15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.
16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.
17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.
18. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; № 21: 289 - 293.
19. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.
20. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.
21. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; № 5 (67): 104 - 111.
22. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013; Т. 1.
23. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016. Т. 2.
24. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Комплексная модель семантического пространства музыки: структура и свойства. Проблемы музыкальной науки. 2020; № 4 (41): 20 - 32.
25. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О предпосылках мягких вычислений в теории музыки. Комплексная модель семантического пространства музыки: сборник статей. Санкт-Петербург, 2016: 35 - 38.
26. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpeciaEdition24: 360 - 375.
27. Gorbunova I.B. T-Shaped Professionals: Music Computer Technologies in Pedagogical Higher Education. 23rd Budapest International Conference on Literature, Languages, Humanities and Social Sciences (BLLHSS-19). Proceedings. 2019: 12 - 18.
References
1. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.
2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.
4. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.
5. Gorbunova I., Chibirev S. Algorithmic Modeling of Arts and Other Hard-to-Formalize Subjects. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2020; Vol. 8, № 6: 2655 - 2663.
6. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Mathematical Modeling of Musical Creative Process. 3rd International Conference on Art Design, Language, and Humanities (ADLH 2019). 2019: 146 - 155.
7. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.
9. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.
10. Gorbunova I.B. Arhitekionika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.
11. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
12. Gorbunova I.B. Muzyka, matematika i informatika: osobennosti funkcionirovaniya muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. IKONI. 2021; № 1: 137 - 147.
13. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya iprakiika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 2: 86 - 90.
14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 164 - 171.
15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.
16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289 - 293.
19. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.
20. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.
21. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.
22. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2013; T. 1.
23. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016. T. 2.
24. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: struktura i svojstva. Problemy muzykal'noj nauki. 2020; № 4 (41): 20 - 32.
25. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O predposylkah myagkih vychislenij v teorii muzyki. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2016: 35 - 38.
26. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and ResearcheS. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.
27. Gorbunova I.B. T-Shaped Professionals: Music Computer Technologies in Pedagogical Higher Education. 23rd Budapest International Conference on Literature, Languages, Humanities and Social Sciences (BLLHSS-19). Proceedings. 2019: 12 - 18.
Статья поступила в редакцию 01.06.21
УДК 378
Yatcenkovskaya N.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE TO STUDENTS OF MUSIC UNIVERSITIES: INTEGRATIVE APPROACH. One of the trends in the development of pedagogical technologies is to integrate and adapt the capabilities of modern information technologies to solve the current problems of professional music education, which produces specialists who are ready to carry out professional activities in the conditions of functioning of a high-tech information educational environment. The study examines the main provisions of the methodology of teaching music-theoretical disciplines using modern digital technologies both in the context of the existing methodology and as a factor of its development, which generates deep changes in the musical and information-technological thinking of the musician, including the conscious need to master professionally oriented knowledge in the field of computer science and its section - musical informatics.
Key words: informatics, musical education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.
Н.А. Яцентковская, соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
Одна из тенденций развития педагогических технологий состоит в интеграции и адаптации возможностей современных информационных технологий для решения актуальных задач профессионального музыкального образования, выпускающего специалистов, готовых осуществлять профессиональную деятельность в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды. В исследовании рассмотрены основные положения методики обучения музыкально-теоретическим дисциплинам с использованием современных цифровых технологий как в контексте сложившейся методологии, так и в качестве фактора её развития, порождающего глубинные изменения музыкального и информационно-технологического мышления музыканта, включающего осознанную необходимость освоения профессионально ориентированных знаний в области информатики и её раздела - музыкальной информатики.
Ключевые слова: информатика, музыкальное образование, высокотехнологичная образовательная информационная среда, педагогика, музыкальные компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.
Насущной задачей становится интеграция информационных технологий (ИТ) и музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в курсе дисциплин музыкально-теоретического цикла, построенная на включении новой информации в сложившуюся на этапе начального и основного образования систему специальных музыкальных знаний и направленная на их актуализацию и фундаментали-зацию. Это в итоге будет способствовать преодолению недопонимания студентами-музыкантами современной информационной картины мира.
Процессы информатизации науки и общества отражаются и в современной педагогике: развиваются междисциплинарные, пограничные, комплексные и другие подобные науки и отрасли знаний, появляются формы, методы и средства, в наибольшей мере соответствующие требованиям к подготовке специалистов современного общества.
