6. Алексеев В.А. Традиции. Ценности. Смыслы. Христианское измерение. Москва: Издательский дом «К единству!», 2019.
7. Хрестоматия по древнерусской литературе XI - XVII вв. Составитель И.К. Гудзий. Москва: Аспект Пресс, 2004.
8. Семья в современном обществе. Под редакцией С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. Москва: Издательство «Экон-информ», 2018.
9. Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегия развития. Ответственный редактор И.Ф. Дементьева. Москва: ИИДСВ РАО, 2015.
10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2005.
References
1. Alekseev V.A. Tradicii. Cennosti. Smysly. Hristianskoe izmerenie. Moskva: Izdatel'skij dom «K edinstvu!», 2019.
2. Shapovalova I.A., Trunaeva V.V. Povyshenie professional'noj roditel'skoj kompetentnosti v vospitanii detej v vozraste 6 - 10 let i garmonizacii semejnyh otnoshenij. Moskva: FGNU ISP RAO, 2012.
3. Kitajskie narodnye skazki. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 2012.
4. Hrestomatiya po drevnerusskoj literature XI - XVII vv. Sostavitel' I.K. Gudzij. Moskva: Aspekt Press, 2004.
5. Domostroj. Perevod V. Kolesova. Moskva: AST, 2017.
6. Alekseev V.A. Tradicii. Cennosti. Smysly. Hristianskoe izmerenie. Moskva: Izdatel'skij dom «K edinstvu!», 2019.
7. Hrestomatiya po drevnerusskoj literature XI - XVII vv. Sostavitel' I.K. Gudzij. Moskva: Aspekt Press, 2004.
8. Sem'ya vsovremennomobschestve. Pod redakciej S.V. Ryazanceva, T.K. Rostovskoj. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekon-inform», 2018.
9. Semejnoe vospitanie v sovremennoj Rossii: sostoyanie i strategiya razvitiya. Otvetstvennyj redaktor I.F. Dement'eva. Moskva: IIDSV RAO, 2015.
10. Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsu
Статья поступила в редакцию 25.05.20
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com
ORGANIZATION OF CONTROL EVENTS USING THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MUSIC TEACHERS. The article considers features of the implementation of remote musical educational process, highlights the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow to organize both the process of training music teachers in the framework of courses for advanced training and professional retraining, and to form a system of control measures that correspond to the content of education (creative projects, organization of competitive activities, concert practice, etc.) and the nature of the professional activity of a teacher-musician. The authors pay special attention to the organization of control measures in the process of distance music education using educational elements and tools of the Moodle distance learning system, which allow to reflect the creative nature of the music teachers's activity more fully.
Key words: distance musical education, distance learning system Moodle, remote learning tools, forms of control in distance education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
В статье рассмотрены особенности реализации дистанционного музыкального образовательного процесса, выделены учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие как организовать процесс обучения педагогов-музыкантов в рамках курсов по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и сформировать систему контрольных мероприятий, соответствующих содержанию образования (творческие проекты, организация конкурсной деятельности, концертная практика и другое) и характеру профессиональной деятельности педагога-музыканта. Особое внимание авторы статьи уделяют организации контрольных мероприятий в процессе дистанционного музыкального образования с использованием учебных элементов и инструментов системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющих наиболее полно отразить творческий характер деятельности педагога-музыканта.
Ключевые слова: дистанционное музыкальное образование, система дистанционного обучения Moodle, инструменты организации удаленного обучения, формы контроля в дистанционном образовании.
Система дистанционного обучения (СДО) MOODLE позволяет не только разработать учебный контент, но и реализовать полноценный образовательный процесс, включая организацию контрольных мероприятий [1; 2]. Как правило, любой используемый в СДО MOODLE учебный элемент можно применить как для предоставления контента, так и для проверки усвоенного учебного материала.
На основе многолетнего опыта реализации дистанционных курсов в сфере музыкального и музыкально-компьютерного образования на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена нами был выделен ряд наиболее эффективных контрольных инструментов СДО MOODLE для успешного их применения в музыкальном образовании: задание, тест, семинар, форум, лекция. Выбор производился с учетом особенностей организации
современного музыкально-образовательного учебного процесса с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4; 5].
Программа разработана на основе профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и требований ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование к результатам освоения образовательных программ.
