Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-музыканты / дистанционная форма обучения / новые технологии / смешанное обучение / музыкальные дисциплины / music students / distance learning / new technologies / blended learning / musical disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафисет Адалгериевна Воитлева, Раиса Ивановна Лозовская

Для успешного решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед российскими вузами, необходимо реформирование образования, использование в учебном процессе технологий обучения, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Одна из тенденций современного высшего образования в России заключается во внедрении в учебный процесс в вузах дистанционной формы обучения. Это вызвано объективными причинами, пандемией COVID-19, стремлением использовать новые технологии для повышения эффективности образовательного процесса, возможности цифровой трансформации образования. Но следует отметить, что в настоящее время в среде педагогов нет единого мнения об эффективности и перспективах применения дистанционного обучения в высшей школе. Кроме того, высказываются разные точки зрения относительно целесообразности применения дистанционного формата обучения студентов-музыкантов вузов (в вузах). Актуальность и дискуссионность обозначенной проблемы определили выбор темы исследования, его цель и задачи. Авторами поставлена цель, заключающаяся в проведении анализа возможностей применения дистанционного обучения студентов-музыкантов вузов. При этом в ходе исследования авторами учитывалась специфика преподавания музыкальных дисциплин, которая состоит в том, что для изучения некоторых из них необходимо проведение индивидуальных занятий, требующих работы педагога непосредственно с каждым студентом. Авторы статьи исходили из того, что конечной целью подготовки педагогов-музыкантов в вузах является повышение их профессиональной подготовки, максимальное раскрытие творческого потенциала студентов, их личностное развитие. В результате проведенного исследования с учетом специфики преподавания музыкальных дисциплин авторами сделан вывод о том, что такая форма обучения, как дистанционное обучение, не позволяет в полной мере решать задачи, которые стоят в области музыкально-педагогического образования. По мнению авторов, необходима дальнейшая работа по поиску новых форм обучения, позволяющих применять в учебном процессе как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нафисет Адалгериевна Воитлева, Раиса Ивановна Лозовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN TEACHING MUSICAL DISCIPLINES

For the successful solution of educational tasks facing Russian universities, it is necessary to reform education, the use of educational technologies in the educational process that correspond to the realities of today. One of the trends in modern higher education in Russia is the introduction of distance learning into the educational process in universities. This shift is motivated by various factors such as the COVID-19 pandemic and the desire to harness new technology to enhance educational efficiency and enable digital transformation. However, it should be noted that at present there is no consensus among teachers regarding the effectiveness and prospects of using distance learning in higher education. In addition, different points of view exist regarding the advisability of using a distance learning format for university musicians. The relevance and discussion of the designated problem determined the choice of the research topic, its purpose and tasks. The objective set by the authors was to analyze the potential applications of distance learning for university musicians while considering the specific nature of teaching musical disciplines: some of them need to be conducted as individual classes that require the work of a teacher directly with each student. The authors of the article proceeded from the fact that the ultimate goal of training teachersmusicians in universities is to increase their professional training, maximize the creative potential of students, and personal development. As a result of the study, taking into account the specifics of teaching musical disciplines, the authors concluded that such a form of education as distance learning does not fully solve the problems that are in the field of music and pedagogical education. According to the authors, further work is needed to find new forms of training that allow applying both traditional and non-traditional teaching methods and techniques in the educational process.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК[378.147:004.9]: 78 ББК 74.480:32.973 В 65

DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-53-59

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

(Рецензирована)

Нафисет Адалгериевна ВОИТЛЕВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия nafisetl 1 @yandex.ru, https://orcid. org/0009-0005-7849-5191

Раиса Ивановна ЛОЗОВСКАЯ

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия raisloz@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-5323-3814

Аннотация. Для успешного решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед российскими вузами, необходимо реформирование образования, использование в учебном процессе технологий обучения, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Одна из тенденций современного высшего образования в России заключается во внедрении в учебный процесс в вузах дистанционной формы обучения. Это вызвано объективными причинами, пандемией COVID-19, стремлением использовать новые технологии для повышения эффективности образовательного процесса, возможности цифровой трансформации образования.

