допускаются в структуре занятия замены и дополнительные виды работы с воспитанниками.
Ожидаемые результаты:
- ребенок реагирует на зрительный и слуховой раздражитель;
- у ребенка возникает потребность общения и сотрудничества с детьми в коллективе, умение слушать друг друга и договариваться;
- у ребенка совершенствуется познавательная активность, систематизируется знания об окружающем мире;
- у ребенка развитое произвольное внимание, зрительная и слуховая память, мышление, логика;
- развито чувство ритма, певческие способности;
- ребенок различает силу и тембр голоса;
- ребенок проявляет художественно-артистические способности;
- автоматизированы поставленные звуки у ребенка на речевом материале;
- сформирована звукослоговая структура слова.
Библиографический список:
1. Басов М.Я. Движения под музыку. - В кн.: Избранные психологические произведения. - М.,1975. С.147-149.
2. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. - В сб.: Расстройство речи и методы их устранения. - М., 19/5. С. 103-149.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985. -191с.
4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста.- Л., 1982. С.53-69.