Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОСТИ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ'

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОСТИ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная информатика / музыкально-компьютерные технологии / повышение квалификации / профессиональная переподготовка / электронные клавишные синтезаторы / musical informatics / music computer technologies / advanced training / electronic keyboard synthesizers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Н. Бажукова

В работе рассмотрена необходимость приобретения знаний преподавателями музыкальных дисциплин в области музыкальной информатики. Намечены основные образовательные подходы и принципы повышения операционности знаний в данной области с применением музыкально-компьютерных технологий, электронного музыкального синтезатора, цифровой образовательной среды. Приведён тематический план дисциплины «Музыкальная информатика», который имеет модульный принцип в структуре построения учебного плана и зависит от уровня владения знаниями педагогов-музыкантов в области информатики и музыкально-компьютерных технологий и от характера конкретной образовательной программы дополнительного образования (программа профессиональной переподготовки, курс повышения квалификации). Проведено исследование и представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов, направленных на апробацию результатов введения в образовательную деятельность педагогов-музыкантов методики преподавания дисциплины «Музыкальная информатика», способствующей преодолению формализма знаний в данной области знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Н. Бажукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A RESOURCE FOR IMPROVING THE OPERATIONAL KNOWLEDGE OF A MUSIC TEACHER IN MUSICAL INFORMATICS

The paper considers the need for teachers of music disciplines to acquire knowledge in the field of music informatics. The main educational approaches and principles of increasing operational knowledge in this area with the use of music and computer technologies, electronic music synthesizer, digital educational environment are outlined. The thematic plan of the discipline “Musical Informatics” is presented, which has a modular principle in the structure of the curriculum and depends on the level of knowledge of music teachers in the field of computer science and music and computer technologies and on the nature of a specific educational program of additional education (professional retraining program, advanced training course). The research is carried out and the results of the ascertaining and formative experiments aimed at testing the results of the introduction of the methodology of teaching the discipline “Musical Informatics” into the educational activities of music teachers, which contributes to overcoming the formalism of knowledge, are presented.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОСТИ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ»

УДК 378

Bazhukova E.N., postgraduate, senior methodologist, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University

of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A RESOURCE FOR IMPROVING THE OPERATIONAL KNOWLEDGE OF A MUSIC TEACHER IN MUSICAL INFORMATICS. The paper considers the need for teachers of music disciplines to acquire knowledge in the field of music informatics. The main educational approaches and principles of increasing operational knowledge in this area with the use of music and computer technologies, electronic music synthesizer, digital educational environment are outlined. The thematic plan of the discipline "Musical Informatics" is presented, which has a modular principle in the structure of the curriculum and depends on the level of knowledge of music teachers in the field of computer science and music and computer technologies and on the nature of a specific educational program of additional education (professional retraining program, advanced training course). The research is carried out and the results of the ascertaining and formative experiments aimed at testing the results of the introduction of the methodology of teaching the discipline "Musical Informatics" into the educational activities of music teachers, which contributes to overcoming the formalism of knowledge, are presented.

Key words: musical informatics, music computer technologies, advanced training, electronic keyboard synthesizers.

Е.Н. Бажукова, соискатель, ст. методист Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,

РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОСТИ ЗНАНИЙ

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ

В работе рассмотрена необходимость приобретения знаний преподавателями музыкальных дисциплин в области музыкальной информатики. Намечены основные образовательные подходы и принципы повышения операционности знаний в данной области с применением музыкально-компьютерных технологий, электронного музыкального синтезатора, цифровой образовательной среды. Приведён тематический план дисциплины «Музыкальная информатика», который имеет модульный принцип в структуре построения учебного плана и зависит от уровня владения знаниями педагогов-музыкантов в области информатики и музыкально-компьютерных технологий и от характера конкретной образовательной программы дополнительного образования (программа профессиональной переподготовки, курс повышения квалификации). Проведено исследование и представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов, направленных на апробацию результатов введения в образовательную деятельность педагогов-музыкантов методики преподавания дисциплины «Музыкальная информатика», способствующей преодолению формализма знаний в данной области знаний.

Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкально-компьютерные технологии, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, электронные клавишные синтезаторы.

