Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ / ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Поиск путей повышения эффективности дистанционного формата обучения студентов-музыкантов заочного отделения вузов обусловил обращение автора к одной из наиболее актуальных проблем в условиях пандемии. В статье раскрываются особенности его применения в процессе обучения сольному, инструментальному и вокальному исполнительству; ансамблевому пению и инструментальному музицированию; теоретико-методическим дисциплинам. Обращается внимание на то, что при реализации в вузовской музыкально-педагогической подготовке электронной образовательной среды необходим поиск новых форм обучения, предполагающих взаимодополнение традиционных и нетрадиционных методов и приёмов, которые будут ориентированы на активное включение в учебный процесс элементов самообразовательной деятельности студентов. Рассматривается организация самостоятельной работы обучающихся: дифференцированный подход к предлагаемым заданиям с учётом довузовской подготовки, возраста и места их работы. На основе анализа специфики преподавания музыкальных дисциплин в дистанционном формате и проверки предлагаемого автором концептуального подхода делается вывод, что реализация в музыкально-педагогическом образовании дистанционного обучения существенно повышает уровень подготовки педагогов-музыкантов для специальных музыкальных учреждений дополнительного образования, значительно раскрывает их творческий потенциал и способствует личностному саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсенко Татьяна Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DISTANCE FORMAT OF THE TRAINING OF TEACHERS-MUSICIANS IN THE CONDITIONS OF CORRESPONDENCE EDUCATION

The article is devoted to the consideration of methods for improving the effectiveness of distance learning for students-musicians of the correspondence department of universities in a pandemic. The article reveals the features of its implementation in the process of teaching solo, instrumental and vocal performance; ensemble singing and instrumental music making; theoretical and methodological disciplines. Attention is drawn to the fact that when implementing an electronic educational environment in the university music and pedagogical training, it is necessary to search for new forms of education that involve the complementarity of traditional and non-traditional methods and techniques that will focus on the active inclusion of elements of students’ self-educational activities in the educational process. The organization of independent work of students is considered: a differentiated approach to the proposed tasks, taking into account pre-university training, age and place of their work. Based on the analysis of the specifics of teaching musical disciplines, taking into account the technical capabilities of distance learning tools and the verification of the conceptual approach proposed by the author to the corresponding transformations in the training of musicians-teachers in the conditions of correspondence education, it is concluded that the implementation of distance learning in music and pedagogical education significantly increases the level of training of teachers to work in special musical institutions of additional education, significantly reveals their creative potential and promotes personal self-development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-161-176

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Т. Ф. Фурсенко,

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация, 295007

Аннотация. Поиск путей повышения эффективности дистанционного формата обучения студентов-музыкантов заочного отделения вузов обусловил обращение автора к одной из наиболее актуальных проблем в условиях пандемии. В статье раскрываются особенности его применения в процессе обучения сольному, инструментальному и вокальному исполнительству; ансамблевому пению и инструментальному музицированию; теоретико-методическим дисциплинам. Обращается внимание на то, что при реализации в вузовской музыкально-педагогической подготовке электронной образовательной среды необходим поиск новых форм обучения, предполагающих взаимодополнение традиционных и нетрадиционных методов и приёмов, которые будут ориентированы на активное включение в учебный процесс элементов самообразовательной деятельности студентов. Рассматривается организация самостоятельной работы обучающихся: дифференцированный подход к предлагаемым заданиям с учётом довузовской подготовки, возраста и места их работы. На основе анализа специфики преподавания музыкальных дисциплин в дистанционном формате и проверки предлагаемого автором концептуального подхода делается вывод, что реализация в музыкально-педагогическом образовании дистанционного обучения существенно повышает уровень подготовки педагогов-музыкантов для специальных музыкальных учреждений дополнительного образования, значительно раскрывает их творческий потенциал и способствует личностному саморазвитию.

Ключевые слова: студенты-музыканты, заочное отделение. дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная деятельность, музыкальные дисциплины.

Благодарности. Статья выполнена в рамках темы кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Института филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиал) «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в городе Ялте. Автор выражает благодарность членам редакционной коллегии за подготовку статьи к изданию.

161

© Фурсенко Т. Ф., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Фурсенко Т. Ф. Особенности дистанционного формата подготовки педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 1. С. 161— 176. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-161-176.

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-161-176

FEATURES OF THE DISTANCE FORMAT

OF THE TRAINING OF A TEACHER-MUSICIAN

IN THE CONDITIONS OF CORRESPONDENCE EDUCATION

Tatyana F. Fursenko,

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation, 295007

162

Abstract. The article is devoted to the consideration of methods for improving the effectiveness of distance learning for students-musicians of the correspondence department of universities in a pandemic. The article reveals the features of its implementation in the process of teaching solo, instrumental and vocal performance; ensemble singing and instrumental music making; theoretical and methodological disciplines. Attention is drawn to the fact that when implementing an electronic educational environment in the university music and pedagogical training, it is necessary to search for new forms of education that involve the complementarity of traditional and non-traditional methods and techniques that will focus on the active inclusion of elements of students' self-educational activities in the educational process. The organization of independent work of students is considered: a differentiated approach to the proposed tasks, taking into account pre-university training, age and place of their work. Based on the analysis of the specifics of teaching musical disciplines, taking into account the technical capabilities of distance learning tools and the verification of the conceptual approach proposed by the author to the corresponding transformations in the training of musicians-teachers in the conditions of correspondence education, it is concluded that the implementation of distance learning in music and pedagogical education significantly increases the level of training of teachers to work in special musical institutions of additional education, significantly reveals their creative potential and promotes personal self-development.

