АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Проектирование модели профессиональной подготовки будущего учителя музыки на основе интеграции дистанционных и очных форм обучения
Асатрян Ольга Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Карпушина Лариса Павловна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Исследование посвящено проблеме подготовки педагогов-музыкантов в вузе на основе интеграции дистанционных и очных форм обучения. Обозначенная проблема мало изучена в научно-методической литературе, хотя цифровые коммуникационные медиа уже давно проникли в сферу музыкально-педагогического образования. Актуальной остается и задача проектирования модели профессиональной подготовки учителя музыки, которая изменилась в связи с внедрением дистанционной формы обучения будущих педагогов-музыкантов. В ходе исследования использовались теоретические системно-аналитические методы, изучены методические материалы и проанализирован опыт работы педагогов вузов в области проектирования модели обучения студентов-музыкантов в условиях интеграции дистанционной и очной форм работы. Основной акцент исследования связан с принципами проектирования модели профессиональной подготовки учителя музыки на основе интеграции дистанционной и очной форм обучения.
Ключевые слова: проектирование, модель, профессиональная подготовка, учитель музыки, педагог-музыкант, дистанционная форма обучения, очная форма обучения, высшее образование.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева) по теме «Научно-методическое обеспечение процесса интеграции дистанционных и очных форм обучения студентов-музыкантов в вузе» (руководитель О.Ф. Асатрян; рег.№ 36/2020).
Введение
Современные информационные технологии, проникнув во все сферы нашей жизни, изменили традиционные представления об образовании и открыли для человечества новые перспективы в области саморазвития, самосовершенствования и расширения интеллектуально-творческого потенциала. Благодаря цифровым коммуникационным медиа, с одной стороны, более тесным становится взаимодействие и взаимозависимость людей друг от друга, с другой - повышается значимость индивидуальности каждой личности, особую ценность приобретают неповторимый творческий подход и получение уникального опыта в любом процессе жизнедеятельности человека, актуализируется умение критически мыслить, анализировать, самостоятельно решать проблемные задачи. Дистанционные технологии, широко применяемые в образовании, в том числе музыкально-педагогическом, ориентируют обучающихся на постоянное саморазвитие и самосовершенствование своих знаний, умений, навыков, что становится неотъемлемой частью современного мира. Отсюда повышенное внимание ученых к практико- и личностно-ориентированным, индивидуализированным и дифференцированным педагогическим подходам, а также дистанционным формам обучения.
В связи с внедрением информационно-компьютерных технологий в процесс обучения изменилась парадигма образования в целом. Вместе с тем проектирование и моделирование профессиональной подготовки специалистов разных областей жизнедеятельности на основе дистанционных форм обучения пока остается недостаточно изученной сферой научно-методической мысли. Актуализируются также проблемы обучения будущих учителей музыки в условиях интеграции дистанционных и традиционных педагогических походов.
Многие исследователи отмечают важность проектирования как условия повышения качества образования [10], применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке бакалавров [9], современных методов обучения [8], интегративного [6] и вариативного подходов «в процессе разработки образовательных модулей» [3, с. 93]. При всей широте применения возможностей дистанционных технологий в отечественных музыкально-педагогических вузах,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
не существует какой-либо общепринятой в научном сообществе модели профессиональной подготовки учителей музыки, проблеме проектирования которой посвящено данное исследование.
Для достижения поставленной цели были применены теоретические системно-аналитические методы, изучены методические материалы и проанализирован опыт работы педагогов вузов в области проектирования модели обучения студентов-музыкантов в условиях интеграции дистанционной и очной форм работы.
Основное изложение материала
Проектирование модели профессиональной подготовки учителя музыки начинается с формулирования цели и задач образовательной программы, определения организационно-педагогических условий для достижения планируемых результатов обучения и описания арсенала средств и методов, применяемых в процессе реализации образовательной программы. В модели профессиональной подготовки учителя музыки находят отражение концептуальные положения технологий обучения, в том числе дистанционных, и координация действий целого коллектива педагогов, ведущих разные курсы и дисциплины [1; 2;4; 7]. Кроме того, для достижения планируемых результатов обучения учитываются также социальный заказ на выпускников вузов (ожидания социальных партнеров образовательных учреждений), тесная взаимосвязь содержания теоретических и практических занятий, а также интересы и потребности студентов в их учебно-творческой работе и практические аспекты их будущей профессиональной деятельности. Ведь проектируемая модель должна способствовать формированию «конкурентоспособных, грамотных в области теории и практики специалистов» [9, с. 117].