В процессе анализа места и роли музыкальной информатики в системе подготовки педагога-музыканта была определена проблема, связанная с возможностью реализации процесса обучения музыкальной информатике педагогов-музыкантов в системе постдипломного образования, в основе которой лежит использовании музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2] и электронного музыкального синтезатора (ЭМС) [3]. В предложенной нами методике обучения музыкальной информатике преподавателей музыкальных дисциплин учтены принципы междисциплинарного отбора содержания обучения. Методика выстроена на применении МКТ и ЭМС. Данные цифровые инструменты музыканта становятся средством на пути преодоления формализма знаний в области информационных технологий в системе подготовки педагога-музыканта [4; 5].

Для выявления причин появления формализма мы обратились к трудам учёных различных областей знаний: эстетике, искусстве, литературе математике. Опираясь на исследования и применив условия цифровой реальности, мы определили, что педагог-музыкант должен овладеть знаниями, умениями и навыками работы в сетевом информационно-образовательном пространстве с применением новых инструментов МКТ и ЭМС.

Проанализировав всё вышеперечисленное, мы выявили необходимость создания методики обучения музыкальной информатике педагогов-музыкантов с использованием МКТ и ЭМС, тем самым определили актуальную задачу внедрения в систему повышения квалификации педагогов-музыкантов дисциплины «Музыкальная информатика».

Опираясь на труды Ананьева А.Н. [6], В.О. Белунцова [7], ГГ. Белова [8], А.В. Горельченко, И.Б. Горбуновой [9 - 12], М.С. Заливадного [13 - 17], А. Ка-мериса [18], Э.В. Кибиткиной [19], Королёва А.А. [20], И.М. Красильникова [21], Е.А. Ложаковой [22], А.А. Панковой [23], Плотникова К.Ю. [24], С.П. Полозова [25], П.Д. Родионова [26], А.В. Харуто [27], С.В. Чибирёва [28 - 31] и др., мы сформулировали подходы к разработке методики преподавания музыкальной информатики с эффективным использованием новых технологий, применением МКТ и современных цифровых инструментов. Современные цифровые технологии входят в музыкальное образование. В учреждениях начального, среднего и высшего образования стали применяться цифровые инструменты, такие как музыкальный компьютер, синтезатор, планшет с специальными программными приложениями, интерактивные доски, мультимедиа и т.д. Преподаватели-музыканты остро ощущают потребность в применении данных цифровых инструментов, но информационная грамотность не позволяет им в полной мере узнать возможности и научиться использовать их в своей педагогической практике. Темпы развития информационных технологий, новинки в сети Интернет: программные приложения для музыкантов, программы online для работы со звуком, виртуальные студии и т.д. - всё появляется и стремительно обновляется новыми ресурсами для работы с музыкой. Невозможно «искать» в «цифровой паутине» то, что мы не знаем. Многие педагоги-музыканты и не предполагают, что сами могут легко

отредактировать звуковой файл: обрезать, перевести в другой формат, сделать минус, изменить тональность, объединить несколько файлов в одну композицию и т.д., всё это и многое другое стало возможно сделать благодаря использованию сети Интернет и программным приложениям, которые не нужно устанавливать на компьютер, которые работают с помощью браузера. Проблема в том, что у многих преподавателей нет начальных знаний в области молодой науки - музыкальной информатики, в связи с чем прослеживается формализм знаний, неумение применять новые возможности и методики с использованием цифровых инструментов. Выход из данной ситуации - в освоении электронного цифрового инструментария: МКТ, ЭМС, сетевой среды, их возможностей и внедрение данных инструментов в педагогическую практику. Знакомство с возможностями виртуальных инструментов, работа со звуковым пространством, получение знаний в области звукорежиссуры, аранжировки, композиции помогает решению основной задачи - повышение операционности знаний в области информационных технологий и музыкальной информатики в целом у педагогов-музыкантов. Применяя цифровые инструменты: МКТ и ЭМС, педагог-музыкант сможет решить образовательные, воспитательные, развивающие задачи; сочетание творческих замыслов и освоение музыкально-компьютерных технологий поможет раскрытию творческого потенциала обучающихся.