В процессе реализации программы у слушателей формируются следующие компетенции, предусматриваемые ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и соответствующие им способности выполнять трудовые функции и действия, предусматриваемые профессиональными стандартами:
Код (ОПК, ПК) Компетенция Код ТФ Трудовая функция (и трудовое действие)
ПК-1 Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов А/01.6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
ПК-2 Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики А/04.6 Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы: фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
ПК-4 Способность использовать возможность образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета А/05.6 Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы: определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)
ПК-7 Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности А/01.6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы: организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях
Цель и задачи программы
Цель программы заключается в подготовке специалистов, готовых к организации педагогического процесса в сфере музыкального образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) с применением МКТ и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [6, 7] как в индивидуальных, так и в групповых формах работы [8; 9].
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы применения ДОТ в музыке;
- изучить методики преподавания ДОТ в музыкальном образовании;
- познакомить слушателей с основными возможностями использования ДОТ в современном музыкальном образовании;
- развить познавательную активность и самостоятельность слушателей в сфере применения ДОТ в профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Формирование контингента слушателей
Категория слушателей
Педагоги музыкальных школ / школ искусств и др. образовательных организаций, формально/неформально реализующих музыкальное направление дополнительного образования детей, учителя музыки общеобразовательных учреждений, педагоги средних специальных и высших учебных заведений, студенты высших образовательных учреждений (по направлению «Музыкальное образование» / «Информационное образование»).
Требования к уровню предшествующей подготовки (уровень предыдущего образования, его направленность)
Высшее или среднее профессиональное музыкально-педагогическое образование (в том числе - в процессе получения; в таком случае документ об освоении данной программы выдаётся сразу же при получении слушателем диплома, до этого момента слушатель, успешно освоивший курс обучения, получает справку о прохождении данной учебной программы).
Планируемые результаты обучения
Слушатель, освоивший программу, получает право ведения нового вида профессиональной деятельности с применением ДОТ и будет обладать компетенциями и способностью выполнять трудовые функции и действия, указанные в п. 1.
Организация образовательной деятельности по программе
Теоретическое обучение проходит в специально оборудованной аудитории (УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А. И. Герцена), которая оснащена компьютерными местами.
Аудиторная работа предполагает лекционные и практические занятия.
Организации педагогической практики по программе предусматривает проведение групповых занятий в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена, а также по месту основной работы слушателей.
Используемые технологии обучения:
1. Технология развивающего обучения - в основе лежит уровень повышенной сложности (принцип повышения/усложнения) поставленных учебно-творческих задач [10; 11; 12].
2. Технология модульного обучения.
3. Технология дифференцированного обучения - условия обучения слушателей (индивидуально-групповые, т. к. применяется, в частности, работа в наушниках и с конкретными, отдельными для каждого слушателя учебными заданиями) позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности.
4. Технология проблемного обучения, в том числе овладение способами познания информатики, музыкальной информатики, самостоятельно, через практические занятия [13; 14; 15], в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья [16; 17; 18].
5. Технология проектного обучения - для слушателей создаются проблемные ситуации, которые побуждают к самостоятельной творческой деятельности, приобретению недостающих знаний и более полных знаний в рассматриваемой предметной области [19 - 22].
6. Технология разноуровневого обучения - используются задания с различным уровнем сложности, реализуется индивидуальный темп выполнения заданий.
7. Технология дистанционного обучения - модули программы размещены в Центре дистанционной поддержки обучения MOODLE.
8. Интерактивные технологии обучения - взаимодействие всех участников обучения, создание специальных условий для решения коммуникативных задач [23; 24].
Кадровые условия реализации программы
К реализации программы привлекаются преподаватели, имеющие высшее образование, ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Реализация программы проходит в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, которая соответствует материально-техническим требованиям к реализации программы.
Рабочее место слушателя включает: компьютер (с музыкальным программным обеспечением), MIDI-клавиатуру, наушники закрытого типа, внешнюю звуковую карту. Все рабочие места соединены одной локальной сетью. В аудитории размещены: микшерный пульт, активная аудиосистема, электронные музыкальные инструменты, проектор, экран, магнитная доска. Аудитория оснащена необходимым программным и аппаратным обеспечением для реализации различных форм сетевого взаимодействия и обучения.
Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена разработано значительное количество учебников и учебных пособий, составляющих основной фонд методического сопровождения учебного процесса, кроме того каждый слушатель имеет доступ к электронным ресурсам, необходимым для организации обучения по программе, среди них:
1. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Дистанционные технологии в музыкальном образовании. Available at: https://mde.herzen.edu. ru/course/view.php?id=96
2. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании. Available at: https://mde.herzen.edu.ru/course/view.php?id=96
3. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Создание аудиовизуального контента в системе дистанционного музыкального образования. Available at: https://mde.herzen.edu.ru/course/view.php?id=96
4. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Создание виртуальной (электронной) образовательной среды для дистанционного музыкального обучения. Available at: https://mde.herzen.edu.ru/course/view. php?id=96
5. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании.
Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view. php?id=1358
6. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Музыкальная информатика. Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/enrol/index.php?id=6413
7. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения. Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=1358
8. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Музыкально-компьютерные технологии. Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view. php?id=1358
9. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Available at: https://moodle. herzen.spb.ru/course/view.php?id=l366
10. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Компьютерное музыкальное творчество. Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view. php?id=1360
11. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Электронный музыкальный синтезатор. Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view. php?id=1360
12. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе.
Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=1362
13. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий. Available at: https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=l366
14. Центр дистанционной поддержки обучения Moodle. Преподавание электронного музыкального синтезатора. Available at: https://moodle.herzen. spb.ru/course/view. php?id=1365
Рассмотрим организацию контрольных мероприятий с использованием выделенных учебных элементов при реализации программы профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании», которая направлена на получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере применения дистанционных образовательных технологий в музыке и музыкальном образовании.
Остановимся более подробно на описании учебных элементов СДО MOODLE, используемых при реализации программы.
Учебный элемент «Задание»
Данный элемент - самый популярный среди педагогов инструмент для проверки усвоения учебного материала. Он позволяет формировать задания, добавлять для их решения необходимый мультимедийный материал, осуществлять сбор творческих работ слушателей, анализировать и оценивать их. Примечательно, что слушатели в качестве ответа на здание могут размещать не только текстовый документ, но и любой мультимедийный материал (аудио и видеоработы, ссылки на сайты и др.). В сфере МКТ-образования такая возможность является востребованной, т.к. часто творческими работами могут быть музыкальные фрагменты, целые произведения, саундтреки к видеосюжетам, записи концертных выступлений и многое другое.
Следует отметить, что широкое разнообразие форматов данных, доступных для размещения, требует значительного объема свободного пространства на файловых ресурсах СДО MOODLE. Часто файл ответа превышает допустимое значение объема для размещения в учебном элементе «Задание». В таком случае удачным решением оказывается размещение только ссылки, указывающей местонахождение файла (виртуальный диск, сайт и т.д.). В этой связи необходимо предоставить слушателям возможность в качестве ответа на задание использовать текстовое поле.
В процессе оценивания ответа преподаватель может предоставить 4 типа обратной связи (комментарий, аннотирование, мультимедийный файл, ведомость с оценками), а также использовать различные оценки (баллы или шкалу). Кроме того, имеется возможность выбрать и методы оценивания (простое оценивание, справочник оценщика, рубрику). Если речь идет о задании, ответ на которое предоставлен в виде музыкального фрагмента, то целесообразно в качестве комментария преподавателя к ответу выслать видеосообщение, где в процессе прослушивания музыкального фрагмента даются комментарии и рекомендации. Для возможности проставления комментариев в «теле» музыкального фрагмента удобно использовать онлайн-ресурсы (например, Soundcloud), позволяющие в обозначенных позициях трека делать текстовые заметки.
Учебный элемент «Тест»
Тестирование считается одной из эффективных и традиционных форм контроля в образовательном процессе. Однако в музыкальном обучении такая форма не является столь популярной, что обусловлено трудностью конструирования валидных тестов, способных определить уровень знаний слушателей в сфере искусства. Тем не менее, как показывает практика, при правильном формировании тестовых заданий и вопросов тестирование может быть незаменимым элементом контрольных мероприятий.