Keywords: students-musicians, correspondence department, distance learning, information and communication technologies, independent activity, musical disciplines.

Acknowledgements. The article was made within the framework of the theme of the Department of Music Pedagogy and Performance of the Humanitarian Pedagogical Academy (branch) "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" in the city of Yalta. The author expresses gratitude to the members of the editorial board for preparing the article for publication.

For citation: Fursenko T. F. Features of the Distance Format of the Training of Teachers-Musicians in the Conditions of Correspondence Education // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 1, pp. 161-176 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-161-176.

Введение

Ведущей тенденцией современного высшего образования стало внедрение дистанционного обучения в вузах России. Однако среди педагогов до сих пор нет единого мнения о его будущем. Исследования, посвящённые реорганизации педагогического процесса в период пандемии COVID-19, демонстрируют стремление учёных к нахождению новых технологий, которые отвечают желаниям преподавателя свободно выбирать способы и приёмы обучения и «делают... само образование востребованным осмысленным и чрезвычайно полезным» [1, с. 47]. Кроме того, всё больший размах приобретает обсуждение в педагогическом сообществе проблем смешанного обучения для совершенствования механизмов управления университетским образованием в российском контексте с учётом вызовов пандемии и цифровой трансформации образовательных процессов [2].

В системе заочного педагогического образования до настоящего времени преобладают экстенсивные формы и методы обучения, не учитывается специфика отбора содержания и организации обучения. Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателю, одна из основных заключается в необыкновенной разрозненности профессиональных и возрастных уровней студентов, когда рядом оказываются выпускники школ и взрослые люди, которые уже имеют базовое специальное образование и стаж работы по специальности. Это требует определённой дифференциации содержания и

методов обучения. Стремление передать студенту-заочнику как можно больше знаний и невозможность их усвоить за короткий срок сессионного периода вызывает недостаточно серьёзное и формальное отношение к обучению, а также порождает субъективизм и либерализм в оценивании знаний со стороны педагогов.

Доминирующую роль в заочном обучении играет организация самостоятельной деятельности студентов-музыкантов, поскольку для этой категории обучающихся важно создать максимально эффективные условия самореализации в процессе овладения необходимыми профессиональными компетенциями. В связи с этим для них особую значимость приобретает дистанционная коммуникация с преподавателями во время лекционных и практических занятий по базовым и специальным дисциплинам, по проведению научно-исследовательской работы, а также консультаций в межсессионный период.

Рассмотрению особенностей обучения студентов-музыкантов заочного отделения в дистанционном формате и посвящена данная статья.

Педагогическая значимость дистанционной формы обучения в профессиональной подготовке студентов-музыкантов

В настоящее время дистанционное обучение широко представлено в учебном процессе вузов. Пристальное внимание этой проблеме уделяют такие учёные, как Е. Брызгалина [3], М. Гилярова [4], Т. Жиб-рова [5], В. Жутова [6], А. Зыкова [7],

163

164

Ю. Кулагина [8], И. Морозова [8], Л. Сини-цына [9], М. Сорокова [10], Л. Яшина [11].

Применению дистанционных технологий в практике подготовки будущего педагога-музыканта посвящены труды А. Бондаренко [12], Л. Варнавской [13], Л. Гавриловой [14], М. Заббаровой [15], С. Филатова [16]. В них рассматривается специфика использования информационных, компьютерных мультимедийных технологий главным образом в развитии самообразования при освоении музыкально-ориентированных дисциплин. Интерес исследователей в данном случае объясним разноплановым, полифункциональным, полихудожественным, поли-аспектным характером профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, которым предстоит овладение рядом не только универсальных и общепрофессиональных, но и профессиональных компетенций. Такая направленность учебного процесса выдвигает дополнительные требования к способам освоения учебной информации, которые обеспечивали бы проявление творческой активности студентов в музыкально-педагогической деятельности. В связи с этим дистанционное обучение как демократическая, простая и свободная форма обучения получает всё более широкое распространение при подготовке студентов, обучающихся по музыкальным специальностям. Этому способствует и совершенствование сети Интернет, и рост её информационных и коммуникационных возможностей. Однако подобные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов, факторов, влияющих на работу преподавателей и студентов в дистанционной среде.

В сущности, реализация в учебном процессе дистанционного формата в образовании студентов-заочников является

личностно-ориентированной формой обучения, поскольку предоставляет преподавателю возможность подбора учебного материала в зависимости от потребностей студентов, их индивидуальных особенностей и готовности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности. При этом средства связи максимально оперативны, обучающие программы и курсы гибки и индивидуальны.

По мнению Л. Синицыной, дистанционное обучение, в основе которого лежат сетевые технологии, характеризуется такими показателями, как высокая мобильность, массовость, гибкость, технологично сть и рядом других [9]. Информатизация учебного процесса в условиях заочной формы обучения даёт возможность существенно усилить наглядность материала и облегчить его восприятие благодаря более компактному и чёткому представлению учебной информации, которая циркулирует в учебно-воспитательном процессе. Значительное повышение эффективности её усвоения обеспечивается за счёт своевременности, целесообразности дозирования, доступности, минимизации шума оперативного взаимодействия студента с источником знаний.