В процессе формирования методики преподавания музыкальной информатики педагогам-музыкантам мы определили основные образовательные подходы и принципы преодоления формализма знаний в области музыкальной информатики и разработали методику обучения музыкальной информатике педагогов-музыкантов. Для выявления проблемы теории и методики обучения музыкальной информатике мы провели тематический анализ дисциплины «Музыкальная информатика» на различных ступенях образования: школа - училище - вуз. В процессе анализа выявили отсутствие упорядоченной системы преподавания и единых учебных программ; определённых требований к уровню знаний обучающихся по данной дисциплине. В каждом учебном заведении дисциплина «Музыкальная информатика» трактуется по-разному, содержание зависит от кадрового состава и материального обеспечения учебного учреждения.

Мы сформировали тематический план дисциплины «Музыкальная информатика» и разработали модули с различным количеством часов, отведённым для обучения по данной дисциплине (18 часов; 36 часов и 72 часа), с возможностью варьирования тематического содержания (табл. 1).

Разработанные занятия для слушателей программы повышения квалификации входят в программу «Музыкальная информатика» и как элементы - в следующие программы: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», а также в программы профессиональной переподготовки.

Таблица 1

Тематический план дисциплины «Музыкальная информатика» с различным количеством часов, отведённым для обучения по данной дисциплине

Темы дисциплины Часы 18 часов 36 часов 72 часа

1. Введение 1 + + +

2. Музыка, математика, информатика: грани взаимодействия 2 + + +

3. Архитектоника акустического и цифрового музыкального звука 2 + + +

4. Музыкальные синтезаторы 2 + + +

5. Технологии звукового синтеза 2 + + +

6. Музыкальный компьютер 4 + + +

7. Лаборатория звука. Digital Audio Workstation 6 + +

8. Цифровой музыкальный синтезатор как современный программно-аппаратный комплекс обучения музыкальной информатике 8 + +

9. Программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта 6 + +

10. Online сервисы в помощь педагогу-музыканту 5 + + +

11. Создание мультимедийных пособий 8 +

12. Подготовка партитуры к публикации 8 +

13. Создание и разработка контента цифровой образовательной среды преподавателя-музыканта 8 +

14. Практическая работа 12 +

Цифровые технологии открыли новую область знаний музыкантов - синтез техники и музыкального искусства, в связи с чем расширилось представление музыкантов о звуке, его формировании с применением цифровых средств, и, как итог музыкально-компьютерных технологий внесло корректировки в методическую и методологическую организацию образовательного процесса. Актуальными стали программы, в которых учитывается применение МКТ с целью творческой самореализации педагога-музыканта.

Опираясь на исследования ведущих учёных, оценив востребованность новых средств музыкального творчества и образования (МКТ, ЭМС), мы разработали цифровую образовательную среду (ЦОС) «Школа музыки online» для педагогов-музыкантов, в которой реализуется главная задача - информационная поддержка и платформа для творческой самореализации.

МКТ, ЭМС и цифровая образовательная среда способствуют самообразованию педагога-музыканта, побуждают его на осознанное применение информационного контента и переоценку знаний и умений, в связи с чем появляется потребность формирования собственной ЦОС. В сетевой среде педагог-музыкант может не только раскрыть свой творческий потенциал, но и сформировать платформу для дистанционных занятий, сетевых музыкальных продуктов, конкурсов, форумов и т.д., находя тем самым единомышленников в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, современные средства МКТ дают возможность организовать процесс обучения людей с ограниченными возможностями здоровья в ЦОС (см. подробнее в работах [32; 33]).

Ситуация доказала необходимость владения современными средствами организации обучения с использованием технологий, методов и форм дистанционного обучения и средствами для формирования цифровой образовательной среды педагога-музыканта.

