Научная статья на тему 'Использование наглядных средств в развитии артикуляционной моторики у детей старшего дошольного возраста со стертой дизартрией'

Использование наглядных средств в развитии артикуляционной моторики у детей старшего дошольного возраста со стертой дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
672
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артикуляционная моторика / звукопроизношение / стертая дизартрия / наглядные средства / articulatory motility / sound pronunciation / dysarthria / visual aids

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гутова Елена Алексеевна

В статье анализируются различные определения понятия артикуляционной базы и её содержательные компоненты. Указано на необходимость знания особенностей артикуляционной моторики дошкольника со стертой дизартрией для построения эффективной коррекционной работы. Результаты проведенной работы свидетельствует о том, что использование наглядных средств положительно отражается на развитии артикуляционного праксиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF VISUAL AIDS IN THE DEVELOPMENT OF ARTICULATORY MOTOR SCIENCE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE ERASED DYSARTHRIA

The article analyzes various definitions of the concept of articulation base and its content components. It is stated that it is necessary to know the peculiarities of articulation motor science of pre-school with erased dysarthria in order to build effective correction work. The results of the work show that the use of visual means has a positive impact on the development of articulatory praxis

Текст научной работы на тему «Использование наглядных средств в развитии артикуляционной моторики у детей старшего дошольного возраста со стертой дизартрией»

УДК 376

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Гутова Елена Алексеевна.

г. Прокопьевск, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», логопед, dedok1996@inbox.ru.

Аннотация. В статье анализируются различные определения понятия артикуляционной базы и её содержательные компоненты. Указано на необходимость знания особенностей артикуляционной моторики дошкольника со стертой дизартрией для построения эффективной коррекционной работы. Результаты проведенной работы свидетельствует о том, что использование наглядных средств положительно отражается на развитии артикуляционного праксиса.

Ключевые слова: артикуляционная моторика, звукопроизношение, стертая дизартрия, наглядные средства.

THE USE OF VISUAL AIDS IN THE DEVELOPMENT OF ARTICULATORY MOTOR SCIENCE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE ERASED DYSARTHRIA

Gutova Elena Alexeevna.

Prokopievsk, Rehabilitation center for children and adolescents with disabilities «Rrainbow», speech therapist, dedok1996@inbox.ru.

Abstract. The article analyzes various definitions of the concept of articulation base and its content components. It is stated that it is necessary to know the peculiarities of articulation motor science of pre-school with erased dysarthria in order to build effective correction work. The results of the work show that the use of visual means has a positive impact on the development of articulatory praxis.

Key words: articulatory motility, sound pronunciation, dysarthria, visual aids.

Овладение правильным звукопроизношением невозможно без артикуляторной базы. Артикуляторная база включает в себя движение мышц артикуляционного аппарата. Для осуществления этих движений должна существовать определенная артикуляторная программа, которая представляет собой отбор команд для организации речевых (артикуляционных) движений. От того насколько подготовлен артикуляционный аппарат зависит качество звукопроизношения.

Е.Н. Винарская под артикуляционной моторикой понимает совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающих одно из условий правильного звукопроизношения [3].

У детей со стертой дизартрией зрительное восприятие не нарушено, что позволяет выстроить работу на основе наглядного принципа обучения, который имеет широкую опору на сохранный зрительный анализатор.

Целью исследования является развитие навыков артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием наглядных средств.

Изучение и анализ специальной литературы по данной проблеме таких авторов как: Е.Ф. Архипова [1], Е.Н. Винарская [3], Л.В. Лопатина [6], позволил выделить следующие особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией - значительные трудности следующих движений: высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение данных движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, неточностью и трудностью переключения с одного уклада на другой, пониженным мышечным тонусом, сопровождением неврологической симптоматики (тремором кончика языка, наличием синкинезий, гиперсаливации).

Проверка этого теоретического положения была взята за основу эмпирического исследования. В ходе анализа полученных данных, который показал состояние развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией, было выявлено следующее:

1. Высокий уровень отсутствует.

2. Средний уровень составил 40% экспериментальной группы. Детям характерен достаточно долгий поиск артикуляции звуков, они ограничиваются удержанием позы не более трех секунд, переключение с одного движения на другое идет замедленно и напряженно; в тоже время губы подвижны, тонус в норме.

3. Низкий уровень развития показали 60% дошкольников со стёртой дизартрией. Детям данной группы характерен поиск артикуляции звуков, но они не в состоянии выполнить движения, присутствует гиперсаливация, количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя, движения выполняются с ошибками, либо заменяют друг друга, отмечается нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижны.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что у большинства детей выявлен низкий уровень развития артикуляционной моторики, что обусловило необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.

Для развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией мы опирались на разработанное Е.Ф. Архиповой «Дерево». Автор представляет ствол дерева, на котором находятся базовые упражнения, далее на каждой ветке дерева находятся артикуляционные упражнения для группы звуков. Упражнения в каждом комплексе предлагаются по степени усложнения. Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий, что обеспечивает базу для всех звуков, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных

звуков. Ребенку предлагается подняться по «дереву» к яблоку, выбрав нужную ветку (отрабатываемый звук) и выполнить предлагаемые упражнения на листочках, которые позволяют максимально эффективно подготовить артикуляционный уклад ребёнка для произношения звуков.

При выполнении упражнений, которые мы предлагаем по системе «Дерево», мы используем такие наглядные средства как:

- логопедические куклы;

- картинки-образы;

- артикуляционные профили;

- презентации.

Все упражнения по развитию артикуляционной моторики проводились с целью выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Проведение артикуляционной гимнастики включало ряд этапов.

На первом этапе осуществлялся показ артикуляционной позы учителем-логопедом с использованием логопедической куклы.

На втором этапе дошкольники совместно с учителем-логопедом выполняли упражнения. При этом педагог исправлял движение органов артикуляции, показывал, как нужно делать правильно с использование логопедических кукол, картинок-образов и презентаций.

На заключительном этапе дошкольники самостоятельно демонстрировали артикуляционные упражнения, которые требовал учитель-логопед, при предъявлении картинки-образа или проговаривания артикуляционной сказки совместно с её иллюстрированием.

Проведя количественный и качественный анализ полученных результатов после организации и проведения целенаправленной коррекционной работы, мы выявили следующие положительные изменения в уровне развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией в целом:

• дошкольники с низким уровнем развития в обеих группах отсутствуют;

• количество детей со средним уровнем развития в контрольной группе составил 60%, в экспериментальной - 20%;

• высокого уровня развития достигло большинство дошкольников экспериментальной группы и составило 80%, показатели контрольной группы оказались ниже - 40%.

Таким образом, анализ результатов исследования показал положительную динамику уровня развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией экспериментальной группы, в сравнении с контрольной, что позволяет сделать вывод об эффективности использования наглядных средств в коррекционной работе.

Библиографический список: 1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 331 с.

2. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. - С. 32-81.

3. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.

4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения // Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Изд-во «Литера», 2007. - 65 с.

5. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 80 с.

6. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия. Методические традиции и новаторство: учебно-методическое пособие / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -С. 108-112.

7. Малец М.В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. -№ 3. - С. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.