Научная статья на тему 'Современные проблемы методики музыкального образования'

Современные проблемы методики музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3075
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / TRAINING TEACHER-MUSICIAN / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / MODERN TEACHER / ВИРТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ / VIRTUAL INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENT / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ONLINE EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES / КИТАЙСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ / TUTORIALS CHINESE MUSIC / ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / GENDER APPROACH IN MUSIC EDUCATION / MUSICIAN / EDUCATIONAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Юрьевна

Статья посвящена обзору тех вопросов методики музыкального образования, которые до настоящего времени не были четко обозначенными и привлекающими пристальное внимание исследователей. Их актуальность проявилась как результат стремительного развития образовательной системы России и мира, становления новых для педагога-музыканта сфер профессиональной деятельности, «информационного взрыва» и вызванной им потребности в систематизации знания. Обращение к современным публикациям подтверждает, что реалии меняются динамично, процесс этот трудно предсказуем, на изменения в культурно-образовательном пространстве научно-методическая мысль не успевает оперативно анализировать. В то же время, общие тенденции прослеживаются. Так, роль информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности студента-музыканта и преподавателя вуза из эпизодической, необязательной стала одной из главных: электронные устройства, онлайн-курсы уже систематически применяются на практике. Формирование у бакалавра музыкального образования поля смыслов в области музыкально-эстетического воспитания детей, а также способности постигать суть явлений через виртуальные феномены направление работы преподавателей вуза, в котором реализуются новые возможности передачи ценностей российской музыкальной культуры. Автор статьи предлагает обновить концепцию курса «Методика музыкального образования» применительно к профессиональной подготовке педагога-музыканта в современном вузе и в общих чертах охарактеризовать дальнейшие направления использования ресурсов и технологий данной дисциплины в обучении. При этом будет осуществляться выбор одного из реально прогнозируемых направлений развития музыкального образования; станет еще более прочным слияние традиционных и новаторских черт в методических подходах; в онлайн-формах и «международном» характере методики музыкального образования реализуется ее открытость вызовам современности; укрепится интегративное понимание музыки как образовательного ресурса; сформируется научный взгляд на размывание границ профессии «учитель музыки» и сферы профессиональной деятельности педагога-музыканта. Статья представляет собой вклад в изучение более широкой проблемы подготовки научного фундамента для методической подготовки педагогов в современном культурно-образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF METHODS OF MUSICAL EDUCATION

Article provides an overview of the areas of music education methods, which hitherto have not been clearly defined, and attracts the attention of researchers. Development of education in Russia and the world system predetermined for the emergence of new teacher-musician areas of professional activity, to the development of which is necessary to prepare, accumulating relevant knowledge. Appeal to modern publications confirms that a number of significant side of this issue is not well designed. This is due to the rapid changes in the cultural and educational space that scientific and methodical thought did not have time to quickly analyze. At the same time, the general trends are observed. Thus, the role of modern technology in the practice of music students and university teachers from episodic, optional transformed into one of the main; ICT, online courses are systematically applied in practice. Forming a bachelor of music education field meanings in the field of musical and aesthetic education of children, as well as the ability to grasp the essence of phenomena through virtual phenomena the direction of the work of high school teachers, which implemented new features transmission of values of Russian musical culture. The author offers a more specific concept of the course “Methods of Music Education” in relation to the training of teacher-musician in modern high school and to outline future directions for use of resources and techniques of this discipline in training. At the same time it will be the selection of one of the actual and projected trends in the development of music education; It will become even stronger fusion of traditional and innovative features in modern systems of musical education, their lack of apparent novelty; It implements the open method of music education in its online forms and “nternational” character; strengthen integrative understanding of music as an educational resource; continue blurring the profession “music teacher” and the sphere of professional activity of the teacher-musician. The article is a contribution to the study of the broader problem of a scientific foundation for the creation of new teacher training and education technology in today's cultural and educational space.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы методики музыкального образования»

