Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ХОРОВЕДЕНИЯ"'

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ХОРОВЕДЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевышина Наталия Юрьевна, Богданова Татьяна Семеновна, Черняк Валентина Адольфовна

В статье рассматриваются возможности использования компетентностно-ориентированного подхода к организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы хороведения», определяются роль и значение данной учебной дисциплины в профессиональной подготовке педагога-музыканта в процессе получения высшего музыкально-педагогического образования, цель и задачи изучения учебной дисциплины студентами-музыкантами. Подчеркивается, что успешное освоение курса «Основы хороведения» существенно облегчает студентам выполнение заданий по самостоятельной работе по специальным музыкальным дисциплинам вокально-хорового цикла. Рассматривается понятие «компетентностно-ориентированный подход» к обучению студентов с позиций его использования при организации самостоятельной работы студентов. В статье представлены виды компетенций, которые необходимо сформировать в процессе изучения данной учебной дисциплины: академические, социально-личностные и профессиональные, сформулированы критерии их проявления у студентов в процессе обучения. Определено содержание самостоятельной работы студентов по хороведению и сформулированы требования к содержанию учебных заданий, выполняемых студентами в процессе семинарских и практических занятий. Методические рекомендации, предложенные авторами статьи, по организации процесса управления и самоуправления учебной деятельностью студентов направлены на оказание теоретической и методической поддержки в овладении профессионально значимыми компетенциями, которые формируются на протяжении изучения данной учебной дисциплины. Примерные варианты практико-ориентированных заданий позволяют преподавателю проанализировать уровень формирования профессиональных компетенций, проконтролировать результаты владения теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками и оценить степень готовности студентов к практической работе с детскими хоровыми коллективами, которая реализуется в ходе последующей практической работы на хоровой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевышина Наталия Юрьевна, Богданова Татьяна Семеновна, Черняк Валентина Адольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS FOR THE DISCIPLINE “FUNDAMENTALS OF CHOIR STUDIES”

The article discusses the possibilities of using a competence-oriented approach to organizing independent work in the discipline “Fundamentals of choral studies”, determines the role and significance of this academic discipline in the professional training of a musician teacher in the process of obtaining higher musical and pedagogical education, the purpose and objectives of studying the academic discipline by students musicians. It is emphasized that the successful mastering of the course “Fundamentals of choral studies” greatly facilitates the students to complete tasks for independent work in special musical disciplines of the vocal and choral cycle. The concept of “competence-oriented approach” to teaching students is considered from the standpoint of its use in organizing students’ independent work. The article presents the types of competencies that need to be formed in the process of studying this academic discipline: academic, social, personal and professional, and formulates the criteria for their manifestation among students in the learning process. The content of independent work of students in choral studies is determined and the requirements for the content of educational tasks performed by students in the process of seminars and practical classes are formulated. The methodological recommendations proposed by the authors of the article on the organization of the process of management and self-management of students' educational activities are aimed at providing theoretical and methodological support in mastering professionally significant competencies that are formed during the study of this academic discipline. Approximate options for practice-oriented tasks allow the teacher to analyze the level of formation of professional competencies, control the results of possession of theoretical knowledge, practical skills and abilities, and assess the degree of students’ readiness for practical work with children’s choirs, which is implemented in the course of subsequent practical work in choral practice.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ХОРОВЕДЕНИЯ"»

УДК 378.016:784:378.147.88 DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_17

ББК Щ314.1-70+Ч448.027 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7

Перевышина Наталия Юрьевна,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов 26; e-mail: milli-pi@yandex.ru

Богданова Татьяна Семеновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-педагогического образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; 220050, Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18

Черняк Валентина Адольфовна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-педагогического образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; 220050, Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ХОРОВЕДЕНИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хоровое искусство; хоровое исполнительство; профессиональные компетенции; самостоятельная работа студентов; учебные дисциплины; студенты

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются возможности использования компетентностно-ориентированного подхода к организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы хорове-дения», определяются роль и значение данной учебной дисциплины в профессиональной подготовке педагога-музыканта в процессе получения высшего музыкально-педагогического образования, цель и задачи изучения учебной дисциплины студентами-музыкантами. Подчеркивается, что успешное освоение курса «Основы хороведения» существенно облегчает студентам выполнение заданий по самостоятельной работе по специальным музыкальным дисциплинам вокально-хорового цикла. Рассматривается понятие «компетентностно-ориентированный подход» к обучению студентов с позиций его использования при организации самостоятельной работы студентов. В статье представлены виды компетенций, которые необходимо сформировать в процессе изучения данной учебной дисциплины: академические, социально-личностные и профессиональные, сформулированы критерии их проявления у студентов в процессе обучения.

