Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная образовательная среда / электронные образовательные ресурсы / инструменты организации удаленного обучения / дистанционное обучение / information educational environment / electronic educational resources / tools for organizing distance learning / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Э. Павлова

Ситуация в современном образовании характеризуется активным применением технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Возросла доступность открытых образовательных информационных ресурсов. Во время вынужденного удаленного дистанционного обучения все усилия были направлены на обеспечение непрерывности учебного процесса. Вернувшись в классы, преподаватели ощутили необходимость переосмыслить возможности и варианты применения цифровых образовательных технологий. Особенное значение изменения, связанные с организацией дистанционных форм обучения, приобретают для преподавателей-музыкантов, которые оказались в наименьшей степени подготовленными к ведению образовательного процесса в условиях реализации электронного обучения и широкого применения дистанционных технологий. Практика показала, что наиболее оптимальным вариантом формирования готовности преподавателя музыкальных дисциплин к ведению образовательной деятельности в дистанционном формате является создание профессионально направленной цифровой образовательной среды преподавателя-музыканта. В статье рассмотрены особенности работы преподавателя электронного музыкального инструмента в цифровой творческой образовательной среде, построенной на основе использования современных музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Э. Павлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT TEACHER

The situation in modern education is characterized by the active use of e-learning technologies, distance educational technologies. The availability of open educational information resources has increased. During the forced remote distance learning, all efforts are aimed at ensuring the continuity of the educational process. Returning to classrooms, the teachers felt the need to rethink the possibilities and options for using digital educational technologies. Of particular importance are the changes associated with the organization of distance learning for music teachers, who were least prepared to conduct the educational process in the context of the implementation of e-learning and the widespread use of distance learning technologies. Practice has shown that the most optimal option for forming the readiness of a music teacher to conduct educational activities in a remote format is to create a professionally directed digital educational environment for a teacher-musician. The article deals with features of work of an electronic musical instrument teacher in the digital creative educational environment of a musician teacher, built on the basis of the use of modern music computer technologies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА»

12. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

14. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

15. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

16. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

17. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

References

1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

2. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

3. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogorazvitiya. 2015; № 2: 86 - 90.

4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289 - 293.

5. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

6. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

8. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

9. Belov G.G., Gorbunova I.B. 'Elektronika v muzykal'nom iskusstve: velenie vremeni. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 207 - 210.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2015; № 6: 135 - 139.

11. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

12. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

16. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika'RI-2014': materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

17. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Pavlova L.E., MA student, Education and Methods Laboratory'Music Computer Technologies" of the Institute of Information Technologies

and Technological Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: avgusta14@list.ru

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT TEACHER. The situation in modern education is characterized by the active use of e-learning technologies, distance educational technologies. The availability of open educational information resources has increased. During the forced remote distance learning, all efforts are aimed at ensuring the continuity of the educational process. Returning to classrooms, the teachers felt the need to rethink the possibilities and options for using digital educational technologies. Of particular importance are the changes associated with the organization of distance learning for music teachers, who were least prepared to conduct the educational process in the context of the implementation of e-learning and the widespread use of distance learning technologies. Practice has shown that the most optimal option for forming the readiness of a music teacher to conduct educational activities in a remote format is to create a professionally directed digital educational environment for a teacher-musician. The article deals with features of work of an electronic musical instrument teacher in the digital creative educational environment of a musician teacher, built on the basis of the use of modern music computer technologies.

Key words: information educational environment, electronic educational resources, tools for organizing distance learning, distance learning.

Л.Э. Павлова, магистрант, Учебно-методическая лаборатория института информационных технологий и технологического образования

Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: avgusta14@list.ru

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Ситуация в современном образовании характеризуется активным применением технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Возросла доступность открытых образовательных информационных ресурсов. Во время вынужденного удаленного дистанционного обучения все усилия были направлены на обеспечение непрерывности учебного процесса. Вернувшись в классы, преподаватели ощутили необходимость переосмыслить возможности и варианты применения цифровых образовательных технологий. Особенное значение изменения, связанные с организацией дистанционных форм обучения, приобретают для преподавателей-музыкантов, которые оказались в наименьшей степени подготовленными к ведению образовательного процесса в условиях реализации электронного обучения и широкого применения дистанционных технологий. Практика показала, что наиболее оптимальным вариантом формирования готовности преподавателя музыкальных дисциплин к ведению образовательной деятельности в дистанционном формате является создание профессионально направленной цифровой образовательной среды преподавателя-музыканта. В статье рассмотрены особенности работы преподавателя электронного музыкального инструмента в цифровой творческой образовательной среде, построенной на основе использования современных музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, инструменты организации удаленного обучения, дистанционное обучение.

