Научная статья на тему 'Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями'

Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2270
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНИКИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / SPATIAL REPRESENTATIONS AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / CORRECTIONAL AND DEVELOPING WORK / PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохина Юлия Александровна

В статье рассматривается проблема совершенствования системы коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям по организации системы коррекционно-педагогической работы. На основе анализа методических подходов к развитию пространственных представлений у дошкольников с нарушением речевого развития выделены задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. Решение задач и реализация выделенных направлений осуществляется на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, при планировании и организации непосредственной образовательной деятельности воспитателем и двигательной деятельности инструктора по физической культуре. В основу коррекционной работу с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями положен комплексный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of spatial representations at senior preschool children with speech disorders

The article deals with the problem of improving the system of correctional and pedagogical work on the formation of spatial representations in older preschoolers with speech disorders. Special attention is paid to methodological recommendations on the organization of the system of correctional and pedagogical work. On the basis of the analysis of methodological approaches to the development of spatial representations in preschool children with impaired speech development, the tasks and main directions of correctional and pedagogical work are identified. The solution of problems and realization of the allocated directions is carried out on individual occupations by the teacher-the speech therapist, at planning and the organization of direct educational activity by the tutor and motive activity of the instructor on physical culture. The basis of correctional work with children of preschool age with speech disorders is an integrated approach.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями»

УДК 376

Юлия Александровна Блохина

Волоконовский район, Белгородская область

Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматривается проблема совершенствования системы коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям по организации системы коррекционно -педагогической работы. На основе анализа методических подходов к развитию пространственных представлений у дошкольников с нарушением речевого развития выделены задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. Решение задач и реализация выделенных направлений осуществляется на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, при планировании и организации непосредственной образовательной деятельности воспитателем и двигательной деятельности инструктора по физической культуре. В основу коррекционной работу с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями положен комплексный подход.

Ключевые слова: пространственные представления у старших дошкольников, коррекционно -развивающая работа, дошкольники с речевыми нарушениями.

Yuliya Aleksandrovna Blokhina

Volokonovsky district, Belgorod region

Features of formation of spatial representations at senior preschool

children with speech disorders

The article deals with the problem of improving the system of correctional and pedagogical work on the formation of spatial representations in older preschoolers with speech disorders. Special attention is paid to methodological recommendations on the organization of the system of correctional and pedagogical work. On the basis of the analysis of methodological approaches to the development of spatial representations in preschool children with impaired speech development, the tasks and main directions of correctional and pedagogical work are identified. The solution of problems and realization of the allocated directions is carried out on individual occupations by the teacher-the speech therapist, at planning and the organization of direct educational activity by the tutor and motive activity of the instructor on physical culture. The basis of correctional work with children of preschool age with speech disorders is an integrated approach.

Keywords: spatial representations at senior preschool children, correctional and developing work, preschool children with speech disorders.

На сегодняшний день трудно переоценить важность сформированного пространственного восприятия, развития пространственно-временных, пространственных, квазипространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве.

Сформированность пространственных представлений определяет развитие дошкольника в целом и его готовность к школьному обучению, что считается одной из главных задач обучения и воспитания дошкольников, и что помогает развивать целостную гармоничную личность. Так, результатом положительной динамики овладения процессами чтения и письма является своевременной развитие пространственных представлений.

Дошкольный возраст - это самый сензитивный период для развития пространственных представлений.

От развития пространственных представлений зависит не только развитие речевых процессов дошкольника, но и понимание им логико-грамматических языковых структур, являющихся залогом успешной подготовкой к обучению в школе.

У дошкольников с несформированными пространственными представлениями отмечается отсутствие в речи предлогов, обозначающих пространственные отношения объектов. В дальнейшем подобные сложности могут явиться причиной развития дисграфии, которая имеется в основе недостаточность формирования «схемы тела».

Основным направлением в системе логопедической работы по коррекции речевых дефектов как у детей старшего дошкольного возраста, так и у младших школьников выделяют формирование и развитие

Основным направление в логопедической практике по коррекции нарушений речи и у дошкольников, и у младших школьников, является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, так как задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с речевыми нарушениями органического генеза.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормотипичных сверстников в выполнении двигательных упражнений по пространственно-временным параметрам, наблюдаются нарушения очередности элементов действий, детям типичен пропуск и уподобление его составные части.

Цель настоящего исследования заключалась в определении сформированности пространственных представленй у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Стоит отметить, что дошкольный возраст - это сензитивный период формирования и развития пространственных представлений. Формирование пространственных представлений считается необходимым звеном в активизации речевых процессов старших дошкольников, в совершенствовании понимания логико-грамматических структур языка, что является важным моментом в подготовке к школьному обучению.

Дети, у которых наблюдается низкий уровень сформированности пространственных представлений, не пользуются в речи предлогами, которые обозначают пространственные взаимоотношения людей и предметов, так же наблюдаются трудности при овладении письмом и чтением.

Одним из самых распространенных вариантов нарушений речевого развития в детской популяции в настоящее время является общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи - это речевые нарушения, при которых у дошкольников с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

С целью исследования уровня сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями, нами было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области.