Кроме того, дистанционное обучение актуализирует индивидуальную деятельность обучающихся, целью которой, согласно теории В. Козакова, является формирование самостоятельности субъекта через содержание и методы всех видов учебных занятий [17]. Компьютер предоставляет студенту необходимую помощь даже в том случае, если тот недостаточно владеет навыками индивидуальной работы. При этом осуществляется трёхстороннее сотрудничество: обучающийся, овладевая учебным материалом, в любой момент может получить прямое указание, контекстный совет или рекомендацию со стороны системы помощи компьютерного

программного обеспечения и преподавателя. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Ведь современному обществу необходима личность самостоятельно и критически мыслящая, которая умеет видеть и решать насущные проблемы не по шаблону, а творчески. Находя нужную информацию, обрабатывая её соответствующим образом, имея возможность создавать новый продукт с помощью компьютера, студент не только совершенствуется как специалист в определённой области, а растёт как самобытная индивидуальность, имеющая потенциал для дальнейшего творческого совершенствования.

Следует подчеркнуть, что информационно-коммуникационные технологии обучения качественно отличаются от традиционных технологий, которые не отвечают современному уровню технической грамотности молодёжи. При этом среди них есть качественно неоднородные, в которых заложены разные теоретические основы, способствующие реализации многочисленных и многообразных функций обучения. К тому же они являются не простым дополнением к методическим системам обучения, которые существуют на сегодняшний день, а вносят существенные коррективы во все составляющие методической системы (цель, содержание, методы, средства и организационные формы обучения). Разработка и использование педагогических программных средств требует объединения знаний, умений и навыков дидактики, педагогической психологии и программирования.

М. Сорокова справедливо заметила: «Самыми важными преимуществами использования электронных ресурсов студенты считают: постоянный доступ к учебным материалам и заданиям; участие в онлайн-тестировании; возможность

выполнять и сдавать задания через электронную среду; возможность обратиться с вопросом к преподавателю в любое время, гиперссылки на источники, видеолекции преподавателей [10, с. 38-39].

Механизмом реализации дистанционного обучения выступают мультимедийные технологии, которые характеризуются актами одномоментности визуального и процессуального слухового восприятия, синтеза и интеграции временно пространственных и визуально пространственных источников художественной, а также учебной информации. Применение электронных учебников с цветной графикой, мультимедийных библиотек в образовательном процессе позволяет раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал обучающегося, его способности генерировать новые знания, а также включать их в практические действия. Системы мультимедиа предоставляют возможность формировать учебный материал для информационной поддержки разнообразных форм познавательной деятельности: чтение лекций, проведения практических занятий и тестирования.

Именно формированию самостоятельности студентов-музыкантов способствует применение технологий дистанционного обучения, в частности технологий комбинированного, смешанного и гибридного обучения и их технологических моделей, с помощью которых становится возможным интеграция традиционных бескомпьютерных и новейших компьютерно ориентированных технологий, а также их дидактической адаптации в дистанционной среде (проектные, тестовые, рейтинговые).

Необходимо обратить внимание на то, что процесс управления познавательной деятельностью студента-заочника имеет иную структуру, чем у студента дневной формы обучения. Это обусловлено тем,

что заочники в несколько раз меньше контактируют непосредственно с преподавателями в период экзаменационной сессии, продолжительность которой не превышает 25% учебного времени. Поэтому в межсессионный период они в большей мере пользуются методической литературой, чем студенты дневных отделений. Бесспорным является тот факт, что необходимо педагогическое руководство самостоятельной работой студентов на основе учебных и дидактических материалов, разрабатываемых преподавателями ведущих кафедр. Имеются в виду как учебники и учебно-методические пособия, так и методические инструкции для учебной деятельности по изучению материалов.

Специфика преподавания

музыкальных дисциплин в дистанционном формате в условиях заочного обучения

Учебные планы подготовки педагога-музыканта вбирают в себя целый ряд дисциплин, в том числе, исполнительских. Остановимся более подробно на раскрытии специфики их преподавания в условиях дистанционного режима обучения.

Для осуществления дистанционного формата прежде всего, как известно, необходимы специальные средства связи. Это могут быть телефон (смартфон) и компьютер (ноутбук) с установленным соответствующим программным обеспечением (Skype, Viber, Facebook messenger, Zoom и другие). Применение их на занятиях по сольному инструментальному и вокальному исполнительству даёт возможность преподавателям не только аудиально контролировать точность и художественную выразительность интонирования. Визуальное наблюдение позволяет проследить за работой опорно-двигательного аппарата исполнителя-инструменталиста, исполь-

зуемой им аппликатурой, а в вокальном интонировании - за качеством владения механизмом певческого дыхания и другими особенностями исполнения, как в техническом, так и в художественно-образном отношении. Тем самым видеоконференцсвязь позволяет своевременно выявлять какие-либо недостатки и трудности в исполнительской деятельности обучающихся и оперативно принимать необходимые меры по устранению и даже предупреждению их появления. Причём для подобной корректировки может использоваться и личный показ преподавателя, акцентирующий внимание обучающихся на той или иной технической или художественно-образной стороне исполнительского процесса.

Безусловно, дистанционный формат в организации занятий по сольному инструментальному и вокальному исполнительству не лишён некоторых рисков. Так, в зависимости от микрофона на устройстве обучающегося и динамиков на устройстве, которым пользуется преподаватель, последний получает звуковую информацию с меньшей или большей потерей качества. Если потеря качества звука существенна, в полной мере оценить правильность выполнения студентами поставленной задачи невозможно.

Есть и другого рода риски, связанные с качеством объектива на устройстве, воспринимающем изображение, с размещением видеокамеры, которая, как правило, фиксирует игру студента на фортепиано, вокальное исполнение или дирижирование хоровым произведением с единственного ракурса, исключая возможность органичного сочетания крупного и мелкого планов видеосъёмки.