Опыт, приобретённый в результате дистанционного обучения всеми субъектами образовательной среды, дает возможность пересмотреть, переосмыслить вариативность цифровой образовательной среды. Перспективы применения электронных образовательных ресурсов в музыкальном образовании открывают

фактически безграничный спектр для деятельности современного преподавателя. Осмысление перспективных вариантов применения, имеющих существенные отличия в сравнении с традиционными, способствует принятию преподавателем решений о необходимости внесения изменений в профессиональную деятель-

ность в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде. Сегодня знания растут с новой скоростью. А это, в свою очередь, означает, что мы формируем свою действительность целиком на основе нашего знания. Жизнь требует постоянного критического и кардинального переосмысления идей, лежащих в фундаменте современной цивилизации. Основа конкуренции в области образования - информация, доступная глобально. Новые технологии дают ключ к всё более грандиозному объему информации. Но превратится ли все увеличивающийся поток информации в настоящие знания? Здесь масса вызовов, которые постоянно множатся. Механизмы передачи знаний сегодня находятся в руках всё меньшего количества людей, а распространяемые ими лозунги все чаще пропагандируют монокультуру потребления. Когда эта культура восхваляется как единственная, к которой нужно стремиться, то это способствует сохранению и даже укреплению экономического неравенства. Кроме того, в таких условиях все большее количество людей остается за границами круга сведущих. Те знания, которыми они владели когда-то, сегодня уже не столь востребованы. Так, согласно проводимым исследованиям, сегодня более трети знаний, полученных в вузовском образовании, устаревают сразу же по окончании процесса обучения (см., например, работы [1; 2; 3]). Жизнь динамичнее, чем процесс развития (и особенно - использования) новых педагогических и образовательных технологий. Обостряется проблема обновления современных знаний у самих носителей профессионального опыта - преподавателей. А для каждого человека, в частности, это означает, что он должен быть готов повышать свою квалификацию и получать новые знания непрерывно, постоянно работать над собой и развивать в себе способности, которые позволили бы ему быстро приспособиться к смене ситуации и эффективно и оперативно адаптироваться к новым условиям.

Наряду с формированием предметных знаний речь идет и о так называемых «soft skills» [4], то есть гибкости, способности работать в команде, самостоятельности, умении решать проблемы, выносливости, мобильности, культурной и интеркультурной компетентности. Однако, как это ни парадоксально, именно наука и техника являются, возможно, самыми важными источниками растущей открытости и, соответственно, неопределенности современных общественных отношений. Сегодня можно найти много разных парадигм, прогнозов, которые утверждают, что руководство, планирование и прогнозирование становятся все более сложными, а общество - чем дальше, тем все более хрупким, и ответственность за это возлагается как на глобализацию (о которой все еще много спорят), так и на потерю власти - вследствие все ускоряющегося роста и распространения знаний. Общество будущего - это мир бурного приращивания знаний. В этих условиях концепция образования рассматривает идеал образованности через знание и познание. Образование является способом передачи социально-культурного опыта человечества, одним из основных компонентов которого является наука. Она и создает для образования новые способы и методы мышления, формирует все более эффективные инновационные модели и стратегии его развития. Современным идеалом познания мира в образовании стало получение максимально точного, доказательного знания, а целью познания человека - формализованный образ мира, который передает основное содержание накопленных знаний и систему взглядов, расширяющих взаимодействие человека с внешним материальным миром. Сейчас специалисты и эксперты акцентируют внимание на том, что глубокая фундаментальная подготовка и научная работа спасут современное образование. Но развитие образования и исследовательский процесс в науке преследуют разные цели [5].

Особенное значение приобретают для преподавателей-музыкантов, которые оказались в наименьшей степени подготовленными к ведению образовательного процесса в условиях реализации электронного обучения и широкого применения дистанционных технологий, изменения, связанные с организацией дистанционных форм обучения и новых образовательных потребностей в Школе цифрового века (см., например, работу [6]). Практика показала, что наиболее оптимальным вариантом формирования готовности преподавателя музыкальных дисциплин к ведению образовательной деятельности в дистанционном формате является создание профессионально направленной цифровой образовательной среды преподавателя-музыканта. Рассматривая специфику работы преподавателя-музыканта в цифровой творческой образовательной среде, будем акцентировать внимание на особенностях ведения учебной деятельности преподавателя электронного музыкального инструмента [7; 8], во многом определяющей и предвосхищающей новые подходы и методы ведения образовательной деятельности, построенной на основе использования цифровых и современных музыкально-компьютерных технологий [9; 10].