Для построения структурно-функциональной модели процесса подготовки педагога-музыканта необходимо учесть образовательные стандарты не только в области высшего педагогического образования разных профилей, но и существующие стандарты основной общей школы, так как на их реализацию должна быть направлена профессиональная деятельность будущих педагогов, т.е. информационная компетентность (ИК) и профессиональные компетенции должны обеспечить успешность профессиональной деятельности в реализации соответствующих стандартов. Рассмотрим наиболее проблемные моменты стандартов образования.
В ФГОС ООО в разделе, посвященном предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, говорится о формировании «...мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность» (п. 3). Среди видов такой деятельности указаны, в том числе, инструментальное музицирование и импровизация. Также отдельным пунктом (п. 6) прописано «овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса».
Анализ изложенных в стандарте предметных результатов, а также цифровых ресурсов, отведённых на освоение таких дисциплин, как «Информатика и ИКТ», показал, что для достижения устойчивого результата необходимо целенаправленно применять как теоретические понятия, так и практические навыки этих дисциплин в преподавании профессионального блока. Как отмечает Н.В. Макарова, «одной из сильнейших сторон дисциплины «Информатика и ИКТ» является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, применяя для этого современные компьютерные средства и методы».
Цель интеграции МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла - создание условий для формирования профессиональной и ИК музыканта.
Основные уровни реализации интеграции МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла - уровень понятийно-категориальной целостности, уровень практического оперирования в собственной деятельности и уровень организации профессионально-педагогической деятельности с выводом на практическое оперирование, т.е. готовность будущего педагога к использованию всех ресурсов информационной образовательной среды (ИОС) для развития личности ученика и вывода его на практическое оперирование элементами и категориями музыкального языка в творческой и учебной деятельности. Основным педагогическим инструментом для реализации системно-информационного подхода является интеграция предметов музыкально-теоретического цикла и МКТ.
При построении модели методики выделим два уровня целеполагания. Первый уровень - «общественная» цель, которую обозначим как готовность будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности в условиях современной ИОС. Второй уровень - «педагогическая» цель - формирование ИК студентов, без которой невозможно достижение цели первого уровня.
В качестве «объекта» модели определим методику, где выделим две основные составляющие - содержательную, т.е. учебный материал и процес-
суальную - формы работы. Методологической базой будет комплексный системно-информационный подход, основанный на интеграции МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла.
Оценочно-результативный аспект также содержит два уровня: личностный и социальный. Методика обучения информатике музыканта через интеграцию предметов музыкально-теоретического цикла, ИТ и МКТ обеспечивает реализацию комплексного, системно-информационного подхода к освоению музыкального языка, формирование ИК и готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов в условиях функционирования современной ИОС.
В нашем исследовании рассмотрены основные положения методики обучения музыкально-теоретическим дисциплинам с использованием современных ИТ как в контексте сложившейся методологии, так и в качестве фактора её развития, порождающего глубинные изменения музыкального и информационно-технологического мышления музыканта, включающего осознанную необходимость освоения профессионально ориентированных знаний в области информатики и её раздела - музыкальной информатики (см., например, в работах [1 - 4]).
На данном этапе окончательно закрепились понятия, используемые в педагогической литературе и практике - педагогическая информатика, новые информационные технологии, информационная технология, МКТ, высокотехнологичная информационная образовательная среда (ВТИОС - В.В. Лаптев, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова) и т.д.
Интенсивное развитие теоретических средств ИТ в обучении предоставляет лишь хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от уровня развития, дидактической обоснованности и «технологичности» методического обеспечения, для чего необходимо обосновать соответствующие педагогические условия и методические принципы применения современных ИТ в условиях современного вуза для формирования и развития ИК как неотъемлемой части ПК с целью повышения готовности выпускника к профессиональной деятельности в условиях ВТИОС.
В процессе нашего исследования было установлено, что:
1. Интеграция МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла является необходимым средством в обучении информатике студентов-музыкантов и студентов музыкально-педагогических специальностей, так как позволяет сформировать профессиональные компетенции, соответствующие современному уровню развития науки, технологий и музыкального искусства, построить обучение на основе следующих принципов:
• синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания;
• ориентации на активные формы и методы обучения, (деятельностный и компетентностный подходы);
• формировании целостных системных представлений изучаемых объектов и явлений (системно-информационная концепция);
• педагогической целесообразности использования ИКТ и МКТ в последующей профессиональной деятельности, в том числе и при проектировании педагогического процесса;
• целостного системного анализа поставляемых вместе с цифровыми технологиями педагогических решений на их основе.
2. Применение комплекса интегративных заданий по информатике, основанного на представлении музыки как информационно-знаковой системы обеспечит качество и фундаментальность подготовки педагогов-музыкантов в области информатики и МКТ, а также музыкально-теоретических дисциплин. Это обусловлено такими факторами, как:
• выявление структурных составляющих в элементах музыкального языка осуществлено на основе информационного подхода с опорой на достижения современного музыкознания, что способствует актуализации профессиональных знаний, формированию информационной культуры;
• применение комплекса возможно как в аудиторной, так и в самостоятельной работе;
• возможность модульного построения курсов позволяет выстраивать различные индивидуальные маршруты обучения, выделить инвариантную и вариативную его части, необходимые для становления информационной компетентности педагога-музыканта, осуществляющего профессиональную деятельность в условиях ВТИОС.
Таким образом, благодаря разработанному в нашем исследовании подходу впервые обучение информатике посредством интеграции МКТ и музыкально-теоретических дисциплин стало предметом специального методического исследования в сфере музыкального образования, направленного на повышение качества и фундаментальности подготовки специалистов в области музыкальной педагогики, ИТ и МКТ.
С введением обязательного дистанционного обучения педагоги-музыканты столкнулись с достаточно большим количеством проблем, возникающих при этой форме организации образовательного процесса. Особенно это заметно в преподавании музыкально-теоретических дисциплин, общих и обязательных для музыкантов всех специальностей на всех уровнях музыкального образования. Основным их отличием от большинства специальных дисциплин является групповая форма обучения и достаточно большое количество форм работы, требующих межличностного взаимодействия.
Среди основных проблем можно выделить следующие:
1. Отсутствие бесплатной платформы для реализации дистанционных групповых занятий с удобным интерфейсом и необходимым функционалом. Практически у всех доступных платформ высокие требования к уровню связи, достаточно сложное управление звуком в реальном времени (что крайне необходимо для любых музыкальных занятий онлайн) или полное отсутствие такого управления. Также очень усложняют работу несовершенные звуковые каналы - большая задержка звука, ограниченный динамический диапазон, ограниченное количество источников звука, сильные искажения.
2. Технические перебои в процессе воспроизведения учебных материалов, такие как искажение видеоизображения, искажение изображения презентации в процессе вебинара, пропадание или задержка звука; «выпадение» из онлайн-конференции (при использовании Zoom, Discord, WhatsApp, Skype и т.п.),
невозможность зайти синхронно всем учащимся группы в учебное время на используемый в работе онлайн-ресурс.
3. Необходимость подготовки значительно большего объема учебных материалов, заданий, тестов и т.п., а также проверка большого объема выполненных учащимися работ.
4. Несвоевременное или неполное выполнение учащимися заданий, что связано с техническими сложностями.
Специальные музыкальные дисциплины традиционно имеют индивидуальную форму обучения и требуют активного субъект-субъектного взаимодействия в форме показа и контроля. Преподаватели специальных дисциплин столкнулись с тем, что техническое несовершенство доступных систем связи значительно осложняют всё, что связано с показом из-за существенных звуковых искажений. Все аспекты работы, связанные с освоением нотного текста при дистанционном форме, требуют значительно больших затрат, чем при очном обучении, особенно на начальных уровнях образования. Становится значительно более важной роль педагога в организации самостоятельных занятий ученика. Существенную помощь в этом могли бы оказать готовые мультимедийные материалы.
Анализ контента показал недостаточно высокий уровень ИК большой части музыкально-педагогического сообщества. И если с наличием и поиском музыкальных материалов любого уровня сложности на сегодняшний день ограничений в сети практически нет, то педагогически целесообразные системные обучающие материалы, особенно с наличием обратной связи практически отсутствуют.
Таким образом, для организации образовательного процесса без значительной потери качества современные педагоги должны обладать ИК такого уровня, который позволил бы создавать и использовать соответствующие мультимедийные учебные материалы.
Практическая интеграция ИТ и предметов музыкально-теоретического цикла уже стала необходимостью для педагога-музыканта. Особенно большое значение она приобретает в подготовке будущего конкурентоспособного специалиста на уровне высшего музыкального образования.
Информационный подход как неотъемлемая составляющая современной образовательной среды становится особенно актуальным в условиях реализации дистанционного обучения.
