Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ПРИЛОЖЕНИЯ «QUIZLET» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ПРИЛОЖЕНИЯ «QUIZLET» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа-приложение / Quizlet / иностранный язык / медицинский вуз / app / Quizlet / foreign language / medical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямова Оксана Олеговна

В современном образовательном пространстве существует множество мобильных приложений для изучения иностранных языков. В качестве одного из наиболее эффективных предлагается программное приложение «Quizlet». Целью статьи является анализ эффективности использования данной платформы в обучении и изучении профессионально-ориентированного английского языка в медицинском вузе. В статье представлено краткое описание данного приложения, в целом, и более подробное содержание всех видов и режимов работы, в частности. На основе анализа научной литературы и практического опыта использования автор выделяет и анализирует основные преимущества и недостатки данного приложения в процессе обучения студентов. Эффективность использования данной платформы оценивается методом анкетирования студентов. Исследование проводилось в ФГБОУ ВО «Пермском государственном медицинском университете имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ. В анкетировании приняли участие 119 студентов первого курса, изучающих дисциплину «Иностранный язык» (английский). Опрос проводился на платформе Google Forms. Результаты исследования представлены в статье в процентном соотношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays, there are many mobile apps for learning foreign languages. "Quizlet" is suggested to be one of the most effective ones. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of this platform in teaching and learning professional medical English. The article presents a brief description of the app and explains how to use it. Taking into account scientific data and practical experience, the author identifies and analyzes the main advantages and disadvantages of this platform. The study was conducted in E.A. Vagner Perm State Medical University. 119 first-year students took part in the survey. The results of the study are presented in the article.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ПРИЛОЖЕНИЯ «QUIZLET» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 61:378.147:802] :00477

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Лямова Оксана Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ (г. Пермь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ПРИЛОЖЕНИЯ «QUIZLET» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В современном образовательном пространстве существует множество мобильных приложений для изучения иностранных языков. В качестве одного из наиболее эффективных предлагается программное приложение «Quizlet». Целью статьи является анализ эффективности использования данной платформы в обучении и изучении профессионально-ориентированного английского языка в медицинском вузе. В статье представлено краткое описание данного приложения, в целом, и более подробное содержание всех видов и режимов работы, в частности. На основе анализа научной литературы и практического опыта использования автор выделяет и анализирует основные преимущества и недостатки данного приложения в процессе обучения студентов. Эффективность использования данной платформы оценивается методом анкетирования студентов. Исследование проводилось в ФГБОУ ВО «Пермском государственном медицинском университете имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ. В анкетировании приняли участие 119 студентов первого курса, изучающих дисциплину «Иностранный язык» (английский). Опрос проводился на платформе Google Forms. Результаты исследования представлены в статье в процентном соотношении.

Ключевые слова: программа-приложение, Quizlet, иностранный язык, медицинский вуз.

Annotation. Nowadays, there are many mobile apps for learning foreign languages. "Quizlet" is suggested to be one of the most effective ones. The purpose of the article is to analyze the effectiveness of this platform in teaching and learning professional medical English. The article presents a brief description of the app and explains how to use it. Taking into account scientific data and practical experience, the author identifies and analyzes the main advantages and disadvantages of this platform. The study was conducted in E.A. Vagner Perm State Medical University. 119 first-year students took part in the survey. The results of the study are presented in the article.

Key words: app, Quizlet, foreign language, medical university.

Введение. При изучении иностранного языка каждый обучаемый сталкивается с проблемой необходимости запоминания большого количества слов. Как отмечают многие исследователи (Л.С. Выготский, B.C. Коростелев, И.А. Зимняя, Б.В. Беляев и др.), свободное владение иностранным языком невозможно без усвоения достаточного лексического запаса. Чем богаче и разнообразнее словарный запас учащихся, тем легче им решать стоящие перед ними речевые задачи. Поэтому они должны владеть «набором» лексических средств, включающим единицы разного уровня сложности: слова, устойчивые сочетания, речевые клише и фразеологические обороты. На основе лексических единиц формируются лексические навыки.

Изложение основного материала статьи. Согласно словарю методических терминов, лексический навык представляет собой «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1, С. 133].

В современной методической науке существует множество методов и приемов, помогающих запоминать новую лексику, однако способ учить слова с помощью карточек по-прежнему считается одним из самых эффективных. С помощью визуализации лексических единиц процесс запоминания происходит значительно быстрее. При подготовке к занятиям преподаватели часто готовят различные карточки. Однако, как показывает практика, такая подготовка занимает много времени и требует дополнительных ресурсов. К тому же, для современного поколения студентов гаджет является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.

На сегодняшний день существует множество мобильных приложений доя изучения иностранных языков. Их использование позволяет обеспечивать интерактивность обучения, создавать специальную обучающую среду и обеспечить самоорганизацию студентов. Большинство приложений для изучения языка ориентированы на изучение лексики. В качестве одного из наиболее эффективных предлагается программное приложение «Quizlet».