Определено содержание самостоятельной работы студентов по хороведению и сформулированы требования к содержанию учебных заданий, выполняемых студентами в процессе семинарских и практических занятий.

Методические рекомендации, предложенные авторами статьи, по организации процесса управления и самоуправления учебной деятельностью студентов направлены на оказание теоретической и методической поддержки в овладении профессионально значимыми компетенциями, которые формируются на протяжении изучения данной учебной дисциплины.

Примерные варианты практико-ориентированных заданий позволяют преподавателю проанализировать уровень формирования профессиональных компетенций, проконтролировать результаты владения теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками и оценить степень готовности студентов к практической работе с детскими хоровыми коллективами, которая реализуется в ходе последующей практической работы на хоровой практике.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Перевышина, Н. Ю. Компетентностно-ориентированный подход в организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы хороведения» / Н. Ю. Перевышина, Т. С. Богданова, В. А. Черняк. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. - DOI: i0.26i70/2079-87i7_2022_06_i7.

Perevyshina Natalia Yurievna,

Candidate of Pedagogy, Head of Department, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Bogdanova Tatiana Semenovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Musical and Pedagogical Education, Belarussian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus

Chernyak Valentina Adolfovna,

Candidate of History of Arts, .Associate Professor of Department of Musical and Pedagogical Education, Belarussian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus

COMPETENCE-ORIENTED APPROACH ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS FOR THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF CHOIR STUDIES"

KEYWORDS: choral art; choral performance; professional competencies; independent work of students; academic disciplines; students

ABSTRACT. The article discusses the possibilities of using a competence-oriented approach to organizing independent work in the discipline "Fundamentals of choral studies", determines the role and significance of this academic discipline in the professional training of a musician teacher in the process of obtaining higher musical and pedagogical education, the purpose and objectives of studying the academic discipline

© Перевышина Н. Ю., Богданова Т. С., Черняк В. А., 2022

by students musicians. It is emphasized that the successful mastering of the course "Fundamentals of choral studies" greatly facilitates the students to complete tasks for independent work in special musical disciplines of the vocal and choral cycle.

The concept of "competence-oriented approach" to teaching students is considered from the standpoint of its use in organizing students' independent work. The article presents the types of competencies that need to be formed in the process of studying this academic discipline: academic, social, personal and professional, and formulates the criteria for their manifestation among students in the learning process. The content of independent work of students in choral studies is determined and the requirements for the content of educational tasks performed by students in the process of seminars and practical classes are formulated.

The methodological recommendations proposed by the authors of the article on the organization of the process of management and self-management of students' educational activities are aimed at providing theoretical and methodological support in mastering professionally significant competencies that are formed during the study of this academic discipline.

Approximate options for practice-oriented tasks allow the teacher to analyze the level of formation of professional competencies, control the results of possession of theoretical knowledge, practical skills and abilities, and assess the degree of students' readiness for practical work with children's choirs, which is implemented in the course of subsequent practical work in choral practice.

FOR CITATION: Perevyshina, N. Yu., Bogdanova T. S., Chernyak V. A. (2022). Competence-Oriented Approach Organization of Independent Work of Students for the Discipline "Fundamentals of Choir Studies". In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_06_17.

Одним из мощных средств повышения общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Хоровое пение выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе [11].

Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим, - одна из задач будущего учителя-музыканта. Отсюда ясна и понятна роль предметов дирижерско-хорового цикла в профессиональной подготовке педагога-музыканта, преподавателя музыкальных дисциплин в средних специальных учебных заведениях педагогического профиля.

Учебная дисциплина «Основы хорове-дения» открывает цикл изучения дирижер-ско-хоровых дисциплин и осваивается студентами в первом семестре первого курса. Теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения данной учебной дисциплины, реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, вокалу, хору и практикуму работы с хором, методике музыкального воспитания, учебной хоровой и педагогической практике.

Цель учебной дисциплины - формирование профессиональных специальных компетенций студентов на основе: овладения знаниями по истории хорового искусства, изучения особенностей проявления его форм и жанрово-стилевых направлений, приобретения теоретических знаний в области хороведения и практики работы с хором, освоения психофизиологического механизма развития певческого голоса, овладения технологией вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки и внеклассных музыкальных занятиях.

