Выводы. Таким образом, разрабатывая алгоритм логопедической работы по использованию приемов творческого рассказывания при коррекции связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня мы опирались на следующие аспекты:
1) Связная речь определяется как способность к реализации собственных мыслей в виде установления логико-грамматических отношений при построении композиционно сложного монолога (зачин, основная часть, развязка). В старшем дошкольном возрасте овладение связной монологической речью становится доминирующим в системе обучения, что требует выбора эффективных методов логопедической работы.
2) Речетворческие возможности закладываются на психофизиологическом уровне каждого ребенка независимо от особенностей его развития. Первое свое проявление они находят в речи в виде словесного творчества, одной из разновидностей которого является творческое рассказывание (сензетивнов старшем дошкольном возрасте). Оно выполняет функцию универсального метода при коррекции связной речи детей.
3) Творческое рассказывание представляет собой процесс создания монолога (литературного, художественного), поэтому использование его в логопедической работе должно быть постепенным, дифференцированным и дозированным (использование приемов). В ходе апробирования нами коррекционно-развивающей программы в данном аспекте, был разработан алгоритм использования приемов творческого рассказывания при коррекции связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом доступности и поэтапности реализации.
Литература:
1. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. - Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с. - Текст: непосредственный.
2. Бобкова, И.К. Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинений историй, сказок по методике Джани Родари. - Текст: непосредственный / И.К. Бобкова, О.В. Кулямзина. Е.В. Евстигнеева // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 5. - С. 38-43.
3. Гавриш, Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства. - Текст: непосредственный / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. - 2016. - №6. - С. 62-67.
4. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие для логопедов и воспитателей / В.В. Коноваленко. С.В. Коноваленко. - Москва.: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с. - Текст: непосредственный.
5. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: методическое пособие / Т.А. Ткаченко. - Москва: Ювента, 2007. - 24 с. - Текст: непосредственный.
6. Gianni Rodari. «Grammatica Delia Fantasia. Introduzioneall'arte di inventarestorie», 1973. - 96 p.
Педагогика
УДК 371
доцент Капустина Татьяна Вячеславна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Феттер Павел Зигфридович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Аннотация. В статье рассмотрены возможности дистанционного обучения в процессе освоения студентами -будущими учителями музыки - дирижерско-хоровых дисциплин в структуре предметно-методического модуля основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыкальное образование. На основе обобщения соответствующего опыта изложены методические и практические аспекты дистанционного обучения в исследуемом аспекте на основе ресурса BigBlueButton, утвержденного в качестве основного в Омском государственном педагогическом университете. Показана работа со студентами, связанная с осуществлением музыкально-теоретического анализа на примере хорового произведения М. Парцхаладзе «Февраль или май», в связи с чем продемонстрированы возможности дистанционных технологий в аспекте общего, вокально-хорового, исполнительского, дирижерского аспектов анализа указанного хорового произведения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дирижерско-хоровая подготовка, хоровое произведение, ресурс видеоконференции BigBlueButton, музыкально-теоретический анализ хорового произведения.
Annotation. The article considers the possibilities of distance learning in the process of mastering by students - future music teachers - conducting and choral disciplines in the structure of the subject-methodical module of the main professional educational program in the direction of 44.03.01 Pedagogical education, orientation (profile) Music education. Based on the generalization of relevant experience, methodological and practical aspects of distance learning in the aspect under study are presented on the basis of the BigBlueButton resource approved as the main one at Omsk State Pedagogical University. The work with students related to the implementation of the musical-theoretical analysis of the choral work of M. Partskhaladze "February or May" is shown, in connection with which the possibilities of remote technologies in the aspect of general, vocal-choral, performing, conducting aspects of the analysis of this choral work are demonstrated.
Keywords: distance learning, conducting and choral training, choral work, BigBlueButton videoconference resource, musical and theoretical analysis of choral work.
Введение. Компьютерные технологии, необычайно интенсивные потоки информации, достижения в индустрии IT-технологий и обрушившаяся на мир эпидемия вируса covid-19 сформировали и укрепили новые позиции во многих сферах деятельности.
В существующих условиях многие основные профессиональные образовательные программы высшего образования, которые в прошлом закрепили определенные традиции, в частности, содержание, методы и формы обучения, сегодня претерпевают определенную трансформацию с позиций, прежде всего, выявления эффективных возможностей дистанционного обучения студентов, проведения занятий в данных условиях практически по всем учебным дисциплинам с использованием соответствующих дистанционных технологий.