Свою специфику, с точки зрения организации контакта преподаватель -студент, имеют ансамблевое пение или инструментальное музицирование. В этом случае требуется установление

одновременно двух видов взаимодействия: студент - преподаватель и студент - студент. Преподаватель всесторонне контролирует исполнительский процесс, а студент не только выполняет его указания, но и координирует свою деятельность с действиями других обучающихся и качеством исполнения в целом. При этом важно, что процесс координации происходит в реальном времени -студент должен слышать, что играют (поют) другие, и одновременно играть (петь) в том же темпе и характере, что и другие.

Аналогичные требования к учебному процессу предъявляются и при работе студентов с концертмейстером в классах вокала, струнных и духовых музыкальных инструментов. В данном случае необходимо установление связи в системе студент - концертмейстер.

При реализации дистанционного обучения в ансамблевых видах деятельности значительно возрастают риски, связанные с задержкой при передаче информации через Интернет. Как известно, при использовании цифровых средств связи передача звукового или видеосигнала происходит в несколько этапов: запись и кодирование видеосигнала, передача от кодирующего устройства к медиасерверу, обработка потока медиасервером, передача от медиа-сервера к клиенту, декодирование и отображение на пользовательском устройстве.

Тем не менее, дистанционная форма общения позволяет подготовить запись музыкального произведения в ансамбле на высоком качественном уровне, даже если оно исполняется в быстром темпе. Технология получения таких записей аналогична технологии работы студии: музыканты записывают свои партии поочерёдно, используя в качестве отсчёта времени метроном или фонограмму-образец, после чего выполняется сведение звука (для учебных целей её может выполнить как преподаватель,

так и один из студентов при условии владения соответствующим программным обеспечением). Такая форма работы может быть полезна для формирования навыков студийной работы обучающихся, но требует специальной подготовки от участников процесса, следовательно, может быть применена только при работе с соответствующим контингентом студентов.

Отметим определённые процессуальные риски дистанционного обучения, которые необходимо иметь в виду при обращении к данной форме в вузовской подготовке студентов-заочников:

• чрезмерная теоретизация практических знаний;

• излишняя механизация в организации учебно-познавательной деятельности студентов, предусматривающая набор стандартных приёмов;

• перегруженность студентов и преподавателей;

• отсутствие у некоторых студентов высокоскоростного Интернета и компьютерного оборудования, что объясняет факт применения в работе смартфонов;

• негативное влияние длительной работы на компьютере на здоровье обучающихся.

Данные риски имеют объективный характер, что подтверждает правомерность следующего утверждения «Модель будущего глазами сторонников цифрового обучения - это гармоничное сочетание офлайн и онлайн-обучения, позволяющее улучшить качество образовательного процесса» [2, с. 339].

Опыт введения дистанционного

формата в практику подготовки педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения

Поиску путей реализации дистанционного обучения студентов-музыкантов

167

в условиях заочной формы обучения большое внимание уделяется в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского. В данной статье ограничимся характеристикой особенностей преподавания в дистанционном формате теоретико-методических дисциплин. Выбор указанного ракурса обусловлен тем, что автором разработан целый ряд пособий для студентов-музыкантов: «Музыкальный досуг молодёжи» [18], «Методика преподавания МХК и искусства» [19], «Особенности проектирования массовых мероприятий» [20], а также методические рекомендации к ним, которые становятся неотъемлемым средством руководства работой студентов в дистанционном режиме.

Будучи контекстно-ориентированными, названные полиграфические издания, преобразованные в цифровой формат, проецируют осознание студентами концептуальных ориентиров в реализации цели и задач музыкального образования, способствуют расширению опыта педагогов-музыкантов, формируют профессиональную культуру, потребность в творческом саморазвитии и самореализации.

В процессе разработки указанного комплекса учебных дисциплин» было учтено разнообразие контингента студентов заочной формы обучения. Имеется в виду характер их предыдущей подготовки (на базе музыкального/ культпросветучилища или ДМШ) и наличие опыта профессиональной деятельности во время обучения в вузе. В соответствии с этим получил реализацию дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся. Такой подход особенно важен во время проведения практических занятий. Преподаватель, предлагая задания, должен учитывать, насколько возможно их выполнение конкретным студентом и, исходя из уже проявленных обучающимся навыков, разработать индивидуальные

вопросы каждому. Вместе с тем необходимо регулярно контролировать индивидуальную траекторию выполнения заданий курса в любое время. Всё это создаёт благоприятные условия для взаимодействия преподавателя и студента.

Организация самостоятельной работы обучающихся осуществляется преподавателями кафедры музыкальной педагогики и исполнительства на платформе Moodle.

Для освоения дисциплин, например «Особенности проектирования массовых мероприятий», студентам предоставляются рабочая программа, практические задания, методические рекомендации, учебные пособия в электронном виде, а также график проверки самостоятельной работы.

Формы и методы взаимодействия с преподавателем, направленные на развитие личности и её творческой активности, на дистанционных занятиях являются приоритетными. Они актуализируют индивидуальный опыт студентов, формируют профессиональную культуру, потребность в самореализации. Последнее - самое важное, ведь главным конкурентоспособным ресурсом специалиста сегодня становится не только владение информацией, но и готовность к преобразующей деятельности, воплощающей в жизнь конечные цели образования и воспитания. Педагогу-музыканту в своей профессиональной деятельности необходимо быть готовым к применению элементов технологии дистанционного обучения, активно внедряемой также и в общеобразовательных учебных заведениях, поэтому освоение таких технологий должно быть неотъемлемой составляющей процесса его обучения в вузе. При этом важно показать студентам, что знания и умения, которыми они овладевают, действительно будут применимы непосредственно в их профессиональной деятельности.

Средством общения со студентами является чат, в котором студенты отвечают на вопросы преподавателя, отчитываются о проделанной ими самостоятельной работе, обсуждают злободневные темы.