Quizlet - это бесплатное приложение, которое позволяет запоминать информацию, представленную в виде учебных карточек. Создатели сайта обозначают его как "study tool" (инструмент для обучения). В обзоре этого сервиса, который представлен компанией PC (http://www.pcmag.com), встречается определение "a platform for rote learning" (платформа для заучивания наизусть), отечественные авторы используют определение «онлайн сервис доя создания и применения флеш-карточек и обучающих игр» [6, С. 178].

Согласно данным на официальном сайте, каждый месяц более 60 миллионов учащихся из 130 стран мира, использующих данный ресурс для обучения разным предметам, в том числе и иностранному языку, работают с более чем 350 миллионами учебных модулей на самые разнообразные темы.

Основой программы-приложения «Quizlet» являются специальные списки - модули или Vocabulary lists. Это может быть как список слов с переводом, так и перечень различных понятий, картинок или фотографий с описанием. Используя «Vocabulary list» платформа позволяет преподавателю создавать лексические карты с терминами и дефинициями, озвученными дикторами носителями более 20 языков мира. На основе разработанных преподавателем лексических карточек «Quizlet» автоматически строит тренировочные упражнения, игры и тесты, чтобы помочь обучающимся усвоить и закрепить лексический материал, при этом для каждого студента генерируется индивидуальное задание с автоматической проверкой. Любой обучающийся может использовать не только ранее созданные учебные материалы, но и разрабатывать собственные модули.

Приложение предлагает 5 основных режимов работы и 2 игры, с помощью которых происходит закрепление отобранного лексического материала:

1. «Карточки» (flashcards) - главный режим для заучивания слов, представленный в виде виртуальных карточек (с одной стороны английское слово, с другой картинка или картинка и перевод). В данном режиме обучаемые видят все карточки с новыми словами, изучают и повторяют термины и определения. Виртуальные карточки можно листать, переворачивать с одного языка на другой, перемешивать и т.д.

2. «Заучивание» (learning) - режим, представленный в виде теста, предлагающий четыре варианта ответа. В режиме заучивания программа следит, какие слова запоминаются лучше или хуже и предлагает повторять наиболее сложные. Чтобы завершить этап, необходимо правильно ответить на каждый вопрос дважды. По завершении каждого этапа все термины

будут сгруппированные по уровню овладения ими: «знакомые» означает, что студент ответил правильно один раз, а «усвоенные» - два раза.

3. «Письмо» (writing) - режим тренировки письменных навыков, оценивающий насколько хорошо студент знает материал и делает ли ошибки в написании. В данном режиме предлагается определение или картинка определенного термина, а обучаемому необходимо написать предлагаемое слово.

4. «Правописание» (spelling) - режим тренировки навыков звукового восприятия слов. Система озвучивает изучаемые лексические единицы, после чего необходимо напечатать услышанное слово.

5. «Тест» (test) - в данном режиме программа автоматически создает комплексный тест, содержащий в себе 4 вида заданий, направленных на проверку усвоения лексического материала: 5 вопросов для письменного ответа, 5 заданий на выбор соответствия, 5 заданий на выбор правильного ответа из предложенных и 5 вопросов на выбор «верно-неверно». Результаты оцениваются по 100-бальной шкале. Тест может служить формой промежуточного или итогового контроля.

Программа снабжена 2 игровыми вариантами заучивания слов: «подбор» (scatter) и «гравитация» (gravity).

6. Игра «scatter» (подбери пару) - цель данной игры как можно быстрее собрать пары русских и английских слов, соотнести картинку и перевод путем их перетаскивания мышкой друг на друга, при правильном соотнесения элементы с экрана исчезают.

7. Игра «gravity» (гравитация) - задача игрока сбивать падающие астероиды с английскими словами, правильно вбивая перевод. Скорость падения постепенно увеличивается. Обе игры - игры на время, результат фиксируется, его можно улучшать.

Описанные режимы работы дают студентам возможность самостоятельного освоения и тренировки новой лексики иностранного языка в интерактивной форме. Динамичные лексические речевые связи создаются в результате прохождения всех этапов методики формирования лексических навыков, но процесс непосредственного заучивания новых слов происходит в рамках самостоятельной работы учащихся.