Целью профессиональной подготовки учителя музыки является обучение и воспитание личности педагога-музыканта, обладающего всем комплексом профессионально-личностных качеств и компетенций, развитыми музыкальными способностями и мотивацией, всесторонне подготовленного к ведению продуктивной деятельности в разных ее сферах - педагогической, методической и культурно-просветительской. Соответственно, планируемыми результатами обучения, согласно компетентностной парадигме образования, должны быть общекультурные, общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции педагога-музыканта (от общепедагогических до музыкально-исполнительских). Задачами обучения будущего учителя музыки становятся: разностороннее интеллектуально-творческое развитие студента, приобретение им системных знаний, умений и навыков, необходимых для становления профессионального мастерства.
Новые образовательные технологии должны быть органично «встроены» в единую, целостную, многокомпонентную, логично выстроенную, структурно и функционально дифференцированную си-
стему, которую и представляет собой модель профессиональной подготовки учителя музыки. Дистанционная форма обучения будущих педагогов-музыкантов соответствует тем же принципам, которые лежат в основе традиционной - очной: системность, последовательность, преемственность, личностная и практическая ориентированность, а также непрерывность профессионального роста, то есть логическая последовательность в становлении мастерства специалиста.
Все эти принципы находят отражение в создании необходимых организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности специалиста, плане и содержании дисциплин образовательной программы, структуре учебного материала, сочетании форм и средств обучения, методическом обеспечении самостоятельной работы студентов, межпредметных связях и взаимозависимости теории с практикой, а также фонде оценочных средств для контроля уровня освоения дисциплин и определения качества получаемого образования.
Дистанционные технологии обучения студентов-музыкантов педагогическому искусству позволяют организовать образовательный процесс, исходя из способностей, возможностей интересов и потребностей субъектов образования. Такой подход является наиболее эффективным и обусловливает предпочтение личностно-ориентированной педагогической концепции. Так, в ходе совершенствования методики обучения и поиске наиболее продуктивных образовательных технологий педагогическое сообщество пришло к необходимости применения дистанционных форм обучения наряду с очной. Сегодня модель профессиональной подготовки учителя музыки не обходится без интеграции дистанционных и традиционных средств обучения, потенциал которых учитывается при проектировании такой модели. Интегрированный подход также позволяет решить проблему индивидуализации обучения студентов творческим специальностям, в том числе в области музыкального искусства.
Проектирование модели профессиональной подготовки, таким образом, исходит из современной парадигмы образования, которую характеризуют следующие положения:
1. Главным субъектом системы образования, ее приоритетной ценностью становится сам обучающийся, а всестороннее развитие его интеллектуально-творческих способностей и формирование профессионально-личностных качеств и компетентностей обусловливает конечную цель проектирования образовательного процесса [10].
2. Особое значение придается интерактивным формам обучения, таким как работа в группах, коллективное обсуждение, лекции-дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, дистанционное обучение, тренинг и семинар, решение проблемных ситуаций (кейс-метод) - все эти методы вырабатывают умение свободно взаимодействовать с окружающими людьми [8, с. 108].
3. Комплекс дисциплин образовательных программ подбирается таким образом, чтобы их освоение обеспечило формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с направленностью программы [3, с. 93].
4. Главной задачей педагога становится формирование самостоятельно мыслящей личности новой формации с высокой степенью познавательной активности, способной удовлетворять свои профессиональные интересы и потребности, поскольку важнейшим качеством личности в XXI веке представляется восприимчивость к новым знаниям в области профессиональной деятельности, готовность решать проблемные задачи, выражать собственные воззрения, генерировать новые идеи [6].