УДК 372.87

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена обзору тех вопросов методики музыкального образования, которые до настоящего времени не были четко обозначенными и привлекающими пристальное внимание исследователей. Их актуальность проявилась как результат стремительного развития образовательной системы России и мира, становления новых для педагога-музыканта сфер профессиональной деятельности, «информационного взрыва» и вызванной им потребности в систематизации знания. Обращение к современным публикациям подтверждает, что реалии меняются динамично, процесс этот трудно предсказуем, на изменения в культурно-образовательном пространстве научно-методическая мысль не успевает оперативно анализировать. В то же время, общие тенденции прослеживаются. Так, роль информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности студента-музыканта и преподавателя вуза из эпизодической, необязательной стала одной из главных: электронные устройства, онлайн-курсы уже систематически применяются на практике. Формирование у бакалавра музыкального образования поля смыслов в области музыкально-эстетического воспитания детей, а также способности постигать суть явлений через виртуальные феномены - направление работы преподавателей вуза, в котором реализуются новые возможности передачи ценностей российской музыкальной культуры. Автор статьи предлагает обновить концепцию курса «Методика музыкального образования» применительно к профессиональной подготовке педагога-музыканта в современном вузе и в общих чертах охарактеризовать дальнейшие направления использования ресурсов и технологий данной дисциплины в обучении. При этом будет осуществляться выбор одного из реально прогнозируемых направлений развития музыкального образования; станет еще более прочным слияние традиционных и новаторских черт в методических подходах; в онлайн-формах и «международном» характере методики музыкального образования реализуется ее открытость вызовам современности; укрепится интегративное понимание музыки как образовательного ресурса; сформируется научный взгляд на размывание границ профессии «учитель музыки» и сферы профессиональной деятельности педагога-музыканта. Статья представляет собой вклад в изучение более широкой проблемы подготовки научного фундамента для методической подготовки педагогов в современном культурно-образовательном пространстве.

Ключевые слова: методическая подготовка педагога-музыканта, современный учитель музыки, виртуальное взаимодействие преподавателя и студентов, онлайн-обучение, образовательные ресурсы, китайские учебники по музыке, творчество детей на музыкальных занятиях, инновационные образовательные технологии, дистанционное обучение, гендерный подход в музыкальном образовании.

MODERN PROBLEMS OF METHODS OF MUSICAL EDUCATION

© 2018

Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, street Gorkogo, 65/67, e-mail: [email protected])

Abstract. Article provides an overview of the areas of music education methods, which hitherto have not been clearly defined, and attracts the attention of researchers. Development of education in Russia and the world system predetermined for the emergence of new teacher-musician areas of professional activity, to the development of which is necessary to prepare, accumulating relevant knowledge. Appeal to modern publications confirms that a number of significant side of this issue is not well designed. This is due to the rapid changes in the cultural and educational space that scientific and methodical thought did not have time to quickly analyze. At the same time, the general trends are observed. Thus, the role of modern technology in the practice of music students and university teachers from episodic, optional transformed into one of the main; ICT, online courses are systematically applied in practice. Forming a bachelor of music education field meanings in the field of musical and aesthetic education of children, as well as the ability to grasp the essence of phenomena through virtual phenomena - the direction of the work of high school teachers, which implemented new features transmission of values of Russian musical culture. The author offers a more specific concept of the course "Methods of Music Education" in relation to the training of teacher-musician in modern high school and to outline future directions for use of resources and techniques of this discipline in training. At the same time it will be the selection of one of the actual and projected trends in the development of music education; It will become even stronger fusion of traditional and innovative features in modern systems of musical education, their lack of apparent novelty; It implements the open method of music education in its online forms and "nternational" character; strengthen integrative understanding of music as an educational resource; continue blurring the profession "music teachef' and the sphere of professional activity of the teacher-musician. The article is a contribution to the study of the broader problem of a scientific foundation for the creation of new teacher training and education technology in today's cultural and educational space.

