Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РИТМ / ДВИЖЕНИЕ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЛОГОПЕДИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перекрестова Екатерина Владимировна, Шеремет Татьяна Александровна

В настоящее время количество детей с нарушением речи увеличивается. Причины этого явления многочисленны. Современная жизнь с ее быстрым ритмом, обилием информации, загруженностью житейскими проблемам и проблемами родителей на работе являются провоцирующими факторами в развитии различных нарушений у детей в процессе роста и развития. Эта тенденция современного периода является общепедагогической проблемой, решаемой в первую очередь, коррекционной педагогикой, с помощью различных специалистов, но в первую очередь - логопедов и педагоов-психологов. Из-за проблем развития речи возникают многочисленные проблемы запоминания, восприятия, понимания, представление, а как результат, - развитие различных комплексов в развитии ребенка. Нарушение ритмов развития имеет следствием проблемы развития психических процессов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, в будущем хорошо и быстро воспринимать обучение в образовательном учреждении. В процессе игр, упражнений активизируются оба полушария головного мозга, и возникает устойчивая ритмичная связь между ними. В данной статье раскрывается эффективность логопедической ритмики и кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения. Коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма через базовые многоуровневые приемы работы логопеда, а педагог-психолог, работая с детьми, настраивает их на плодотворную работу. Эффективность предложенных методов подтверждается результатами многолетней успешной деятельности специалистами муниципального ресурсного центра «Детство». Статья описывает упражнения, используемые для коррекции речевого развития детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY RHYTHMS AND KINESIOLOGICAL EXERCISES AS THE FACTORS OF CORRECTION OF SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Currently, the number of children with speech disorders is increasing. The reasons for this phenomenon are numerous. Modern life with its fast pace, abundance of information, workload of everyday problems and problems of parents at work are provoking factors in the development of various disorders in children in the process of growth and development. This trend of the modern period is a General pedagogical problem that is solved primarily by correctional pedagogy, with the help of various specialists, but first of all - speech therapists and educational psychologists. Due to the problems of speech development, there are numerous problems of memorization, perception, understanding, representation, and as a result, the development of various complexes in the child's development. Violation of the rhythms of development is a consequence of problems in the development of mental processes. A sense of rhythm helps you learn poems faster and easier, understand musical works, and perceive learning in an educational institution well and quickly in the future. During games and exercises, both hemispheres of the brain are activated, and there is a stable rhythmic connection between them. This article reveals the effectiveness of speech therapy rhythms and kinesiological exercises in the correctional work of a speech therapist and teacher-psychologist with preschool children who have speech disorders. Correction is based on automation and rhythmization of the body through basic multi-level techniques of speech therapy, and the teacher-psychologist, working with children, sets them up for fruitful work. The effectiveness of the proposed methods is confirmed by the results of many years of successful work by specialists of the municipal resource center "Detstvo". The article describes the exercises used to correct the speech development of preschool children.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Перекрестова Екатерина Владимировна, учитель-логопед

edelv1414@yandex.ru Шеремет Татьяна Александровна, педагог-психолог sheremet.tatyana2011@yandex.ru Муниципальное казенное учреждение Ресурсный центр «Детство»

г. Краснодар, Россия

В настоящее время количество детей с нарушением речи увеличивается. Причины этого явления многочисленны. Современная жизнь с ее быстрым ритмом, обилием информации, загруженностью житейскими проблемам и проблемами родителей на работе являются провоцирующими факторами в развитии различных нарушений у детей в процессе роста и развития. Эта тенденция современного периода является общепедагогической проблемой, решаемой в первую очередь, коррекционной педагогикой, с помощью различных специалистов, но в первую очередь - логопедов и педагоов-психологов. Из-за проблем развития речи возникают многочисленные проблемы запоминания, восприятия, понимания, представление, а как результат, - развитие различных комплексов в развитии ребенка. Нарушение ритмов развития имеет следствием проблемы развития психических процессов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, в будущем хорошо и быстро воспринимать обучение в образовательном учреждении. В процессе игр, упражнений активизируются оба полушария головного мозга, и возникает устойчивая ритмичная связь между ними.