При создании модели сетевого образовательного взаимодействия мы определили, что для функционирования и развития цифровой образовательной среды необходимо сотрудничество участников среды, где каждый может внести свой вклад в развитие и поддержку созданного ресурса: размещение ссылок на важные ресурсы, личные профессиональные сайты. Сетевая образовательная среда педагога-музыканта - это ресурс, в котором отражается его педагогическая деятельность, у него появляется возможность разместить видео мастер-классов, уроков, педагогических встреч, выступлений на конференциях, выступлений учащихся класса на концертах, фестивалях, конкурсах и т.д. Новая возможность организации сетевых конкурсов, викторин, фестивалей, как классных, школьных, так и в содружестве с коллегами, педагогами-единомышленниками. В сетевой среде появляется возможность организовать размещение обучающих познавательных продуктов, таких как ссылки на фильмы и мультфильмы с материалом о творчестве композиторов, известных музыкантов; разместить аудиофайлы музыкальных произведений, концертные выступления известных музыкантов, коллективов и т.д. МКТ и ЭМС мы рассматриваем как средство вхождения в цифровую среду, овладение данными музыкальными инструментами, при помощи привычных для музыкантов действий (игра на музыкальном инструменте) они без особых затруднений осваивают информационные технологии.

Овладение МКТ помогает «обогатить и расширить процесс обучения музыке с использованием МКТ, позволяет создать оптимальные условия для реализации нового типа сетевых взаимодействий преподавателя-музыканта» [34, с. 22] в процессе создания художественного произведения с опорой на МКТ и цифро-

вые технологии работы со звуком [35] и аудиовизуальные технологии [36]. ЭМС инструменты с очень интересной и плодотворной историей развития, ни один акустический инструмент не прошёл такой путь совершенствования, а главное, этот путь бесконечен. Новые технологии с новыми возможностями музыкального творчества необходимы любому музыканту и композитору. Необычные звучания новых цифровых инструментов в сочетании классических музыкальных инструментов - звуковой симбиоз XXI века, новые взгляды на музыкальное искусство, которые сформировались с участием новых технологий и цифровых музыкальных инструментов.

Для подтверждения нашей гипотезы была проведена экспериментальная проверка результатов исследования и обоснованы результаты педагогического эксперимента.

В 2013 году в процессе профессиональной переподготовки по программе «Преподавание электронного клавишного синтезатора» был обнаружен разный уровень знаний по музыкальной информатике у слушателей программы. Выявлен формализм знаний по музыкальной информатике, в связи с чем была поставлена задача разработки модуля «Музыкальная информатика» для преподавателей-музыкантов всех специальностей и включения его в различные программы профессиональной переподготовки преподавателей-музыкантов. В процессе апробации в 2018 году модуль «Музыкальная информатика» был утверждён в качестве самостоятельной дисциплины, а также она введена в программы профессиональной переподготовки: «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в образовательных учреждениях»; «Преподавание электронных музыкальных инструментов в образовательных учреждениях»; «Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании»; «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации».

Педагогический эксперимент был организован в период с 2013 - 2020 годы и проведён в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в рамках дисциплин, входящих в курс повышения квалификации и профессиональные переподготовки преподавателей-музыкантов детских музыкальных школ, детских школ искусств (ДМШ и ДШИ) Ленинградской области, Московской области, Пермского края, городов: Курск, Нижний Тагил, Москва, Тверь, Мирный (Республика Саха), Якутск, Санкт-Петербург Эстонии и др.

Констатирующий эксперимент заключался в анкетировании, в которое входили вопросы на выявление уровня знаний в области музыкальной информатики; использования цифровых технологий в современном музыкальном образовании и творчестве; глубины понимания проблем использования цифровых информационных технологий в современном музыкальном образовании и творчестве; отношения респондентов к существующей методике включения цифровых информационных технологий в музыкально-образовательный процесс педагогических вузов; мнений респондентов учебного эксперимента и их предложений по совершенствованию форм и методов преподавания на современном этапе развития информационных технологий с применением МКТ, ЭМС и ЦОС.

В ходе анкетирования мы получили данные, свидетельствующие о том, что знания по музыкальной информатике у опрашиваемых неполные.

В процессе эксперимента уровень знаний у педагогов-музыкантов по музыкальной информатике составлял 28% - начальный (отсутствие сформированных знаний и умений), 52% - средний (базовые знания по музыкальной информатике, знания и умение работы с применением МКТ и ЭМС), 20% - владение знаниями

в области MKT, Эмс и цифровойсреды орименение этих знаний в педагогической деятельности.