Прежде всего, с помощью тестирования проверяются теоретические знания. Однако только этим область применения этого контрольного инструмента не ограничивается. Возможности СДО MOODLE не позволяют писать нотный текст и озвучивать партитуру, но это возможно компенсировать включением рисунков, аудио- и видеофайлов. Наш опыт показывает, что для создания валидного теста в области музыкального творчества зачастую требуется стороннее программное обеспечение для педагога-музыканта. Среди них - нотные редакторы (Finale, Sibelius, MuseScore и др.) помогут создать партитуру, аудиоредакторы (Sound Forge, WaveLab, Samplitude Studio, Adobe Audition и др.), видеоредакторы (Sony Vegas, Sony Movies Studio Platinum, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio и др.). Они помогут записать или извлечь музыкальный или видеофрагмент с последующим внедрением этого контента в банк вопросов к тесту. Эти аудио-, видеофрагменты могут быть предоставены в задачах на определение соответствия, правильной последовательности и др., что, в свою очередь, преобразуется в увлекательное, разностороннее тестирование, с помощью которого можно проверить и музыкальный слух, и память, и теоретические навыки. Ответы на такой тест невозможно списать, а с возможностью автопроверки у педагога освободится дополнительное время для личного рассмотрения творческих проектов слушателей.
Учебный элемент «Семинар»
Семинар - один из немногих учебных элементов в СДО MOODLE, позволяющий взаимно обсуждать и оценивать творческие работы. Безусловно, в условиях музыкального образования это очень востребованная опция, позволяющая получить отзывы сокурсников на свой проект, а также проанализировать работы коллег. Однако практика показала, что использовать его не всегда удобно, т. к. данный процесс строго ограничен по времени и делится на определенные фазы:
- фаза предоставления работ;
- фаза комментирования и оценивания;
- фаза оценивания работы и анализа выставленных оценок преподавателем.
Такое временное ограничение, с одной стороны, дисциплинирует слушателей, обучение которых ведется в группах, с другой, не позволяет новым слушателям из других групп (обучение которых смещено по времени) «подключиться» к обсуждению. Кроме того, жестко регламентированные по времени фазы не позволяют в полной мере воспользоваться одним из преимуществ дистанционного образования, а именно - возможностью участвовать в учебных мероприятиях в удобное для обучающихся время. Поэтому, на наш взгляд, данный инструмент не является эффективным среди перечня используемых элементов, однако может быть использован в ряде случаев в процессе организации дистанционного музыкального образования.
Учебный элемент «Форум»
Основное достоинство дистанционного обучения - возможность приобщения к музыкальному сообществу профессионалов. Этот аспект следует учитывать при организации очного, заочного и дистанционного образования. Для педагогов-музыкантов очень важно показать свою работу, узнать мнение своих коллег и сравнить свой проект с их работами, поэтому «Форум» является одной из самых эффективных форм организации проверочных заданий в условиях реализации дистанционного музыкального образования. Это обусловлено возможностью слушателя показать свою работу другим сокурсникам, получить отзывы и ознакомиться с работами своих коллег Несомненным достоинством данного учебного элемента является его круглосуточная доступность для всех зарегистрированных пользователей, т.к. форум в отличие от семинаров не имеет строго определенных этапов размещения и комментирования проектов. Форум позволяет новым обучающимся ознакомиться с работами выпускников, показать свои проекты и продолжить взаимодействие со своими коллегами, расширяя профессиональное сообщество единомышленников.
В СДО MOODLE существует 5 типов форумов (форум, посвященный одной теме; форум с обсуждением нескольких тем; форум вопросов и ответов; форум в формате блога; стандартный общий форум), содержащих различные инструменты. Такое разнообразие позволяет педагогу создать наиболее оптимальную «плодородную» среду общения, тонко настроить образовательный процесс с использованием различных форм взаимодействия. Например, при использовании отдельных типов форума у слушателей имеется возможность самостоятельно создавать и развивать интересующие их темы, отвечать на заданные и вопросы, после чего просматривать ответы других участников и др.
Следует отметить, что учебный элемент «Форум» (так же, как и учебный элемент «Задание») имеет инструмент оценивания (баллы, шкала) и методы расчета итоговой оценки, что позволяет форуму выступать в качестве инструмента оценивания ответов слушателей. Сами же слушатели не имеют возможности непосредственного балльного оценивания творческих работ своих сокурсников, но комментарии и свое мнение могут предоставить, что, безусловно, является более ценным для образовательного процесса. На наш взгляд, особенно важно при организации форума создать доверительные отношения среди слушателей, позволяющие максимально реализовать творческий потенциал всех участников.