В данной статье раскрывается эффективность логопедической ритмики и кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения. Коррекция строится на автоматизации и ритмиро-вании организма через базовые многоуровневые приемы работы логопеда, а педагог-психолог, работая с детьми, настраивает их на плодотворную работу. Эффективность предложенных методов подтверждается результатами многолетней успешной деятельности специалистами муниципального ресурсного центра «Детство». Статья описывает упражнения, используемые для коррекции речевого развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, кинезиологические упражнения, ритм, движение, межполушарные взаимодействия, логопедия, психология, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Введение

С каждым годом растет количество детей, имеющих те или иные нарушения в речевом развитии. В процессе работы в Ресурсном центре «Детство» учителем-логопедом и педагогом-психологом в 2019-2020 учебном году было обследовано 72 ребенка (37,5 % дети младшего школьного возраста имеют нарушение в виде дисграфии; 62,5 % дети дошкольного возраста, имеющие тяжелые нарушения речи). Из них: дети с задержкой психического развития 2,5 %, общее недоразвитие 1-11 уровня 50,5%, недоразвитие средств языка 7,3 %, заикание 1%, фонетическое недоразвитие 1,2%. Все дети имеют статус ограниченные возможности здоровья, многие имеют инвалидность. Причины данных нарушений многообразны. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком средствами массовой информации, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

Недостатки в речевом развитии могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Нарушение ритмов организма непременно приводит к проблемам психического здоровья человека.

Цель работы: ознакомить широкий круг педагогов с эффективными методами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и педагога-психолога.

Методика исследований:

Для решения поставленных задач в работе был использован следующий комплекс методов: теоретических, анализ логопедической литературы, сравнение и систематизация теоретических данных; и эмпирических: наблюдение, и беседа, обобщение педагогического опыта.

Представляется, что логопедическая ритмика и конезиологические упражнения - это универсальные способы развития для детей дошкольного возраста. Почему логопедическая ритмика и кинезиологические упражнения в совокупности представляются эффективным способом развития детей дошкольного возраста?

Одной из совершенных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненные законам вечного ритма»1. Он применял эту способность человека, развивая его музыкальные способности, используя эту методику для детей. Однако, лого-ритмическая гимнастика нашла самое широкое применение в практике ло-

1 Вашкевич Н.Л. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tmu.tverlib.ru/sites/default/files/doc.pdf . (дата обращения 01.12.2020).

гопедов. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма через базовые многоуровневые приемы.

Логоритмика является наиболее эмоциональным видом педагогической коррекции, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроиз-ношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, улучшается память, внимание, мышление. Развитие чувства ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на формирование и развитие речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, хорошо танцевать, петь, воспроизводить услышанное. Сочетание нейропсихологической реабилитации и логопедической ритмики позволяет более эффективно корректировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста. При этом важно не только исправить имеющиеся проблемы ребенка, но также и осуществить подготовку к будущему обучению в школе.

Логопедическая ритмика является частью лечебной реабилитационной ритмической гимнастики, основывается на использовании сочетания слов с музыкой и различными движениями. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией»2.

Логопедическая ритмика помогает восстановлению коммуникации детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она заставляет детей улавливать движения других, правильно их воспринимать, оценивать их с точки зрения музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только действовать вместе, но и сопереживать друг другу во время движения, участвуя в коллективном действии. Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова дает импульс развития детскому творчеству, и, конечно, приносит положительные результаты. Ребёнок лучше понимает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любимом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества найдет поддержку у ровесников и взрослых людей.

Логоритмика - полезное занятие для всех людей, но, особенно, для детей, имеющих следующие проблемы:

- заикание (логоневроз);

- недоразвитие мелкой моторики и координации движения;

- дизартрию;

- задержку речи («неговорящие» дети).

Логопедическая ритмика включает в себя:

2 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М. :ВЛАДОС, 1985. - С. 11.

