Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией'

Экспериментальное исследование нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3989
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ДИЗАРТРИЯ / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ / COMPLEX APPROACH / DYSARTHRIA / ARTICULATION APPARATUS / SPEECH THERAPY CORRECTION / SPEECH BREATHING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Солнцева Татьяна Валерьевна

Статья посвящена исследованию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье рассмотрены результаты исследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, по сравнению с детьми с нормативным речевым развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF SOUND REPRODUCTION DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The article is devoted to the study of sound reproduction in children of preschool age with dysarthria. The article deals with the results of the study of sound reproduction in children of preschool age with dysarthria, compared with children with normative speech development.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией»

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Солнцева Татьяна Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье рассмотрены результаты исследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, по сравнению с детьми с нормативным речевым развитием.

Ключевые слова: комплексный подход, дизартрия, артикуляционный аппарат, логопедическая коррекция, речевое дыхание.

Annotation. The article is devoted to the study of sound reproduction in children of preschool age with dysarthria. The article deals with the results of the study of sound reproduction in children of preschool age with dysarthria, compared with children with normative speech development.

Keywords: complex approach, dysarthria, articulation apparatus, speech therapy correction, speech breathing.

Введение. В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важнейшее социальное и медико-педагогическое значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений, как отмечается многими исследователями, лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы. Общим признаком всех видов ДИЗАРТРИИ является нечеткое произношение многих звуков.

Дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами (общим недоразвитием речи, заиканием и др.). Данная речевая патология, проявляется в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы, и обусловлена недостаточностью иннервации речевого аппарата, вследствие органического поражения центральной и периферической нервной системы. У детей с дизартрией недостаточно сформированы произвольное внимание, зрительная память, навыки зрительно-двигательной координации.

Логопедическая работа при дизартрии многопланова, трудоемка, носит комплексный характер и требует проведения систематических коррекционных занятий с логопедом.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы, можно заключить, что у дошкольников с дизартрией отмечаются разнообразны стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта. Кроме того, у детей выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких движений кистей и пальцев рук. В связи с этим был подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, направленный на комплексную оценку параметров звуковой стороны речи, просодики и моторной базы речи детей с дизартрией. Исследование состояния звуковой стороны речи начиналось с изучения медицинской и педагогической документации на каждого ребенка. Дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателями. Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались детям последовательно, в разные дни и утренние часы.

Комплексное исследование проводилось по следующим направлениям:

- исследование звукопроизношения,

- исследование речевого дыхания,

- исследование моторики артикуляционного аппарата,

- исследование мелкой моторики рук.

С помощью констатирующего эксперимента нами были получены данные об основных показателях нарушений звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.

В констатирующем эксперименте были использованы следующие методики исследования: методика обследования звукопроизношения М.Ф. Фомичевой, Ф.Ф. Рау; методика обследования просодической стороны речи и моторной базы речи Е.Ф. Архиповой.

Экспериментальная методика, разработанная М.Ф. Фомичевой и Ф.Ф. Рау, позволила дать качественную оценку произношения звуков шести фонетических груш старшими дошкольниками с дизартрией:

• звонкие звуки: [Д], [Б], [В];

• свистящие согласны звуки: [С], [С'],[З], [З'],[Ц];

• шипящие согласные звуки [Ш], [Щ], [Ж], [Ч];

• сонорные звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], [j], [М], [Н];

• заднеязычны звуки [Х], [Х'], [Г], [Г'], [К], [К'];

• звуки [Т'], [Д'].

Анализ произношения звонких звуков испытуемыми показал, что все дети контрольной группы (100%) правильно произносят звуки данной группы. У детей с дизартрией отмечены особенности в произношении звонких звуков, самыми многочисленными нарушениями являются замена звуков: [Д] - 25%, [Б] ,[В] - 40%. Отмечено смешение! звуков: [Д] и [Б] - 5%, [В] - 10%, выявлено искажение звука [В] - 5%, [Д] и [Б] - 10%. Старшие дошкольники из экспериментальной группы правильно произносят звонкие звуки: [Д] - 60%, [Б] - 45%, [В] - 45%.