Вторзй эоаирстледова^- Цеиь эдара - пдо-

верка результативности применения разработанной методики по информатике ДЛЯВ^^^С^ГОВ-МуЗЫКаиТМР х ЗйаВИЙИРНВЫКтВ в

применением мКи, ЭМС и ЦОС. Для определения итогов группе преподавателей-музыкантов, имеющих стаж работы не менее трех лет, было предложено вдпючиньсяв опытно-мктперимедтальзуд гтуювм тю пвоведертю и обраЭовке результатов проведенной работы. Участники эксперимента прошли специальную подэтовкди зониюаиисзпо пдограмма м, предложенным автором статьи.

В течение всего эксперимента наряду с проверкой качества знаний обуча-хмыв пмоВйужваемым вопрвсаяиспмлмзовылихь серирмет^э^игто выявюевсю эффективности работы с использованием МКТ, ЭМС и ЦОС педагогов-музыкан-тсв и птиммнтни я мсц и 0pйый0eтpхм0эйв в-дaвoгрч есто м

образовании.

Методика преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» моде-лиссвэaвй в хадеипуюени^ч^б^во^сз матедйада с урётом пй^^г^г^^к^хс^т^-аций, в которых владение информационными технологиями обучаемых прояв-г^^нд мрн^е№1про^^м|р опредтер унрверв

знаний владения информационными технологиями, который необходим педаго-raя-эyйыкмpтэы инедагойичезкой деятедьросои.

Объектом педагогического эксперимента является процесс обучения со сренратрными яовдейстмидми, свяназпымвр предраюе-еврюй инилтнаиравлен-ной деятельностью в процессе обучения. В конце обучения были проведены контрольные работы, проверяющие уровень полученных знаний, умений и навыков до вртщенной теме. В конце эксперимента был проведён срез, определяющий уровень сформированности знаний по музыкальной информатике в контрольной из кспетинйнвафин ой гррнпо

В контрольной работе выделили совокупность элементов знаний - теорети-чеиксх^рдкрииквю^^о^'^есга^х -рте. 1с

Рис. 1. Сформированность знаний по музыкальной информатике

внонтрелсиоП и экcн-pпмepяaльpмйгpмнвex(з0п-pвиeaлпыгг-0втpм воспроизведения каждого элемента знаний, по горизонтали -нямена элрядртрв ^^i^h^i^ внгаетрроЯ втcлсдэрaтeлзpoстя)

Не впефйпeмвlвидим,чтo p-звлмтэтвнlшeтэм,э-фбвчepм-lнyкыкeль-ной информатике проходило с использованием МКТ, ЭМС и цОс (в экспериментальной группе - задания 9 и 10). Для формулировки обоснованного вывода об эффективности испольсозания МКн,ЭМСрДОС(курс «Музыкальная информатика») при изучении выбранных тем мы провели статистическую обработку полученных экспериментальных данных, используя методику, разработанную И.Б. Горбуновой [37].

Г1ротнмрзивоиев втëвышуcпФзхppoе,еылoйыяинeмo, чтогрепедйвдта-ли-музыканты осознают необходимость грамотной работы с музыкальной ин-

Библиографический список

1

фяpэоцнпй;пмeвиэeeтpдл изировать, обрабатывать и применять в творческой деятельности с учетом профессиональных задач; внедрять в методику обучения музыке ц ифйкые тимнологи и.

Наше исследование показало, что методика обучения музыкальной ин-Юэомэзийe прд^/^а^г^^^лп-музыкантов с использованием МКТ, ЭМС и сетевой образовательной среды, выстроенная на основе творческой деятельности, создаёт условия для более полноценного понимания и усвоения материала по м^ыкал ьяо^нфо^нтмке, чем способствует заинтересованности, формированию устойчивой потребности к самообразованию и применению полученных знаний в профессиональной деятельности. Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу исследования о том, что разработанная нами методийа пвеподтвания сдзыкальной информатики с применением МКТ, ЭМС и ЦОС эффективна, она способствует преодолению формализма знаний педаго-гмbйmтныкaннoрзэTлтcви ввадения современными цифровыми технологиями в образовании.