5. В эпоху информатизации одной из универсальных компетенций специалиста любой области деятельности становится владение методами получения и переработки информации, «поэтому возникает необходимость в повышении эффективности функционирования современной системы образования на основе новых информационных технологий» [9, с. 117].
6. Трансформация всей системы образования в сторону индивидуализации обучения и самостоятельной учебно-творческой деятельности студента при условии педагогической поддержки и коррекции [5].
Таким образом, модель профессиональной подготовки будущего учителя музыки должна быть ориентирована на социально и профессионально значимый прообраз личности, готовой к свободному творческому саморазвитию и продуктивной деятельности в противоречивых и динамически меняющихся условиях современной социально-экономической жизни.
Важнейшим принципом проектирования модели профессиональной деятельности учителя музыки также является ее соответствие целям, задачам, функциям и планируемым результатам профессиональной деятельности с учетом динамики изменений разных сфер жизни общества. Другими словами, модель подготовки специалиста ориентируется на модель профессиональной деятельности специалиста, в свою очередь отражающую квалификационную характеристику. Именно поэтому содержание и структура образовательного процесса в педагогическом вузе должны обеспечивать формирование профессионально компетентного учителя музыки, готового к успешному решению своих профессиональных задач.
В современной модели вузовской подготовки педагогов-музыкантов большое место отводится интеграции дистанционной и очной форм обучения. В условиях применения дистанционных технологий в профессиональной подготовке специалистов преобладают интерактивные и проблемные методы обучения студентов-музыкантов, что ведет к индивидуализации образовательного процесса, формированию умения применять получен-
ные знания для решения профессиональных задач и способности принимать ответственные решения. Пассивное восприятие информации на лекциях заменяется личной вовлеченностью студентов в учебный процесс благодаря проблемным заданиям, кейсам и иным формам работы в цифровой образовательной среде. Преимущественно практические задачи, которые ставятся перед студентами в дистанционном обучении, мотивируют обучающихся к работе своим умом, высказыванию личного мнения, применению собственных талантов и поиску индивидуального решения учебной проблемы по самостоятельно выбранному варианту алгоритма.
Таким образом, внедрение в учебный процесс дистанционных технологий позволяет создать новую модель профессиональной подготовки будущих учителей музыки, соответствующую современным социально-культурным реалиям и мировым тенденциям в области образования. Моделирование как один из методов научного познания учебного процесса позволяет выявить преимущества и недостатки системы образования в целом и отдельных ее компонентов. Одной из актуальных проблем современных педагогических исследований, посвященных моделированию профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, сегодня является проблема совершенствования арсенала методических средств и приемов, повышающих эффективность процесса обучения.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что интеграция дистанционных форм обучения в процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки позволяет решить две основные проблемы обучения специалистов в области музыкального образования, культуры и искусства: освоение ими музыкально-исполнительских навыков интерпретации произведений современной музыки и применения в профессиональной деятельности электронных образовательных средств и музыкально-компьютерных технологий.
В отечественной музыкально-исполнительской педагогической практике не достаточно разработана научно-методологическая основа в сфере применения новых мультимедийных и цифровых технологий, которыми должен владеть каждый современный педагог-музыкант. Способность и готовность применять в образовательном процессе музыкально-компьютерные технологии и электронные образовательные ресурсы сегодня представляются важнейшей компетентностью специалиста любой сферы деятельности, более того, в большинстве областей общественной жизни эта компетентность является самой главной и всецело предопределяет успешность выполнения профессиональных функций. Необходимой данная компетентность становится и для учителя музыки, которому предстоит вести уроки музыки в современных школах с применением мультимедийных и цифровых технологий. Для выявления ком-петентностных преференций педагога-музыканта
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
необходимо проанализировать уже существующие научно-методические концепции и положения ФГОСа, касающиеся профессиональных компетенций педагогов-музыкантов, а также актуальные проблемы современного музыкального образования в целом [6].
Современные образовательные стандарты, касающиеся профессиональной подготовки учителей музыки, подробнейшим образом описывают все составляющие преимущественно психолого-педагогических и музыкально-исполнительских навыков и умений, необходимых специалисту для ведения педагогической, методической и культурно-просветительской видов деятельности, включая высокохудожественное исполнение вокальных произведений разных стилей и направлений.