Профессиональная подготовка учителя-музыканта, формирование его творческих навыков, знаний, умений, компетенций традиционно осуществляется в очном формате, причем, ряд учебных дисциплин профессиональной программы, связанных, например, с вокальной, дирижерской, музыкально-инструментальной подготовкой, проводятся в форме индивидуальных занятий со студентами. Это, прежде всего, связано с тем, что профессия учителя музыки отличается целым рядом особенностей, обуславливающих формы исключительно контактной работы студента и преподавателя, требующих систематического, постоянного, без преувеличения сказать, профессионально-личностного взаимодействия между ними.
Целью настоящей статьи является обобщение некоторого опыта использования дистанционных технологий в преподавании дирижерско-хоровых дисциплин в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки и анализ их эффективных возможностей в указанном аспекте.
Изложение основного материала статьи. Еще несколько лет назад научный и прогрессивный мир только предлагал, обсуждал, экспериментировал и спорил о возможностях дистанционного обучения, а сегодня этот формат прочно закрепился в образовательной среде разного уровня.
Отношение к новым формам преподавания неоднозначно в силу многочисленных проблем, связанных не только с консервативностью мышления, но и с целым рядом распространенных трудностей. В частности, на сегодняшний день не существует универсальной платформы или ресурсов, где взаимодействие, например, музыкантов-исполнителей стало бы возможным в online-пространстве. Зачастую мы вынуждены использовать средства, обеспечивающие видео и аудиосвязь, такие, например, как Skype, Zoom, WhatsАрр и др., в которых возможности и сами принципы действия нельзя, по нашему мнению, считать корректными для совместного музыкального творчества педагога и студента, например, в области музыкально-инструментального исполнительства. Как показывает анализ процесса профессиональной подготовки учителя музыки, имеют место и сложности технического свойства: некачественное или устаревшее оборудование, проблемы устойчивости интернет-сигнала, условия повседневного быта и др., которые влияют на качество взаимодействия педагога и студенческой аудитории.
Используя дистанционный формат, большинство педагогов задают себе профессиональные вопросы «кого готовим?» и «чему обучаем?». В контексте этого авторы ряда публикаций указывают на то, что «...стремительное развитие новых информационных технологий и быстрое их проникновение во все сферы жизни требует особого изучения и пристального внимания со стороны педагогов, а актуальность их применения в образовательном процессе бесспорна, так как она направлена на решение проблем дистанционного обучения» [2, С. 100]. Акцентируют внимание авторы и на необходимость реализации музыкально-образовательного процесса с необходимостью учета специфики последнего и прямо заявляют о том, что «.музыкальное дистанционное обучение вызывает ряд вопросов. В современном мире процессу музыкального образования всё же присуща традиционная методика обучения. Творческие навыки, способности, умения учитель передает ученику при индивидуальном обучении. Это специфика музыкального образования.» [6, С. 109]. Вместе с тем, два прошедших года заставили действительно по-новому взглянуть на компьютерные технологии и, по возможности, трансформировать их в формат дистанта, на чем, в частности, акцентировалось внимание музыкально-педагогической общественности в работах ученых [3], а также в содержании ряда соответствующих тематических вебинаров [4].
Не ставя целью в данной статье анализировать те или иные преимущества очного и дистанционного обучения, мы, тем не менее, считаем, что дистанционная форма обучения возможна и даже в ряде случаев целесообразна в условиях высшего образования, например, в дисциплинах теоретического цикла. К примеру, профессиональное становление высококвалифицированного пианиста в условиях виртуального образования - сложная и едва ли всецело выполнимая задача. Но, тем не менее, в наше время многие социальные нововведения, в том числе в связи с цифровизацией тех или иных аспектов жизнедеятельности, инновационные процессы, проникающие в процессы образования на различных уровнях решительно ставят перед педагогической действительностью задачу пересмотра традиционного стиля преподавания в пользу современного дистанционного формата, в котором проявляется новый потенциал приобретения теоретических знаний, развития практических умений и др. Сегодня объективно возможно интерактивное восприятие предмета, появляются возможности решения аналитических задач в работе с информацией и пр.