Keywords: training teacher-musician, virtual interaction of the teacher and the student, online education, modern teacher, musician, educational resources, tutorials Chinese music, educational creativity, innovative educational technology, distance learning, gender approach in music education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, в связи с глобальными переменами в демографической ситуации, экономике и на рынке труда [1], обозначилась необходимость обновления концепции подготовки педагогов-музыкантов. Чтобы быть востребованным, выпускник педагогического вуза по профилю «Музыкальное образование» должен профессионально владеть исполнительскими навыками, при этом проявляя способность самостоятельно учиться, ориентиро-

ваться в вопросах современной культуры и искусства, использовать электронные технологии для продуктивной коммуникации. Это удается не всем; талантливые педагоги, готовые донести культурные ценности до нового поколения россиян и востребованные школами, остаются в дефиците.

Прочтение базовых документов позволяет конкретизировать перспективы профессиональной подготовки студентов профиля «Музыкальное образование». Так, Государственной программой Российской Федерации

Kalinina Larisa Yuryevna MODERN PROBLEMS ..

«Развитие образования» на 2018-2025 гг. поставлены цели, достижение которых зависит и от реализации вузовских курсов. Среди них выделяется по значимости онлайн-образование, подразумевающее значительное увеличение численности прошедших обучение на онлайн-курсах [2]. Исследователи (А.А. Андреев [3], С.А. Дочкин [4]) признают глобальный масштаб данного процесса. А.С. Готлиб обращает внимание на высокую пригодность гуманитарного знания для онлайн-образо-вания и намного меньшую - областей знания, предполагающих опытное изучение предмета [5]. При этом преподаватели вузов должны оперативно откликаться на столь активные вызовы, чтобы технологическая волна, по словам В.В. Путина, не захлестнула и не утопила тех, кто не сможет ее «освоить и использовать» [6].

Новая роль образования в социуме отражена и ФГОС ВО (3+): «при реализации программ бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» [7]. От бакалавра требуется готовность к формированию образовательной среды для обеспечения качества образования (в том числе с применением информационных технологий), моделированию индивидуальных образовательных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры, использованию в профессиональной деятельности методов научного исследования, организации культурного пространства [7].

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог» [8], бакалавру педагогического образования необходимо уметь проектировать и осуществлять процесс образования, инновационной деятельности, совершенствовать профессионально значимые личностные качества.

Принятый в 2015 г. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предписывает преподавателю с квалификацией бакалавра: грамотное использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, умение формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся с учетом необходимости их практикоориентированности, знание особенностей работы с одаренными обучающимися и др. [9].

При этом современный педагог-музыкант - тот, кто понимает особенности языка искусства XXI века: формы реализации художественных функций в виртуальном пространстве при отсутствии предметно-материальных характеристик; переосмысление дилетантизма как культурного феномена и способа преодоления исчерпавших себя культурных норм и представлений, неограниченных средств и приемов выразительности в арсенале авторов; условность границ между художественным и нехудожественным [10, с. 9-10].

Отметим также центральную роль дисциплины «Методика музыкального образования» в системе подготовки педагога-музыканта. Данный курс реализуется на основе компетенций, сформированных на предметах психолого-педагогического цикла и, одновременно, является «стартовой площадкой» для производственных практик. Студенты, изучающие его, актуализируют музыкально-теоретические, музыкально-исторические знания, совершенствуют речевые, исполнительские и иные навыки. В этой связи особенно важно обратить внимание на поле вопросов, поставленных перед преподавателями методики самой жизнью и к настоящему времени не решенных.

Объем знания, связанного с проблемой нашей статьи, постоянно растет, появляются новые информационные лакуны, некоторые из которых мы заполним.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Обратимся вначале

к работам в области методической подготовки педагога-музыканта, изданным в XXI веке до введения новых ФГОС и стандарта «Педагог», чтобы проследить динамику научной мысли интересующего нас направления.

Авторы наиболее детально разработанной концепции преподавания методики в вузе Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева (2006) считали главным:

- направленность педагога-музыканта на увлеченность музыкой и стремление передать любовь к ней ребенку;

- овладение технологией каждого из видов музыкальной деятельности учащихся, на этой основе - технологией организации целостного урока как музыкально-педагогического произведения [11, с. 3];

- развитие у педагога-музыканта исследовательских умений и навыков [12].