Использование данной программы в обучении и изучении иностранного языка имеет очевидные преимущества как для преподавателя, так и для студентов. К основным преимуществам, отличающим его от других, мы относим следующие:

• простота в использовании - использование приложения не вызывает никаких значимых трудностей у обучающихся. Для входа в сервис обучаемому необходимо пройти по оправленной ссылке на модуль / курс, либо они сами могут найти их по имени преподавателя;

• универсальность - платформа способна формировать печатные словари и карточки разного формата, адаптированные по содержанию и сложности для групп или студентов разного уровня, что играет важную роль при осуществлении индивидуального подхода в изучении английского языка;

• экономия времени - во время составления модуля приложение само предлагает перевод слова и фотокарточки, что значительно сокращает время подготовки учебного материала. Однажды созданные учебные модули могут изменяться и дополняться, а также использоваться неограниченным количеством обучающихся. Это позволяет преподавателю тратить намного меньше времени ля подготовки к учебным занятиям, приложением можно пользоваться во время урока, заполнять модуль вместе со студентами, организовывать групповую работу;

• разнообразие режимов работы - большое количество различных форм работы, возможность многократного использования набора карточек в разных группах, возможность копирования готовых учебных материалов способствует лучшему запоминанию и усвоению лексического материала. У студентов всегда есть возможность повторить и просмотреть нужную лексику в приложении. Игровые и соревновательные моменты повышают мотивацию к изучению языка. С помощью приложения можно отслеживать успеваемость студентов, возможно работать группами online при помощи режима «Live»;

• функция озвучивания - для усвоения медицинской терминологии, по большей степени заимствованной из латинского и греческого языков и, соответственно, не подчиняющейся классическим правилам чтения английского языка, очень важно, что в программе есть функция озвучивания написанного. Эта функция помогает правильно заучивать фонетический облик слова и тренировать навыки произношения. Эффективность применения этой технологии для тренировки лексики высока, так как одни и те же лексические единицы многократно повторяются и озвучиваются в различных упражнениях.

Несмотря на все плюсы, приложение «Quizlet» также имеет некоторые недостатки. Например, оно не предусматривает употребление слова в контексте, что является важным аспектом работы с лексикой. Для разрешения проблемы можно в определении слова давать не только прямой перевод, но и примеры его использования. Среди недостатков необходимо отметить и то, что система распознает только ответы, полностью соответствующие заданным.

На кафедре иностранных языков ФГБОУ ВО «Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера» все ведущие преподаватели активно используют данную платформу в процессе обучения не только студентов, но и научно-педагогических сотрудников университета. За последние годы нами было разработано 2 учебных пособия для обучения профессионально-ориентированной медицинской лексике по программным темам «Анатомия человеческого организма» (Anatomy of the Human Body) и «На приеме у врача» (Managing a Patient). Учебные пособия предусматривают изучение, систематизацию и активизацию терминологической и общенаучной лексики медицинского английского. Основная цель - формирование тематического словарного запаса в пределах определенной медицинской темы, развитие умений говорения на английском языке. В каждой теме представлен лексический минимум (порядка 50 новых слов и словосочетаний), включающий наиболее употребительную медицинскую терминологию, лексические упражнения на ее тренировку и закрепление, а также коммуникативное задание, предполагающее использование изученной лексики в речи. Материалом для подготовки пособия послужили аутентичные учебники и словари по медицине. Учебные пособия используются как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе студентов, изучающих английский язык для специальных медицинских целей. Для каждого из пособий впоследствии были разработаны интерактивные модули на платформе «Quizlet».

С целью определения эффективности данного приложения в процессе обучения иностранному языку в медицинском вузе было проведено онлайн анкетирование студентов ФГБОУ ВО «ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера». В анкетировании приняли участие 119 студентов первого курса, изучающих дисциплину «Иностранный язык» (английский). Опрос проводился на платформе Google Forms (https://docs.google.eom/forms/d/lrDtmim6r_UcFaGV hwcrYVSgnw7M9vv6alVYphIki8g/edit), анализ ответов респондентов показал следующие результаты.

Большая часть студентов (86,6%) используют программное приложение «Quizlet» для изучения английского языка. Более половины респондентов (58,8%) отмечают, что начали использовать его только в университете по совету преподавателя иностранного языка. 76,5% студентов пользуются данным приложением для подготовки к занятиям по английскому в университете, на самих занятиях (45,4%), для выполнения домашнего задания (30,3%), а также для самостоятельного изучения английского языка (23,5%) несколько раз в неделю (26,1%), 1 раз в неделю (19,3%), 1 раз в

месяц (37%). Около половины опрошенных (48,7%) пользуются в данном приложении только готовыми модулями, в то время как 40,3% студентов когда-либо создавали собственные модули в данном приложении по различным предметам.

Ранжирование режимов работы показало, что 91,6% опрошенных чаще всего используют карточки, 51,3% -заучивание, 36,1% - тест, 14,3% - правописание, 11,8% - письмо. К наиболее эффективным режимам работы студенты относят карточки (87,4%), заучивание (47,9%), тест (27,7%), письмо (10,9%), правописание (14,3%).