В настоящее время в Омском государственном педагогическом университете в качестве ведущего электронного ресурса определен ресурс BigBlueButton, платформа которого по функционалу не уступает передовым сервисам для проведения online-конференций и видеозанятий. У преподавателя и студентов в наличии целый инструментарий для диалогов, презентаций, работы на интерактивной доске, общих обсуждений индивидуальных сообщений, что позволяет быстро взаимодействовать и проводить занятия в различных вариантах, параллельно корректируя действия. Это позволяет преподавателю взаимодействовать одновременно с разным контингентом студентов, перестраивая свою педагогическую деятельность в конкретно заданных условиях, дает возможность свободного «маневрирования» в практических заданиях и теоретических вопросах, делая процесс преподавания подвижным, «подстраивающимся» под определенную аудиторию.
Рассмотрим некоторые аспекты дистанционного обучения на примере хоровых дисциплин, входящих в структуру профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Основной спектр теоретических и практических возможностей в режиме дистанционного обучения в данных дисциплинах суть следующий: разбор, разучивание и исполнение музыкального материала в режиме online (сдача хоровых партий, исполнение в сопровождении компьютерной аранжировки, тестовые конструкторы и коллоквиумы и др.), совместное исполнение музыкальных произведений камерным составом с использованием ресурсов Smule, Vuzland, Startmarker и др., изучение, освоение и применение знаний и навыков хоровой работы на примерах выдающихся музыкантов и музыкантов-педагогов мирового уровня разных стран и исторических периодов в условиях, например, просмотра и анализа мастер-классов, открытых лекций, творческих лабораторий и мастерских и др.
Позитивная сторона дистанционного обучения заключается и в том, что у студента при изучении данных дисциплин появляются широкие возможности в приобретении знаний о современных тенденциях хорового исполнительства и хоровой педагогики, развиваются умения и навыки анализа и интерпретации приобретаемой информации, совершенствуются способы самостоятельной работы при использовании информационно-коммуникационных технологий, формируется профессиональный вкус, отбирается и применяется в процессе занятий определенный спектр различных видов электронных музыкальных инструментов для демонстрации результатов деятельности и др.
Одним из таких самостоятельных дистанционных форматов может выступать аналитическая работа студентов с хоровой партитурой. Исследовательская практика музыкального исполнительства актуальна в любое время во множестве прикладных аспектов музыкального искусства. Вместе с тем, анализируя, изучая и самостоятельно погружаясь в детали музыкального произведения, современный учитель-музыкант обязан быть состоятельным не только как специалист в области музыкально-педагогических и методических знаний, но и как исполнитель. Однако, следует заметить, что высокий
уровень исполнительства приходит не только с опытом многочисленных репетиций и выступлений, но и вследствие приобретения музыкальных знаний, развития умений работать с большим количеством информации и др.
Наш опыт работы показывает, что условия дистанционного обучения для видов учебной деятельности студентов, связанных с аналитической работой, достаточно оптимальны и могут быть эффективно использованы: в «арсенале» студентов имеется достаточно весомый интерактивный библиотечный фонд, виртуальный концертный зал, другие, в том числе Интернет-ресурсы. Они имеют возможность слушать различные интерпретации и исполнительские «прочтения» музыкальных произведений - от самодеятельного уровня до уровня высокохудожественного, профессионального, изучения их исторических, теоретических, стилевых, интонационных аспектов, анализа исполнительских трудностей произведений и др., на основе чего ими осмысливаются, аргументируются и предлагаются пути, способы и приемы для освоения произведения.
Находясь, таким образом, в дистанционных условиях, в том числе и по отношению к исполнительскому коллективу, будущий учитель музыки имеет большой спектр своеобразных «интернет-инструментов» в работе с хоровым произведением.
Приведем пример некоторых разделов анализа хорового произведения композитора Мираба Парцхаладзе «Февраль или май».
В процессе дистанционной работы студентам было предложено выполнить ряд заданий на предмет музыкально-теоретического и исполнительского анализа партитуры, имеющего в своей структуре ряд существенных позиций, таких, например, как общий анализ произведения, его вокально-хоровой разбор, определение исполнительских трудностей, характера дирижерского жеста и др. В качестве учебного пособия студентам было предложено изучить работу Т.П. Вишняковой и Т.В. Соколовой «Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора a cappella с солистом», в котором, среди многих других, помещена партитура рассматриваемого хорового произведения [1]. Поиск, изучение и структурирование информации привело студентов к выводам о том, что данное произведение написано в жанре эстрадной хоровой песни, представляющей собой двухчастную репризную форму. Построение первой части изложено двумя предложениями, которые составляют период. Вторая часть написана композитором в тональности параллельного минора, третья - точно повторяет построение первой, однако имеет заключительную коду (раздел) всего произведения.