Основной целью разработанной нами методики является активное включе-рие прево^иэтфтей м^ыиальных дисциплин в современное цифровое образовательное пространство, которое позволяет «раздвинуть стены» класса, школы, н еЯодьшою воноеитрого зела и которое (образовательное творческое пространство) так необходимо для дальнейшего профессионального развития педагога, бопеепен оцервтгезpэтeпca обучения ребёнка, подростка, студента, желающего и готового посвятить свою жизнь музыкальному творчеству, а также для пре-|х дтсц иплин. Именно для музыканта в силу особенностей его профессиональной деятельности необходимы в наибольшей степени различные способы представления его деятельности широкому кругу слушателей. Возможность транслировать свои достижения, делиться методическими находками, новыми педагогическими разработками и подходами, своим профессиональным ивыром с молнегати является чрезвычайно актуальным направлением деятельности педагога-музыканта. Приобщение к особенностям взаимодействия в ЦОС, свободное владение специализированным МКТ-инструментарием, отражающим новые, активно используемые в современном творческом и образовательном пространстве музыканта возможности, овладение процессом использования уже готового и создания нового, собственного цифрового образовательного контента, понимание глубины, содержательной наполненности и многогранности возможностей использования нового исполнительского электронного (цифрового) музыкального инструмента - вот те основные задачи, которые нам удалось решить в процессе обучения педагога- музыканта, используя неформальный, взвешенный подход к разработке содержания ведению дисциплины «Музыкальная информатика» в системе дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) преподавателей музыкальных дисциплин ДМШ, ДШИ, музыкальных и музыкально-педагогических училищ, музыкальных академий, консерваторий, центров творческого иазв иевядирюй имородежи и других специализированных учебных заведений, где обучают музыке.

Юведнрраярмми в образовательный процесс дисциплина «Музыкальная информатика» позволила педагогам-музыкантам оперативно, неформально, eдхl<ватp-врзвешенно использовать полученные знания в области информационных технологий в музыке и музыкальном образовании. Опыт научно-педагогической и педагогической деятельности, а также методические разработки сотрудников УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», положенные в основу разработанной системы в преподавании музыкальной информатики, позволили сформировать устойчивую нацеленность на опережающую в методическом и методологическом аспектах тенденцию в современном высокотех-тою гмчрoмеивхмипp-вaeв ивающемся цифровом образовательном пространстве.

Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013: 7 - 12.

2. Gorbunoval.B. MusicComputerTechnologiesinthePerspectiveofDigitalHumanities, Arts,and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

3. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; № 22:233- 239.

4. Бажукова Е.Н. Обучение музыкальной информатике: преодоление формализма в знаниях преподавателей музыкальных дисциплин и возможности современных музыкально-компьютерных технологий. Современное музыкальное образование - 2019: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург:ИздательствоРГПУим.А.И. Герцена,2020:444 -447.

5. Бажукова Е.Н. Формирование предметных знаний в области музыкальной информатики в системе повышения квалификации преподавателей-музыкантов. Региональная информатика (РИ-2020): материалы XVII Санкт-Петербургской Международной конференции. 2020: 26 - 27.

6. Ананьев А.Н. Музыкальная информатика: учебная программа дисциплины. Москва: МГК, 2020.

7. Белунцов В. Компьютер для музыканта. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

8. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

9. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

10. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015;№ 7: 213 - 218.

11. Горбунова И.Б. Об элективном курсе «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта». Педагогический дизайн: материалы научно-практической конференции. 2004: 216 - 223.

12. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; № 2: 86 - 90.

Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2, № 4: 164 - 171.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

16. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

18. Gorbunova I.B., Kameris A., Bazhukova E.N. Music Computer Technologies and Musical Informatics Training Course for Students. 12th International conference on informatics in schools Situation, evaluation and perspectives. Proceedings. 2019: 96 - 98.

19. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

20. Королёв А.А. Бесплатные компьютерные программы для музыканта. Санкт-Петербург: Композитор, СПб, 2008.

21. Красильников И.М. Программы. Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов. Студия компьютерной музыки: учебное пособие. Москва, 2005.

22. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; № 3: 28 - 33.

23. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014;№ 3: 4.

24. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

25. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002.

26. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

27. Харуто А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы. Москва: Издательство ЛКИ, 2009.

28. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

29. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

30. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 293 - 294.

32. Горбунова И.Б., Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; № 12: 470 - 477.

33. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

34. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании. Сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

35. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95.

36. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

37. Горбунова И.Б. Педагогический эксперимент: статистическая обработка результатов выполнения контрольных заданий. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 302 - 306.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika i psihologiya, kultura i iskusstvo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya». 2013: 7 - 12.

2. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

3. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestvennogorazvitiya. 2015; № 22: 233 - 239.

4. Bazhukova E.N. Obuchenie muzykal'noj informatike: preodolenie formalizma v znaniyah prepodavatelej muzykal'nyh disciplin i vozmozhnosti sovremennyh muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2019: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2020: 444 - 447.

5. Bazhukova E.N. Formirovanie predmetnyh znanij v oblasti muzykal'noj informatiki v sisteme povysheniya kvalifikacii prepodavatelej-muzykantov. Regional'naya informatika (RI-2020): materialy XVII Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2020: 26 - 27.

6. Anan'ev A.N. Muzykal'naya informatika: uchebnaya programma discipliny. Moskva: MGK, 2020.

7. Beluncov V. Komp'yuter dlya muzykanta. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 6: 135 - 139.

9. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015;№ 7: 213 - 218.

11. Gorbunova I.B. Ob 'elektivnom kurse "Muzykal'nyj komp'yuter - novyj instrument muzykanta". Pedagogicheskij dizajn: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2004: 216 - 223.

12. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № № 2: 86 - 90.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.

14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 164 - 171.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

16. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100- Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

18. Gorbunova I.B., Kameris A., Bazhukova E.N. Music Computer Technologies and Musical Informatics Training Course for Students. 12th International conference on informatics in schools Situation, evaluation and perspectives. Proceedings. 2019: 96 - 98.

19. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

20. Korolev A.A. Besplatnye komp'yuternye programmy dlya muzykanta. Sankt-Peterburg: Kompozitor, SPb, 2008.

21. Krasil'nikov I.M. Programmy. Klavishnyjsintezator. Ansambl'klavishnyh sintezatorov. Studiya komp'yuternojmuzyki: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

22. Lozhakova E.A. Pedagogicheskie usloviya i principy obespecheniya 'effektivnosti processa formirovaniya informacionnoj kompetentnosti studentov muzykal'nyh special'nostej v hode obucheniya informatike. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2011; № 3: 28 - 33.

23. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014;№ 3: 4.

24. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

25. Polozov S.P. Obuchayuschie komp'yuternye tehnologii i muzykal'noe obrazovanie. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2002.

26. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

27. Haruto A.V. Muzykal'naya informatika: Teoreticheskie osnovy. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2009.

28. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

29. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

30. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

31. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

32. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 12: 470 - 477.

33. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

34. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii. Sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

35. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95.

36. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

37. Gorbunova I.B. Pedagogicheskij 'eksperiment: statisticheskaya obrabotka rezul'tatov vypolneniya kontrol'nyh zadanij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 302 - 306.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Goncharova M.S., senior methodologist, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

PREPARATION OF A MUSIC TEACHER FOR THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The constantly changing conditions of social, socio-cultural, economic and technological environment (globalization of economy, information explosion, digitalization of education, new forms and methods of communication, COVID-19 pandemic in 2020, etc.) are the driving force for modernization of education. At the present stage, the activity of music teachers has been significantly transformed, as the learning process has changed, it has become intellectual and technological, based not only on the direct relationship of the teacher with the student, but also on the interaction of the musician with digital technologies, including music computer technologies (MCT), where technologies act as a new tool in creative activity. All this requires new approaches in building models and content of professional development programs for music teachers using mobile technologies. The article considers approaches to the organization of the process of teaching music in the conditions of functioning of a high-tech creative educational environment that provides an effective system of training teachers of music disciplines, taking into account modern trends in education and relying on the use of MCT and mobile technologies in the process of additional professional education of teachers-musicians.

Key words: mobile technologies, music education, music and computer technologies, professional development, teacher of music disciplines.