Но следует отметить, что в настоящее время в среде педагогов нет единого мнения об эффективности и перспективах применения дистанционного обучения в высшей школе. Кроме того, высказываются разные точки зрения относительно целесообразности применения дистанционного формата обучения студентов-музыкантов вузов (в вузах).

Актуальность и дискуссионность обозначенной проблемы определили выбор темы исследования, его цель и задачи. Авторами поставлена цель, заключающаяся в проведении анализа возможностей применения дистанционного обучения студентов-музыкантов вузов. При этом в ходе исследования авторами учитывалась специфика преподавания музыкальных дисциплин, которая состоит в том, что для изучения некоторых из них необходимо проведение индивидуальных занятий, требующих работы педагога непосредственно с каждым студентом.

Авторы статьи исходили из того, что конечной целью подготовки педагогов-музыкантов в вузах является повышение их профессиональной подготовки, максимальное раскрытие творческого потенциала студентов, их личностное развитие. В результате проведенного исследования с учетом специфики преподавания музыкальных дисциплин авторами сделан вывод о том, что такая форма обучения, как дистанционное обучение, не позволяет в полной мере решать задачи, которые стоят в области музыкально-педагогического образования. По мнению авторов, необходима дальнейшая работа по поиску новых форм обучения, позволяющих применять в учебном процессе как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы обучения.

Ключевые слова: студенты-музыканты, дистанционная форма обучения, новые технологии, смешанное обучение, музыкальные дисциплины.

Для цитирования: Воитлева H.A., Лозовская Р.И. Возможности использования дистанционной формы обучения студентов в преподавании музыкальных дисциплин // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 2(338). С. 53-59. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-53-59.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

POSSIBILITIES OF USING DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN TEACHING MUSICAL DISCIPLINES

Nafiset A. VOITLEVA

Adyghe State University, Maykop, Russia

nafisetl 1 @yandex.ru, https://orcid. org/0009-0005-7849-5191

Raisa I. LOZOVSKAYA

Adyghe State University, Maykop, Russia

raisloz@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-5323-3814

Abstract. For the successful solution of educational tasks facing Russian universities, it is necessary to reform education, the use of educational technologies in the educational process that correspond to the realities of today. One of the trends in modern higher education in Russia is the introduction of distance learning into the educational process in universities. This shift is motivated by various factors such as the COVID-19 pandemic and the desire to harness new technology to enhance educational efficiency and enable digital transformation.

However, it should be noted that at present there is no consensus among teachers regarding the effectiveness and prospects of using distance learning in higher education. In addition, different points of view exist regarding the advisability of using a distance learning format for university musicians. The relevance and discussion of the designated problem determined the choice of the research topic, its purpose and tasks. The objective set by the authors was to analyze the potential applications of distance learning for university musicians while considering the specific nature of teaching musical disciplines: some of them need to be conducted as individual classes that require the work of a teacher directly with each student.

The authors of the article proceeded from the fact that the ultimate goal of training teachers-musicians in universities is to increase their professional training, maximize the creative potential of students, and personal development. As a result of the study, taking into account the specifics of teaching musical disciplines, the authors concluded that such a form of education as distance learning does not fully solve the problems that are in the field of music and pedagogical education. According to the authors, further work is needed to find new forms of training that allow applying both traditional and non-traditional teaching methods and techniques in the educational process.

Keywords: music students, distance learning, new technologies, blended learning, musical disciplines.

For citation: Voitleva N.A. Lozovskaya R.I Possibilities of using distance learning of students in teaching musical disciplines// Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2024. Iss. 2(338). P. 53-59. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-53-59.

Актуальность. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Достижение этой цели требует развития системы высшего профессионального образования в стране, разработки и внедрения в учебный процесс новых, эффективных технологий обучения, соответствующих уровню развития современной науки и практики.