Кроме того, у выпускника музыкально-педагогического вуза должны быть развиты музыкальные способности - ладоинтонационный и гармонический слух, ритмическое чувство, музыкальная память и мышление. В процессе становления музыкально-исполнительского мастерства педагога, начиная с первых ступеней обучения, довольно широко применяются музыкально-компьютерные технологии; без них же не обходится концертно-исполнительская и гастрольная деятельность современного музыканта и проведение уроков музыки в современных школах. Однако большинство выпускников музыкально-педагогических вузов оказывается неспособным применять в своей профессиональной деятельности - как исполнительской, так и педагогической - мультимедийные и цифровые технологии. Связано это с тем, что информационная культура сегодня становится неотъемлемой частью общей культуры современного человека, но не учитывается при проектировании моделей образовательных программ или оказывается на периферии научных интересов педагогов-методистов. Применение дистанционных форм обучения наряду с очными как раз и призвано решить данную проблему.
Музыкальный репертуар, в том числе детский, созданный композиторами ХХ-ХХ1 вв. с применением авангардных техник письма, несправедливо редко входят в содержание дисциплин образовательных программ музыкально-педагогического профиля не только в колледжах, но и вузах. Методы композиции, используемые авангардистами в своих произведениях, а также воплощаемые ими художественные концепции практически не изучаются будущими учителями музыки. Складывается впечатление, что авангардная музыка предается забвению в курсах дисциплин, осваиваемых педагогами-музыкантами, именно по причине сложности ее исполнения. Отсюда и проблема освоения современного репертуара обучающими° ся музыкально-педагогических вузов. " Педагог-музыкант должен уметь играть произ-^ ведения разных эпох, стилей и направлений. Наи-^ более оригинальная музыка ХХ-ХХ1 веков была Ц создана на основе современных методов компо-
зиции: сериализма, алеаторики, сонорики, минимализма, полистилистики [8]. Наиболее эффективными методами практического освоения авангардных произведений студентами-музыкантами, в которых используются современные техники письма, сегодня представляются прослушивание произведения в исполнении признанных мастеров исполнительского искусства в аудио- или видеозаписи, сравнение интерпретаций разных исполнителей, тщательный самостоятельный анализ партитуры и средств художественной выразительности изучаемого произведения одновременно с прослушиванием, разработка студентом-музыкантом собственной концепции интерпретации исполняемого авангардного произведения. Все это способны обеспечить не традиционные, а дистанционные технологии обучения.
Именно поэтому при проектировании современной модели профессиональной подготовки учителей музыки в педагогических вузах особое внимание уделяется дистанционной форме обучения, которая сегодня органично интегрирована в традиционную систему образования, эффективность которой заметно повышается благодаря электронной образовательной среде и музыкально-компьютерным технологиям. Так, современные музыканты систематически занимаются развитием музыкальных способностей, применяя такие программы, как «EarToner», «Tete», «GNU Solfege», «InPitch» и другие. Педагоги-музыканты сегодня адаптируют обучающе-развивающие программы для своей будущей музыкально-педагогической деятельности. А применение одновременно двух-трех вышеперечисленных программ обеспечивает комплексный подход и решение большей части проблем в развитии музыкальности как у учащихся школ, так и у студентов вузов. Большинство программ позволяет как самостоятельно, так и с педагогом выполнять упражнения по сольфеджио и музыкальному исполнительству, развивать и укреплять тонально-ладовое мышление, интонационный и гармонический слух и даже приблизиться к абсолютному.