Приведенные тезисы глубоко и всесторонне обоснованы, включают ценностные ориентиры, помогающие студенту даже при минимальном количестве часов, отведенном на аудиторные занятия, успешно осваивать дисциплину «Методика музыкального образования», самостоятельно продвигаясь по индивидуальной образовательной траектории. Но уже Э.Б. Абдуллину и Е.В. Николаевой было очевидно, что при усилении роли самостоятельного изучения студентами курса «преподаватель не может, да и не должен даже в относительно полной мере излагать на лекциях весь предлагаемый в примерной программе материал», - отмечают авторы концепции [11, с. 4]. Сейчас мы понимаем: чтобы студент свободно пользовался систематизированным, профессионально ценным знанием, ему требуется опора на смысловые центры, вокруг которых выстроен материал, структурированный - оптимальный вариант - в гипертекстовом формате электронного курса.

В период 2006-2013 гг. отдельные вопросы методики музыкального образования приобрели более точный абрис благодаря работам В.П. Анисимова, А. Ветлугиной, А.М. Воронова, Г.А. Гариповой, И.Б. Горбуновой, А.Л. Гусевой, А. Камерис, Н.И. Киященко, Н.И. Никешиной, Л.Ю. Романенко, Н.Г. Тагильцевой, Т.Э. Тютюнниковой, К.Е. Хинканиной и др.

А.М. Воронов, И.Б. Горбунова, А. Камерис, Л.Ю. Ро-маненко заметили явную тенденцию в современном музыкальном образовании к смещению центра тяжести на музыкально-компьютерные технологии [13]. Подразумевается, что свободное владение «педагогами музыки» способами обучения на основе данных технологий поможет им научиться понимать метаязык музыкального искусства, «говорить» на нем, а затем организовывать в цифровом пространстве индивидуальное и коллективное музыкальное творчество школьников. Коллекция информационных источников (систематизированных баз данных) включает тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимация; удобная навигация для поиска нужных ученику материалов. Наиболее адекватным образом, по мнению исследователей, школьники интегрируются в пространство музыкальной культуры XXI века, создавая «цифровую музыку».

О целесообразности применения информационных технологий на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях пишут К.Ю. Плотников [14], К.Е. Хинканина [15]. Е.В. Евтух также подчеркивает, что информационные и коммуникационные технологии в XXI веке должны быть частью непрерывного образования педагога-музыканта [16].

Исследователи, внесшие вклад в разработку концепции методики обучения музыке в современной школе, вновь и вновь обращаются к идеям и опыту педагогов-музыкантов советского периода В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского. Например, Е.В. Волкова отмечает: взгляды В.Н. Шацкой на воспитание музыкальных вкусов детей и подростков не утратили высокой ценности и жизненности, по причине опоры на обширный экспериментальный материал [17]. Цель музыкально-вос-

питательной работы, сформулированная выдающимся педагогом почти век назад как воспитание музыкально-художественного вкуса, способности к эстетическим суждениям, музыкально-поэтическим представлениям, приобрела актуальность в свете новых тенденций развития образования. Именно вкус является маяком, позволяющим обнаружить и оценить прекрасное в потоках музыки разного качества.

Для студентов, изучающих курс методики, важно понимать преемственность идей В.Н. Шацкой и знаменитого «принципа тематизма» Д.Б. Кабалевского [18], а также соотнесенной с возрастом детей направленности работы педагога-музыканта на развитие способности учащихся размышлять о музыке, «принципа увлеченности» на уроке музыки как уроке искусства [19]. Идея близости музыкального произведения жизненному опыту детей отражена как в трудах В.Н. Шацкой, так и в программе «Музыка», разработанной и внедренной Д.Б. Кабалевским.

Небезынтересно также исследование Н.И. Никешиной, посвященное модели развития креативности школьников в рамках урока музыки [20]. Музыкально-дидактические игры и упражнения, которые составляют часть модели, дают возможность заинтересовать детей классической музыкой, если учитель относится к каждому ребенку как к субъекту деятельности, опираясь на принцип взаимодействия искусств и создавая на уроках творческую среду.

