Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ КОРРЕКЦИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ КОРРЕКЦИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / ДИСГРАФИЯ / ЗРИТЕЛЬНО - МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоренко А.В.

В статье рассматривается процесс коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с включением в коррекционную работу элементов метода мозжечковой стимуляции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоренко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CEREBELLARY STIMULATION IN WORKING WITH SCHOOLS IN THE DURING THE CORRECTION OF GRAPHOMOTOR SKILLS

The article discusses the process of correction of graphomotor skills in children of primary school age with the inclusion of elements of the method of cerebellar stimulation in the correction work

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ КОРРЕКЦИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ»

УДК 376.37

Федоренко А.В. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики ЮФУ Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики ЮФУ

Россия, г. Ростов - на - Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ КОРРЕКЦИИ ГРАФОМОТОРНЫХ

НАВЫКОВ

Аннотация: в статье рассматривается процесс коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с включением в коррекционную работу элементов метода мозжечковой стимуляции

Ключевые слова: письменная речь, мозжечковая стимуляция, коррекция нарушений письменной речи, дисграфия, зрительно - моторная координация.

Fedorenko A. V.

graduate student department of correctional pedagogy academy ofpsychology and pedagogy SFedU Scientific adviser: Muratova M.A., Ph.D. associate professor of the department of correctional pedagogy of SFedU

THE USE OF CEREBELLARY STIMULATION IN WORKING WITH SCHOOLS IN THE DURING THE CORRECTION OF GRAPHOMOTOR

SKILLS

Abstract: the article discusses the process of correction of graphomotor skills in children of primary school age with the inclusion of elements of the method of cerebellar stimulation in the correction work

Key words: written speech, cerebellar stimulation, correction of written speech disorders, dysgraphia, visual - motor coordination

В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, а также учителей практиков, количество детей с нарушениями письменной речи, испытывающих затруднения в освоении школьной программы, значительно возросло.

Механизмы развития навыков письменной речи, а также её нарушения изучались различными авторами: М.Е. Хватцевым, Р.Е.Левиной, Г.В. Чиркиной, Л.Ф. Спировой, О.А. Токаревой, А.Н.Корневым. Каждый из них

вносил свой вклад в развитие представлений о данном виде речи, ее особенностях, способах коррекции нарушений письменной речи.

В своих исследованиях О.И.Азова, Р.И.Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.В. Прищепова приходят к выводу, что у некоторых детей с расстройствами письменной речи, наблюдаются различные нарушения общей моторной сферы, нарушение зрительно - моторной координации, а также отклонения в развитии тонкой моторики.

По мнению Л.Г. Парамоновой, Е.И. Скиотис состояние мелкой и тонкой моторики, зрительно-моторной координации, дифференцированность и координированность движений, определяют готовность руки к обучению графического навыка письма. Для того чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, имел хорошую скорость письма и рука не утомлялась слишком быстро - мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика.

Для успешной подготовки руки к письму процесс освоения первых графомоторных навыков необходимо начинать постепенно, от простого к сложному. Важно, чтобы развитие графомоторных навыков начиналось еще на этапе дошкольного образования, чтобы нагрузка на ребенка при поступлении в школу не стала слишком сильной. Если данный аспект будет упущен, возникает вероятность, что процесс овладения навыком письма у детей младшего школьного возраста будет затруднен, что приведёт к возникновению у обучающихся нарушения навыков письменной речи -дисграфии.

По мнению таких авторов, как А.Н.Корнев, О.Ц.Галкина, Е.И. Игнатьев, нарушения моторной сферы, зрительно - моторной координации приводят к ошибкам в написании букв, пространственной ориентировке на листе бумаги, строчке.

Существует большое количество методов коррекции дисграфии. На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция представляет собой один из наиболее эффективных методов безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений. При оказании квалифицированной помощи, результативность будет наблюдаться во всех сферах, на которые оказывается воздействие, подтверждают и ученые и практики.

Это обусловливает актуальность выбора методов коррекции при нарушениях письменной речи в настоящее время и является предпосылкой для дальнейшего изучения механизмов формирования навыков письма у младших школьников, подробного изучения основных нарушений письменной речи и способов их коррекции.

В нашем исследовании мы подробно рассматриваем такие аспекты как, определение важности формирования у педагогов начальной школы необходимых компетенций, выявления, на каком из вышеперечисленных этапов формирования письменной речи произойдет сбой, каким образом помочь ребенку преодолеть данное нарушение с помощью современных методов коррекции.

В рамках написания магистерского исследования нами был проведен эксперимент в МБОУ школа №7 имени А.А. Береста г. Ростова - на - Дону. В эксперименте участвовало 30 учащихся третьих классов с нарушениями письменной речи.

Нами было проведено обследование уровня развития навыков письменной речи по методике Т.А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, а также нейропсихологическая диагностика по методике Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой.

Обследование показало, что почти 50 % обучающихся испытывают серьезные затруднения при письме и чтении. В письменных работах много ошибок, связанных с недостаточным развитием графомоторных навыков у учащихся. В работах наблюдались частые исправления и ошибки графического характера. Допускались многочисленные орфографические ошибки.