- упражнения на пространственное ориентирование (различные виды ходьбы);

- упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;

- упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, случшение артикуляции;

- упражнения, активизирующие внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения (физкультминутки);

- ритмичные упражнения (отстукивание, выхлопывание ритма);

- пение, распевание;

- ритмико-гимнастические упражнения (направленные на согласованность и координацию движений рук, ног, корпуса, головы);

- упражнения с детскими музыкальными инструментами (бубен, погремушки, барабаны и др.);

- подвижные игры под музыку;

- обучение детей различным танцам и народным пляскам;

- упражнения, направленные на релаксацию.

Более подробно данные упражнения рассмотрены автором в статье «Логопедическая ритмика, как метод коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ» .

Благодаря сочетанию музыки с движением и речью у детей дошкольного возраста лучше формируются межполушарные взаимодействия. От развития межполушарного взаимодействия зависит обучаемость детей в дальнейшем процессе развития, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенок осваивает чтение, письмо, достигает успехов в спорте, и строит отношения с другими людьми. Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, развитие происходит постепенно в несколько этапов. Но особое значение ученые придают периоду от 3 до 8 лет, именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа - зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков.

Развитие межполушарных связей основывается на упражнениях, играх, в ходе которых могут быть задействованы оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, самомассаж, конечно же, логоритмические упражнения. Важно, чтобы занятия проходили в форме игры, формы занятия, знакомого детям с самого рождения. Дидактическая игра - это и развлечение, и усвоение знаний. В логопедических играх совершенствуются навыки общения с детьми

3

Перекрестова Е.В. Логопедическая ритмика как метод коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике: сборник статей международной научно-практической конференции (15 марта 2019 г.) - М.: НИЦ Аэтерна, 2019. - С.84-87.

и, в лице учителя-логопеда, с другими взрослыми людьми. Именно это причина, по которой педагоги-психологи рекомендуют использовать в практике логопеда именно дидактические игры. В процессе игры внутреннее поле личности ребенка расширяется, становится более гармоничным, углубляются процессы восприятия и познания. Игра в данном случае выполняет двоякую функцию - функцию обучения и также функцию развлечения, первая функция игры является основной целью взрослых, вторая -это основная задача ребенка, при совмещении этих функций достигается значительный прогресс в преодолении проблем развития. Следует отметить также, что в процессе игры необходимо сочетать коллективное и индивидуальное решение проблем, то есть в общем коллективном начале игры важно отслеживать прогресс каждого отдельного ребенка.

В ресурсном центре «Детство» была сформирована одна группа детей из десяти человек. Все эти дети прошли комплексное психолого-педагогическое обследование. Дели имели тяжелые нарушения речи. В группе проводились занятия в игровой форме под руководством падагога-психолога и учителя логопеда. Программа занятий была рассчитана на один год при условии их проведения три раза в неделю. В календарно-тематическое планирование включены комплексные занятия - праздники в соответствии с лексическими темами.

Программа включает два блока. Первый блок - работа учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы. Второй блок - работа педагога-психолога по коррекции познавательных процессов ребенка, совершенстваванию мелкой моторики, профилактика развития имеющихся нарушений развития детей дошкольного возраста.

Диагностическое развитие проводится три раза в год, путем педагогического наблюдения.

Вывод:

Занятия логоритмикой с логопедом и консультирование педагога-психолога, с применением развивающих игровых методик, последовательно влияют на формирующие навыки детей, повышая и улучшая их эмоциональный и социальный интеллект. Занятия логоритмикой развивают логические способности, учат понимать изменяющиеся значения реакций собеседника, повышают коммуникативные навыки, и в целом, повышают интеллектуальный уровень детей. Дидактические игры выполняют важную роль в жизни детей, исправляя и корректируя нарушения речи, они повышают готовность детей к обучению, делают их коммуникабельными, настраивают на усвоение знаний, готовность к сотрудничеству, повышают уровень эмпатии, то есть они способны соотнести свое состояние с уровнем состояния другого человека, как взрослого, так и ребенка, делают их восприимчивыми к слову учителя.

Пример логоритмических и кинезиологических упражнений в форме игр:

Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ СЛОГИ»:

Ла-ла-ла... (Три раза хлопают в ладоши).

Мила пол мела. (Имитируют подметание пола).

Лу-лу-лу . (Хлопают три раза в ладоши).