Таблица 1
Традиционные ведущие ориентиры Условия или порядок освоения Информационные ориентиры Условия или порядок освоения
Клавиши
«До» первой октавы Сначала белые, от «до», которая находится перед двумя чёрными (что само по себе уже парадоксально), потом чёрные Чёрные клавиши Группы из 2х и 3х чёрных клавиш, затем белые в зоне 2-х и 3-х
В результате некоторое время ученик вынужден возвращаться к «до» и «отсчитывать» остальные клавиши от неё, чёрные клавиши начинают восприниматься как «более сложные» Сразу выявляется закономерности в структуре клавиатуры, белые клавиши «занимают свои места» по отношению к группам чёрных. Все клавиши воспринимаются как равноценные
Скрипичный ключ, нота «соль» 1-й октавы Сначала конкретная высота каждой ноты в скрипичном ключе, затем в других ключах Высотные соотношения Сначала основные принципы: выше - ниже, на линейке - между линейками, соседние - через одну. Затем все интервальные соотношения, потом система из трёх ключей (фа, до, соль)
Нотный текст выглядит как набор точек. Понять, какая музыка записана, можно только после предварительного длительного разбора. Один из ключей долгое время (или всегда) является превалирующим, ноты, записанные в других ключах, требуют «вычисления». Читать «с листа» могут только одарённые, те, «кому это дано» Нотный текст выглядит как траектория движения голоса (или голосов). Любой ключ определяет исходную точку. Чтение «с листа» - норма восприятия нотного текста. Отработки требуют только исполнительские приёмы конкретного инструмента
Тональности
Количество чёрных клавиш До мажор, потом по мере увеличения количества знаков Структура лада: квинта на I-й ступени Квинта как каркас тональности. Соотношение целотонных блоков. Зона А - квинта на 1-й ступени - зона стабильности, зона В - кварта на ^й ступени - зона мобильности. Все тональности сразу
Тональности с большим количеством знаков более сложные, требующие больших усилий для восприятия. Транспонирование - это высшее проявление мастерства, особенно при чтении «с листа» Равноправие тональностей. Транспонирование - фактор, несколько усложняющий чтение «с листа» произведений со сложной фактурой или большим количеством знаков альтерации
Звуки долгие и короткие, счет раз-и два-и Научиться самостоятельно читать и записывать ритм могут только те, у кого есть «природное чувство ритма» Равномерная пульсация и соотнесение с ней времени появления звука Слоговая система обозначения музыкального времени (ритмофоника - система разработана и внедрена Бергер Н.А [Ошибка! Источник ссылки не найден.]) является составляющей патента) по отношению к равномерной пульсации сначала внешней, затем внутренней
Проблемы с чтением и записью ритма у многих учащихся вплоть до уровня высшего образования (более 10 лет обучения) Свободное чтение и запись ритма после 3-х - 4-х лет обучения
Музыка как искусство и как вид человеческой деятельности - явление весьма многогранное. По Асафьеву, музыка - это и искусство, и наука, и язык, и игра [5]. Язык музыки не только образный, он имеет и собственную систему письменности.
Из трёх видов письменности - буква, цифра, нота - именно музыкальная грамота помимо абстрактных символов включает в себя сразу два вида соотношений - пространственные и временные. Вертикальные линии и горизонтальные линейки составляют двухмерную условную систему координат, объединяющую музыкальное время (ритм) и пространство (звуковысотность). Вертикальная виртуальная линейка с продленными делениями, образующими линии нотного стана, передает ступенчатость высотной организации. Принцип нотной записи, введенный Гвидо Аретинским [6], и система ключей делают опосредованное графикой музыкальное звуковысотное пространство ёмким и информационно насыщенным. Особенно ёмким становится клавир, где относительную наглядность приобретает не только величина расстояний между отдельными звуками голоса (как в партитуре), но и расстояния между самими голосами [7].
Система ключей является, по сути, кодом сжатия информации с достаточно простым алгоритмом дешифрования, практически независимым от контекста. Система кодирования в графическом отражении музыкального времени является несколько более сложной, зависимой от контекста, т. е. более адаптивной. Ещё более абстрактной является система кодирования средств выразительности (за исключением штрихов), которая в основном опирается на текстовые символы. Таким образом, нотная письменность может быть представлена как многомерная информационно-знаковая система [8] базирующаяся на двухмерной системе координат, где на оси У отражаются пространственные параметры, а на оси Х - временные. Остальные данные, такие как тембр, окраска, динамика, агогика отображаются символами, в том числе текстовыми.