В педагогические вузы по профилю «Музыкальное искусство» поступают абитуриенты с разным уровнем общей музыкальной подготовки, музыкальных способностей и, как следствие, различным уровнем музыкально-исполнительских навыков (пение или игра на инструментах). В этой ситуации в обучении педагогов-музыкантов следует учитывать их индивидуальные способности, включать наиболее эффективные в каждом конкретном случае методики обучения пению или игре на инструменте и приобретения музыкально-исполнительских навыков. Как следствие, формируется индивидуальная образовательная траектория и составляются специальные планы и программы обучения для каждого отдельного студента. Сегодня все это возможно осуществить только благодаря дистанционным технологиям. При этом они не лишают музыкальное образование свойственных ему индивидуально-личностного и практико-ориентированного подходов (индивиду-
альные занятия, самостоятельное творчество, репетиции и т.д.). Спектр использования возможностей дистанционных технологий в процессе освоения музыкальных дисциплин достаточно широк: от начального уровня (информационные ресурсы для обучения детей музыке в школе) до высшего звена (музыкальная информатика, цифровое сольфеджио, история музыки, аранжировка, игра на фортепиано, обработка звука и звукорежиссура, программирование музыкальных программ и др.).
Выводы
В противоречивых и динамически меняющихся условиях современной социально-экономической жизни специалист любой области деятельности должен обладать умениями применять полученные знания для решения профессиональных задач и принимать ответственные решения. Учитель музыки XXI века в процессе обучения в вузе должен стать самостоятельно мыслящей личностью с высокой степенью познавательной активности, способной в будущем удовлетворять свои профессиональные интересы и потребности, поскольку важнейшим качеством личности в XXI веке представляется восприимчивость к новым знаниям в области профессиональной деятельности, готовность решать проблемные задачи, выражать собственные воззрения, генерировать новые идеи и свободно пользоваться цифровыми информационными технологиями.
В современном мире проблемы совершенствования содержательных основ педагогики музыкального образования и методических разработок в сфере подготовки будущих педагогов-музыкантов необходимо рассматривать не только с точки зрения традиционных форм обучения, давно зарекомендовавших себя и тщательно изученных в трудах известных ученых, но и в связи с новыми цифровыми технологиями, уже прочно вошедшими в различные области педагогики и культуры. Будет ошибкой противопоставлять фундаментальные основы профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, дающие новым поколениям студентов прочную базу для формирования необходимых компетенций, новым педагогическим подходам в области музыкально-педагогического образования с применением современных информационных и цифровых технологий. Задача современных ученых-методистов - на основе интеграции дистанционных и очных форм обучения будущих учителей музыки соединить классику и современность, традиции и инновации, чтобы сформировать новые компетентности у студентов педагогических вузов, что найдет свое проявление в принципиально новой модели профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе.
Литература
1. Асатрян, О.Ф. Технологическое сопровождение процесса подготовки студентов к реализа-
ции дополнительного образования детей средствами музыкального искусства (на примере деятельности Научно-практического центра художественного образования МГПИ) / О.Ф. Асатрян // Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - С. 76-91.
2. Величко, Ю. В., Миронова М.П. Информационные технологии обучения в реализации магистерской подготовки студентов-музыкантов педагогического вуза / Ю.В. Величко, М.П. Миронова // Гуманитарные науки и образование. -2015. - № 1(21). - С. 22-26.
3. Казакова, И.С. Профильная направленность музыкальных дисциплин и ее значение в формировании ключевых компетенций специалистов в сфере культуры и искусств / И.С. Казакова, М.В. Переверзева // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2019. - Т. 18. - № 1 (150). - С. 92-99.
4. Karpushina, L.P. Development of Students' Music Auditory Perceptions within Multimedia Technology-Based Solfeggio Training Course = Развитие музыкального слухового восприятия студентов в рамках учебного курса сольфеджио на основе мультимедийных технологий / L.G. Parshina, L.P. Karpushina // International Journal of Applied Exercise Physiology. - 2020 vol. 9 № 2. - pp. 55-62.
5. Матушанский, Г.У. Проектирование моделей подготовки и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы / Г.У. Мату-шанский, А.Г. Фролов // Образовательные технологии и общество. - 2000. - № 3 (4). - 183192.
6. Наседкина, А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов на основе интегративного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 60-64.
7. Паршина, Л.Г. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов / Л.Г. Паршина, О.Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование.- Саранск. -2019. - Том 10, № 1. - С. 102-109.