Объём выборки составил 24 человека, из которых 12 детей экспериментальной группы с речевыми нарушениями. И 12 детей контрольной группы с нормальным развитием речи.

Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи, обладая полноценными предпосылками для овладения пространственными представлениями, доступными их возрасту, отстают в развитии двигательной сферы, что проявляется в координации, в выполнении движений по словесной инструкции и ориентировке в пространственном направлении. Также у

данной категории дошкольников отмечается трудности овладения понятиями «верх-низ», «лево-право», ошибки определения формы и величины объекта.

У большинства детей с общим недоразвитием речи средний уровень развития пространственных представлений. При правильной ориентировке в схеме собственного тела, лица, старшие дошкольники затрудняются в определении частей относительно друг друга и дифференциации локализации прикосновения в области лица; не разграничивают понятия «право-лево» на уровне собственного тела и лица, при определении расположения объектов относительно себя и друг друга; не всегда правильно определяют и называют предметы, расположенные над/под и между; при ориентировке на листе бумаги испытывают трудности в дифференциации слева/справа.

В то время, как 75% детей контрольной группы продемонстрировали высокий уровень успешности при выполнении предложенных заданий.

В соответствии с анализом результатов исследования нами была предложена коррекционная работа, которая опиралась на работы таких ученых как Е.Л. Малиованова, Н.П. Рудакова.

Мы согласны с мнением автора, что для формирования и развития пространственных представлений и лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является целесообразным создание коррекционно-развивающей среды, включающей комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов деятельности:

- на коррекционно-развивающих занятиях (при выполнении пальчиковой гимнастики, в ходе динамических упражнений, упражнений с использованием игровых моментов, в виде специальных игр и т.д.);

- вне занятий (во время логопедического массажа, в игре, на прогулке, в ходе режимных моментов);

- на других видах деятельности (конструирование, физкультурные и музыкальные занятия, изобразительная деятельность).

При рассматривании логопедических занятий, как одной из ведущих форм коррекционно-развивающей деятельности, Е.Л. Малиованова говорит, что фронтальные занятия становятся более эффективными посредством включения дополнительных подгрупповых и индивидуальных занятий, домашних заданий, которые используются для закрепления материала дома с родителями, занятий с воспитателем во время логопедического часа.

На основе анализа методических подходов к развитию пространственных представлений у дошкольников с нарушением речевого развития нами были выделены задачи и основные направления коррекционно-развивающей деятельности.

Задачи системы коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Формирование пространственных представлений.

2. Формирование ориентировки в схеме собственного тела, а именно:

- дифференциация локализации прикосновений к частям тела и лица, показ и называние их;

- различение правой и левой части тела и лица.

3. Формирование ориентировки в пространстве, а именно:

- расположение предметов относительно собственного тела;

- расположение предметов относительно друг друга.

4. Формирование умения ориентироваться на листе бумаги.

Коррекционная работа по формированию пространственных представлений подразделена на пять взаимосвязанных этапов.

4.1.Первый этап системы коррекционно-педагогической работы - восприятие схемы собственного тела.

Цель данного этапа является развитие пространственных представлений посредством невербальной и вербальной дифференциации понятий «право-лево» с опорой на умение выделять ведущую руку.

Задачами первого этапа коррекционной работы выступают:

1. Выделение ведущей руки и закрепление ее речевого обозначения;

2. Определение схемы собственного тела ведущей рукой;

3. Автоматизация и развитие представлений о частях лица, схеме лица.

Реализация первого этапа работа осуществлялась включением различных игр и

игровых упражнений. Также в рамках цели данного этапа предполагалась индивидуальная форма работы (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом) и планирование и организация непосредственной образовательной деятельности воспитателями комбинированных групп.

На втором этапе работы предполагается формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.

Цель - формирование умения определять пространственное расположение объектов и направление движения относительно самого себя.

Задачами второго этапа коррекционной работы выступают:

1. Автоматизация таких понятий как «справа-слева»;

2. Закрепление понятия «направо-налево».

Также как и на первом этапе были организован комплекс игр и игровых упражнений таких как «Куда пойти - что найти», «Лисичка», «Найди, где предметы», «Найди и покажи», «На рынке», «Командир», «Потеряшки».

Третий этап работы заключается в формировании дифференциации отношений между объектами.

Цель - формирование у дошкольников умения анализировать пространственные отношения и связь между расположением различных объектов и групп объектов в пространстве и речевым обозначением места объекта в пространстве.

Задачи:

1. Сформировать умение воспроизводить по образцу пространственные отношения между объектами;

2. Сформировать умение вербально обозначать пространственные отношения между объектами и изображениями этих объектов;

3. Сформировать умение воспроизводить заданные фигуры из заданных элементов методом активного конструирования: по образцу, по речевой инструкции.

В ходе реализации вышеуказанных задач использовались следующие игру и упражнения: «Помоги Красной Шапочке», «Что это такое?», «Вещи на полке», «Складываем из палочек» и др.

На четвертом этапе работы по формированию пространственных представлений работа ориентирована на формирование и развитие пространственной ориентировки в предметах, развернутых на 180 градусов.