В группе свистящих согласных у детей экспериментальной группы преобладает искажение звуков [С], [С'], [З], [З'], [Ц] - 40%. В свободном речевом потоке наблюдается смешение звука [С] - 15%, [С'], [З] и

[Ц] - 5%. Выявлена замета звуков у детей с дизартрией: [С], [С], [З'] - 30%, [З] - 45%, [Ц] - 35%. В контрольной группе большинство детей правильно произносят свистящие звуки: [С] - 85%, [З] и [Ц] - 90%, [С'] и [З'] - 100%. Наблюдаются незначительны нарушения звукопроизношения, а именно: пропуск звуков [С] - 5%, искаженное произнесение звуков [С], [З] и [Ц] - 10%.

Нарушения звукопроизношения шипящих звуков у старших дошкольников с дизартрией проявляются в замете звуков [Ш], [Ж] - 50%, [Щ], [Ч] - 60%, искажении звуков данной группы [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] - 25%.

Также имеют место: пропуски звука [Ш] - 5%, смешение звуков [Ш]. [Ж] - 10%, [Щ] и [Ч] - 5%. Нормированное произношение звуков отмечено у незначительного количества детей: [Ш] и [Ч] - 10%, звуки [Щ] и [Ж] - 15%.

Испытуемые контрольной группы показали следующие результаты: нормированное произношение шипящих звуков [Щ], [Ж] и [Ш] отмечено у 90%, [Ч] - 85%. У детей группы норма дошкольного возраста отмечены следующие нарушения звукопроизношения шипящих звуков: пропуск звука [Ч] - 5%, искаженное произношение звуков [Ш], [Щ], [Ж], [Ч] - 10%.

Обследование звукопроизношения мягких согласных звуков показало, что 5% детей экспериментальной группы звуки [Т'] и [Д'] произносят искаженно, 5% детей - заменяют звуки, 5% - смешивают в свободном речевом потоке, 85% старших дошкольников с дизартрией исследуемые звуки произносят правильно. В контрольной группе 100% детей звуки [Т'] и [Д'] произносят правильно.

Результаты обследования показывают, что у дошкольников с дизартрией состояние звукопроизношения характеризуется качественным своеобразием. Отсутствие в речи тех или иных звуков наблюдается у 5 - 35% детей. При этом пропуск звуков [Р] и [Л] детьми экспериментальной группы наблюдается чаще, 35% и 30% соответственно. Нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Старшие дошкольники с дизартрией смешивают звуки [Ш] и [С] (15%), [Л] и [В] (15%). Для детей с дизартрией является характерной замена звуков болте простыми звуками по артикуляции.

Звонкие звуки заменяются парными глухими звуками, тверды звуки - мягкими (25-40%). Наиболее часто встречаются замены сложных по артикуляции звуков из груш шипящих (50% - 60%): звук [Ш] заменяется звуком [Ф] или [С]; сонорных (5% - 35%) звук [Р'] заменяется звуком [3], свистящих (30% - 45%) звук [С] заменяется [Ш] или [Ф] (30%).

Искаженное произношение звуков. Если не произошел процесс дифференциации звуков, то вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук. Мягкий звук [Ш'] вместо [Ш] (25% и [С] (40%), не нормативный горловой звук [Р] - 25%, искажения звуков у детей также проявляются в неправильном уклада органов артикуляции при произнесении звуков груш свистящих, шипящих, сонорных согласных.

На основе анализа экспериментальных данных, полученных посте проведения исследования звукопроизношения, можно сделать вывод, что у дошкольников с дизартрией наблюдаются дефекты в произношении звуков: искажения, замены, смешения, отсутствие звуков.

В целом, тверды звуки нарушаются чаще их мягких аналогов. Вследствие этого наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция, при этом страдает и понимание речи, так как дошкольники с дизартрией не могут дифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами звучат для них одинаково.