Многолетний опыт организации и проведения наших дистанционных курсов привел и к неожиданным, на первый взгляд, решениям для предоставления заданий в рамках дистанционного музыкального образования. Так, например, неочевидным является сочетание двух учебных элементов: «Задание» и «Форум». В нашей сегодняшней практике эти элементы, зачастую, оказываются неизменными спутниками. Именно в «Форуме» каждый слушатель размещает свою работу, высланную в ответ на задание, позволяя тем самым ознакомиться сокурсникам с его работой. Следует отметить, что такое открытое предоставление проектов (как законченных, так и находящихся в стадии разработки) «подогревает» интерес обучающихся и стимулирует их к более ответственному и творческому подходу в выполнении задания. Это обусловлено естественным желанием сделать свою работу качественнее и интереснее.
Учебный элемент «Лекция»
На первый взгляд, данный элемент можно отнести только к элементам размещения учебного контента, однако в системе дистанционного обучения речь идет именно об интерактивной лекции, которая используется не только для предоставления мультимедийного учебного материала, но и для проверки его усвоения. Так, например, лекция может содержать страницы с проверочными вопросами/заданиями разных типов (множественный выбор, верно/неверно, короткий
ответ, вопрос на соответствие, числовой ответ, эссе) которые могут проверяться как преподавателем, так и автоматически. Следует отметить, что преподаватель самостоятельно разрабатывает стратегию прохождения лекции слушателем (маршрут обучения) и определяет последовательность предоставления материала в зависимости от успешности прохождения вопросов, что является хорошим примером саморегулируемого обучения.
Библиографический список
Как мы видим, системы дистанционного обучения изобилуют различными инструментами как для предоставления учебного контента, так и для проверки уровня усвоения знаний. Важно не только правильно сконструировать валидную форму контроля, но и обеспечить полноценную обратную связь, дающую не только и не столько данные об оценке, сколько информацию для самоанализа, творческого поиска и саморазвития.
1. Панкова А.А. Технологии контроля в дистанционном музыкальном образовании. Философия человека в историческом контексте: сборник научных статей XXVI Международной конференции. Санкт-Петербург, 2019: 535 - 537.
2. Панкова А.А. Цифровой контент и дистанционные технологии в музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2018»: Материалы конференции. Санкт-Петербург, 2018: 397 - 400.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда. Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. 2002: 161 - 169.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2004: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2004: 52 - 55.
5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XI Российско-Американской научно-практической конференции, 2008: 163 - 167.
6. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings, 2018: 23 - 28.
7. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings, 2018: 144 - 149.
8. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции, 2014: 320 - 321.
10. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html
11. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Digital Audio Workstation: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
12. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.
13. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Проблемы музыкальной науки. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. Ответственный за выпуск О.Д. Шипунова, 2014: 97 - 100.
15. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 9 (80): 256 - 261.
16. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science Proceedings. Springer, 2018: 381 - 389.
17. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings, 2018: 15 - 18.
18. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 5: 15 - 19.
19. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; № 9: 97 - 101.
20. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество:философия, история, культура. 2016; № 12: 138 - 143.
21. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; № 2: 87 - 92.
22. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.
23. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; № 6: 3. Available at: http:// mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
24. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; № 3-2: 68 - 82.
References
1. Pankova A.A. Tehnologii kontrolya v distancionnom muzykal'nom obrazovanii. Filosofiya cheloveka v istoricheskom kontekste: sbornik nauchnyh statej XXVI Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2019: 535 - 537.
2. Pankova A.A. Cifrovoj kontent i distancionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika «RI-2018»: Materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 2018: 397 - 400.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. Sovremennoemuzykal'noeobrazovanie-2002: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova. 2002: 161 - 169.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova, 2004: 52 - 55.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: materialy XI Rossijsko-Amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2008: 163 - 167.
6. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings, 2018: 23 - 28.
7. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings, 2018: 144 - 149.
8. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "Soft Way to Mozart". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii, 2014: 320 - 321.
10. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html
11. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Digital Audio Workstation: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
13. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemy muzykal'noj nauki. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategiiinformacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otvetstvennyj za vypusk O.D. Shipunova, 2014: 97 - 100.
15. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo kak sredstvo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 9 (80): 256 - 261.
16. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science Proceedings. Springer, 2018: 381 - 389.
17. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Infl Conference Proceedings, 2018: 15 - 18.
18. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.
19. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 9: 97 - 101.
20. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 12: 138 - 143.
21. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2017; № 2: 87 - 92.
22. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.
23. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
24. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; № 3-2: 68 - 82.
