Научная статья на тему 'Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией'

Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3706
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ДВИЖЕНИЕ РУК И ТЕЛА / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ / DYSARTHRIA / BIOENERGOPLASTY / ARTICULATION GYMNASTICS / SOUND PRONUNCIATION / ARM AND BODY MOVEMENT / ARTICULATION APPARATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушницкая Оксана Владимировна, Жулина Елена Викторовна

Статья посвящена изучению использования биоэнергопластики как метода коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. На основе анализа специальной литературы раскрыта сущность биоэнергопластики, подробно изложены этапы логопедических занятий с использованием биоэнергопластики. Доказана эффективность использования артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой у дошкольников со стертой формой дизартрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOENERGOPLASTICS AS A METHOD OF SOUND EXTENSION CORRECTION IN KENNEL SUPPLIERS WITH DISARTER

The article is devoted to the study of the use of bioenergoplasty as a method of correcting sound pronunciation in preschool children with an erased form of dysarthria. Based on the analysis of the special literature, the essence of bioenergoplasty is revealed, the stages of speech therapy sessions using bioenergoplasty are described in detail. The efficiency of using articulation gymnastics together with bioenergoplasty in preschool children with an erased form of dysarthria has been proven.

Текст научной работы на тему «Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией»

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Ушницкая Оксана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению использования биоэнергопластики как метода коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. На основе анализа специальной литературы раскрыта сущность биоэнергопластики, подробно изложены этапы логопедических занятий с использованием биоэнергопластики. Доказана эффективность использования артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Ключевые слова: дизартрия, биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение, движение рук и тела, артикуляционный аппарат.

Annotation. The article is devoted to the study of the use of bioenergoplasty as a method of correcting sound pronunciation in preschool children with an erased form of dysarthria. Based on the analysis of the special literature, the essence of bioenergoplasty is revealed, the stages of speech therapy sessions using bioenergoplasty are described in detail. The efficiency of using articulation gymnastics together with bioenergoplasty in preschool children with an erased form of dysarthria has been proven.

Keywords: dysarthria, bioenergoplasty, articulation gymnastics, sound pronunciation, arm and body movement, articulation apparatus.

Введение. Известно, что речевые расстройства могут наложить отпечаток на всю дальнейшую деятельность ребенка, его поведение в социуме, могут сформировать устойчивые негативные черты характера. У детей может развиться комплекс неполноценности, появиться скрытность, нерешительность, из-за расстройства речи может развиться негативизм, чувство ненужности и неполноценности, которые со временем становятся личностными негативными особенностями человека. Для развития процесса нормального речевого общения необходимо иметь правильно поставленное звукопроизношение. Коррекция звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте имеет важнейшее значение для дальнейшего обучения ребенка в школе. Среди детей старшего дошкольного возраста стертая форма дизартрии является достаточно распространённым видом речевых нарушений и имеет тенденцию к росту [7]. Данная речевая патология рассматривается как сложный синдром и занимает особое место среди других видов нарушения речи. Это объясняется тем, что несмотря на комплексность и достаточную изученность речевого дефекта, который проявляется в различных речевых действиях, диагностика стертой формы дизартрии является весьма затруднительной. Недостатки звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии могут стать причиной недоразвития фонематического восприятия, несформированности грамматического строя речи, и возникновению значительных трудностей при обучении ребенка грамоте. Своевременное устранение дефектов произношения поможет ребенку в дальнейшем как можно быстрее овладеть навыками письма и чтения [11]. Таким образом, в целях дальнейшей успешной социализации детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии требуется нетрадиционный и в какой-то степени инновационный подход.

Формулировка цели статьи. В коррекционной работе по формированию звукопроизношения у детей с различными речевыми нарушениями важную роль играет развитие кинестетических ощущений органов артикуляции, которые дают возможность почувствовать направленность выдоха и контрастность положения губ, челюсти и языка. Их скоординированная работа обусловлена осязательными ощущениями, что очень важно на начальных этапах развития звукопроизношения, когда еще не развита слуховая дифференциация. В современной литературе рассмотрено большое количество разнообразных методов развития мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией (Лопатина [7], Нищева [9]). Авторы подчеркивают взаимозависимость моторной и речевой деятельности, а также стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Один из популярных методов коррекции речевых нарушений -артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и развивает правильное звукопроизношение. Однако, постоянные и всегда одинаковые выполнения упражнений для языка постепенно снижают интерес детей к таким занятиям, в то время, как количество детей с речевыми нарушениями каждый год только увеличивается. Артикуляционная гимнастика является важным методом работы над формированием правильного звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии [8]. Но для выработки согласованных и точных движений органов артикуляции, для достижения более эффективных результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, необходимо не только проведение артикуляционной гимнастики в ее традиционном виде, но и применение нетрадиционных способов коррекции, к которым относится биоэнергопластика, т.е. взаимодействие руки и языка. Данный инновационный способ коррекции в совокупности с артикуляционной гимнастикой подготавливает почву для целенаправленного и эффективного процесса формирования речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Изложение основного материала статьи. При рассмотрении вопросов влияния биоэнергопластики на звукопроизношение, необходимо указать на исследования отечественных физиологов таких, как В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова, М.С. Рузина и др., которые подтверждают взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга. В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом [6]. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе

жестами, и наоборот: если ребенок сосредоточенно рисует или пишет, он может непроизвольно высунуть язык. Биоэнергопластика представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистью руки. Данный термин состоит из трех слов: био (биос - жизнь) - человек как биологический объект, энергия и пластика. Как считает И. В. Курис, биоэнергия - это внутренняя энергия человека [5]. Пластика -раскрепощенные и плавные движения рук и тела. Отдельные элементы биоэнергопластики встречаются в системах развития интеллекта с помощью кинезиологии - науки о развитии физических и умственных способностей у человека с помощью специальных физических упражнений, что только подтверждает пользу биоэнергопластики, так как под влиянием кинезиологических тренировок наблюдаются положительные системные изменения в организме человека: синхронизируется работа полушарий мозга, улучшаются память, внимание, речь и мышление. Равновесие, сила, пластичность и подвижность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Кроме того, совершенствуется координация и регулирующая роль нервной системы.

Биоэнергопластика улучшает психологическую базу речи, оптимизирует моторные способности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции фонематических процессов и звукопроизношения. Благодаря биоэнергопластики возможно убрать зрительную опору - зеркало и выполнять упражнения, опираясь только на свои ощущения. Это является важной составляющей, поскольку в жизни дети не видят свою артикуляцию. Развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции помогает ощутить контрастность положения губ, языка, челюсти [10].

Согласованные движения руки и артикуляционного аппарата активизируют естественное распределение в организме биоэнергии, интеллектуальную деятельность, мелкую моторику и общую координацию движений. Использование метода биоэнергопластики совместно с артикуляционными упражнениями повышают положительный эмоциональный настрой и ребенка, и педагога, помогает на протяжении всего занятия удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, повышает его мотивацию для работы над звукопроизношением, значительно экономит время индивидуального логопедического занятия, при этом в разы увеличивая его эффективность.

Как указывал А.Н. Гвоздев, «большую роль кинестетических ощущений, в развитии речи оказывает сочетание движений речевого аппарата и кистей рук, которые усиливают кинетическую афферентацию, что является важнейшей составляющей целостной функциональной речевой системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон» [2, с. 35].

Использование данного метода коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, помогает детям:

- значительно обогатить лексику и улучшить свое произношение;

- подготовить руку к письму, что очень важно для детей подготовительных групп детского сада;

- предотвратить появление невроза или судорог руки при письме, очень распространенного среди младших школьников;

- развивать терпение, внимание, самодисциплину, т.е. умение сдерживаться в тех ситуациях, когда это необходимо;

- проявлять фантазию и творческие способности;

- в игровой форме освоить различные геометрические фигуры на плоскости и в пространстве;

- научиться управлять своим телом, что будет способствовать предотвращению неврозов;

- научиться понимать друг друга без слов, понять возможности несловесного общения [2, с. 48].

Р.Г. Бушлякова перечисляет несколько важных моментов при использовании биоэнергопластики:

- пальцы обеих рук необходимо нагружать равномерно;

- каждое упражнение чередовать с расслаблением пальцев (к примеру, потрясти кистями рук);

- так как биоэнергопластика оказывает на ребенка комплексное воздействие, ее необходимо использовать во всех видах деятельности с детьми в ДОУ [1, с. 18].

В соответствие с методикой Р.Г. Бушляковой и Л.С. Вакуленко, проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой состоит из семи этапов. Продолжительность каждого может изменяться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка.

На первом этапе осуществляется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции детей общеизвестными приемами и методами. После обследования составляется комплекс упражнений с учётом количества и степени нарушения звуков. Известно, что дети с речевыми нарушениями имеют ряд неврологических особенностей. Они плохо ориентируются в пространстве, в схеме собственного тела, движения их нескоординированы. Большинство детей не могут выполнить задания на артикуляцию, им свойственна быстрая утомляемость, нарушения внимания, памяти, познавательной и коммуникативной деятельности. Поэтому на первом этапе вводят упражнения и игры биоэнергопластики, которые дети выполняют в первую половину дня.