Феномен музыкальности во всем многообразии его психологических и музыковедческих аспектов привле внимание А.Л. Гусевой [21]. Проекция «вечной» проблемы музыкальности на современное положение вещей в музыкальном образовании позволяет еще раз убедиться:

- восприятие и понимание мира через голоса природы, человека, города, производства, техники, позволяет постигать мир в его эстетической целостности;

- обладатели развитой музыкальности вооружены дополнительным инструментом познания, обостренным восприятием, что в современном обществе помогает успешно существовать, действовать и быть счастливым.

Личность современного учителя музыки - в центре внимания Г.А. Гариповой, охарактеризовавшей феноме его артистизма [22]. Артистичный педагог осуществляет профессиональную деятельность как художественно-творческую, используя выразительные средства собственной психофизиологической природы. Палитра средств воспитания артистизма у педагогов обогатилась с распространением доступных видеозаписываю-щих устройств, появлением возможности публиковать в Интернете записи уроков и музыкальных занятий, обсуждая их с коллегами и учащимися.

Н.Г. Тагильцева обратила внимание на ряд проблем профессиональной подготовки, среди которых наиболее значимыми ей представляется формирование рефлексии о музыкально-педагогической действительности, о профессиональных качествах современного учителя музыки, направлениях организационной работы по музыкальному воспитанию в современной школе, инновационных методах обучения школьников музыке [23]. Автор использует метод анализа письменных работ-размышлений студентов. Вновь необходимо подчеркнуть, что бакалавр музыкального образования, осваивающий вузовскую программу в условиях постоянного «цейтнота», сегодня уже не имеет возможности спокойно размышлять, рассуждать, анализировать собственные ощущения. Но элементы рефлексии могут быть включены в содержание курсовых и дипломных проектов; другого направления реализации идей Н.Г. Тагильцевой на сегодняшний день мы не видим.

Свободный характер музыкального самообразования школьников отражается на выборе ими материалов для ознакомления. Поэтому они могут встречаться со сложными для понимания феноменами. А. Ветлугина на примере творчества композитора Владимира Мартынова

показывает, что в качестве образовательного ресурса представляет собой современная музыка, изобретающая новые контексты вместо выразительных средств [24].

Возникал и вопрос поиска оптимального подхода к мониторингу качества музыкального образования. Данной проблеме посвящена статья И.Н. Немыкиной

[25].

Рассматривая эти материалы как теоретическую основу становления профессионализма бакалавра-музыканта, далее мы сосредоточимся на поиске новых смысловых центров современной методики музыкального образования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, нам предстоит:

- конкретизировать концепцию курса «Методика музыкального образования» применительно к профессиональной подготовке педагога-музыканта в современном вузе;

- в общих чертах охарактеризовать дальнейшие направления использования ресурсов и технологий данной дисциплины в обучении.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с обозначенными целями, обратимся к той грани концепции курса «методика музыкального образования», которая открывается через призму публикаций последних лет. Их авторы: А.Б. Афанасьева, Н.А. Бергер, И.Б. Горбунова, Е.Н. Коробкова, М.С. Осеннева, Наньнань Чжао, В.И. Петрушин, Б.С. Рачина,

A.Ю. Русаков, В.Я. Семенов, М.С. Старчеус, Л.И. Сто-лярчук, Н.Г. Тагильцева, А.С. Тургаев, В.С. Ульянова,

B.А. Фролкин, Н.Г. Хитцова, Н.А. Яцентковская.

В первую очередь, отметим, вслед за И.Б. Горбуновой, Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковской, что общее музыкальное образование признано как особая сфера науки; поэтому и необходима методика, позволяющая реализовать задачи приобщения к искусству всех детей без исключения

[26]. Петербургские исследователи видят обучение музыке в школе через призму информационных технологий, которые достигли столь высокого уровня, что существенно влияют на возникновение, хранение и передачу музыкальной информации, позволяют говорить о создании комплексной модели семантического пространства музыки. Авторы проводят водораздел между понятиями «музыкальное воспитание» (термин Д.Б. Кабалевского) и «музыкальное образование» (перспектива которого открылась лишь с наступлением эпохи музыкально-компьютерных технологий). Массовое инструментальное музицирование на клавишных электронных устройствах, «усовершенствование» системы музыкальной письменности с помощью геометрических образов, с точки зрения ученых, позволят повысить уровень массового музыкального образования.