Одна из новых форм обучения —дистанционное обучение, реализуемое с применением совокупности телекоммуникационных технологий. Основная особенность дистанционного обучения состоит в том, что это обучение с помощью технологий, дающих возможность получения образовательных услуг «на расстоянии», т.е. без посещения учебного заведения, при опосредованном взаимодействии педагога и ученика в процессе обучения.

В настоящее время высказываются разные точки зрения относительно целесообразности внедрения в учебный процесс дистанционных технологий обучения, коренным образом меняющих подход к образовательному процессу, т. е. этот вопрос является дискуссионным [1, 2].

Кроме того, требует изучения вопрос возможности применения дистанционного обучения при преподавании тех или иных учебных дисциплин, в частности, в процессе преподавания музыкальных дисциплин, профессиональной подготовки студентов-музыкантов.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность обозначенной проблемы определили выбор темы исследования.

Методы и организация исследования. Цель исследования была достигнута посредством решения следующих задач: изучение психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по рассматриваемой проблеме; анализ опыта профессиональной деятельности авторов во время пандемии СО\/Ю-19, в условиях карантина и самоизоляции; выявление проблем дистанционного обучения музыкальным дисциплинам в вузе.

Решение обозначенных задач осуществлялось с применением следующих методов научного исследования: теоретического анализа психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализа; синтеза; обобщения; педагогического наблюдения; анкетирования студентов, математической обработки результатов анкетирования.

В ходе данного исследования был проведен теоретический анализ педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по проблеме эффективности дистанционного музыкально-образовательного процесса.

Кроме того, авторами статьи проанализирован и обобщен собственный опыт профессиональной деятельности в 2020-2021 учебном году, во время пандемии СО\/Ю-19, в условиях карантина и самоизоляции, когда обучение в Институте искусств АГУ осуществлялось в дистанционном формате.

Результаты исследования. Эффективность образовательного процесса в дистанционном формате является дискуссионной темой в среде педагогов. Одни преподаватели придерживаются мнения, что массовое внедрение информационных технологий позволяет выявлять творческую индивидуальность ученика, стимулирует его самостоятельную работу, другие педагоги являются противниками дистанционного образования, поскольку считают, что ничем нельзя заменить живое присутствие преподавателя, прямой контакт учителя и ученика, который крайне важен в процессе обучения.

Переход учебных заведений в 2020 г. на массовое дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой в мире помог проверить обоснованность этих точек зрения. Выводы авторов — педагогов Института искусств АГУ, сделанные в данной статье, подтверждаются результатами обобщения их дистанционной работы в условиях карантина и самоизоляции.

Специфика обучения студентов-музыкантов заключается в том, что для освоения некоторых учебных дисциплин проводятся индивидуальные занятия. Такая форма проведения занятий дает возможность учесть индивидуальные личностные особенности обучающегося, позволяет развить присущие тому или иному студенту особенности, составляющие его творческую музыкальную индивидуальность. Кроме того, необходимость проведения индивидуальных занятий вызвана спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, требующего непосредственного творческого контакта педагога и каждого студента. К таким видам музыкальной деятельности относятся, в частности, обучение игре на музыкальных инструментах, обучение вокалу, дирижирование. Эффективное освоение этих дисциплин в какой-либо другой форме невозможно, поскольку необходима работа педагога непосредственно с конкретным студентом, с учетом его индивидуальных возможностей и способностей. При этом перечисленные дисциплины являются определяющими в профессиональном становлении студентов-музыкантов.

В музыкальной педагогике музыкальные дисциплины, входящие в любой учебный план, делятся на дисциплины, которые преподаются в индивидуальном режиме, и дисциплины, для изучения которых проводятся групповые занятия. В соответствии

с учебным планом Института искусств АГУ по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Музыка» и «Дополнительное образование в области музыкального искусства по видам», к дисциплинам, которые преподаются в индивидуальном режиме, относятся «Музыкально-инструментальная подготовка», «Концертмейстерский класс», «Ансамбль», «Вокальная подготовка», «Хоровое дирижирование и практика работы с хором» и др., в групповом режиме — «Теория и методика обучения музыке», «История музыки», «Теория музыки», «Гармония», «Сольфеджио», «Хоровой класс», «История музыкального образования», «Хороведение и хоровая аранжировка», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Основы музыкально-просветительской деятельности», «История и теория исполнительского искусства», «Дошкольное музыкальное воспитание», «Композиторские школы Северного Кавказа», «Музыкально-педагогический практикум» и др.