Рассматривая тональный план произведения, студенты отмечали, что особенность этого произведения заключается в том, что разный гармонический колорит композитором накладывается на остинатный бас: такое построение характерно для вступительной и заключительной частей. Гармонический язык произведения не сложен: терпкость гармонии зависит от мелодии, которая как бы «расцвечивает» аккордику с каждым ее новым нисходящим ходом.
Еще одной специфической особенностью анализируемого произведения, как отмечали студенты в своих работах, является метроритмическая формула построения. Вот как указала на это в своем задании одна из студенток: «Можно предположить, что композитор специально использует гомофонно-гармонический склад письма для того, чтобы ярче показать метроритмический рисунок произведения. Во второй части произведения мы встречаем элементы полифонического склада. Медленный темп и полифонические приемы второй части некоторым образом «размывают» ритмически-организованное построение крайних частей, что придает данному фрагменту лирическое, нежное звучание».
Выполняя вокально-хоровой анализ, студенты определили, что хоровое произведение «Февраль или май» написано для смешанного четырехголосного хора. Изложение общехоровой темы разбивается автором на «вопрос» и «ответ». Вопросительная тема, звучащая у всех голосов, противопоставляется утвердительной интонации, характерной, прежде всего, для мужских голосов. Рассматривая тесситурные условия и диапазоны хоровых партий, студенты отмечали, что в целом произведение написано достаточно удобно для исполнения.
Большое значение, как показывает хоровая практика, имеет анализ исполнительских трудностей произведения. В рамках анализа хоровой работы мы совместно со студентами выявляли и анализировали трудности, которые могут возникнуть перед исполнителями этого произведения. Основную сложность мы находили в работе над стройностью гармонии. Широкое расположение аккордов в первой и заключительной частях произведения требует тщательного выстраивания голосов хора. На последующих этапах работы хормейстеру необходимо следить за тем, чтобы аккордовая структура не препятствовала развитию мелодической линии темы произведения. Кроме того, большую сложность несет в себе метроритмическая формула. Хормейстер, особенно на первоначальных этапах работы, должен объяснить исполнителям правило группировки, тщательно проработать ритмический рисунок этой метрической формулы.
Студенты также сходились во мнении, что быстрый темп оказывает влияние на дикцию, поэтому работать над произведением следует в среднем и медленном темпах. В работе над звуковедением хормейстеру важно стремиться к единой манере звукообразования. Правильная певческая позиция способствует точности интонирования, а также определенным способом облегчает работу над дикцией в хоре. Несмотря на то, что мелодия наполнена скачками, вокальную линию следует исполнять ровно и предельно связанно. Дирижер должен внимательно следить за тем, чтобы певцы не изменяли вокальную позицию при исполнении скачков.
Одним из разделов музыкально-теоретического анализа хоровой партитуры, как указывалось выше, является определение характера дирижерского жеста. Для выполнения данного раздела работы студентам предварительно также предлагалось изучение соответствующего пособия [5]. Анализируя техническую сторону освоения произведения, студенты отмечали, что ее метрическая фигура сложна и своеобразна. Каждые два такта произведения дирижерская сетка изменяется с трехдольной на двухдольную. Главная задача дирижера - предвосхищать момент изменения группировки, а также совершенно точно прослеживать ее ритмическую организованность.
Упругий, «сочный» характер звука непосредственно должен отображаться в жесте дирижера. Целесообразнее использовать малую амплитуду движений, лишь в кульминации можно использовать крупный, эффектный жест. Эффектным должно быть и начало всего произведения. Дирижеру следует добиваться ясности ауфтакта, так как в нем уже закладывается и темп, и динамика, а главное - колорит звучания в целом. Изменение темпа во второй части наполнит пластику дирижера легатным, плавным элементом.
Сам композитор назвал произведение «Февраль, или май» эстрадной песней для хора. Дирижер должен найти такое техническое решение, при котором бы исполняемое произведение выглядело легко и непринужденно.
Таким образом, выполненный студентами в дистанционном формате музыкально-теоретический анализ хорового произведения - это не только его детальный разбор, но и существенная ступень в самоподготовке, равно, как и саморазвитии педагогических и исполнительских навыков, ведущих, в том числе, к совершенствованию в организации хормейстерской деятельности при работе с хоровым коллективом, воспитание музыкального вкуса и профессиональной исполнительской уверенности, многих других профессионально значимых компетенций будущего учителя музыки.