На втором этапе проводятся артикуляционные упражнения, на которых ребёнок выполняет упражнения для языка, губ или челюсти. Работа ведется перед зеркалом. Педагог во время упражнений помогает движениями ведущей руки, а ребенок запоминает движения, своей рукой для выполнения упражнений не пользуется. Используются наглядные материалы (фонендоскоп, лягушки-квакушки). Главная задача данного этапа - это установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, развитие интереса к занятиям.

На третьем этапе артикуляционная гимнастика выполняется также по традиционной методике, дети знакомятся с персонажами перчаточного театра. Логопед сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребёнка в упражнениях пока не используется.

На четвёртом этапе выполняются упражнения для языка, челюсти и губ с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед сопровождает показ упражнений движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики выполняется около двух месяцев, за это время ребёнок научится одновременно выполнять артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Логопед должен следить, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На пятом этапе к артикуляционным упражнениям можно подключить другую руку ребенка с перчаткой. Логопед помогает выполнять задания движениями своей руки.

На шестом этапе ребенок выполняет артикуляционные упражнения уже двумя руками в перчатках. В процессе выполнения артикуляционного упражнения вместе с движением обеих рук ребенок повторяет

движения органов речевого аппарата. Логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями своих рук [1, с. 30-31].

На данном этапе Р.Г. Бушлякова и Л.С. Вакуленко рекомендуют использовать специальные методы, средства и приемы обучения, такие как:

- Использование для упражнений куклы-рукавички.

- Метод куклотерапии, т.е. использование логопедических кукол.

- Применение ручной модели языка, которая представляет красную варежку без пальца. Ребенок, изображая различные движения такой варежкой, воспроизводит артикуляционные движения совместно с работой руки.

- Использование детских перчаток для выполнения артикуляционно- пальчиковых упражнений.

- Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики стихотворными текстами.

- Применение приемов музыкотерапии. Известно, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают работу отделов головного мозга, стимулируют кровообращение и дыхание. Положительный эмоциональный настрой, возникающий при звучании приятной музыки концентрирует внимание, тонизирует деятельность центральной нервной системы.

Седьмой этап - заключительный. В это время ребёнок полностью осваивает артикуляционные упражнения совместно с движениями рук. На данном этапе используется метод сказкотерапии, артикуляционно-пальчиковую гимнастику.

Выводы. Таким образом, использование артикуляционной гимнастики совместно с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению данных упражнений, что существенно увеличивает ее эффективность, помогает развитию у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии пальчиковой и артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений и ориентировки в схеме своего тела, развитию внимания, памяти и мышления. Выполнение упражнений совместно языком и руками требует от ребенка максимальной концентрации слухового и зрительного внимания, достаточно развитой пространственной ориентировки, четких движений кистей и пальцев рук одновременно с движениями губ и языка. Использование игрового подхода для укрепления мышц артикуляционного аппарата значительно облегчает постановку и введение в речь звуков. Систематические занятия по тренировке движений кисти и пальцев рук являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» и подготавливает почву для дальнейшего формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Литература:

1. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. - 240 с.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб., 2012. - 224 с.

3. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2

4. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С/79-82.

5. Йога-данс или биоэнергопластика. Ирина Курис. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// - 2009.

6. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Изд.: У-Фактория, 2006. - 224 с.

7. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: диссертация ... канд. пед. наук / Л.В. Лопатина, СПб., 2005. - 223 с.

8. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. - М.: Академия, 2014. - 280 с.

9. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - СПб., 2013. - 188 с.

10. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.

11. Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - 167 с.

Педагогика

УДК: 372.881.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Федосеева Татьяна Александровна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности организации исследовательской деятельности школьников на уроках словесности. Автор представляет опыт организации учебно-исследовательской работы со школьниками, уделяя особое внимание заданиям коммуникативного характера (задачам и играм) и их роли в формировании и совершенствовании коммуникативных умений школьников.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, универсальные учебные действия, задания коммуникативного характера.

Annotation. The article presents problems and features of the organization of research activity of school students at literature lessons in the conditions. The author represents experience of the organization of educational research with school students, paying special attention to tasks of communicative character (tasks and games) and their role in formation and improvement of communicative abilities of school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.