Цель - формирование у дошкольников умения выполнять пространственный анализ предметов, развернутых на 180 градусов.

Задачи четвертого этапа следующие:

1. Закрепить представления и вербальные обозначения правой и левой сторон собственного тела;

2. Развивать навыки мысленного перемещения в трансформации зрительных образов;

3. Сформировать умение дифференцировать пространственные расположения предметов по отношению к человеку, сидящему напротив.

Работа на четвертом этапе велась с использованием следующих игр и упражнений «Помоги незнайке», «Близнецы», «На скамейке» и др.

Пятый этап системы коррекционно-педагогической работы - пространственная ориентировка на листе бумаги.

Цель - формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

На данном этапе нами были организованы и проведены следующие игры-упражнения - «Что мы ищем?», «Маршрут», «Животные», «Где находится кошка?», «Путь», «Ежик и грибок», «План» и др.

Решение данных задач и реализация выделенных направлений осуществлялось на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, так и при планировании и организации непосредственной образовательной деятельности воспитателем и двигательной деятельности инструктора по физической культуре.

В основу коррекционной работу с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями обязательно должен быть положен комплексный подход. Комплексный подход в коррекционной работе в условиях ДОУ предполагает взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и работника по физической культуре.

Учитель-логопед на своих занятиях использует приемы, направленные на выделение ведущей руки и закрепление ее речевого обозначения, на пространственную ориентировку на листе бумаги, вводит понятия «направо» и «налево».

Задачи учителя-логопеда - организация дидактических и речевых игр для профилактики и формирования навыка пространственных представлений, а также консультирования родителей детей с речевыми нарушениями.

Воспитатель организует игровую деятельность, направленную на формирование восприятия схемы собственного тела, на восприятие отношений между объектами и группами объектов.

Задачи воспитателя - формирование пространственных представлений во время обучающих занятий.

Работник по физической культуре в процессе организации подвижных игр может работать над формированием пространственных представлений в комнате. Игры в соответствии с традиционными приемами работы и в соответствии с образовательной программой направлены на физическое воспитание детей. Также мы хотим отметить, что в коррекционную работу важно включать родителей, для полноценного закрепления навыка.

Для создания общей деятельности ребенка, учителя - логопеда и родителей мы предлагаем лэпбук, как одну из форм совместной работы над закреплением полученных знаний.

Лэпбук соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен - позволяет понять и закрепить изученный материал;

- полифункционален - развивает творчество способности, воображение; лэпбук возможно использовать как в индивидуальной, так и в групповой форме работы с дошкольниками;

- вариативный - каждую часть можно использовать в нескольких вариантах. Работа с лэпбуком служит средством взаимодействия взрослого с ребенком, развивает свободное общение и имеет открытый временной конец деятельности.

Дети с удовольствием используют данную книжку, так как в создании ее они сами принимали непосредственное участие. Благодаря лэпбуку ребенок повторяет пройденное в игровой форме. Если лэпбук включается в подгрупповую работу, важно подбирать задания, которое каждому ребенку будет интересно.

Лэпбук считается разновидностью проектной деятельности, при создании которого отрабатываются все этапы работы по формированию пространственных представлений, и ребенок не получает знания, а добывает их сам. В создание лэпбука привлекаются к сотрудничеству родители.

Таким образом, кроме того, что информационно-коммуникативные технологи в настоящее время активно включаются в образовательный процесс и заменяют общение старших дошкольников со сверстниками и взрослыми, существует интересное, полифункциональное и доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса - лэпбук.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития / Н.И. Гуткина // Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 239 с.

3. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Малиованова. - М., 2009. - 25 с.

4. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи /

H.П. Рудакова // Логопед. - 2007. - № 5.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Gutkina N.I. Psihologicheskaya podgotovka detej k shkole v gruppe razvitiya [Psychological preparation of children for school in a development group]. Aktivnye metody v rabote shkol'nogo psihologa [Active methods in the work of a school psychologist]. Moscow, 1990.

2. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psihologicheskogo issledovaniya [Problems of developmental education: experience in theoretical and experimental psychological research]. Moscow: Pedagogika, 1986. 239 p.

3. Maliovanova E.L. Formirovanie grammaticheskih konstrukcij, otrazhayushchih prostranstvennye otnosheniya, u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of grammatical constructions reflecting spatial relationships among preschoolers with a general speech underdevelopment. Ph. D. (Педагогика) thesis]. Moscow, 2009. 25 p.

4. Rudakova N.P. Formirovanie predlogov v rechevoj praktike detej s obshchim nedorazvitiem rechi [The formation of prepositions in the speech practice of children with general speech underdevelopment]. Logoped [Speech therapist], 2007, no. 5.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.А. Блохина, Учитель-логопед, МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик», Волоконовский район Белгородской области, Россия, e-mail: yuliablohina@yandex.ru, ORCID: 0000-00031042-9516.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.A. Blokhina, Speech therapist teacher, "Pyatnitsky kindergarten "Semitsvetik", Volokonovsky district, Belgorod region, Russia, e-mail: yuliablohina@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1042-9516.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.