В качестве самостоятельной работы обучающимся предлагались следующие задания:

• законспектировать ответы на вопросы;

• подготовить проекты музыкального вечера (примерная тематика: «История развития джазовой музыки», «История отечественного рока», «Творчество группы Битлз», «На волнах поп-музыки», «Творческий портрет Джо Дассена» и др.), лектория (примерная тематика: «Рок-музыка как социальное явление», «Вклад П. Чайковского в развитие русской музыки», «Творческий путь группы ДДТ», «Бардовская песня», «Западноевропейская музыка эпохи барокко», «Венские классики»);

• разработать сценарии КВН (по одной из тем «Музыка и спорт», «Отечественный джаз», «Импрессионизм в музыке и живописи», «Музыка кино», «Музыка и живопись», «Музыка и литература», «Музыка и современность», «Природа и музыка»), дискотеки (примерная тематика «Отечественная ретро-музыка», «Вальс, вальс, вальс», «Тема любви в музыке», «История возникновения и развития музыки диско»).

Во время изучения темы «Методические основы организации и проведения лекториев» студенты презентовали свои проекты. Среди них особенно удачными признаны лекция-концерт «Роль народной музыки в развитии музыкального искусства», в которой на материале народной, академической и современной музыки раскрываются её характерные черты, а также лекция-концерт: «Музыка женской души», где студентка свой рассказ сопровождает собственным исполнением

музыкальных иллюстраций. Наиболее интересные проекты были представлены на международные и всероссийские студенческие научные конкурсы.

Другой пример учебного взаимодействия в дистанционной среде - размещение обучающимися на форуме собственных вопросов, описание проблемных ситуаций для дальнейшего обсуждения, обоснование актуальных, по их мнению, проблем для педагогики музыкального образования. У каждого студента есть возможность выступить, стать рецензентом высказываний своих одногруппников (участников дискуссии), соотнести свою точку зрения с позицией других участников, найти слабые звенья в их размышлениях [21]. Такого рода коммуникативная деятельность оказывает непосредственное влияние на формирование рефлексивных умений студентов.

Большое значение имеет также то, что на проводимых форумах осуществляется обмен мнениями, практическим опытом, проводятся дискуссии по подготовке проектов массовых музыкальных мероприятий. Широко применяемый в современной практике метод «мозгового штурма», используемый при этом, позволяет «успешно решить поставленную задачу группой обучающихся, каждый участник которой участвует в дискуссии» [22, с. 95]. Студенты подразделяются на две группы, одна из которых предлагает различные варианты решения, а вторая выполняет роль экспертов.

Освоению дисциплины помогает обращение студентов к глоссарию, в котором раскрывается содержание незнакомых терминов по предмету. Предоставление гиперссылок даёт возможность просмотреть видеоматериалы, размещённые в Интернете. Такая работа ведётся как в межсессионный период, так и во время сессии. После самостоятельного изучения тем курса

обучающиеся проходят тестирование и набирают баллы для итогового зачёта.

Результаты проведённого нами тестирования убедительно подтвердили, что рассматриваемые информационно-коммуникационные технологии дистанционного обучения и профессиональной подготовки по музыкальным специальностям студентов заочного отделения в учреждениях высшего образования гарантированно повышают уровень их знаний и практических умений.

Ещё одним важным результатом внедрения дистанционного формата в заочную форму обучения педагогов-музыкантов стала актуализация самообразования обучающихся. Этому способствует активная деятельность студента-музыканта в научно-исследовательской сфере:

• подготовка докладов для участия в научно-практических конференциях различного статуса (факультетских, университетских, всероссийских, международных), публикации в научных сборниках и журналах;

• участие в специальных конкурсах, тематических концертах, музыкально-образовательных лекториях, фестивалях, в том числе в дистанционном формате.

Необходимую контрольно-диагностическую информацию в дистанционной среде преподаватель может получить опосредованно - при помощи дидактического сопровождения и путём анализа продуктов учебной деятельности студентов (результатов выполнения учебных заданий, содержания докладов, рефератов, в которых авторы выражают собственные оценочные суждения), а также отслеживая своевременность выполнения тех или иных упражнений, тестов, время пребывания внутри дистанционного курса.

Интеграции профессионально ориентированных дистанционных технологий в пределах информационно-образова-

тельной среды вуза способствует введение веб-квестов - задач проблемного и игрового характера, для решения которых используются сетевые информационные ресурсы [21, с. 38]. Основой web-квестов является проектная методика, ориентированная на самостоятельную деятельность студентов и потому органично сочетающаяся с групповым подходом к обучению [Там же, с. 42].

В своей работе мы использовали следующие типы веб-квестов:

• эссе-перевод - представление материалов на заданную тему по разным информационным источникам в новом формате (рассказ о произведениях и художниках, музыкальная критика, жанровая стилистика произведений, описание творческого индивидуального стиля);

• квест-компиляция - концерт, виртуальный музей, музыкальное портфолио, мультимедийная коллекция; музыкальная энциклопедия; музыкальная хрестоматия;

• проектирование - разработка учебного проекта по профессиональным дисциплинам на основе заданных условий;

• творческое задание - работа в определённом музыкальном жанре на заданную тему;

• аналитическое задание - поиск и систематизация музыкально-педагогической информации в виде коллекции, энциклопедии, каталога, хрестоматии, маршрута;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• электронная доска объявлений.

Важно, чтобы студенты-музыканты

воспринимали веб-квест как «увлекательное путешествие» по сети Интернет, предусматривающее запросы в различных поисковых системах, получение большого объёма информации, её анализ, систематизацию и дальнейшую презентацию.