Что такое информационная образовательная среда для преподавателя электронного музыкального инструмента? Какие ресурсы должны быть задействованы? Что может помочь в профессиональном развитии преподавателя? Новая реальность ставит перед современным преподавателем вопрос о непрерывном процессе получения знаний. Это важно для работы, для гармоничного существования в профессии. В информационно-образовательную среду профессиональной деятельности преподавателя входит много аспектов: это и

Библиографический список

1.

2.

коммуникационные ресурсы, и цифровые платформы, и сайты, и электронная почта, и цифровые доски, и многое другое. Для проведения успешных занятий дистанционно необходимо задействовать все цифровые возможности. Так, например, месседжеры VK и WhatsApp полезны для организации взаимодействия как с коллегами, так и с учениками и их родителями. На базе цифровой платформы удобно проводить занятия офлайн с подробными инструкциями, тестами и видеоматериалами. Занятия онлайн удобно проводить либо в Skype, либо в Zoom. Сайт для организации занятий, лекций и концертов онлайн может быть незаменим в работе преподавателя. С помощью цифровой доски Padlet можно знакомить с полезными материалами, организовывать концерты. На базе Core можно делать уроки с различными видами электронных ресурсов.

Однако одной из наиболее значимых проблем ведения занятий по музыкальным дисциплинам удалённо (процессе реализации образовательного процесса в детской школе искусств и особенно - на начальном этапе процесса обучения) остаётся проблема качества проведения как индивидуальных занятий по обучению исполнительскому мастерству игре на специальном (в нашем случае -электронном) музыкальном инструменте, так и организация групповых форм занятий (особенно - ансамблевое музицирование, хоровой класс, композиция, слушание музыки и др.). В первую очередь ряд проблем связан с синхронностью звуковоспроизведения, с особенностями и качеством музыкального звука, передаваемого на расстояние, и многими проблемами такого рода, объединёнными с реализацией процесса создания (моделирования - см. работы [11 - 15]) и восприятия синтезированного музыкального звукотембра [16; 17].

В учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного университета им. А.И. Герцена в течение двух десятилетий учёные, музыканты и программисты занимаются проблемами организации музыкально-образовательного процесса в новой творческой образовательной среде. Ещё задолго до возникновения ситуации, связанной с вынужденным переходом на дистанционную форму образовательного процесса и, соответственно, подготовку образовательного контента, научно-педагогическое сообщество УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» успешно реализо-вывает новые образовательные подходы и методы работы в условиях функционирования информационной творческой образовательной среды, характерной особенностью которой является создание цифрового контента (соответствующих электронных образовательных ресурсов и учебных пособий, имеющих методическое сопровождение в сетевом образовательном пространстве (см., например: [18 - 21])) и интерактивной сетевой образовательной системы для осуществления процесса обучения музыке [22; 23]. Новые подходы к организации учебной работы с участием системы дистанционного обучения MOODLE реализуются в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» в системе дополнительного профессионального образования на протяжении нескольких лет. Сотрудниками, аспирантами и докторантами, занимающимися разработкой профессионально ориентированной информационной образовательной среды, подготовлены материалы, которые носят исследовательской и методический практико-ориенти-рованный характер. В 2019 - 2020 и 2020 - 2021 учебных годах результаты, полученные ранее в процессе успешной практической деятельности, проводимой в системе дополнительного профессионального образования (см. работы [24; 25], оказалось возможным (и необходимым!) перенести в систему основного образования для обучения бакалавров образования (см., например, работы [26; 27; 28]).

Отметим, что особенные сложности процесс реализации дистанционных форм музыкального образования приобретает для системы инклюзивного музыкального образования. Ряд сотрудников, аспирантов и докторантов УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» профессионально и взвешенно подошли к рассмотрению данных вопросов, а главное - предложили реальные пути решения возникших проблем, результаты практического и исследовательского опыта которых представлены, например, в работах А.А. Говоровой, А.М. Воронова, С.А. Морозова, выполняемых под руководством профессора И.Б. Горбуновой (см.: [29 - 32]).