Задачи учебной дисциплины направлены на:

- на формирование у студентов систе-

мы знаний об истории национального и зарубежного хорового искусства;

- на усвоение понятий о физиологии голосового аппарата певца хора, гигиене и охране голоса, основных элементах хоровой звучности: строе и ансамбле, формировании вокально-хоровых навыков;

- на освоение основ вокально-хоровой технологии, специфики ее использования при работе с детьми разного школьного возраста;

- на изучение опыта работы мастеров хорового искусства ведущих хормейстеров -руководителей хоровых коллективов с последующим анализом его результатов.

Учебная дисциплина «Основы хорове-дения» является теоретической основой специальных дисциплин вокально-хорового цикла, которые изучаются студентами на протяжении всех лет обучения в учреждении высшего образования музыкально-педагогического профиля.

Данная учебная дисциплина предваряет и существенно облегчает дальнейшую самостоятельную работу студентов по предметам практической направленности, включая дирижирование, вокал, хор и практикум работы с хором, проведение хоровых репетиций в ходе хоровой практики [2].

Компетентностно-ориентированный подход в современной системе высшего образования является приоритетным направлением профессиональной подготовки студентов-музыкантов.

Результаты психолого-педагогических исследований последних лет убедительно свидетельствуют о том, что владение будущим специалистом комплексом профессионально значимых компетенций позволяет ему свободно ориентироваться в выбранной профессии, быстро реагировать на запросы интенсивно развивающейся системы музы-

кального образования [3].

Под понятием «компетентностно-ориентированный подход» мы подразумеваем направленность процесса обучения на формирование базовых (академических), социально-личностных и профессиональных (предметных) компетенций специалиста, которые основаны на сочетании усвоения профессиональных знаний, умений и навыков с приобретением необходимого опыта социальной коммуникации, организации и реализации творческой деятельности.

Компетентностный подход в полной ме-

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

- основные исторические направления развития национального и зарубежного хорового искусства;

- принципы организации и управления работой учебных школьных и самодеятельных детских хоров;

- технологические приемы проведения репетиционной и концертной деятельности хора.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

- использовать теоретические основы хороведения в практической работе с хором;

- проиллюстрировать на музыкальном инструменте и разучить хоровую партитуру и школьную песню с детьми;

- организовать репетиционную и концертную деятельность хорового коллектива.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:

- методикой подготовки письменного анализа хорового произведения;

- приемами освоения хоровой партитуры голосом и за фортепиано;

- дирижерскими (репетиционными) жестами при разучивании и исполнении

ре способствует реализации личностно ориентированного и индивидуального подходов в обучении студентов-музыкантов, позволяя преподавателю вуза анализировать, прогнозировать и корректировать индивидуальные образовательные маршруты каждого студента в опоре на уровень развития его общих и музыкальных способностей.

Изучение учебной дисциплины «Основы хороведения» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

хорового произведения.

В содержание лекционных занятий необходимо включить наиболее сложные и объемные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу учебного курса.

Задача практических занятий - закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя их усвоение при проведении анализа хоровой партитуры, подготовке и реализации фрагмента хоровой репетиции по разучиванию хоровых произведений с сокурсниками.

Семинарские занятия, закрепляя и автоматизируя полученные на практических занятиях умения, переводят их в навыки общения с хором, помогая каждому студенту приобрести свой индивидуальный хормейстерский почерк.

Задания, разработанные преподавателем к практическим и семинарским занятиям, выполняются каждым студентом самостоятельно. В их содержание должны войти вопросы по методике разучивания хорового произведения и школьной песни, проведению этапов репетиционной работы с хором, демонстрации упражнений на выработку того или иного вокально-хорового навыка и т. д.

Таблица1

№ п/п Наименование компетенции Общие критерии проявления компетенции

1. Академические компетенции специалиста - уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; - владеть междисциплинарным подходом при решении учебных и профессиональных проблем; - уметь работать самостоятельно; - уметь учиться, повышать профессиональную квалификацию в течение всей жизни

2. Социально-личностные компетенции специалиста - быть способным к социальному взаимодействию; - обладать способностью к межличностным коммуникациям; - владеть навыками здоровьесбережения; - быть способным к критике и самокритике

3- Профессиональные компетенции специалиста - уметь организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций; - владеть оптимальными методами, формами, средствами обучения и уметь использовать в учебно-практической деятельности; - организовывать и проводить воспитательные мероприятия; - осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности

Особое внимание следует уделить тренировке дирижерских (репетиционных) жестов: показу вступлений и снятий, остановке звучания хора, выстраиванию интервалов и аккордов вне темпа и ритма по руке дирижера, графическому показу метроритмического строения и движения мелодической линии каждой хоровой партии, канти-ленности, протяженности и тембральной ровности звучания и т. д. [6].