Веб-квест может быть представлен дидактической структурой, направляющей самостоятельную учебную деятельность

студентов и очерчивающей её временные рамки. Е. Полат были сформулированы главные требования к структуре веб-квеста, которые сегодня являются общепринятыми, а именно:

1) вступление, в котором представляются требования и предлагается исходная игровая ситуация;

2) задание (проблема, вопросы, на которые студенты должны самостоятельно найти ответ исследовательским путём, какой результат должен быть достигнут);

3) ролевые позиции участников;

4) список информационных ресурсов (библиотеки, чаты, сайты);

5) описание процесса выполнения работы с распределением на этапы;

6) необходимые уточнения и объяснения по переработке полученной информации;

7) вывод - запланированный результат с указанием его значимости [24].

В целях повышения качества дистанционной работы в Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте проводился конкурс среди преподавателей на кейс - лучшие практики организации дистанционного образования. Кафедра музыкальной педагогики и исполнительства была представлена работой доцента Е. Веселовой. В состав кейса вошли нотные сборники для работы над репертуаром, теоретический материал по транспонированию, чтению с листа, подбору по слуху.

Для выяснения мнения студентов-заочников о проведении занятий в он-лайн-формате было проведено анкетирование. Подавляющее большинство из них (80%) положительно отозвались о данной форме обучения, отметив, что получили более широкие возможности для самообразования, ведь размещённые

материалы имеют множество примеров и аналогий, которые приносят неоценимую помощь при написании ВКР, а также практическую пользу для работы со школьниками.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением COVID-19, преподаватели кафедры музыкальной педагогики и исполнительства приобрели опыт защиты ВКР обучающимися-магистран-тами заочного отделения через скайп.

Студенты представляли свои дипломные проекты членам Государственной экзаменационной комиссии и иллюстрировали выступление с помощью видеопрезентации, что позволило им показать результаты апробации наиболее ярко и убедительно.

Так, например, Т. Барсова, маги-странтка по направлению подготовки 53.04.04 «Дирижирование», направленность «Дирижирование академическим хором», выполнила исследование по теме «Развитие хорового исполнительства духовных произведений (на примере Покровского собора г. Севастополя)». Она не только впервые выявила исполнительский стиль и манеру пения Камерного хора Покровского собора г. Севастополя, представила анализ исполнительской интерпретации «Концерта № 34» Д. Бор-тнянского в его исполнении, но и проиллюстрировала видео-исполнение этого произведения данным коллективом, что убедило членов комиссии в высоком уровне подготовки студенткой выпускной квалификационной работы.

Исполнительские конкурсы, инициаторами которых выступают преподаватели кафедры, также проводятся дистанционно. Тем самым появляется возможность участия в них и студентов из вузов других регионов. Наибольшей популярностью пользуется конкурс

вокалистов имени Николая и Милии Полуденных. Обучающиеся заочного отделения, работающие в школах, привлекают для участия в нём и своих учеников, тем самым демонстрируя собственные навыки использования технологии дистанционного обучения уже в профессиональной деятельности. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо смелее привлекать студентов к разработке и оформлению содержания дистанционных курсов, персонального веб-ресурса преподавателя и мониторинга учебного процесса од-ногруппников.

Заключение

Таким образом, будучи мобильным, дистанционный формат максимально учитывает специфику обучения студентов-заочников, создаёт комфортные условия для более тесного контакта с преподавателями, в том числе в рамках индивидуального консультирования без отрыва от

производства, с минимальными материальными и временными затратами. Благодаря беспрепятственности доступа к информационным ресурсам, расширяются возможности самостоятельной работы студентов, что даёт импульс к закреплению профессиональных компетенций и самореализации, а для преподавателей открываются разнообразные формы и методы обучения, индивидуализирующие процесс подготовки каждого студента-музыканта заочного отделения.

Названные доводы убеждают: дистанционное образование при создании определённых условий, устраняющих рассмотренные в статье риски, может и должно занять своё место в системе заочного образования, поскольку способно обеспечить качественную профессиональную подготовку педагогов-музыкантов, отвечающую требованиям современного общества, пробуждает потребность в непрерывном самоусовершенствовании, желание идти в ногу с развитием информационных технологий.

172

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Рогозин Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31-51.

2. Агарков Г. А., Сандлер Д. Г., Сущенко А. Д. Год после вспышки COVID-19: восприятие потенциальными студентами качества высшего образования в контексте цифровизации и смешанного обучения // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 4. С. 646-657.

3. Брызгалина Е. В., Алексеева Д. А., Дряева Э. Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 161-167.

4. Гилярова М. Г. Возможности электронного обучения для образования в условиях непрерывного развития информационных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 07(90). 2016. Ч. II. С. 80-82.

5. Жиброва Т. В., Фомина Н. Н. Moodle не панацея (о проблемах дистанционного образования в современном вузе) // Развитие современного вуза: новые методы и технологии: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. С. 330-337.

6. Жутова В. А., Сидунова Г. И. Модели применения дистанционной формы обучения в вузе // Архивариус. 2021. Т. 7. № 4 (58). С. 21-26.

7. Зыкова И. А., Расолько О. И. Использование системы дистанционного обучения Moodle при реализации образовательных программ в условиях вузовского обучения // Перспективы развития высшей школы. Материалы XII международной научно-методической конференции /

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 1 2022, vol. 10, no. 1

отв. ред. В. К. Пестис. Гродно, Гродненский государственный аграрный университет, 2019. С. 336-340.

8. Кулагина Ю. А., Морозова И. М. Организация самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-4 (103). С. 136-139.