Неоспоримой остается и ведущая роль урока музыки, хотя образовательная парадигма обновлена. Б.С. Рачина обнаружила следующие противоречия между новыми требованиями к музыкальному образованию и его традиционной концепцией, восходящей к программе Д.Б. Кабалевского:

- отсутствие системного подхода, следования логике познания базовых закономерностей музыкального искусства;

- нарушение интонационного подхода - основополагающего принципа изучения музыкального искусства;

- недостаточную конкретизацию содержания и объема знаний и умений учащегося, лишь относительную последовательность изучения базовых понятий и терминов;

- отсутствие практически во всех современных программах требований к освоению музыкальной грамоты (за исключением программы Г.С. Ригиной);

- нарушение принципа исторического подхода к изучению музыкального искусства в основной школе [27].

С точки зрения исследователя, в настоящее вре-

Kalinina Larisa Yuryevna pedagogical

MODERN PROBLEMS ... sciences

мя необходимо выдвинуть на первый план концепцию ценностного отношения к музыкальному искусству, опираясь на непосредственное погружение в музыкальный смысл, исследуя музыку средствами самой музыки в процессе разнообразной музыкальной деятельности обучающихся (осмыслить - значит иметь возможность оценить). Что касается певческого воспитания, то здесь наилучшим «обновлением» Б.С. Рачина считает возрождение российской вокально-хоровой традиции, основанной на постепенном освоении интонаций.

«Футурология» музыкального образования вообще ставится М.С. Старчеус под сомнение [28]. Она рассматривает три вероятных сценария развития профессионального образования:

- «прагматический», ориентированный на англоязычное общение, использование всех появляющихся новых технологий, индивидуальный образовательный маршрут студента, роль преподавателя как «дизайнера образовательной среды», тьюторство, обучение в выбранных студентом онлайн-курсах, возрастание роли Интернета в обучении, приобретение профессиональных знаний из хранилищ данных при дефиците межличностного общения и взаимодействия;

- «охранительный» - консервативный, основанный на сохранении традиций отечественного музыкального образования;

- «кластерный» как путь компромиссов на пути модернизации образования, без слияния самодостаточных объектов (явлений) - образовательных систем.

Нам наиболее вероятным представляется развитие по третьему сценарию, который позволяет студенту-музыканту выбирать: становиться «именным» учеником Мастера или самостоятельно осваивать музыкальное искусство по индивидуальному маршруту.

Как пишет В.А. Фролкин, современные системы музыкального воспитания по сути не являются новыми, представляя собой слияние традиционных и новаторских черт [29]. Поскольку традиционные зарубежные системы Э. Жак-Далькроза, З. Кодая, К. Орфа, М. Монессори, Ш. Судзуки «не перекрывают друг друга, российским музыкальным педагогам полезно изучать их более основательно, ибо инициативный учитель музыки в каждой, бесспорно, почерпнет для себя что-либо полезное» [29, с. 45].