Исходя из анализа ошибок, было отмечено, что дисграфические ошибки превалируют над орфографическими. В ходе анализа рабочих тетрадей было выявлено, что дети заменяли либо переставляли буквы, что было обусловлено акустико-артикуляционным сходством звуков; встречались моторные ошибки - дети не дописывали отдельные элементы букв. Было выявлено большое количество ошибок, связанных с несформированностью оптико-пространственного восприятия - некоторые дети нарушали порядок букв, слогов.

На этапе проведения диагностики нами были дифференцированно изучены особенности развития графомоторных навыков у детей, особенности тонкой, мелкой и общей моторики. Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у младших школьников.

Нами были рассмотрены различные подходы к коррекции графомоторных навыков, как одной из причин нарушений письменной речи. Наш выбор мы остановили на применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции данных нарушений. Метод мозжечковой стимуляции зарекомендовал себя как один из эффективных нейропсихологических методов, способных комплексно воздействовать на развитие речи, чтения, письма у детей.

Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

В середине ХХ века доктор Фрэнк Бильгоу разработал программу Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics. Он был учителем и заметил, что дети, играющие на переменах в игры на равновесие, быстрые и точные движения, более успешны в учебе.

Мозжечковая стимуляция базируется на активизации мозговых структур, которые помогают усвоению любой информации, и представляет

собой серию реабилитационных методик, которые направлены на нормализацию работы ствола головного мозга.

На основании выявленных ошибок, уровней развития графомоторных навыков у детей, а также требований программы по русскому языку и методических рекомендаций мы разработали программу коррекционно -развивающих упражнений для коррекции нарушений письменной речи младших школьников с использованием метода мозжечковой стимуляции.

Работа была представлена несколькими курсами, в которых предлагаемые задания усложнялись и дополнялись новыми. В основу положены упражнения на балансировочной доске «Равновесие». Все упражнения выполняются на доске и занимают 10-15 мин.

Для выполнения упражнений разного уровня сложности используются балансировочная доска «Равновесие», мяч-маятник и планка для отбивания, подставка «стенд с мишенями», «щит - мишень» с цифрами и кругами.

Основные принципы построения программы упражнений с применением оборудования:

• «от простого к сложному» (начинаем с легких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку);

• «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребенка);

• «интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);

• «включение мотивации» (оборудование создает доп. мотивацию для занятий, познавательную активность, игровую деятельность);

• «вариативность упражнений» (свободное «поле для творчества»);

• «би / моно / реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

• «направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);

• «целеполагание» (отбить / кинуть, попасть в цель).

В ходе работы нами были соблюдены и учтены противопоказания: применение методики противопоказано детям с эпи-синдромом, а также все меры безопасности.

Важно понимать, что упражнения программы не направлены на развитие какой - то определенной структуры мозга. Упражнения вовлекают в работу очень много мозговых систем и объединяют их. Мозговые структуры и процессы, которые развиваются специалистом во время выполнения упражнений на балансировочной платформе - это основополагающие структуры и процессы, которые воздействуют на зрительные способности, координацию глаз и рук, чтение, письмо, речь и т.д.

Метод мозжечковой стимуляции способен стимулировать отделы коры головного мозга, способные формировать более дифференцированное выполнение и осуществление моторной программы, что позволяет ребенку

контролировать процесс письма и чтения: контроль строки, написание букв, пространственную ориентировку на листе бумаги и др.

Предлагаемая программа коррекционно - развивающих упражнений может быть использована как логопедами, так и учителями начальной школы в работе по коррекции нарушений письма у учащихся младших классов.

После освоения школьниками коррекционно - развивающей программы нами была проведена повторная диагностика развития навыков письменной речи. Ее результаты доказали эффективность логопедической работы с включением в коррекционную работу упражнений для мозжечковой стимуляции.

Нами были выявлены следующие изменения: Если на констатирующем этапе эксперимента у 23% обучающихся был слабый зрительный контроль в процессе списывания, чтения, то после проведения коррекционной работы мы видим снижение данного показателя до 12% обучающихся. При проведении графической пробы на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень развития графомоторных навыков показали почти 27% обучающихся, на контрольном этапе эксперимента показатель снизился и составил 15% обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность коррекционной работы с нарушениями письменной речи у младших школьников будет выше, если работа будет построена на основе результатов обследования особенностей тонкой, мелкой и общей моторики, а также включения в процесс коррекционной работы не только стандартных логопедических, но и нейропсихологических методов, таких как метод мозжечковой стимуляции.

Использованные источники:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: МиМ, 2007. - 286 с.

2. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебное пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. - 224 с.

3. Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ [Электронный ресурс]: статья учителя -логопеда Поповой Нины Николаевны - Режим доступа: https://mfourok.ru/statya-na-temu-ispolzovame-metoda-mozzhechkovoy-stimulyacii-v-korrekcii-rechevih-narusheniy-s-uchaschimisya-s-ovz-3962532.html (дата обращения 14.12.2020)

4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников./Под общей редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.

5. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. - Спб.: Детство-пресс, 2006. - 128 с.

6. Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция - метод двигательной нейропсихологической коррекции [Электронный ресурс]: статья психолога

Режим доступа: https://www.b17.ru/article/113707 (дата обращения 20.12.2020)

7. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления / И. Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2012. - 280 с.

8. Learning Breakthrough-Dr. Belgau History [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/ - дата обращения 18.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.