К наиболее значимым преимуществам данного приложения студенты относят: простоту и удобство в использовании (74,8%), возможность многократного использования (71,4%), возможность создания собственного словаря / модуля (62,2%), большое количество различных форм работы (54,6%), экономию времени (49,6%), функцию озвучивания (47,9%), функцию перевода (47,9%), интерактивную форму (42,9%), игровые и соревновательные моменты (34,5%), возможность копирования готовых учебных материалов (28,6%).

Среди основных недостатков отмечаются следующие: невозможность использования данного приложения для изучения других аспектов языка (грамматики, аудирования, чтения и т.д.) (55,5%), ограниченность содержания модулей определенной тематикой (24,4%), невозможность употребления слов в контексте (28,6%), автоматическое распознавание ответов, полностью соответствующих заданным (31,9%).

Результаты проведенного исследования показывают, что использование данного приложения значительно облегчило процесс изучения иностранного языка (намного - 41,2%, немного - 40,3%, затрудняюсь ответить - 15,1%). Более половины респондентов (57,2%) отмечают, что их мотивация изучать английский язык при использовании данного приложения повысилась и они (58,8%) планируют использовать данную платформу в будущем.

Выводы. Таким образом, на наш взгляд программа-приложение «Quizlet» значительно облегчает изучение иностранного языка, позволяя студентам в короткие сроки запомнить и отработать нужный объем лексики, подстраиваясь под разные стили обучения, мышления и восприятия. Высокий результат обеспечивается тем, что представление каждого отдельного термина реализовывается во всех возможных формах: произнесение, написание, графическое изображение, перевод. Это приводит к увеличению объема знаний студентов, поддерживает мотивацию обучающихся, повышает эффективность процесса обучения и значительно сохраняет время преподавателя. Данное приложение зарекомендовало себя как эффективный сервис для изучения иностранного языка (ИЯ), в частности для пополнения профессионально ориентированного словаря будущих специалистов.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 53 с.

2. Бхандари, Р. Возможности приложения Quizlet при обучении лексике на уроках английского языка / Р. Бхандари // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации: материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (4 марта 2021 года) / под. общ. ред. Т.И. Зиновьева. - М.: Известия ИППО, 2021. - 331 с.

3. Валеева, Э.Э. Обучение профессиональной терминологии на занятиях по английскому языку / Э.Э. Валеева // Современные проблемы науки и образования. -2021. -№ 1. -URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=30445 (дата обращения: 16.05.2023)

4. Жегало, Т.И. Обучающая платформа Quizlet в преподавании профессионального иностранного языка / Т.И. Жегало // Сахаровские чтения 2018 года: Экологические проблемы XXI века. - Минск, 2018. - С. 137-138

5. Иванова, О.В. Использование сервиса Quizlet как средства формирования лексической компетенции студентов бакалавров, будущих учителей иностранного языка / О.В. Иванова // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе: сборник статей V Всероссийской (с международным участием) конференции. - Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т., 2016. - С. 292-297

6. Иванова, О.В. Использование интерактивных средств обучения в процессе развития языковой компетенции на уроке английского языка в школе / О.В. Иванова, Ю.И. Ахметшина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота.-2017. - № 8(74):в 2-х ч. - Ч. 1.-С. 178-181

7. Курбакова, М.А. Использование приложения Quizlet в обучении техническому английскому / М.А. Курбакова, A.A. Колесникова // Педагогическое образование в России. - 2019,- №8. - С. 103.

8. Лопатина, М.В. Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе / М.В. Лопатина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2019. - № 3(31).- С. 4-7

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук Маннанова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА LEARNING BREAKTHROUGH (BALAMETRICS) В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье представлен теоретический обзор научной литературы по изучению возможностей применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе детьми дошкольного возраста. Автором рассмотрены вопросы подбора упражнений, доступных данной категории детей, а также оценка эффективности включения данных упражнений в занятия. Подробно рассматриваются структура дефекта у старших дошкольников с ОНР III уровня, роль межполушарного взаимодействия в психофизиологическом развитии ребёнка, а также принципы применения балансировочного комплекса Learning Breakthrough (Balametrics) в коррекционно-логопедической работе с детьми. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что коммуникация полушарий выступает в качестве определенного инструмента. Именно она позволяет осуществить синтез обоих полушарий в комплексную, полноценно работающую структуру, на развитие которой оказывают влияние генетика и внешняя среда. Стимуляции мозжечка свойственно повышать уровень эффективности иных упражнений по коррекции психологического, логопедического либо дефектологического типа. При использовании балансировочного комплекса по программе одновременно стимулируется мозжечок и осуществляет проведение сенсорной интеграции, учитывая при этом ключевые принципы нейропсихологической деятельности для детей. Стимуляция мозжечка позволяет осуществлять как психологическую терапию, так и коррекцию. Стабильное и строгое повторение занятий программы «Balametrics» даст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.