Веянием последних лет, указывающим на открытость методики музыкального образования второго десятилетия XXI века, является ее «международный» характер. Так, М.С. Осеннева и Наньнань Чжао исследуют общее и особенное в разработке учебников по музыке для начальной школы российскими и китайскими педагогами-музыкантами [30]. Для российских изданий ведущими критериями качества являются: содержание, разработка методического аппарата и полиграфическое исполнение. В учебниках В.В. Алеева и Т.Н. Кичак, В.О. Усачевой и Л.В. Школяр, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной качество обеспечено формированием личностных результатов обучения (самоопределение, смыслообразование) и универсальных учебных действий. Авторы китайских учебников - Чэнь Сюз Я; Фэй Чан Тьен, Ту Ю Шоу; Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй, Чжон Синь Пинь - ставят акценты на понимании музыки, активизации музыкального творчества детей, приобщении к национальной музыке. За основу структуры китайских учебников взяты отдельные произведения. Развивающая функция изданий доминирует, для справочных материалов отведены специальные разделы. Учебные действия ребенка, который пользуется учебником, связаны только с музыкой. Количество иллюстраций невелико, они выполнены в спокойной цветовой гамме. Детям предлагается слушать и разучивать соответствующий возрасту репертуар; песни повествуют о сказочных персонажах, «золотом» детстве, природе, путешествиях. Присутствуют задания для освоения нотной записи. По мнению М.С. Осенневой и Наньнань Чжао, 118

российские и китайские учебники мотивируют детей к музыкальному образованию в течение всей жизни, учат жить в мире. Но есть и различие: в китайских учебниках объединены функции учебника и рабочей тетради, а в российских эти функции разделены; материал российских более фундаментален, интегративен.

Добавим, что интегративное понимание музыки как образовательного ресурса в последние годы всемерно подчеркивается. По мнению В.И. Петрушина, она помогает развивать эмоциональный интеллект ребенка, если музыкальное занятие проводится с правильно расставленными акцентами [31]. При помощи музыки ребенок овладевает интонациями носителями смысла. Понимая интонацию, моделируя ее средствами музыки, можно научиться распознавать собственные и чужие эмоции, обогатить свой словарь, называя их. Автор предлагает ряд упражнений для развития эмоционального интеллекта на музыкальных занятиях: ритмические, мелодические, текстовые, двигательные импровизации в различном характере.

Тонкость проблематики оценивания музыкального развития школьников в урочной и внеурочной деятельности заставляет вновь обращаться и к этому вопросу А.Б. Афанасьеву [32]. Особенно важно определить, как оценить результаты внеурочной деятельности; в этом направлении открывается широкое поле исследований, опирающихся на знание методики.

Получили отражение в статьях последних лет и следующие идеи:

- методику музыкального образования сегодня невозможно рассматривать вне культурно-образовательного пространства, в котором происходит духовно-нравственное становление личности (Е.Н. Коробкова [33], А.Ю. Русаков, А.С. Тургаев [34]);

- в обучении музыке уместен гендерный подход (Л.И. Столярчук, В.Я. Семенов [35]);

- целесообразна постановка на первый план вопроса о балансе системности и событийности в общем музыкальном образовании (Н.Г. Тагильцева [36]);

- происходит размывание границ профессии «учитель музыки», профессиональной деятельности педагога-музыканта. В этой связи В.С. Ульянова стремится переосмыслить структуру профессионально-педагогической деятельности «будущих учителей музыки, этики и эстетики» (новый термин использован в статье «Структура профессионально-педагогической деятельности будущих учителей художественной культуры и будущих учителей музыки, этики и эстетики опубликована в журнале «Азимут научных исследований: Педагогика и психология». 2015. № 2 (11). С. 109-113);

- формируется отношение к развитию медиаграмот-ности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов как к вкладу в методическую копилку «педагога музыки» (вновь новый, ранее не встречавшийся в научных статья термин, автор которого - Н.Г. Хитцова [37]).

Данные аспекты методики отражены в разработанной нами программе и электронном курсе для студентов-бакалавров факультета культуры и искусства СГСПУ, созданного в 2012 г. и обновленного в апреле 2018 г. [38].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, новыми сторонами в постановке проблем методики музыкального образования являются:

- утверждение общего музыкального образования как особой сферы, носителя современных российских ценностей в культурно-образовательном пространстве, определяющем духовно-нравственное становление личности;

- сохранение ведущей роль урока музыки в условиях обновленной образовательной парадигмы;

- выбор направления развития музыкального образования (его «футурология»);

- слияние традиционных и новаторских черт в совре-

менных системах музыкального воспитания, отсутствие в них явной новизны;

- открытость методики музыкального образования второго десятилетия XXI века - ее онлайн-формы и «международный» характер;

- усиление интегративного понимания музыки как образовательного ресурса, ее способности развивать эмоциональный интеллект ребенка;

- заострение проблемы оценивания музыкального развития школьников в урочной и внеурочной деятельности;

- гипотеза об уместности гендерного подхода в обучении музыке;

- вопроса баланса системности и событийности в общем музыкальном образовании;

- размывание границ профессии «учитель музыки» и сферы профессиональной деятельности педагога-музыканта, переосмысление структуры профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки, этики и эстетики;

- развитие медиаграмотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов как вклад «в методическую копилку педагога музыки».