Рассмотрим целесообразность использования дистанционных форм обучения применительно к различным дисциплинам учебного плана.

Применение компьютерных и дистанционных технологий в период карантина и самоизоляции подтвердило то, что для освоения учебных дисциплин, которые преподаются в индивидуальном режиме, требуется живое общение педагога со студентом. Необходимость непосредственного педагогического общения обусловлена содержанием работы педагога-музыканта.

На занятиях по инструментальному, дирижерскому и вокальному исполнительству работа педагога со студентом направлена, в частности, на развитие его музыкального слуха, преодоление психологических зажимов студента, умение управлять своим телом, то есть проводится работа с мышечным аппаратом. Преподаватель отслеживает точность и художественную выразительность интонирования, осуществляет визуальный контроль за работой опорно-двигательного аппарата студента-инструменталиста, используемой им аппликатурой, в освоении дирижерским мастерством — за правильностью жеста, его наполненностью звуком, за мышечными ощущениями, а в вокальном интонировании — за уровнем владения механизмом певческого дыхания и другими особенностями исполнения как в техническом, так и в художественно-образном отношении.

При живом общении педагога-музыканта со студентом в процессе инструментальной, дирижерской подготовки или на занятиях вокалом все зажимы и ошибки студента хорошо видны, педагог всесторонне контролирует исполнительский процесс. Преподаватель может подойти к студенту, наглядно указать на его ошибку, показать то, каким должно быть исполнение.

Дистанционный формат в организации занятий по обучению игре на музыкальном инструменте, дирижированию, вокалу не позволяет в полной мере работать над звуковыми задачами, динамическими оттенками, проверить аппликатуру. На уроках вокала и при обучении игре на музыкальном инструменте преподаватель должен хорошо слышать студента, но микрофоны, встроенные в ноутбуки, существенно искажают звук. Возможны также задержки звукопередачи. Если качество звука значительно снижается, то преподаватель лишается возможности оценить правильность выполнения студентом поставленной перед ним задачи. «Звук, как тонкая субстанция, требует истинной, а не виртуальной, жизни» [3: 50]. Кроме того, могут возникнуть сложности, связанные с качеством объектива на устройстве, воспринимающем изображение, с тем, как размещена видеокамера, которая обычно фиксирует игру студента на музыкальном инструменте, вокальное исполнение или дирижирование с какого-то одного ракурса.

Дистанционные занятия по обучению вокалу создают также определенную сложность в отношении аккомпанемента, связанную с необходимостью одновре-

менного музицирования. Важно также отметить, что разучивание вокальных произведений под заранее записанный аккомпанемент лишает исполнение уникальных особенностей. А проведение уроков вокала без непосредственного участия преподавателя может быть опасно для вокалиста. Без помощи и подсказок опытного педагога, без его контроля студент может серьезно навредить своему голосу.

В дистанционном формате невозможно проведение занятий ансамбля из-за разницы во времени передачи звука, поскольку необходимо совпадение во времени исполнения участников ансамбля. При ансамблевом музицировании студент должен координировать свое исполнение с исполнением других участников и качеством исполнения в целом. Причем этот процесс должен происходить в реальном времени, то есть студент должен слышать то, что играют или поют другие участники, и одновременно играть или петь в том же темпе и характере. Такие же требования к учебному процессу предъявляются и при работе студента в концертмейстерском и хоровом классе.