Статья поступила в редакцию 25.05.20
УДК 378
Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru
Martazanov Kh.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Sports Disciplines, Ingush State University (Magas, Russia)
Magomedov I.A., teaching assistant, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: ismwork@mail.ru
FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCES OF STUDENTS IN A UNIVERSITY. The article studies theoretical and methodological foundations of formation of managerial competencies of students in a university: a set of theoretical and methodological aspects, where the theoretical foundations of the formation of managerial competencies of students in a university are the provisions, concepts, theories, ideas of Russian researchers, and methodological are approaches, principles, techniques on which the structure of the study of the process of formation of managerial competencies of the future head of an educational organization is built. The authors conclude that to form managerial competences for students in the educational process, the university uses various interactive forms of organizations of students' activities, which create the conditions for the formation and improvement of the set of management competencies: motivation, targeting, planning, organization and control.
Key words: managerial competence, competence, student, university, future head of educational organization.
Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: rukisha@bk.ru
Х.М. Мартазанов, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас
И.А. Магомедов, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: ismwork@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
В статье изучены теоретико-методологические основы формирования управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза: совокупность теоретических и методологических аспектов, где теоретическими основами формирования управленческих компетенций обучающихся выступают положения, концепции, теории, идеи отечественных исследователей, а методологическими - подходы, принципы, приемы, на которых выстроена структура исследования процесса формирования управленческих компетенций у будущего руководителя образовательной организацией. Авторы делают вывод о том, что для формирования управленческих компетенций у студентов в образовательном процессе в вузе используются различные интерактивные формы организаций деятельности обучающихся, которые создают условия для формирования и совершенствования совокупности управленческих компетенций: мотивация, целеполагание, планирование, организация и контроль.
Ключевые слова: управленческая компетенция, компетенция, студент, вуз, будущий руководитель образовательной организации.
Отечественная система образования переживает период переосмысления подходов к управлению образовательной организацией, связанной с потребностями и социальными заказами современного общества. Образовательная система современного высшего образования в настоящее время постоянно дополняет подходы к обучению, корректируя устоявшиеся традиции и общепринятые стереотипы. Особое внимание заслуживает способность обучающихся профессионально и критически оценивать проблемы управления образовательными организациями/учреждениями, находить наиболее подходящие пути в урегулировании возникающих противоречий, овладевать культурой управления образовательной организацией, поскольку современный рынок труда нуждается в подготовке квалифицированных менеджеров.
Необходимость в профессиональной подготовке руководителей образовательных организаций/учреждений в России с конца XX века и до настоящего времени является весьма актуальной. Управление образовательной организацией в настоящее время является видом профессиональной деятельности, которая включает особенности сферы деятельности и характеристики объектов/субъектов, условия, инструменты и предполагаемые результаты, сформированность трудовых функций, личностные качества и компетенции руководителя и сотрудников, требующие наличия специальной профессиональной подготовки.
Настоящее исследование опирается на положения, концепции, теории, идеи зарубежных и отечественных исследователей, что и выступает его теоретическими основами, а методологическими основами являются методологические подходы, принципы, приемы, на которых выстроена структура исследования процесса формирования управленческих компетенций у руководителя образова-
тельной организацией/учреждением. В данном случае для данного исследования теоретико-методологическими основами формирования управленческих компетенций руководителя образовательной организации/учреждения выступают совокупность теоретических и методологических аспектов.
Обращаясь к понятию «формирование», мы разделяем мнение И.П. Под-ласого в том, что данный процесс может быть связан с обращением к человеку как социальному существу, становление которого находится под влиянием различных факторов, в том числе экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.п. [1]. Следует отметить, что, если в той или иной мере данный процесс становления личности человека состоялся, можно говорить о его некоторой завершенности или сформированности определенного целостного облика, в нашем случае - руководителя образовательной организации.
Современный руководитель - это человек, который в полной мере способен обеспечить вверенное ему образовательное учреждение/организацию высококвалифицированными конкурентноспособными специалистами, а значит, он сам должен обладать необходимой профессиональной компетентностью, включающей совокупность знаний, умений и навыков для отделения предполагаемых результатов от поставленных целей; сочетание личностных и профессионально значимых качеств; способность объединять теоретическую и практическую готовность к руководству образовательным учреждением/организацией, нацеливать коллектив сотрудников на достижения успеха в образовательной и профессиональной деятельности.
В том случае, если руководитель в свое профессиональной деятельности нацелен на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, т.е. на