9. Синицына Л. В. Дистанционное обучение в вузах: преимущества и недостатки // Психологическая наука и практика в современном обществе: реальность и тенденции развития. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е. Н. Ткач. Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, 2021. С. 277-284.

10. Сорокова М. Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 1. С. 34-49.

11. Яшина Л. И., Горева О. М. Проблемы внедрения дистанционного обучения в вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (61). С. 84-90.

12. Бондаренко А. В. Формирование познавательной самостоятельности будущих учителей музыки с использованием мультимедийных технологий: автореф. дисс. ... канд. педагогических наук: 13.00.02. Киев, 2013. 20 с.

13. Варнавская Л. И. Компьютерные технологии в музыкальном образовании // Музыкальное образование: философский, искусствоведческий и педагогический аспекты: монография / ред. Н. А. Овчаренко, Я. В. Шрамка. Кривой Рог: ФО-П Чернявский Д. О., 2018. С. 280-299.

14. Гаврилова Л. Обновление методов музыкального воспитания в профессиональной подготовке будущих учителей музыки в контексте информатизации современного искусствоведческого образования // Профессионализм педагога: теоретические и методические аспекты: сб. науч. трудов / гл. ред. Гаврилова Л. Г. Славянск: ГВУЗ «ДГПУ», 2016. Вып. 4. С. 15-24.

15. Заббарова М. М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки: автореф. дисс. ... канд. педагогических наук: 13.00.08. М., 2014. 28 с.

16. Филатов С. А. Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья: дисс. . канд. педагогических наук: 13.00.08. М., 2013. 202 с.

17. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов и её информационно-методическое обеспечение: учеб. пособие. Киев: Высшая школа, 1990. 248 с.

18. Фурсенко Т. Ф. Музыкальный досуг молодёжи: учебник для студентов по специальности: 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». 3-е изд. Ялта: РИО ГПА, 2015. 464 с.

19. Фурсенко Т. Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства: учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2021. 484 с.

20. Фурсенко Т. Ф. Особенности проектирования массовых мероприятий. URL: https://moodle. cfuv.ru/pluginfile.php/661085/ (дата обращения: 02.02.2022 г.).

21. Гуревич Р. С., Кадемия М. Ю., Козяр М. М. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании. Львов: Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности. 2012. 506 с.

22. Фурсенко Т. Ф. Методика формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в области организации музыкального досуга молодежи // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 91-100.

173

23. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2001. 271 с.

Поступила 03.02.2022; принята к публикации 21.03.2022.

Об авторе:

Фурсенко Татьяна Фёдоровна, доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (проспект Академика Вернадского, 4, Симферополь, Российская Федерация, 295007), кандидат педагогических наук, доцент tanya.fursenko.04@inbox.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

174

1. Rogozin D. M. Predstavleniya prepodavatelej vuzov o budushhem distantsionnogo obrazovaniya [Ideas of University Teachers about the Future of Distance Education]. Voprosy obrazovaniya [Education Issues]. 2021, no. 1, pp. 31-51 (in Russian).

2. Agarkov G. A., Sandler D. G., Sushchenko A. D. God posle vspyshki COVID-19: vospriyatie potentsial'nymi studentami kachestva vysshego obrazovaniya v kontekste tsifrovizatsii i smeshannogo obucheniya [The Year after the COVID-19 Outbreak: Potential Students' Perception of the Quality of Higher Education in the Context of Digitalization and Blended Learning]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education]. 2021, vol. 25, no. 4, pp. 646-657 (in Russian).

3. Bryzgalina E. V., Alekseeva D. A., Dryaeva E. D. Tsifrovye transformatsii pedagogiki: opyt povysheniya kvalifikatsii [Digital Transformations of Pedagogy: Experience of Professional Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2021, no. 5, pp. 161167 (in Russian).

4. Gilyarova M. G. Vozmozhnosti elektronnogo obucheniya dlya obrazovaniya v usloviyakh nepreryvnogo razvitiya informatsionnykh tekhnologij [Possibilities of E-learning for Education in the Conditions of Continuous Development of Information Technologies]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual Problems of Humanities and Natural Sciences]. 2016, no. 07(90), part II, pp. 80-82 (in Russian).

5. Zhibrova T. V., Fomina N. N. Moodle ne panatseya (o problemakh distantsionnogo obrazovaniya v sovremennom vuze) [Moodle is not a Panacea (On the Problems of Distance Education in a Modern University)]. Razvitie sovremennogo vuza: novye metody i tekhnologii [Development of a Modern University: New Methods and Technologies]. Collective Monograph. Ed. by A. Y. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra Publ., 2021, pp. 330-337 (in Russian).

6. Zhutova V. A., Sidunova G. I. Modeli primeneniya distantsionnoj formy obucheniya v vuze [Models of the Use of Distance Learning in Higher Education]. Archivarius. 2021, vol. 7, no. 4 (58), pp. 21-26 (in Russian).

7. Zykova I. A., Rasolko O. I. Ispol'zovanie sistemy distantsionnogo obucheniya Moodle pri realizatsii obrazovatel'nykh programm v usloviyakh vuzovskogo obucheniya [The Use of the Moodle Distance Learning System in the Implementation of Educational Programs

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 1 2022, vol. 10, no. 1

in the Conditions of University Education]. Perspektivy razvitiya vysshej shkoly [Prospects for the Development of Higher Education]. Proceedings of the XII International Scientific and Methodological Conference. Ed. by V. K. Pestis. Grodno: Grodno State Agrarian University Publ., 2019, pp. 336-340 (in Russian).

8. Kulagina Yu. A., Morozova I. M. Organizatsiya samostoyatel'noj raboty v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Organization of Independent Work in the Conditions of Distance Learning]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. 2021, no. 1-4 (103), pp. 136-139 (in Russian).