Учебно-педагогический репертуар должен быть направлен на освоение песен из действующей школьной программы по музыке, а также ознакомление с яркими и интересными вокальными произведениями, которые могут быть включены в учебно-педагогический репертуар и концертные программы детских хоров.

Самостоятельная работа по курсу «Основы хороведения» является обязательной для выполнения каждым студентом-музыкантом частью образовательного процесса в системе вузовского обучения. Содержание и формы ее проведения планируются преподавателем и выполняются под его непосредственным методическим руководством и контролем. Самостоятельная работа направлена на формирование потребности самостоятельного поиска знаний и умения учиться, должна носить непрерывный, систематический характер, способствовать развитию музыкальных и творческих способностей студентов.

Эффективно организованная самостоятельная работа пронизывает все виды учебной деятельности, а уровень самоподготовки студентов во многом определяет эффективность их учебной работы на аудиторных занятиях [10; 12].

В процессе самостоятельной подготовки к практическим и семинарским занятиям студенты отбирают и разучивают необходимые для работы с хором вокально-хоровые распевания и упражнения, школьные песни и хоровые произведения для разновозрастных детских хоровых коллективов.

Самостоятельная работа студентов включает также изучение и конспектирование научно-методической литературы по проблемам теории и практики работы с хором; подготовку сообщений и видеопрезентаций для семинарских занятий; выступление с докладом по теме из курса «Основы хороведения» (по выбору студента) на ито-

говом занятии.

Методические рекомендации по организации процесса управления и самоуправления учебной деятельностью студентов направлены на оказание теоретической и методической поддержки в овладении профессионально значимыми компетенциями.

Данные компетенции формируются на протяжении изучения всей учебной дисциплины и включают такие профессионально-личностные качества, как креативность, ответственность, организованность, коммуникативность; проявление волевых и организаторских качеств, направленных на развитие у студентов интереса к выбранной профессии преподавателя музыки, педагога-хормейстера; информационная культура, способность к самообразованию; готовность выполнять разнообразные учебные задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера (подготовка сообщений, докладов и мультимедийных презентаций по отдельным учебным темам).

Содержание самостоятельной работы студентов включает:

- изучение материалов лекций с последующим самоконтролем;

- работу с первоисточниками и информационными материалами;

- подготовку выступлений на семинарских занятиях;

- выполнение практико-ориентированных заданий творческого характера с использованием интерактивных технологий, направленных на активизацию коллективной мыследеятель-ности.

Для усиления компетентностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной работы студентов нами были использованы различные варианты практико-ориентированных заданий по отдельным учебным темам, содержание которых позволяло проконтролировать уровень формирования профессиональных компетенций студентов по мере изучения учебной дисциплины.

Результаты выполнения заданий позволяли проследить динамику формирования профессиональных компетенций: выявить пробелы в освоении знаний, определить недостатки при демонстрации дирижерских умений и навыков, проанализировать характер затруднений при оформлении устного ответа каждого студента.

Таблица 2

Примеры компетентностно-ориентированнъх заданий по дисциплине «Основы хороведения»

№ п/п Название учебной темы Содержание задания

1. Жанры хорового исполнительства. Характеристика академического и народного направлений хорового искусства. Анализ исполнительской манеры академического и народного хоров Задание 1. Охарактеризуйте принципы исполнительской манеры хоровых коллективов академического направления. Обоснуйте свой ответ, проанализировав фрагмент концертного выступления профессионального хорового коллектива Республики Беларусь (на примере демонстрации видеофайла по выбору студента). Задание 2. Охарактеризуйте принципы исполнительской манеры хоровых коллективов народного направления. Обоснуйте свой ответ, проанализировав фрагмент концертного выступления профессионального хорового коллектива Республики Беларусь (на примере демонстрации видеофайла по выбору студента). Задание 3. Какие профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы Беларуси Вы знаете? Определите их исполнительскую манеру. Обоснуйте свой ответ, представив фрагменты исполнения хоровой музыки в аудиозаписи.