В целом, исследования проблемы статьи должны быть пролонгированы, т.к. собранный материал не позволяет полностью охарактеризовать роль методики музыкального образования в профессиональной подготовке XXI века и направления развития данной области научно-педагогического знания.

Роль вузовской дисциплины «Методика музыкального образования» в подготовке педагога-музыканта XXI века - обобщающая, способствующая концентрации и систематизации знаний, умений и навыков за период обучения по программе бакалавриата. Вопрос первостепенной значимости заключается в обеспечении студентов учебными материалами, в которых представлены актуальные схемы и примеры анализа уроков музыки, направляющие вопросы для самостоятельных исследований, проверочные тесты, руководство по разработке уроков, проектов, программ внеурочной деятельности и т. д. Для удобства их доступа к имеющимся материалам нами разработан электронный учебный курс и создана база данных по предмету (облачное хранилище). Студент, таким образом, получает возможность осваивать значительную часть материала самостоятельно, а роль преподавателя реализуется как направляющая и координирующая. В этом мы видим основное отличие от традиционного подхода к преподаванию методики в вузе.

Наши сследующие публикации будут посвящены вопросам развития методики музыкального образования в современном культурно-образовательном пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин А.Ю. Инновационные ориентиры проектирования перспективных направлений модернизации в сфере высшего профессионального образования // Вестник Тамбовского государственного университета. 2014. Вып. 5 (133). С. 25-29.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы // Правительство России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/fUfLef (Дата обращения: 20.04.2018)

3. Андреев А.А. Возможности массовых открытых онлайн курсов (MOOC) в высшем образовании // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 136-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дочкин С.А. Особенности реализации открытых онлайн курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3 (3). С. 4-8.

5. Готлиб А.С. Сможет ли онлайн-образование стать альтернативой традиционному университету? // Вестник СамГУ. 2015. № 1 (123). С. 15-22._

6. Путин: технологическая волна «захлестнет и утопит» тех, кто не сможет ее использовать // Федеральное агентство новостей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/Ek4MqX (Дата обращения: 20.04.2018)

7. Федеральный государственный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/Sdt4kQ (Дата обращения: 09.04.2018).

8. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/hD4Bgm (Дата обращения: 25.04.2018).

9. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/ dMWBHk (Дата обращения: 16.05.2018).

10. Запесоцкий А.С. Современное искусство в контексте глобализации // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 16 февраля 2018 г. - СПб.: СПбГУП, 2018. 148 с.

11. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. 336 с.

12. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03, 13.00.01. М.: МПГУ, 1998. 35 с.

13. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века // Вестник ИрГТУ. 2013. № 5 (76). С. 240-246.

14. Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. 229 с.

15. Хинканина К.Е. Методология преподавания «Музыкальной информатики» для детей младшего школьного возраста без специальной музыкальной подготовки // Вестник Марийского государственного университета. 2011. № 7. С. 128-130.

16. Евтух Е. В. Информационные и коммуникационные технологии в контексте непрерывного образования педагога-музыканта // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 3. С. 158-165.

17. Боякова Е.В. Взгляды В.Н. Шацкой на воспитание музыкальных вкусов детей и подростков // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 1-11. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo. gl/iKsV7y (Дата обращения: 15.03.2018).

18. Д.Б. Кабалевский - педагог, композитор, общественный деятель XX века: материалы открытой гор. научно-практ. конф. (4 декабря 2004 г.): Посвященной 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / Самарский государственный педагогический университет. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 116 с.

19. