Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
дистанционные образовательные технологии / дистанционная форма обучения / платформа Moolde / элементы курса лекция / задание / тест / практическое занятие / лабораторное занятие / музыкальная викторина / видеозапись музыки с комментариями / видеоконференция на платформе Zoom. / distance learning technologies / distance learning / Moolde platform / course elements lecture / task / test / practical lesson / laboratory lesson / music quiz / music video recording with comments / video conference on Zoom platform.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслова Е. В., Ахлестина А. Ю., Боброва Э. В.

Целью работы является анализ форм и методов, которые используются в подготовке будущих педагогов-музыкантов при изучении специальных музыкальных дисциплин, и описание их специфики. Сегодня претерпевает изменение не только содержание, но и форма передачи учебного музыкального материала в музыкально-образовательном процессе. В статье отмечены возможности применения дистанционных технологий в музыкально-педагогическом образовании. Обозначены основные проблемы, связанные с переводом образовательной деятельности университетов в дистанционный режим в период введения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Дистанционное обучение, внедренное в образовательный процесс в области музыкального искусства, носит интегративный характер, объединяя традиционные методы обучения музыке и современные информационные и телекоммуникационные технологии. Расширение музыкального образовательного пространства, развитие возможностей широкого обмена информацией в сети Интернет позволяет разнообразить процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Одной из важных задач дистанционного обучения является организация управляемой самостоятельной работы студентов преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буслова Е. В., Ахлестина А. Ю., Боброва Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC TEACHERS AT THE UNIVERSITY

The purpose of the work is to analyze the forms and methods used in the training of future teachers-musicians in the study of special musical disciplines and to describe their specifics. Today, not only the content, but also the form of transmission of educational musical material in the musical and educational process is undergoing changes. The article notes the possibilities of using distance technologies in music and pedagogical education. The main problems associated with the transfer of educational activities of universities to the remote mode due to the restrictions related to the spread of coronavirus disease are identified. Distance learning, implemented in the educational process in the field of musical art, is integrative, combining traditional methods of teaching music, modern information and telecommunications technologies. The expansion of the musical educational space, the development of opportunities for a wide exchange of information in the Internet allows you to diversify the process of professional training of future teachers-musicians. One of the important tasks of distance learning is the organization of controlled independent work of students by teachers.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

Список литературы

1. А.М. Горчакова, Е.А. Чаладзе. Лингвистический материал как условие эффективной логопедической работы по преодолению моторной алалии // Специальное образование. 2019. № 3. С. 115-124.

2. А.Н. Трусихина Анализ формирования пространственного гнозиса у детей с моторной ала-лией [Текст]/ А.Н. Трусихина, З.В. Поливара // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2016. - С. 263-268.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррек-ционная педагогика).

4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.1ЗВЧ 5-89814207-Х

5. Миноченкова И.Ю. Алалия. основные направления и содержание коррекционно-педаго-гической работы // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1149-1154.

6. Т.В. Дворникова. Логопедическая работа при алалии / Т.В. Дворникова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей; под ред. ре О. Г. Нугаева. - 2013. -С. 64-67.

7. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ С.Н. Шаховская. - М., 1964. - 19 с.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Буслова Е.В.,

Костромской государственный университет (Кострома), доцент кафедры музыки, канд. пед. наук, доцент

Ахлестина А.Ю.,

Костромской государственный университет (Кострома), зав. кафедрой музыки, канд. пед. наук, доцент

Боброва Э.В.

Костромской государственный университет (Кострома), доцент кафедры музыки, канд. пед. наук, доцент

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC

TEACHERS AT THE UNIVERSITY

Buslova E.,

Kostroma State University (Kostroma) Associate Professor of the Department of Music

Akhlestina A., Kostroma State University (Kostroma) Head of the Department of Music Bobrova E.

Kostroma State University (Kostroma) Associate Professor of the Department of Music

Аннотация

Целью работы является анализ форм и методов, которые используются в подготовке будущих педагогов-музыкантов при изучении специальных музыкальных дисциплин, и описание их специфики. Сегодня претерпевает изменение не только содержание, но и форма передачи учебного музыкального материала в музыкально-образовательном процессе. В статье отмечены возможности применения дистанционных технологий в музыкально-педагогическом образовании. Обозначены основные проблемы, связанные с переводом образовательной деятельности университетов в дистанционный режим в период введения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Дистанционное обучение, внедренное в образовательный процесс в области музыкального искусства, носит интегративный характер, объединяя традиционные методы обучения музыке и современные информационные и телекоммуникационные технологии. Расширение музыкального образовательного пространства, развитие возможностей широкого обмена информацией в сети Интернет позволяет разнообразить процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Одной из важных задач дистанционного обучения является организация управляемой самостоятельной работы студентов преподавателями.

Abstract

The purpose of the work is to analyze the forms and methods used in the training of future teachers-musicians in the study of special musical disciplines and to describe their specifics. Today, not only the content, but also the form of transmission of educational musical material in the musical and educational process is undergoing changes. The article notes the possibilities of using distance technologies in music and pedagogical education. The main problems associated with the transfer of educational activities of universities to the remote mode due to the restrictions related to the spread of coronavirus disease are identified. Distance learning, implemented in the educational process in the field of musical art, is integrative, combining traditional methods of teaching music, modern information and telecommunications technologies. The expansion of the musical educational space, the development of opportunities for a wide exchange of information in the Internet allows you to diversify the process of professional training of future teachers-musicians. One of the important tasks of distance learning is the organization of controlled independent work of students by teachers.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционная форма обучения, платформа Moolde, элементы курса лекция, задание, тест, практическое занятие, лабораторное занятие, музыкальная викторина, видеозапись музыки с комментариями, видеоконференция на платформе Zoom.

Keywords: distance learning technologies, distance learning, Moolde platform, course elements lecture, task, test, practical lesson, laboratory lesson, music quiz, music video recording with comments, video conference on Zoom platform.

Дистанционные образовательные технологии все больше внедряются в нашу жизнь, а дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI века. Считаем вполне оправданным применение дистанционных форм обучения в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в процессе самообразования, а также в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жителей отдаленных регионов, где нет возможностей для получения образования, для обеспечения индивидуальной траектории обучения. Кроме того, становится уже привычным дистанционный формат организации и проведения научных конференций и творческих конкурсов. А в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции экстренный переход образовательных учреждений на дистанционный формат обучения стал не только оправданным, но и необходимым.

В связи с этим возникла острая проблема поиска новых технологий обучения и их применения в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в вузе. В качестве основной образовательной платформы, способной в таких условиях обеспечить возможность дистанционного обучения, в Костромском государственном университете используется Moodle (от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда), элементы которой уже не один год применяются в образовательном процессе университета. Кроме того, в качестве инструментов для организации взаимодействия педагогов и студентов в дистанционном формате привлекались все возможные ресурсы: персональные компьютеры, планшеты, мобильные телефоны с выходом в интернет. Задания и методические указания студенты получали от преподавателей по электронной почте или с помощью мессенджеров (WhаtsApp, Viber, Skype и др.), непосредственный диалог с обучающимися в виртуальном пространстве устанавливался с использованием платформы Zoom.

Рассмотрим особенности применения отдельных форм и методов дистанционного обучения, использованных преподавателями кафедры музыки в учебном процессе. Это, прежде всего, такие элементы курса как лекция, задание, тест, практическое и лабораторное занятие, а также offline- и online-консультации.

Для организации лекционных занятий преподаватели перерабатывали теоретический материал (он отличается от традиционной лекции, должен быть компактным и в то же время достаточным для освоения темы), загружали текстовый файл в формате Word или PDF в соответствующий учебный курс; заранее отправляли на электронную почту студентов ссылку на видеоконференцию, где проводилась лекция, а также в связи со спецификой обучения по музыкальным дисциплинам готовили для освоения темы зрительную опору в виде презентаций с текстовым и нотным материалом, а для слухового закрепления записывали и демонстрировали в ходе занятия музыкальные фрагменты, указывали ссылки на видеоматериалы. Обязательным компонентом лекции является контроль усвоения теоретического материала. Он осуществляется с помощью предназначенных для выполнения студентами заданий, которые преподаватель вводит в систему. Уровень подготовки, качество ответов на вопросы и своевременность выполнения заданий студентами отслеживается автоматически системой, которая фиксирует оценки и сохраняет их в университетской электронной базе. Таким образом осуществляется обратная связь со всеми участниками дистанционного образовательного процесса.

Большинство музыкальных дисциплин имеют практикоориентированную направленность, поэтому их освоение проходит преимущественно в форме практических и лабораторных занятий. Их содержание нацелено на формирование специальных компетенций. Преподаватели в системе Moodle представляют разбор типовых практических задач (если они предусмотрены программой дисциплины), разрабатывают задания и рекоменда-

ции для их выполнения, размещают в соответствующих разделах курса замечания по исполнению музыкальных произведений.

Дистанционные образовательные технологии позволяют реализовывать на расстоянии традиционную форму индивидуального обучения музыке «преподаватель-студент».

Способ видеозаписи с комментариями наиболее эффективен с точки зрения качества записи и воспроизведения звука. Готовя видеозапись исполнения к занятию, студент проводит большую работу над качеством исполнения, добиваясь варианта, наиболее полно удовлетворяющего его собственные требования и, тем самым, повышая уровень самоконтроля. С другой стороны, и преподаватель имеет возможность более тщательно вслушаться в детали исполнения студентом произведения, переслушивать отдельные места, ставить запись на паузу, чтобы сформулировать свой комментарий, не прерывая исполнения; а студент впоследствии имеет записанные комментарии педагога, с которыми можно постоянно сверяться. Отдельные замечания преподавателя студент может в виде карандашных пометок проставить в своих нотах для наглядности. Преподаватели, в свою очередь, также могли отправлять записанные видеоролики студентам с показом отдельных эпизодов, так как это делается на обычном уроке. Такой метод работы является достаточно эффективным, но в то же время и очень энергозатратным как для преподавателя, так и для студента, при условии тщательного подхода к работе.

Конечно, дистанционное обучение индивидуальным исполнительским дисциплинам, вне зависимости от выбора преподавателем платформы для связи, связано с существенными искажениями звука инструмента и голоса («плавающий», прерывистый звук, не отражающий в полной мере оригинальный тембр, искаженная педализация). Иногда в домашних условиях у студента акустическое фортепиано оказывалось плохо настроенным, в других случаях - произведения исполнялись на цифровом электронном фортепиано или даже на клавишном синтезаторе) - все эти факторы оказываются критичными для возможности объективной оценки звукового результата преподавателем. Приходилось учитывать их и делать скидки на эти погрешности.

Тем не менее, неслучайно видеозапись исполнения произведений была выбрана также и основной формой оценивания абитуриентов на вступительном экзамене «Музыка» в период дистанционного набора в 2020 году как наиболее приемлемая в качественном плане. Отметим, что видеозаписи сегодня широко применяются и на отборах на всероссийские и международные музыкально-исполнительские конкурсы (online-прослушивания применяются крайне редко и только при условии профессиональной аппаратуры для трансляции игры участников).

Важнейшим элементом системы дистанционного обучения является задание. Преподаватель

представляет методическое описание последовательности изучения темы, список необходимой литературы для освоения темы (причем, данные источники должны быть доступны студентам, прежде всего, в электронной библиотечной системе КГУ), здесь же формируется фонд заданий на основе индикатора компетенции, обозначенного в рабочей программе дисциплины, описывается алгоритм и устанавливаются сроки выполнения. Система Moodle позволяет добавлять для описания и выполнения заданий текстовые файлы и необходимый мультимедийный материал (например, для заданий по сольфеджио размещаются звукозаписи музыкальных диктантов, интервальных и гармонических последовательностей).

Студенты выполняют практические задания, изучают материалы лекций, основной и дополнительной литературы по теме, прослушивают и разучивают музыкальные произведения и т.д., при необходимости обращаются к преподавателям за помощью в режиме on-line или оперативно по мобильной телефонной связи. Материалы выполненного задания студенты могут размещать в любом формате (в виде текста, в виде файла или аудио- и видеозаписей). Это особенно актуально для изучения специальных музыкальных дисциплин, так как часто для выполнения заданий необходимо представить записи музыкальных фрагментов и целых произведений, исполняемых студентами. К сожалению, объем файловых ресурсов СДО Moodle невелик, поэтому студенты размещают ссылки, указывающие местонахождение таких файлов (СДО, электронная почта преподавателя, WhаtsApp). Для оценивания выполненных заданий используются разнообразные приемы: комментарии, рецензии, ведомость с оценками (зачтено/не зачтено, баллы, если предусмотрено балльное оценивание), аудио-сообщение, письменные и устные рекомендации. На этой основе формируются электронные ведомости и складывается общая картина успеваемости студента.