2. Характеристика элементов вокально-хоровой звучности: хоровой строй и хоровой ансамбль. Методы работы над ними Задание 1. Расскажите о правилах интонирования мажорного и минорного ладов по системе П. Г. Чес-нокова. Обобщите выводы практической работы П. Г. Чеснокова. Раскройте ее значение в современной методике вокального обучения певцов детского хора. Обоснуйте свой ответ. Задание 2. Раскройте сущность принципа интонационной перспективы в интонировании звуков хоровых произведений современных композиторов. Почему этот навык необходимо формировать у певцов хора? Подтвердите свой ответ, проанализировав нотные примеры хоровых партитур. Задание 3. Охарактеризуйте содержание методических приемов работы хормейстера, направленных на формирование чистого строя в хоре. Продемонстрируйте репетиционные жесты, способствующие чистому интонированию мелодии в процессе разучивания хорового произведения. Обоснуйте свой ответ.

3. Работа дирижера по самостоятельному изучению хоровой партитуры. Основные положения методики самостоятельной подготовки дирижера к работе с хором Задание 1. Какую роль в подготовке к репетиционной работе с хоровым коллективом приобретает этап разучивания хормейстером хорового произведения за фортепиано? Какие требования по его выполнению следует соблюдать? Обоснуйте свой ответ. Продемонстрируйте исполнение фрагмента хоровой партитуры на фортепиано. Задание 2. Какую роль в подготовке к репетиционной работе приобретает этап дирижерского освоения хорового произведения? Какие требования по его выполнению следует соблюдать? Обоснуйте свой ответ. Продемонстрируйте дирижирование фрагмента хоровой партитуры. Задание 3. Раскройте сущность взаимосвязи инструментальных, вокальных и дирижерских приемов изучения хорового сочинения. В чем заключается методическая ценность данного метода работы? Обоснуйте свой ответ. Проиллюстрируйте различные варианты взаимосвязи инструментальных, вокальных и дирижерских приемов при исполнении мелодий хоровых партий.

Для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине наряду с традиционными технологиями в обучении предусматриваются использова-

ние современных информационных технологий; размещение в сетевом доступе комплекса учебных и учебно-методических материалов (учебная программа, методиче-

ские рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и подготовке к практическим и семинарским занятиям, список литературы и информационных ресурсов, задания для самоконтроля, вопросы для подготовки к экзаменам и другая значимая и необходимая информация) [8].

В заключение следует отметить, что компетентностно-ориентированный подход предполагает постоянное повышение качества образования, интенсивное внедрение новых интерактивных технологий обучения, способствующих развитию самостоятельности студентов в поиске учебной информации и способов ее использования в процессе обучения. Использование компе-тентностно-ориентированного подхода в подготовке педагогов-музыкантов направлено на формирование у студентов универсальных профессионально значимых компетенций, которые позволят им успешно

реализовать себя в различных сферах своей профессиональной деятельности.

Учитывая то, что студенты первого курса имеют разный уровень мотивации и довузовской подготовки, преподавателю целесообразно предусмотреть дополнительные формы самостоятельной работы.

Выпускникам музыкальных и педагогических колледжей, музыкальных гимназий и колледжей искусств, имеющих дири-жерско-хоровую, теоретическую и музыкально-исполнительскую довузовскую подготовку, можно предложить подготовить реферат с элементами научного исследования и мультимедийной презентацией по одной из тем, определенных преподавателем для самостоятельного изучения, апробацию которого можно осуществить в виде выступления с докладом на студенческой научной конференции.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. Н. Николаева. - 3-е изд. испр. и доп. - М. : Прометей, 2020. - 502 с.

2. Богданова, Т. С. Основы хороведения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. С. Богданова. - 3-е изд., испр. и доп. - Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. - 137 с.

3. Введенский, В. Н. Профессиональная компетентность педагога : учеб. пособие / В. Н. Введенский. - СПб : Филиал издательства «Просвещение», 2004. - 159 с.

4. Гаврилова, М. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании / М. И. Гаврилова, И. Н. Одарич // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 3. - С. 19-21.

5. Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс : учеб. пособие / Г. А. Дмитриевский. - СПб : Лань : Планета музыки, 2013. - 111 с.

6. Дыганова, Е. А. Самостоятельная подготовка студента-музыканта к практической работе с хором : учеб.-метод. пособие / Е. А. Дыганова. - Казань : Ин-т филологии и искусства Казан. (Приволж.) фед. унта, 2011. - 52 с.

7. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Л. Живов. - М. : Владос, 2003. - 272 с.

8. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студентов / И. Ковалевский // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 114-115.

9. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России: перспективы развития / А. М. Новиков. - М. : Изд-во ИЦПНПО, 1997. - 254 с.

10. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения / Н. Росина. - Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 109-114. - URL: http://vovr.ru/upload/7-06.pdf.

11. Самарин, В. А. Хороведение : учеб. пособие / В. А. Самарин. - М. : Музыка, 2011. - 320 с.

12. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина. - Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 103-108. - URL: http://v0vr.ru/upl0ad/7-06.pdf.

13. Тараканов, Б. Хор вам в помощь! или Занимательное хороведение / Б. Тараканов, Ф. Антонов. -М., 2017. - 410 с.

14. Чесноков, П. Г. Хор и управление им : учеб. пособие / П. Г. Чесноков. - СПб. : Лань : Планета музыки, 2015. - 200 с.

15. Щербакова, Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе / Е. В. Щербакова. — Текст : электронный // Молодой ученый. - 2010. - Т. 2, № 8 (19). - С. 188-190. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1929/ (дата обращения: 17.10.2022).

16. Юшко, Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения / Г. Н. Юшко ; Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2001. - 167 с.

REFERENCES

1. Abdullin, E. B., Nikolaeva, E. N. (2020). Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of Music Education]. 3rd édition. Moscow, Prometei. 502 p.

2. Bogdanova, T. S. (2013). Osnovy khorovedeniya [Fundamentals of Choral Studies]. 3rd edition. Minsk, Belorusskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 137 p.

3. Vvedensky, V. N. (2004). Professional'naya kompetentnost' pedagoga [Professional Competence of a Teacher]. Saint Petersburg, Filial izdatel'stva «Prosveshchenie». 159 p.

4. Gavrilova, M. I., Odarich, I. N. (2014). Kompetentnostnyi podkhod v professional'nom obrazovanii [Competency-Based Approach in Vocational Education]. In Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. No. 3, pp. 19-21.

5. Dmitrievsky, G. A. (2013). Khorovedenie i upravlenie khorom. Elementarnyi kurs [Choir and Choir Management. Elementary Course]. Saint Petersburg, Lan', Planeta muzyki. 111 p.

6. Dyganova, E. A. (2011). Samostoyatel'naya podgotovka studenta-muzykanta k prakticheskoi rabote s khorom [Independent Preparation of a Student-Musician for Practical Work with the Choir]. Kazan, Institut filologii i iskusstva Kazanskogo (Privolzhskogo) federal'nogo universiteta. 52 p.

7. Zhivov, V. L. (2003). Khorovoe ispolnitel'stvo: teoriya, metodika, praktika [Choral Performance: Theory, Methodology, Practice]. Moscow, Vlados. 272 p.

8. Kovalevsky, I. (2000). Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov [Organization of Independent Work of Students]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 114-115.

9. Novikov, A. M. (1997). Professional'noe obrazovanie v Rossii: perspektivy razvitiya [Vocational Education in Russia: Prospects for Development]. Moscow, Izdatel'stvo ITsPNPO. 254 p.

10. Rosina, N. (2006). Organizatsiya SRS v kontekste innovatsionnogo obucheniya [Organization of SIW in the Context of Innovative Learning]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 109-114. URL: http: //vovr.ru/upload/7-06.pdf.

11. Samarin, V. A. (2011). Khorovedenie [Choir Studies]. Moscow, Muzyka. 320 p.

12. Senashenko, V., Zhalnina, N. (2006). Samostoyatel'naya rabota studentov: Aktual'nye problemy [Independent Work of Students: Actual Problems]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 103-108. URL: http: //vovr.ru/upload/7-06.pdf.

13. Tarakanov, B., Antonov, F. (2017). Khor vam v pomoshch'! ili Zanimatel'noe khorovedenie [Choir to Help You! or Entertaining Dance]. Moscow. 410 p.

14. Chesnokov, P. G. (2015). Khor i upravlenie im [Choir and Management]. Saint Petersburg, Lan', Planeta muzyki. 200 p.

15. Shcherbakova, E. V. (2010). Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhneishaya sostavlyayushchaya organizatsii uchebnogo protsessa v vuze [Independent Work of Students as the Most Important Component of the Organization of the Educational Process at the University]. In Molodoi uchenyi. Vol. 2. No. 8 (19), pp. 188-190. URL: https://moluch.ru/archive/19/1929/ (mode of access: 17.10.2022).

16. Yushko, G. N. (2001). Nauchno-didakticheskie osnovy organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov v usloviyakh reitingovoi sistemy obucheniya [Scientific and Didactic Foundations for the Organization of Independent Work of Students in the Conditions of the Rating System of Education]. Rostov-on-Don. 167 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.