Слава взял пилу. (Имитируют движения пильщика).

Ул-ул-ул... (Хлопают три раза в ладоши).

Михаил уснул. (Кладут руки под щеку).

Ща-ща-ща... (Хлопают три раза в ладоши).

Наварили мы борща. (Имитируют приготовление пищи).

Щи-щи-щи. (Хлопают три раза в ладоши).

Щиплем щавель мы на щи. (Имитируют движения руками, как при нарывании зелени).

Упражнение «Новый год»:

Наступает Новый год! (хлопают в ладоши).

Дети водят хоровод (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь вывернуты наружу).

Висят на елке шарики (поочередно соединяют пальцы на двух руках, образуя шар).

Светятся фонарики (руками изображают фонарики).

Вот сверкают льдинки (сжимают и разжимают кулаки по очереди).

Кружатся снежинки (легко и плавно двигают кистями).

В гости дед Мороз идет (пальцы шагают по коленям).

Всем подарки он несет (трут друг об друга ладони).

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцам загибать (хлопают по коленям: одна рука - ладонью, другие - кулаком, а затем поменять).

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по очереди массажируют каждый палец). Упражнение «Зима»: Пришла зима (трут ладошки друг о друга). Принесла мороз (пальцами массажируют плечи, предплечья). Пришла зима (трут ладошки друг о друга). Замерзает нос (ладошкой массажируют кончик носа). Снег (делают плавные движения ладонями). Сугробы (кулаками стучат по коленям). Гололед (разнонаправлено двигают ладонями по коленям). Все на улицу - вперед! (одна рука на колени ладонью вверх, вторая рука согнута в локте, кулак меняют руки).

Теплые штаны наденем (ладонями проводят по ногам). Шапку, шубу, валенки (ладонями проводят по голове, рукам, топают ногами).

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони).

И завяжем шарфики (ладони прикладывают друг на друга к основанию шеи).

Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям).

Декабрь, январь, февраль (кулак, ребро, ладонь).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»:

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь: ребро на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак-ребро-ладонь).

Выводы: применение логопедической ритмики и кинезиологических упражнений на занятиях у учителей-логопедов и педагогов-психологов в работе с детьми дошкольного возраста способствуют:

-улучшению развития речи. (В соответствии с тяжестью речевого нарушения, детям имеющим общее недоразвитие речи I-II уровня или имеющим недоразвитие средств языка, заикание, потребуется более длительное посещение занятий).

- формированию правильного речевого и физиологического дыхания, облегчению функционирования организма;

- умению выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ, соответственно приобретаются актерские способности;

- ориентировке в пространстве, выработке чувства времени;

- умению координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; понимать значение движения;

- улучшению слуха, зрения, координации, внимания, памяти.

Дети, воспринимающие ритм прекрасно двигаются, им открывается мир, полный гармонии и красоты. Многие потом увлекаются танцами, музыкой, актерским мастерством. Это влияет на их раскрепощенность, делает их непосредственными и живыми, участливыми и открытыми. Многие перестают стесняться, и пороки развития, связанные с нажитыми комплексами могут вообще исчезнуть. Главное - чтобы взрослые, которые находятся рядом с ребенком, были профессионалы, увлеченные своим делом, тонко чувствующие душу ребенка и помогающие ему в стремлении преодоления своего недостатка.

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие/ под. ред. Л.С. Цветковой. - 3 -е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд- во НПО «МОДЭК», 2010-320 с.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 40 с.

3. Вашкевич Н.Л. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tmu.tverlib.ru/sites/default/files/doc.pdf . (дата обращения 01.12.2020).

4. ВизельТ.Г. Ребенок и его развитие. - М.: В. Секачев, 2016. - 140 с.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.:ВЛАДОС., 1985. - 272 с.

6. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студентов высших. учеб. заведений - М.: ИЦ«Академия», 2009 - 272 с.

7.Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Глозман Ж.М. СоболеваА.Е., Потанина А.Ю. - СПб.: Питер, 2008-80 с.

8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

9. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1. Пособия для детей с ограниченными возможностями. М.: Изд-во Айрис-Пресс,2015 -416 с.

10. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста: в 2-х книгах. - М. :ВЛАДОС, 2001. - 464 с.

11. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - М.: Издательство ТЦ Сфера, 2013. - 64

с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Микадзэ Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2013 - 288 с.

13. Москвин В.А., Москвина Н.В. Основы дифференциальной нейропедагогики: учеб.-метод. пособие - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003 - 152 с.

14. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: учеб.- метод. пособие/ под ред. А. В. Семенович. - М.: Дрофа, 2014 - 240 с.

15. Нищева Н. В. Разноцветные сказки: учебно-методическое пособие -конспект -СПб.: Детство-пресс,1999. - 48 с.

16. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная, пальчиковая гимнастика, подвижные игры. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 48с.

17. Перекрестова Е.В. Логопедическая ритмика как метод коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ» // Методы и механизмы реализации компе-тентностного подхода в психологии и педагогике: сборник статей международной научно-практической конференции (15 марта 2019 г.) - М.: НИЦ Аэтерна, 2019. - С.84-87.

18. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. - М.: Генезис, 2012 - 474с.

19. Судакова Е. А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 56 с.

20. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М.: ИЦ «Академия», 2005 - 192с.

Perekrestova Ekaterina Vladimirovna, teacher-speech therapist edelv1414@yandex.ru

Sheremet Tatyana Aleksandrovna, teacher-psychologist sheremet.tatyana2011@yandex.ru

Municipal state institution resource center "Detstvo", Krasnodar, Russia SPEECH THERAPY RHYTHMS AND KINESIOLOGICAL EXERCISES AS THE FACTORS OF CORRECTION OF SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Currently, the number of children with speech disorders is increasing. The reasons for this phenomenon are numerous. Modern life with its fast pace, abundance of information, workload of everyday problems and problems of parents at work are provoking factors in the development of various disorders in children in the process of growth and development. This trend of the modern period is a General pedagogical problem that is solved primarily by correctional pedagogy, with the help of various specialists, but first of all - speech therapists and educational psychologists. Due to the problems of speech development, there are numerous

problems of memorization, perception, understanding, representation, and as a result, the development of various complexes in the child's development. Violation of the rhythms of development is a consequence of problems in the development of mental processes. A sense of rhythm helps you learn poems faster and easier, understand musical works, and perceive learning in an educational institution well and quickly in the future. During games and exercises, both hemispheres of the brain are activated, and there is a stable rhythmic connection between them.

This article reveals the effectiveness of speech therapy rhythms and kinesiological exercises in the correctional work of a speech therapist and teacher-psychologist with preschool children who have speech disorders. Correction is based on automation and rhythmization of the body through basic multi-level techniques of speech therapy, and the teacher-psychologist, working with children, sets them up for fruitful work. The effectiveness of the proposed methods is confirmed by the results of many years of successful work by specialists of the municipal resource center "Detstvo". The article describes the exercises used to correct the speech development of preschool children.

Keywords: speech therapy rhythm, kinesiological exercises, rhythm, movement, interhemispheric interactions, speech therapy, psychology, children with disabilities.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ Петрова Татьяна Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: tatiana_petrova@mail.ru) Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

имени С.М. Кирова, Россия

В данной статье поднята проблема обеспечения безопасности на отраслевом предприятии и формирования профессиональных компетенций специалистов данной области. В частности, приведен пример использования современных информационных технологий, содействующих укреплению конкурентных позиций предприятия. На примере ИСУПБ рассмотрены вопросы обучения специалистов эффективному управлению процессами охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, обеспечения бесперебойной и качественной работы.

Ключевые слова: компетенции, информационные технологии на предприятии, система управления безопасностью, безопасность на предприятии, цифровизация образования.

В последние десятилетия во всех отраслях экономики остро стоит задача применения комплексного подхода в обеспечении безопасности на предприятии. Это выражается в создании системы взаимосвязанных модулей управления бизнесом, направленных на решение следующих проблем:

- неэффективная трата времени специалистов на ручную обработку данных и подготовку необходимых отчетов;

- сложности с контролем состояния охраны труда и производственной безопасности на предприятии, при численности сотрудников более 500 человек;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.