Фонетически дефект, как первичное нарушение у детей с дизартрией, более выражен, чем нарушение фонематического слуха. У всех детей исследуемой группы очень низкий показатель звукопроизношения: в группах свистящих звуков, шипящих звуков и соноров, реже встречаются замены звуков и их отсутствие. Звукопроизношение дошкольников со стертой дизартрией грубо нарушено и имеет низкий показатель успешности выполнения.

Для получения полной картины нарушений звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, в связи с особенностями структуры их речевого дефекта, было проведено дополнительное обследование детей по следующим параметрам методики Е.Ф. Архиповой: речевое дыхание, моторика артикуляционного аппарата, мелкая моторика пальцев рук.

Из просодических компонентов речи в наибольшей степени у детей с дизартрией страдает речевое дыхание. Речевое дыхание дошкольников экспериментальной группы поверхностное и недифференцированное. Это значительно затрудняет речевую деятельность детей и напрямую влияет на состояние звуковой стороны речи дошкольников с дизартрией.

Средний показатель выполнения заданий в группе дошкольников с дизартрией составил 50%. При этом абсолютно все дошкольники контрольной группы (100%) не имеют проблем с речевым дыханием.

В связи с наличием дизартрических проявлений в структуре речевого дефекта испытуемых экспериментальной группы задание на речевое дыхание выполнялось ими с большим трудом. Качественный анализ результатов обследования речевого дыхания показал, что в группе детей с дизартрией ни один из дошкольников не справился с заданием полностью. При этом 53% детей с дизартрией справились с заданием частично и 47% не смогли справиться с заданием. Значительные показатели низкого уровня развития речевого дыхания свидетельствуют о наличии серьезных нарушений просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией.

У некоторой часта испытуемых экспериментальной группы появлялся назальный оттенок голоса. Для большинства детей с дизартрией был характерен вдох с придыханием и с поднятием плеч. В основном отмечалось верхнегрудное дыхание, и был ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох был укорочен, и они говори™ на вдохе, а их речь становилась захлебывающейся.

По результатам констатирующего эксперимента в группе старших дошкольников с нормальным речевым развитием 53% детей справились с предложенным заданием по обследованию речевого дыхания полностью и 47% справились с данным заданием частично. Это свидетельствует о том, что у большинства дошкольников контрольной группы отсутствуют проблемы с речевым дыханием, которые свойственны дет™ с дизартрией.

При всех видах дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). Особенностью нарушений звуковой стороны речи при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре, и усиливаются дизартрические расстройства.

Анализ данных констатирующего эксперимента позволил заключить, что у большинства старших дошкольников с дизартрией грубо нарушена моторика артикуляционного аппарата. Отмечаются низкие показатели исследования у 48% детей из экспериментальной группы. Дошкольники с дизартрией испытывали значительны затруднения при выполнении заданий артикуляционной гимнастики из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата. У большинства дошкольников данной категории мышцы были спазмированны, находились в гипертонусе, и дети не могли управлять органами артикуляции. У некоторых детей с дизартрией отмечалась вялость мышц речевого аппарата, недостаточный тонус мышц не позволял им выполните несложны артикуляционные движения.

Кроме того, удалось проследите чёткую взаимосвязь между состоянием артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и тонкой моторикой пальцев рук, которая оказалась не менее нарушенной. Почта в равной степени со звукопроизношением нарушена и мелкая моторига рук. Средний показатель по группе составил 44% (99% в контрольной группе). Простые упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики давались дошкольникам с дизартрией с трудом.

Так же низкие показатели исследования у всей группы детей с дизартрией по мелкой моторике рук - она грубо нарушена. Прослеживается чёткая взаимосвязь между тонкой моторикой рук и артикуляционной моторикой, которая не менее нарушена. Из просодических компонентов речи наиболее нарушено речевое дыхание, у дизартриков оно недифференцированное и поверхностное. Это значительно затрудняет речевую деятельность детей. Все дети данной группы отличаются бедностью интонационной окраски речи, поэтому речь этих детей монотонга и не выразительна.