Тесты являются одной из форм текущего и промежуточного контроля качества освоения дисциплины. В условиях дистанционного обучения требования к содержанию тестовых заданий возрастает. Они должны максимально отражать весь объем дисциплины, быть разнообразными по форме, содержать проблемные вопросы.

Одной из специфических форм контроля знаний будущих педагогов-музыкантов при изучении музыкально-исторических дисциплин является музыкальная викторина, которая проводится в режиме видеоконференции в сервисе Zoom. Студенты заранее получают на электронную почту записанные звуковые файлы с описанием треков. Во время викторины трансляция музыкальных фрагментов произведений производится с помощью отправки их в WhаtsApp в произвольном порядке. После того как студенты получат, прослушают, определят на слух необходимое количество музыкальных номеров и составят их список, по команде преподавателя они присылают на личный ад-

рес преподавателя в WhаtsApp ответное сообщение, в котором должны быть указаны авторы, названия прозвучавших произведений и музыкальных тем.

Введение в образовательный процесс элементов дистанционного обучения отвечает современным требованиям к выпускнику вуза: уметь самостоятельно находить, обрабатывать и использовать информацию, свободно владеть компьютерными технологиями, быть уверенным пользователем определенных программ и платформ. Еще два-три года назад никто не мог представить, что музыке можно учить дистанционно. Но современные реалии и вызовы времени требуют корректировки, казалось бы, давно установившихся и привычных методов обучения.

Переосмысление работы преподавателей музыкальных дисциплин в условиях применения новых дистанционных технологий стало основой для появления целой серии современных методических изданий и научных статей на эту тему [1; 2; 3]. Отметим книгу известного музыканта, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных А. Е. Майкапара «Моя жизнь (и смерть) в искусстве: дневник эпохи коронавируса», в которой собраны педагогические комментарии педагога для своих студентов в период дистанционного обучения в виде своеобразного мастер-класса [4]. Безусловно, дистанционные образовательные технологии могут быть полезными в музыкальном образовании, так как предоставляют большие возможности для организации непрерывного процесса обучения, для формирования навыков самостоятельной работы у студентов и умений работать в информационной среде, находить источники информации и планировать свою самообразовательную деятельность. И в этом их несомненное достоинство.

Применение дистанционного формата обучения имеет как положительные стороны, так и ограничения. Остается не полностью решенной проблема идентификации личности студентов при выполнении отдельных заданий, часто отсутствует качественная связь интернет, телефонных линий, разработка курсов дистанционного обучения доста-

точно трудоемка. Кроме того, они не могут полностью заменить «живое» общение студента с преподавателем. Еще В. А. Сухомлинский замечал: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания, включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу». Непосредственный эмоциональный контакт и активные способы воздействия на обучающихся способствуют формированию интереса к занятиям и удовлетворенности результатами учебной деятельности, а развитие музыкальных способностей и исполнительских умений может эффективно осуществляться в процессе совместной творческой деятельности преподавателя и студента. Поэтому считаем, что применение дистанционных технологий должно быть оптимальным, педагогически целесообразным и обязательно сочетаться с традиционными формами и методами обучения, сложившимися в музыкальном образовании.

Список литературы

1. Асатрян О. Ф., Карпушина Л. П. Проектирование модели профессиональной подготовки будущего учителя музыки на основе интеграции дистанционных и очных форм обучения // Современное педагогическое образование. - 2020. - №11. -С. 5-10.

2. Костюк Е. Б. Дистанционное обучение задания по дисциплине «История музыки» в практике дистанционного обучения // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития. VII Межвузовская научно-практическая конференция. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2014. С. 130-131.

3. Мациевская С. В. Проблема дистанционного вокального обучения на современном этапе развития музыкального образования // Теоретический и практический потенциал современной науки. Сборник научных статей. Москва, 2020. С. 37-39.

4. Майкапар А. Е. Моя жизнь (и смерть) в искусстве: дневник эпохи коронавируса. Челябинск: MPI, 2020. - 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.