М.С. Гончарова, ст. методист учебно-методической лаборатории"Музыкальные компьютерные технологии" Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Постоянно меняющиеся условия общественной, социокультурной, экономической и технологической среды (глобализация экономики, информационный взрыв, цифровизация образования, новые форму и способы коммуникации, пандемия COVID-19 в 2020 году и др.) являются движущей силой модернизации образования.

На современном этапе деятельность преподавателей музыкальных дисциплин существенно преобразована, так как изменился процесс обучения, он стал интеллектуально-технологическим, основывается не только на непосредственной взаимосвязи преподавателя с обучающимся, но и на взаимодействии музыканта с цифровыми технологиями, в том числе музыкально-компьютерными технологиями (МКТ), где они выступают как новый инструмент в творческой деятельности. Всё это требует новых подходов в построении моделей и содержания программ повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин с использованием мобильных технологий. В статье рассмотрены подходы к организации процесса обучения музыке в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды, обеспечивающей эффективную систему подготовки преподавателей музыкальных дисциплин с учётом современных тенденций в образовании и с опорой на применение МКТ и мобильных технологий в процессе дополнительного профессионального образования преподавателей-музыкантов.

Ключевые слова: мобильные технологии, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, повышение квалификации, преподаватель музыкальных дисциплин.

Сложный разнонаправленный образовательный процесс современной детской школы искусств и повышенные требования к современному преподавателю музыкальных дисциплин требуют соответствующего учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения. Постоянные реформы в системе образования и влияние внешних условий на каждом этапе развития системы повышения квалификации требовали профессиональной переориентации педагогических кадров, поэтому важная роль в развитии современного российского образования отведена повышению квалификации, которое позволяет быстро ориентироваться в смене образовательных ориентиров и овладевать педагогам новыми знаниями. На основе содержательного подхода и выделяем четыре периода становления системы повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин:

- формирующий период (XIX в. - до 1917 г) - характеризуется следующими тенденциями: коллективное обучение учителей, способствующее обмену опытом, формирование основных форм повышения квалификации - конференции, практикумы, съезды и т.д. земские, уездные, общероссийские съезды; открытые уроки; педагогические чтения и беседы; летние краткосрочные курсы; общеобразовательные; смешанные и узкоспециальные курсы; конференции и совещания (губернские уездные, районные и др.), музеи, экскурсии, практикумы, педагогические общества и другие формы различной продолжительностью от трёх до десяти дней или от одного до трёх месяцев.

- Структурно-организующий (с 1917 - 1970 гг.) - в этот период были сформированы основные организационные формы, основы и тенденции повышения квалификации, определены методические, организационные и материально-финансовые аспекты. Развивается самообразование и заочное повышение квалификации. Усиление гуманистического аспекта форм подготовки учителей.

Новое содержание проходит в уже сформированных формах: педагогические съезды, конференции, совещания, педагогические советы, самообразование, методическая работа. Из новых форм следует назвать такие как работа над единой методической темой, выполнение докурсовых и послекурсовых заданий, работа в творческих и поисковых группах. Организация уездных и губернских курсов, направленных на политическое просвещение и объяснение задач советской власти в сфере образования.

- Проблемно-поисковый (1970 - 2003 гг.) - формирование новых принципов повышения квалификации как государственной системы: демократизация повышения квалификации, вариативность, дифференцированность содержания программ, гуманизация и гуманитаризация, раскрывается развивающий и дея-тельностный характер системы повышения квалификации, опережающий характер и непрерывность процесса обучения. Развитие психолого-педагогических основ повышения квалификации - акмеологического, личностно ориентированного, андрагогического и компетентностного подходов.

- Цифровой период (2003 г. - по настоящее время) - дистанционное повышение квалификации, элементы электронного обучения, развитие цифровых и мобильных технологий, появляются методические разработки в области повышения квалификации с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и т.д.

Специфику повышения квалификации преподавателя музыкальных дисциплин в системе непрерывного профессионального образования необходимо рассматривать на основе совокупности проблем, обусловленных как содержанием его профессиональной деятельности, так и направленностью на профессионально-личностное развитие, что должно стать определяющим фактором при построении образовательных моделей повышения квалификации с использова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.