Акцентирование внимания педагогов-исследователей, осуществляющих музыкально-образовательный процесс в новых условиях, на том, что современное музыкальное образование нуждается в новых, иных по сравнению с традиционными методами и формами ведения музыкальных занятий, подходах и технологиях (например, активное использование визуальных средств - см., например, в работе [33]), что, в свою очередь, является импульсом для проведения соответствующих исследований в области музыкальной науки и смежных научных направлений гуманитарного и естественнонаучного профилей [34]. Формирование комплексного научного подхода к системе современного музыкального образования, основанного на социокультурных исследованиях и достижениях современных информационных и музыкально-компьютерных технологий, обусловливает возможность формирования глубокой по содержанию фундаментальной подготовки преподавателя музыкальных дисциплин, способного вести успешную профессиональную учебную деятельность в современной профессионально ориентированной информационной образовательной среде.

Блинов В.И., Дулинов М.В. и др. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Издательство «Перо», 2019. Бобылева О.А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения в отечественной дидактике: середина 50-х - 80-е гг. XX века. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Хабаровск, 2008.

3. Warschauer M. The Digital Divide and Social Inclusion. Americas Quarterly. 2012; Vol. 6, № 2: 131 - 139.

4. Бакурова О.Н., Пузанова Е.Д. Формирование навыков «soft skills» у учащихся старших классов с различным уровнем метакогнитивных знаний и навыков. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; № 6. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-navykov-soft-skills-u-uchaschihsya-starshih-klassov-s-razlichnym-urovnem" metakognitivnyh-znaniy-i-navykov

5. Fishman B., Dede C., Means B. Teaching and Technology: New Tools for New Times. AERA. 2016.

6. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

7. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; № 22: 233 - 239.

8. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013: 7 - 12.

10. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

11. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

12. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

13. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

14. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

16. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

17. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

18. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013; Т. 1.

19. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016; Т. 2.

20. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4.

21. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

22. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

23. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

24. Балабанова Е.А., Горбунова И.Б., Лукаш Д.Н., Ясинская О.Л. О программе повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 223 - 227.

25. Балабанова Е.А., Гончарова М.С., Горбунова И.Б., Панкова А.А. Программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании»: организационно-педагогические условия реализации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 227 - 231.

26. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Обучение студентов бакалавриата по программе «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей»: есть первый результат. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 231 - 235.

27. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Обучение студентов бакалавриата по программе «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» в условиях реализации дистанционного образовательного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 235 - 238.

28. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Обучение студентов бакалавриата по программе «Основы художественной информатики»: особенности структуры и содержание. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 238 - 241.

29. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

30. Горбунова И.Б., Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; № 12: 470 - 477.

31. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

32. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

33. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

34. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

References

1. Blinov V.I., Dulinov M.V. i dr. Proekt didaktichesko!koncepciicifrovogoprofessional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2019.

2. Bobyleva O.A. Razvitie idei celepolaganiya v postroenii obucheniya v otechestvenno! didaktike: seredina 50-h - 80-e gg. XX veka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Habarovsk, 2008.

3. Warschauer M. The Digital Divide and Social Inclusion. Americas Quarterly. 2012; Vol. 6, № 2: 131 - 139.

4. Bakurova O.N., Puzanova E.D. Formirovanie navykov «soft skills» u uchaschihsya starshih klassov s razlichnym urovnem metakognitivnyh znanii i navykov. Mirnauki. Pedagogika ipsihologiya. 2019; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-soft-skills-u-uchaschihsya-starshih-klassov-s-razlichnym-urovnem-metakognitivnyh-znaniy-i-navykov

5. Fishman B., Dede C., Means B. Teaching and Technology: New Tools for New Times. AERA. 2016.

6. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

7. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestvennogorazvitiya. 2015; № 22: 233 - 239.

8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2015; № 6: 135 - 139.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kultura iiskusstvo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.

10. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

11. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

13. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

15. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

16. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

17. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

18. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2013; T. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016; T. 2.

20. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

21. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

22. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

23. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

24. Balabanova E.A., Gorbunova I.B., Lukash D.N., Yasinskaya O.L. O programme povysheniya kvalifikacii "Tehnologii sozdaniya audiovizual'nyh proektov". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 223 - 227.

25. Balabanova E.A., Goncharova M.S., Gorbunova I.B., Pankova A.A. Programma professional'noj perepodgotovki "Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii": organizacionno-pedagogicheskie usloviya realizacii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 227 - 231.

26. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Obuchenie studentov bakalavriata po programme "Informacionnye tehnologii v hudozhestvenno-'esteticheskom obrazovanii detej": est' pervyj rezul'tat. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 231 - 235.

27. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Obuchenie studentov bakalavriata po programme "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v dopolnitel'nom hudozhestvenno-'esteticheskom obrazovanii detej" v usloviyah realizacii distancionnogo obrazovatel'nogo processa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 235 - 238.

28. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Obuchenie studentov bakalavriata po programme "Osnovy hudozhestvennoj informatiki": osobennosti struktury i soderzhanie. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 238 - 241.

29. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

30. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 12: 470 - 477.

31. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

32. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

33. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

34. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Spindonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: olspi@inbox.ru

ON THE PREPARATION OF FUTURE MUSIC TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ETHNOMUSICOLOGICAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN YAKUTIA. In Yakutia, interethnic stability is preserved in the interaction of Western and Eastern civilizations, Slavic and Turkic culture, Muslim, Christian and Buddhist religions. For a multi-ethnic republic, such as Yakutia, these trends determine the increasing role of the music teacher as a carrier of the national and musical-cultural traditions of the people of Yakutia. In these conditions, professional training of future music teachers is of particular importance, since using the traditions of ethnomu-sicological culture, relying on spiritual values, the future music teacher will have to solve pedagogical problems related to the problems of globalization, peculiarities of monocultural musical education, as well as identifying the beginning of their national exclusivity. The article deals with organizational and pedagogical conditions for preparation of future music teachers in the system of professional education for the development of the ethnomusicological culture of adolescents of the Republic of Sakha (Yakutia). The author also analyzes ways of using modern information and music computer technologies in the formation of the ethnomusicological culture of college students.

Key words: information technologies in music, musical creativity, musical education, music computer technologies, Republic of Sakha (Yakutia), ethnomusicological culture.

О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж имени С.Ф. Гоголева», аспирант Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: olspi@inbox.ru

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К РАЗВИТИЮ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ЯКУТИИ

В Якутии при взаимодействии западной и восточной цивилизаций, славянской и тюркской культуры, мусульманской, христианской и буддийской религии сохранена межнациональная стабильность. Для полиэтнической республики, каковой является Якутия, обозначенные тенденции детерминируют возрастание роли учителя музыки как носителя национальных и музыкально-культурных традиций народа Якутии. В этих условиях профессиональная подготовка будущих учителей музыки приобретает особое значение, так как, используя традиции этномузыкальной культуры, опираясь на духовные ценности, будущему учителю музыки предстоит решать педагогические задачи, связанные с проблемами глобализации, особенностями монокультурного музыкального образования, а также идентифицирующее начало своей национальной исключительности. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей музыки - студентов педагогического колледжа в системе профессионального образования к развитию этномузыкальной культуры подростков Республики Саха (Якутия). Автор статьи также анализирует возможности использования современных информационных и музыкально-компьютерных технологий в формировании этномузыкальной культуры студентов колледжа.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке, музыкальное творчество, Республика Саха (Якутия), этномузыкальная культура.

Музыкальная культура сегодня является одной из наиболее медиатизи-рованных сфер художественной деятельности. Музыка охватывает все сферы жизнедеятельности человека, формирует особую культурную, языковую и информационную среду [1]. Анализ современной музыкальной культуры в ее сопоставлении и связях с общими социокультурными процессами представляет собой монокультурное информационное пространство. Взаимодействие различных музыкальных культур, Интернет, медийность, технологизация музыки, её «циф-ровизация» позволяют осмысливать музыку как целостную цивилизационную систему, включённую в современную мировую художественную, аудиовизуальную и собственно музыкальную культуру [2; 3].

Глобализация мира, которая, с одной стороны, способствует сближению стран и народов, усиливает их взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности, с другой - представляет угрозу для сохранения этнического своеобразия

всех народов, уникальности их культуры. В этих условиях особенно возрастает роль этномузыкального воспитания подростков, поскольку именно искусство, музыкальная культура наиболее ярко и образно воспитывают духовно-нравственные качества личности человека. Среди всех видов искусства музыка занимает особое место, развивая высшие духовные ценности, она ориентирует подрастающего члена общества на созидание наполненного смыслом и творческим потенциалом образа деятельности и действий (см., например, в работах [4; 5]).

В нашем исследовании рассматривается особый регион России - Республика Саха (Якутия), в которой происходит пересечение западной и восточной цивилизаций, славянской и тюркской культур, мусульманской, христианской и буддийской религий. В настоящее время в республике проживают представители более 130 наций и народностей, принадлежащих к 46 религиозным конфессиям. Основные коренные жители республики - якуты, эвены, эвенки, долганы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.