УДК 37.042
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Г. А. Поваляева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201» ОАО «РЖД»
В статье раскрывается необходимость проведения с детьми, имеющими нарушения речи, комплексной оздоровительно-коррекционной работы, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику. Эта работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей с нарушением речи в целом. Ухудшение речи детей дошкольного возраста, а также снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Т. А. Ткаченко, Ю. В. Филлипова, Л. М. Шипицына и др.) определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, артикуляционный аппарат, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж, кинезиологические упражнения, логоритмика.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни. Проблемы здоровья ребёнка, его адаптация и социализация в окружающей экологической и социальной среде, диагностика и коррекция здоровья детей и многие другие вопросы становятся предметами обсуждения многих научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др. (см., например: [1; 2; 3; 4 и др.]).
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья определяется не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. В особый пункт в указанном международном документе, как фактор первостепенной важности, выделено здоровое развитие ребёнка.
Принято рассматривать несколько основных видов и понятий здоровья: общее здоровье, общественное здоровье, психическое здоровье и здоровый образ жизни (Устав ВОЗ 1946; Дубровин 2005; Творогова 2007 и др.). Общее здоровье характеризуется как состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения ролей и задач, которые соответствуют его социальному статусу и при котором тело функционирует без помех при максимально допустимых нагрузках. Общественное здоровье (Public Health as a Resource) - это здоровье населения, оцениваемое по совокупности медико-демографических параметров на групповом и популяционном уровнях. Психическое здоровье (Mental Health) подразумевает состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование организма в трудных ситуациях. Под здоровым образом жизни принято понимать поведение, укрепляющее или поддерживающее здоровье с объективной и субъективной точки зрения. Таким образом, здоровьесбережение - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения [1].
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В коррекционной работе используют как традиционные, так и нетрадиционные методы. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Комплекс логопедической помощи, оказываемой учителями-логопедами, на основе её сочетания со здоровьесберегающими технологиями, не требующими особых усилий, позволяет оптимизировать процесс коррекции речи детей, одновременно способствуя оздоровлению всего организма ребёнка.
Только комплексное воздействие на ребёнка может дать положительную динамику речевого развития. Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов, представлений об окружающем мире.
В практике работы с детьми нами целенаправленно применяются различные здоровьесберегающие технологии. Как показывает педагогический опыт встречаются различные описания системы применения подобных технологий. В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыха-
ния (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Также на логопедических занятиях по развитию диафрагмального дыхания нами используется программа Комфорт ЛОГО «Здоровье», режим «Лого». Этот тип занятия предназначен для работы с заикающимися детьми и детьми, имеющими нарушенное дыхание, детьми-ринолаликами, детьми с лёгкой степенью выраженности дизартрии [4].
Одной из форм оздоровительной работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение данной гимнастики помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению нужных звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно: следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать у конкретного ребёнка. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляции, отработки определённых положений губ и языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс подготавливает определённые движения и положения губ и языка, формирует необходимую воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука [5].
С. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее [цит. по: 6]. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, они благотворно влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. С этой целью на занятиях используются игры и упражнения на развитие движений пальцев рук. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Большие возможности в здоровьесбережении детей представляет логопедический массаж. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, имеющих речевые нарушения. В целом логопедический массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. При систематическом проведении логопедического массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи [7]. Наряду с логопедическим массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребёнка самомассажу. Самомассаж - это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала нужно продемонстририровть самомассаж ребёнку перед зеркалом, затем потренироваться с ним, опираясь только на ощущения. Приведём примеры упражнений, направленных на самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам; «Клювик» -движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
В оздоровительно-коррекционной работе с детьми успешно используется кинезиология - методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, то есть путём физической активности. Кинезиологические упражнения повышают устойчивость к стрессам, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. Такие упражнения, как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Замок» и другие, помогают корректировать отклонения в развитии речи детей [3; 4; 8].
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Следующий метод, который используется нами в коррекционной работе, это Су-Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекцион-ных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной
массаж пальцев. С помощью шаров-«ежиков» с колечками дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, в результате развивается мелкая моторика пальцев рук, способствуя тем самым развитию речи [4].
Для организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса с детьми используется игровая гимнастика (логоритмика) для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти. В работе используется хорошо зарекомендовавшая себя методика логоритмических упражнений Е. А. Алябьевой без музыкального сопровождения. Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом.
С успехом применяется метод биоэнергопластики - содружественное взаимодействие руки и языка. По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти [4]. Выявлено, что систематическое применение данной технологии в работе с детьми значительно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный приём в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы также тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой занятия. Важно не то, что именно будет делать ребёнок, а то, как он это сделает.
Таким образом, практика показывает, что применение здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка, имеющего речевые нарушения.
Библиографический список
1. Золотухина, И. П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения / И. П. Золотухина // Совет ректоров. - 2013. - № 6. - С. 73-76.
2. Золотухина, И. П. От классификации к структуре населения Хакасии в этническом измерении / И. П. Золотухина // Этнический и духовный потенциал культуры родного края. - Абакан: Изд-во ГОУ ДПО ХРИПКиПРО «РОСА», 2010. - С. 78-85.
3. Журавлёва, С. Н. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике детского сада / С. Н. Журавлёв // Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях: мат-лы VIII Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 года, г. Томск / под ред. А. В. Ящук, Т. И. Соврасовой, С. А. Коротковой. - Томск: ЦНТИ, 2015. - 304 с.
4. Поваляева, Г. А. Использование технологии речедвигательной ритмики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения / Г. А. Поваляева, С. Ю. Замотаева // Развитие социально устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования в Республике Хакасия: сб. мат-лов Межрегиональных научно-практических конференций. В 2-х ч. Ч. II / под общей ред. М. Я. Добря, О. Ф. Горбуновой. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 316 с.
5. Пятница, Т. В. Справочник дошкольного логопеда / Т. В. Пятница. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 479 с.
6. Железнова, С. Организационно-педагогическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в специализированной группе / С. Железнова. - URL: http://www.myshared.ru/slide/725720/ (дата обращения: 23.10.2015).
7. Коломиец, Н. А. Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск / Н. А. Коломиец. -URL: http://www.myshared.ru/slide/492567/ (дата обращения: 23.10.2015).
8. Акифьева, Т. В. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике / Т. В. Акифьева, С. Г. Бельская, В. Ю. Давыдова. - URL: http://festival.1september.ru/articles/612835/ (дата обращения: 23.10.2015).
© Поваляева Г. А., 2015