В профессиональной подготовке музыкантов использование дистанционных образовательных технологий оказывается наиболее оправданным в учебных курсах, подразумевающих групповые занятия. Это касается циклов музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических дисциплин. Степень формализации знаний в преподавании этих дисциплин гораздо выше, чем при освоении дисциплин по инструментальному, дирижерскому и вокальному исполнительству, в их преподавании возможно применение дистанционных технологий, но требуется их дозирование.

Следует отметить, что возможно самостоятельное освоение студентами-музыкантами лекционной информации в дистанционном формате по таким учебным дисциплинам, как «Теория и методика обучения музыке», «История музыки», «История музыкального образования», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Основы музыкально-просветительской деятельности», «История и теория исполнительского искусства», «Основы музыкальной драматургии», «Композиторские школы Северного Кавказа». Студенты могут дистанционно усвоить теоретические знания по названным дисциплинам: биографические сведения о композиторах, историю создания произведений, влияние социальных факторов и личных переживаний на творчество композиторов, особенности построения музыкальных произведений, анализ гармонического языка, закономерности музыкальной речи, средства музыкальной выразительности и др.

Но при этом в дистанционном формате изучения музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических дисциплин студенты не имеют возможности в полной мере воспринимать отношение педагога к этим знаниям, а это отрицательно сказывается на результате обучения. На практических занятиях по этим дисциплинам необходима прямая контактная работа преподавателя, направленная на формирование у студентов умений и навыков музыкальной деятельности.

Кроме того, при обучении студентов музыкально-педагогической деятельности в дистанционном режиме невозможно передать им навыки общения с аудиторией. Освоение таких дисциплин, как «Теория и методика обучения музыке», «Дошкольное музыкальное воспитание», «Музыкально-педагогический практикум», требует непосредственного живого контакта студента со своими однокурсниками, которые выступают в роли учащихся, при моделировании урока музыки. Педагог корректно направляет их работу по организации различных видов музыкальной деятельности: слушания музыки, вокально-хоровой работы, движений под музыку. Иначе студенты не смогут освоить стили общения, не научатся влиять на учащихся, чувствовать их настроение, реагировать на то, как усваивается ими музыкальный

материал, менять по мере необходимости формы работы и виды музыкальной деятельности на уроке, влиять на эмоциональный фон занятия.

Также вызывает сложности преподавание в дистанционном режиме предмета «Сольфеджио», где педагог контролирует точность интонирования студентами интервалов, аккордов, поправляет голосом чистоту исполнения, помогает им скоординировать взаимосвязь между слухом и голосом, развивает навыки слушания и слышания высоты как отдельных звуков, так и созвучий, учит чувствовать ритмическую структуру музыкального текста, уметь записывать услышанные мелодии и аккорды нотами.

Положительной стороной дистанционного обучения студентов является, в частности, возможность выполнения заданий по учебным предметам в удобное для них время, постоянная доступность учебных материалов в электронном виде из любой точки их пребывания. При невозможности присутствия на занятиях по состоянию здоровья или при плохих погодных условиях студенты могут стабильно заниматься, не отставая от своих однокурсников.

Для уточнения наших наблюдений мы провели анкетирование студентов-музыкантов. Им были заданы вопросы, позволяющие уточнить их отношение к дистанционному обучению музыкальным дисциплинам. Было опрошено 36 студентов очного и заочного отделений Института искусств АГУ, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Музыка», «Дополнительное образование в области музыкального искусства по видам». Все отметили удобство и практичность системы дистанционного обучения, где по всем дисциплинам имеются материалы лекций, вопросы и задания к практическим занятиям, примеры выполненных работ студентами старших курсов, зачетные и экзаменационные требования. Также большинство студентов (75%) положительно оценили мобильность получения информации о результатах выполненных заданий, замечаний преподавателей и возможность их быстро исправить.

Вместе с тем 67% опрошенных указали на трудности, возникающие при изучении исполнительских и ряда музыкально-теоретических дисциплин. Они отметили невозможность тактильного контакта с преподавателями, когда требуется включение мышечной памяти или нахождение ощущения при исполнении различных штрихов на инструменте, голосом или в дирижерском жесте.