Зримые пространственные соотношения величин музыкальных интервалов опосредуются константной шкалой в виде пятилинейных нотных станов и семью основными символами - 3 ключа (соль, фа, до) и 4 знака альтерации (диез, бемоль, бекар и дубль диез) - не зависят от плотности и равномерности событий. В отличие от этого соотношения временные не только кодируются большим количеством символов (форма нотных головок, штили, рёбра и флажки длительностей, скобки мультиолей), но и их зримые соотношения в нотной записи зависят от множества факторов и являются весьма условными, не передающими графически реальную ситуацию. Расстояния между делениями шкалы (тактовые черты) зависят не только от плотности событий (наличие мелких и крупных длительностей), но и от множества сопутствующих факторов (например, знаки альтерации, наличие текста в строчке вокала и др.).
Метод информационного подхода, применённый к музыкальной письменности, позволяет выявить и проанализировать наиболее характерные для неё информационные аспекты. Они существенным образом изменяют выбор веду-
Библиографический список
щих ориентиров, что, в свою очередь, определяет совершенно иной порядок их освоения.
Рассмотрим некоторые основные ориентиры, являющиеся опорой традиционного музыкального образования и ведущие ориентиры при информационном подходе, условия или порядок освоения, а также результат (см. табл. 1).
Приведённая таблица наглядно показывает, что проблемы, заложенные на начальных этапах музыкального образования, остаются нерешёнными у многих выпускников музыкальных школ и колледжей. Зачастую даже те, кто сделал музыку своей профессией, не до конца избавляются от них вплоть до высшей ступени образования.
Применение информационного подхода к освоению музыкально-теоретических дисциплин позволяет решить многие из перечисленных проблем уже на уровне предпрофессионального образования.
Современное техническое оснащение, МКТ [9 - 11] и реализуемый на их базе информационный подход к освоению основных элементов музыкального языка [12; 13] позволяют музыке стать полноценной учебной дисциплиной и в рамках общего образования [2].
Синергетические виды образовательной деятельности [14], такие как рит-мофоника, ритмографика и клавишное музицирование [7], а также комплекс мультимедийных пособий, предназначенный для их реализации, активизируют произвольное распределение внимания по разным каналам восприятия. Это стимулирует целенаправленное формирование и развитие способности к концентрации, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения.
Новые возможности обучения музыкальным дисциплинам, в том числе -инновационным по содержанию и предметному наполнению, такие как музыкальное программирование [15], компьютерная музыка [16], аудиовизуальные технологии в музыкальном образовании [17] - диктуют необходимость обращения к таким направлениям исследования процесса музыкального творчества, как математические методы исследования в музыкознании и компьютерное моделирование (соответственно, и включения элементов соответствующих знаний) [18; 19].
Музыкально-компьютерные технологии являются неотъемлемой составляющей современной образовательной среды. Будучи инструментом для творчества и развития творческих способностей музыкантов-профессионалов и любителей, они становятся и необходимым инструментом для педагога-музыканта, позволяющим в активной форме приобщить к шедеврам мировой музыкальной культуры всех участников образовательного процесса, включая и людей с ограниченными возможностями здоровья (см., например, работы [20; 21]).
Кроме того, следует отметить, что музыка как образовательная область, обладающая собственной развитой системой письменности, поможет сформировать многие компетенции, востребованные в современном информационном обществе.
1. Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Преподавание музыкальных дисциплин как единой информационной системы с использованием компьютера. Региональная информатика - 98: тезисы докладов. 1998: 43 - 44.
2. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.
3. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.
4. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.
5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва; Ленинград: Музыка, 1965.
6. Музыкальная энциклопедия. Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 2013; Т. 2.
7. Бергер Н.А. Методические рекомендации по ритмическому воспитанию. Чтение и запись. Ленинград, 1990.
8. Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Информационное сопровождение музыкальных дисциплин по образовательной вертикали: реальность и перспектива. Научное мнение. 2014; № 8: 342 - 347.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда в обучении современного музыканта. Компьютерные технологии в развитии музыкальной одаренности детей и юношества: Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2012: 22 - 24.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013: 7 - 12.
11. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.
12. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии. Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.
13. Бергер Н.А. Теория музыки в современной практике музицирования. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Саратов, 2011.
14. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.
16. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4.
17. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.
18. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.
19. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293-294.
20. Горбунова И.Б., Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; № 12: 470 - 477.
21. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.
References
1. Berger N.A., Gorbunova I.B. Prepodavanie muzykal'nyh disciplin kak edinoj informacionnoj sistemy s ispol'zovaniem komp'yutera. Regional'naya informatika - 98: tezisy dokladov. 1998: 43 - 44.
2. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'iury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.
3. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye iehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschesivo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.
5. Asaf'ev B. Izbrannye siai'i o muzykal'nom prosveschenii i obrazovanii. Moskva; Leningrad: Muzyka, 1965.
6. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: Izdatel'stvo «Sovetskaya 'enciklopediya», 2013; T. 2.
7. Berger N.A. Meiodicheskie rekomendaciipo riimicheskomu vospiianiyu. Chienie i zapis'. Leningrad, 1990.
8. Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Informacionnoe soprovozhdenie muzykal'nyh disciplin po obrazovatel'noj vertikali: real'nost' i perspektiva. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 342 - 347.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda v obuchenii sovremennogo muzykanta. Komp'yuiernye iehnologiivrazviiii muzykal'noj odarennosii deiej iyunoshesiva: Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2012: 22 - 24.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'iura i iskussivo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.
11. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.
12. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Sibirskij uchiiel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.
13. Berger N.A. Teoriya muzyki vsovremennojprakiike muzicirovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Saratov, 2011.
14. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noeprogrammirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.
16. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.
18. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuiernye iehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo ivorchesiva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.
19. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informaiika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293-294.
20. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya iprakiika obschesivennogo razviiiya. 2015; № 12: 470 - 477.
21. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Leciure Noies in Compuier Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.
Статья поступила в редакцию 01.06.21
УДК 378
Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor of Theory and Methods of Continuous Professional Education Department,
St. Petersburg Military Institute of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Agaev R.M., colonel, Deputy Head of Rosgvardiya Directorate for the Tver Region - Head of Department for Work with Personnel (Tver, Russia),
E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE LEVEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF MILITARY SERVANTS OF THE NATIONAL GUARD. The article considers the need to develop professional qualities of employees in the National Guard of the Russian Federation. In this regard, the author gives a modern interpretation of the concepts: professionalism, professional qualities, professional training in the context of legislation for military personnel. The main conclusions are formed in accordance with the available research on the topic under consideration. these competencies are important for the process of training military personnel both during training and during training, professional competitions, which have recently played a fairly significant role in the formation of personal achievements of military personnel. In addition, the article is based on sociological research in the form of surveys, interviews and questionnaires of career officers and personnel of the National Guard troops.
Key words: professional training, professional competencies, process of forming qualified specialists, features of professional training of military personnel.
О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
Р.М. Агаев, полковник, зам. нач. Управления Росгвардии по Тверской области - нач. отделения по работе с личным составом, г. Тверь,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК РОСГВАРДИИ
В статье рассматривается вопрос, связанный с необходимостью формирования профессиональных качеств служащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации. В этой связи автором дается современная трактовка понятий «профессионализм», «профессиональные качества», «профессиональная подготовка» в контексте законодательства для военнослужащих; основные выводы сформированы в соответствии с имеющимися исследованиями по рассматриваемой теме. Процесс формирования профессиональных компетенций изучен не только в период обучения, но и в ходе внеучебных занятий. Кроме этого, материал статьи подготовлен на основе социологических исследований, опросов и анкетирования кадровых офицеров и личного состава военнослужащих.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, процесс формирования квалифицированных специалистов, особенности профессиональной подготовки военнослужащих.
Особенности современного общества, возрастающая роль военных силовых структур для обеспечения общественного правопорядка требуют высокого уровня подготовки специалистов, профессионализм которых не будет уступать профессионализму специалистов, подготовленных в других странах [1]. Для проходящих службу в рядах войск национальной гвардии Российской Федерации критерии к профессиональной подготовке и ряд профессионально важных качеств определяются федеральными законами и подзаконными актами, принятыми с 2016 года. Данные документы содержат требования к кадровому составу и, следовательно, влияют на систему подготовки кадров для их дальнейшей профессиональной деятельности в качестве военнослужащих [2; 3].
Следует отметить, что необходимость и важность формирования и дальнейшего развития профессиональной компетенции военнослужащих национальной гвардии Российской федерации - это определенные требования, связанные с социальным заказом. Его основными требованиями является готовность к обеспечению военнослужащими как государственной безопасности, так и безопасности общества в целом. Только такой подход в профессиональной подготовке способен обеспечить права граждан на защиту их прав, гарантировать им свободу.
Анализ достаточно большого количества работ по теме исследования позволяет прийти к выводу о том, что существует большое количество статей и монографических изданий, посвящённых изучению профессиональных качеств