Звукопроизношение дошкольников с дизартрией грубо нарушено и имеет низкий показатель успешности выполнения. Средний показатель в экспериментальной группе составил 42%, при этом дети контрольной группы выполняли задания с успешностью 99%.

Нарушено звукопроизношение в группах свистящих, шипящих звуков и соноров, характерен дефект искажения, реже замены звуков и их отсутствие, фонетически дефект, как первичное нарушение у детей с дизартрией, болте выражен, чем нарушение фонематического слуха.

Почта в равной степени со звукопроизношением нарушена и мелкая моторига рук. Средний показатель по группе составил 44% (99% в контрольной группе). В чуть меньшей степени нарушена моторига артикуляционного аппарата, её показатель составляет 48% успеха (при 98% у дошкольников с нормальным речевым развитием).

Из просодических компонентов речи в наибольшей степени у детей с дизартрией страдает речевое дыхание. Речевое дыхание дошкольников экспериментальной группы поверхностное и недифференцированное. Средний показатель выполнения заданий в группе дошкольников с дизартрией составил 50%. При этом абсолютно все дошкольники контрольной группы (100%) не имеют проблем с речевым дыханием.

Все дети экспериментальной группы - 20 старших дошкольников - нуждаются в коррекционной работе над звуковой стороной речи. Данное состояние детей с дизартрией должно быть подвергнуто целенаправленной логопедической коррекции по основным направлениям. Особое внимание стоит уделите индивидуальной работе по:

- нормализации мышечного тонуса речевого аппарата;

- развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;

- развитию кинестетической основы движений для формирования контроля над осуществляемыми движениями;

- развитию речевого дыхания;

- коррекции звукопроизношения.

Звуковая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией характеризуется различными нарушениями звукопроизношения, преимущественно в группах свистящих, шипящих и сонорных звуков по типу искажения, замены звуков и их отсутствия.

Это обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре, и усиливаются дизартрические расстройства. Комплексное исследование, включавшее в себя также изучение артикуляционной и тонкой моторики рук, представило картину грубых нарушений по данным показателям.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование нарушений звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, по методике М.Ф. Фомичевой, Ф.Ф. Рау (исследование звукопроизношения), и некоторым параметрам методики Е.Ф. Архиповой (обследование речевого дыхания, артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук), позволила представите полную картину выявленных нарушений. Данные проведенного эксперимента, говорят о необходимости целенаправленной логопедической коррекции со всеми детьми из экспериментальной группы.

Особое внимание стоит уделить работе по нормализации мышечного тонуса речевого аппарата; развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук. развитию кинестетической основы движений для формирования контроля за осуществляемыми движениями; развитию речевого дыхания; также особое внимание необходимо уделить и коррекции звукопроизношения.

Литература:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 234 с.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Е.Ф. Архипова. Москва,2008. Сер. Высшая школа.

3. Винарская Е.Н. Дизартрия. - Спб.: Транзиткнига, 2011. - 144 с.

4. Жулина Е.В. Ладина Я.О. Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет Е.В. Жулина. Я.О. Ладина. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. с. 74-77

5. Копылова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.

6. Фомичева М.Ф Воспитание у детей правильного произношения. М.Ф. Фомичева. - М.: АСТ, 2011. - 178 с.

Педагогика

УДК 372.853

кандидат педагогических наук Зенцова Инна Михайловна

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ДОМАШНЕМ ФИЗИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема применения мобильных приложений учениками основной общеобразовательной школе для организации домашних опытов по физике. Автором предложено использование смартфона в качестве измерительного устройства для проведения физических экспериментов в домашних условиях. Описана технология работы над домашними экспериментальными заданиями с помощью мессенджеров, мобильных версий социальных сетей и облачных сервисов. Представлены варианты организации домашнего физического эксперимента с применением QR - кодов. Выделены характерные особенности применения мобильных приложений для организации опроса школьников по методологии эксперимента.