9. Sinitsyna L. V. Distantsionnoe obuchenie v vuzakh: preimushhestva i nedostatki [Distance Learning in Universities: Advantages and Disadvantages]. Psikhologicheskaya nauka i praktika v sovremennom obshhestve: real'nost' i tendentsii razvitiya [Psychological Science and Practice in Modern Society: Reality and Development Trends]. Collection of Scientific Papers Based on the Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Ed. by E. N. Tkach. Khabarovsk: Pacific State University Publ., 2021, pp. 277-284 (in Russian).

10. Sorokova M. G. Elektronnyj kurs kak tsifrovoj obrazovatel'nyj resurs smeshannogo obucheniya v usloviyakh vysshego obrazovaniya [Electronic Course as a Digital Educational Resource of Mixed Learning in Conditions of Higher Education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2020, vol. 25, no. 1, pp. 34-49 (in Russian).

11. Yashina L. I., Goreva O. M. Problemy vnedreniya distantsionnogo obucheniya v vuze [Problems of Introducing Distance Learning in Higher Education]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University]. 2019, no. 4(61), pp. 84-90 (in Russian).

12. Bondarenko A. V. Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti budushhikh uchitelej muzyki s ispol'zovaniem mul'timedijnykh tekhnologij [Formation of Cognitive Independence of Future Music Teachers Using Multimedia Technologies]. Extended Abstract of the PhD Thesis (Pedagogy). Kiev, 2013. 20 p. (in Russian).

13. Varnavskaya L. I. Kompyuternye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii [Computer Technologies in Music Education]. Muzykal'noe obrazovanie: filosofskij, iskusstvovedcheskij i pedagogicheskij aspekty [Music Education: Philosophical, Art and Pedagogical Aspects]. Monograph. Ed. by N. A. Ovcharenko, Ya. V. Shramka. Krivoy Rog: Chernyavsky D. O. Publ., 2018. pp. 280-299 (in Russian).

14. Gavrilova L. Obnovlenie metodov muzykal'nogo vospitaniya v professional'noj podgotovke budushhikh uchitelej muzyki v kontekste informatizatsii sovremennogo iskusstvovedcheskogo obrazovaniya [Updating Methods of Musical Education in the Professional Training of Future Music Teachers in the Context of Informatization of Modern Art History Education]. Professionalizm pedagoga: teoreticheskie i metodicheskie aspekty [Professionalism of a Teacher: Theoretical and Methodological Aspects]. Collection of Scientific Works. Ed. by Gavrilova L. G. Slavyansk: GVUZ DSPU Publ., 2016, issue 4, pp. 15-24 (in Russian).

15. Zabbarova M. M. Informatsionnye tekhnologii kak faktor samoobrazovaniya budushhego uchitelya muzyki [Information Technologies as a Factor of Self-Education of a Future Music Teacher]. Extended Abstract of the PhD Thesis (Pedagogy). Moscow, 2014. 28 p. (in Russian).

16. Filatov S. A. Muzykal'no-kompyuternye tekhnologii kak sredstvo professional'noj podgotovki studentov-muzykantov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Music and Computer Technologies as a Means of Professional Training of Students-Musicians with Disabilities]: PhD Thesis (Pedagogy), Moscow, 2013. 202 p. (in Russian).

175

17. Kozakov V. A. Samostoyatel'naya rabota studentov i eyo informatsionno-metodicheskoe obespechenie [Independent Work of Students and Its Informational and Methodological Support]. Textbook. Kiev: Higher School Publ., 1990. 248 p. (in Russian).

18. Fursenko T. F. Muzykal'nyj dosug molodyozhi [Musical Leisure of Youth]. Textbook for Students of the Specialty "Musicology and Music-Applied Art". 3rd ed. Yalta: RIO GPA Publ., 2015. 464 p. (in Russian).

19. Fursenko T. F. Teoriya i metodika prepodavaniya mirovoj khudozhestvennoj kul'tury i iskusstva [Theory and Methodology of Teaching World Art Culture and Art]. Textbook. 3rd ed. Saint-Petersburg: Lan' Publ.; Planeta muzyki Publ., 2021. 484 p. (in Russian).

20. Fursenko T. F. Osobennosti proektirovaniya massovykh meropriyatij [Features of the Design of Mass Events]. Available at: https://moodle.cfuv.ru/pluginfile.php/661085/ (accessed: 02.02.2022) (in Russian).

21. Gurevich R. S., Kademia M. Yu., Kozyar M. M. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v professional'nom obrazovanii [Information and Communication Technologies in Vocational Education]. Lviv: Lviv State University of Life Safety Publ., 2012. 506 p. (in Russian).

22. Fursenko T. F. Metodika formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushhego pedagoga-muzykanta v oblasti organizatsii muzykal'nogo dosuga molodezhi [Methodology of Formation of Professional Competence of the Future Teacher-Musician in the Field of Organization of Musical Leisure of Youth]. Professional'naya podgotovka budushhikh spetsialistov razlichnogo profilya [Professional Training of Future Specialists of Various Profiles]. Collective Monograph. Ed. by A. Yu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra Publ., 2019. pp. 91-100 (in Russian).

23. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the Education System]. Moscow: Akademiya Publ., 2001. 271 p. (in Russian).

Submitted 03.02.2022; revised 21.03.2022.

176

About the author:

Tatyana F. Fursenko, Associate Professor of the Department of Music Pedagogy and Performance of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" (Academician Vernadsky Avenue, 4, Simferopol, Russian Federation, 295007), PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, tanya.fursenko.04@inbox.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.