8. Переверзева, М.В. Игровые методы обучения в высшем музыкально-педагогическом образовании // Материалы Всероссийской конференции X Ивановских чтений. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. - С. 107-116 [Электронный ресурс]. - URL.: https://drive.google.com/file/ d/1UuBZlDRKvekd_SbRqHQmFef92pJ-2nUS/ edit, вход свободный (дата обращения: 27.08.2020).
9. Третьякова, Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных техно-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
логий // Балтийский гуманитарный журнал. -2015. - № 4 (13). - С. 116-119. 10. Яковлева, Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. Ч. 1. -Оренбург: издательство ОГПУ, 2002. - С. 382384.
DESIGNING A MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS BASED ON THE INTEGRATION OF DISTANCE AND FULL-TIME FORMS OF EDUCATION
Asatryan O.F., Karpushina L.P.
Mordovian State Pedagogical University Education named after M.E. Evseviev
The research is devoted to the problem of training teachers-musicians in higher education on the basis of integration of distance and full-time forms of education. This problem is not well studied in the scientific and methodological literature, although digital communication media has long penetrated the sphere of music and pedagogical education. The task of designing a model of professional training for music teachers remains relevant, which has changed due to the introduction of distance learning for future teachers-musicians. In the course of the research, we used theoretical system-analytical methods, studied methodological materials and analyzed the experience of University teachers in the field of designing a model for teaching music students in the conditions of integration of distance and full-time forms of work. The main focus of the research is related to the principles of designing a model of professional training of music teachers based on the integration of distance and full-time forms of education.
Keywords: design, model, professional training, music teacher, music teacher, distance learning, full-time education, higher education.
References
1. Asatryan, O.F. Technological support of the process of preparing students for the implementation of additional education of children by means of musical art (on the example of the Scien-
tific and practical center for art education of MSPI) / O.F. Asatryan // Training for the implementation of additional education of children by means of art in the region. Ed. L.P. Karpushina, T.A. Kozlova. -Saransk, 2018. - P. 76-91.
2. Velichko, Yu.V. Information technology training in the implementation of master training music students of pedagogical universities / Yu.V. Velichko, M.P. Mironova // The Humanities and Education, 2015; 1 (21), - P. 22-26.
3. Kazakova I.S. Profile orientation of musical disciplines and its significance in the formation of key competencies of specialists in the field of culture and arts / I.S. Kazakova // Scientific notes of the Russian state social University, 2019. Vol. 18. No. 1 (150). - P. 92-99.
4. Karpushina, L. P. Development of Students' Music Auditory Perceptions within Multimedia Technology-Based Solfeggio Training Course = Развитие музыкального слухового восприятия студентов в рамках учебного курса сольфеджио на основе мультимедийных технологий / L.G. Parshina, L.P. Karpushina // International Journal of Applied Exercise Physiology. -2020 vol. 9 № 2. - P. 55-62.
5. Matushansky, G.U. Projecting models of training and professional activity of higher school teachers / G.U. Matushansky, A.G. Frolov // Educational technologies and society, 2000. № 3 (4). - P. 183-192.
6. Nasedkina, A.V. Modeling the process of formation of professional and pedagogical culture of future teachers-musicians on the basis of an integrative approach / A.V. Nasedkina //Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2015. No. 2 (11). - P. 60-64.
7. Parshina, L.G. Multimedia project as a means of organization extracurricular work of music students / L.G. Parshina, O.F. Asatryan // The Humanities and Education, 2019. 2 (38). -P. 102-109.
8. Pereverzeva, M.V. Game methods of teaching in higher musical and pedagogical education / M.V. Pereverzeva // Materials of the all-Russian conference of The x Ivanovo readings. - Moscow, 2020. -P. 107-116'
9. Tretyakova, E.M. Designing a model of professional training of bachelors using new information technologies / E.M. Tretyakova // Baltic humanitarian journal, 2015. No. 4 (13). - P. 116-119.
10. Yakovleva, N.O. Design as a condition for improving the quality of education / N.O. Yakovleva // Modernization of education: problems and prospects: materials of scientific and practical. Conf. Part 1. - Orenburg, 2002. -P. 382-384.
о с
u