К недостаткам дистанционного обучения студенты отнесли возникавшие неполадки в работе компьютерной техники, сбои интернет-соединения, большинство из них (58%) отрицательно оценили отсутствие личного общения с преподавателями и однокурсниками, наглядного примера, показа педагогом правильного звукообразования в пении, звукоизвлечения на инструменте, дирижерского жеста. Опрошенные студенты выделили теоретические дисциплины, которые можно частично осваивать в дистанционном формате. Среди дисциплин, которые нельзя изучать дистанционно, в первую очередь, были названы обучение игре на музыкальном инструменте, вокальная подготовка, хоровое дирижирование, хоровой класс, вокальный и инструментальный ансамбль, сольфеджио.

В педагогическом сообществе широкое обсуждение получила проблема смешанного обучения, при котором происходит совмещение традиционных подходов к организации образовательного процесса с электронным обучением и дистанционным форматом обучения.

С учетом результатов проведенного исследования авторам представляется целесообразным применение в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов образовательного подхода, при котором объединяются обучение с непосредственным участием педагога с электронным обучением и с дистанционными

образовательными технологиями. Такое взаимодействие, синтез дистанционной и очной учебно-образовательных форм могут обеспечить наилучший результат обучения.

Заключение. В статье проведен анализ возможностей применения дистанционного формата в процессе обучения студентов-музыкантов в вузе.

Проведенное исследование, опыт педагогической деятельности авторов статьи позволили сделать вывод о том, что возможности применения дистанционной формы обучения в процессе преподавания музыкальных дисциплин ограничены его спецификой, заключающейся в необходимости изучения некоторых из них в индивидуальном режиме, при непосредственном общении педагога и студента, тогда как применение дистанционного обучения предполагает опосредованное («на расстоянии») взаимодействие студента и преподавателя. Хотя следует констатировать, что использование дистанционных образовательных технологий в ходе преподавания музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических дисциплин позволяет привлечь дополнительные возможности дистанционного обучения и повысить эффективность образовательного процесса.

Таким образом, к особенностям музыкальной педагогики относится то, что музыкальное развитие личности студента, становление его профессионализма происходят благодаря полноценному педагогическому общению, живому присутствию педагога, в частности, на индивидуальных занятиях, к которым относятся занятия по инструментальному и вокальному исполнительству, дирижированию. В этом заключается одно из важных отличий музыкального образования от форм обучения по другим профилям. При дистанционном изучении обозначенных дисциплин общение педагога и студента затрудняется, в результате чего возникают сложности с решением задач, которые ставит перед студентом педагог, значительно снижаются результаты обучения. Авторы статьи полагают, что совершенствование современного российского музыкального образования лежит на пути разработки и применения новых форм смешанного обучения.

Примечания:

1. Надолинская Т.В., Российская С.А. Конструирование и моделирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий: учеб. пособие. Ростовн/ Д:РИПКиППРО. 2020. 60 с.

2. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31-51.

3. Ромащук И.М. Проблемы и задачи подготовки молодых музыкантов в условиях тотального дистанта // Новые технологии оценки качества образования: сб. материалов XVI Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. М., 2021. С. 46-50.

References:

1. Nadolinskaya T.V., Rossinskaya S.A Designing and modeling of electronic educational products using cloud technologies: a textbook. Rostov-on-Don: RIPKiPPRO. 2020. 60 p.

2. Rogozin D.M. Ideas of university teachers about the future of distance learning // Education Issues. 2021. No. 1. P. 31-51.

3. Romashchuk I.M. Problems and tasks of training young musicians in the conditions of total distance 11 New technologies for assessing the quality of education: a collection of materials of the XVI Forum of Experts in the Field of Vocational Education. M., 2021. P. 46-50.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 08.05.2024; одобрена после рецензирования 22.05.2024; принята к публикации 05.06.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 08.05.2024; approved after reviewing 22.05.2024; accepted for publication 05.06.2024.

© Воитлева H.A., Лозовская P.И., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.