Ключевые слова: домашний физический эксперимент, мобильные инструменты, мессенджеры, социальные сети, облачные сервисы, QR - коды, дашборды.

An^tatton. This article describes the problem of using mobile applications by the students of the main secondary school for organizing home experiments in physics. The author suggests the use of a smartphone as a measuring device for conducting physical experiments at home. The technology of doing home experimental tasks with the help of instant messengers, mobile versions of social networks and cloud services is described. The options for organizing a home physical experiment with the help of QR codes are presented. The characteristic features of the use of mobile applications for organizing a survey of the students about the methodology of the experiment are highlighted.

Keywords: home physical experiment, mobile tools, instant messengers, social networks, cloud services, QR codes, dashboards.

Введение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из главных направлений модернизации общеобразовательной школы. Они способствуют повышению общего уровня учебного процесса, усилению мотивации обучения и познавательной активности школьников. Следует учитывать, что информационно-коммуникационные технологии непрерывно развиваются: персональные компьютеры заменяют более портативными и мобильными устройствами, такими как смартфоны, планшеты, электронные книги и др.

Согласно «Рекомендациям ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения» (2015 г.) [8] у мобильного обучения имеются уникальные преимущества: персонализация обучения, мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения, помощь учащимся с ограниченными возможностями и др.

В современной школе происходит широкое распространение смартфонов и активное использование учениками ресурсов Интернета со своих мобильных устройств. В настоящее время смартфоны по производительности и функциональности обгоняют некоторые персональные компьютеры. К преимуществам использования мобильных устройств также можно отнести: малые габариты и массу, различные места использования.

В настоящее время мобильные телефоны с беспроводным доступом в Интернет имеются у большинства подростков. Согласно исследованию Д.А. Королевой (2018 г.) подавляющее большинство городских подростков имеют доступ к мобильным устройствам (97%) [5]. Наличие мобильных устройств у школьников позволяет говорить о возможности их использования в образовательном процессе в классе и дома с целью индивидуализации обучения. Большим потенциалом обладают мобильные приложения и для организации домашнего физического эксперимента.

Современные обучающиеся, используя мобильные устройства, имеют доступ ко всем необходимым ресурсам и актуальным данным.

Изложение основного материала статьи. Одним из средств формирования у учащихся экспериментальных умений может служить использование резервов домашней работы с целью организации выполнения учащимися экспериментальных заданий.

Формирование у учащихся самостоятельно ставить опыты может быть обеспечено при условии многократного выполнения отдельных действий и операций, из которых слагается эксперимент, общее количество повторений действий для получения устойчивого результата может составлять 8-11. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий Н.Ф. Талызиной, «... после выполнения 5-8 заданий учащиеся без всякого заучивания запоминают и признаки понятия, и правило действия» [9, с. 155].

Такое большое количество повторений для формирования устойчивого результата обучения является основанием для поиска методов и средств, обеспечивающих соответствующую практику отработки у учащихся экспериментальных умений и навыков. Это не может быть достигнуто за счет простого увеличения числа лабораторных работ в Федеральном государственном образовательном стандарте образования.

В настоящее время методическое сообщество движется по пути разработки дидактических материалов для самостоятельной работы учащихся, направленных, в том числе, и на решение этой задачи. Среди заданий для учащихся представлены и экспериментальные задания. Некоторые из них предлагаются для домашнего выполнения. В области содержания и методики организации домашнего физического эксперимента известны работы С.И. Юрова (1954 г.) [11], С.Ф. Покровского (1963 г.) [6], М.Г. Ковтунович (2007 г.) [4], П.В. Зуева (2012 г.) [3] и др.

Несмотря на то, что продолжается работа над содержанием домашнего физического эксперимента, одной из трудностей его использования большинством учителей основной общеобразовательной школы является организация самостоятельной работы обучающихся над опытами в домашних условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.