Выводы. Подытоживая, кратко резюмируем вышеизложенное.
Дистанционное обучение, объективная необходимость которого возникла в последний период времени, характеризуется многими проблемами и противоречиями и представляется весьма неоднозначно в выражаемых сегодня
мнениях, суждениях как ученых, исследователей, так и практиков - педагогов-музыкантов: в работах многих авторов мы находим сегодня высказывания явно не в пользу дистанционного формата музыкально-образовательного процесса в целом и процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки, в частности.
Вместе с тем, следует, как представляется, утвердиться во мнении о том, что многие аспекты содержания профессиональной подготовки учителя-музыканта, в том числе учебные дисциплины дирижерско-хоровой подготовки, вполне могут реализовываться в дистанционном формате. При этом следует, прежде всего, акцентировать внимание на тех разделах дисциплин, которые связаны с приобретением, накоплением, интерпретацией определенных музыкально-теоретических знаний, позволяющих студентам - будущим учителям музыки - выполнять разного рода работу, связанную с аналитической деятельностью, в том числе с осуществлением музыкально-теоретического анализа хоровых произведений. Наш опыт в указанном аспекте подтверждает эффективность использования дистанционного обучения в работе со студентами.
Литература:
1. Вишнякова, Т.П. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора a cappella с солистом: учебное пособие / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова. - СПб: Планета музыки, 2015. - 96 с. - ISBN 978-5-8114-1788-9. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/58838.
2. Гаврилова Н.Ю. Дистанционное музыкальное обучение в учреждении дополнительного образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Профессиональное художественно-педагогическое образование: история, теория, методика, практика». - Омск, Изд-во ОмГПУ, 2020. - С. 100-101.
3. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкальное творчество в дистанционной образовательной среде [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mediamusic-joumal.com/Issues/11_5.html.
4. Дистанционные технологии в музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=H5salgStSTs.
5. Малько Н.А. Основы техники дирижирования / Н.А. Малько. - СПб: Композитор, 2015. - 252 с. - ISBN 978-57379-0817-1. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система / Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/73040.
6. Украинец А.О. Дистанционное музыкальное обучение школьников в современных условиях: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Профессиональное художественно-педагогическое образование: история, теория, методика, практика». - Омск, Изд-во ОмГПУ, 2020. - С. 108-110.
Педагогика
УДК 378
кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономическийуниверситет (г. Княгинино)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Социально-педагогическая компетентность педагога: организация работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса. В рамках исследования проводились систематизация и изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога; исследовалась сущность, содержания деятельности социального педагога; создавались условия формирования у педагогов учебного центра знаний в области методики проектирования деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: Социальный педагог, социальная адаптация, культурно-просветительские программы, обучающиеся, законные представители, педагогические работники.
Annotation. Socio-pedagogical competence of a teacher: organization of work on the design of a unified cultural and educational space of participants in the educational process Within the framework of the study, systematization and study of normative legal documents regulating the activities of a social teacher were carried out; the essence and content of the activities of a social teacher were investigated; conditions were created for the formation of the teachers of the training center of knowledge in the field of methods of designing the activities of a social teacher in the conditions of the formation of a unified educational space in accordance with the Federal State Educational Standard.
Keywords: Social pedagogue, social adaptation, cultural and educational programs, students, legal representatives, teaching
staff.
Введение. Одним из приоритетных направлений в педагогике современной российской высшей школы является развитие инновационных методов и технологий. Подобные технологии требуют соответственного анализа при подготовке специалистов, способных применять их на практике в профессиональной деятельности, внедрять в различные сферы не только образования, но и науки, культуры, экономики, техники и проч. Новые методы, которых требует решение задач сегодняшнего общества, являются следствием инновационных процессов в образовании, переживающего период интенсивной модернизации. Одним из наиболее востребованных среди них является метод проектирования^ современном мире, насыщенном информационными потоками различного качества, в условиях снижения культурного уровня подрастающего поколения важнейшей задачей педагогов является сохранение, формирование культурного облика населения путем приобщения к различным видам искусства и культуры, путем вовлечения обучающихся в культурно-массовые мероприятия. Для реализации перечисленных видов деятельности педагогу требуется компетенция по проектированию культурно-просветительских мероприятий, компетенция по разработке программ в области культурного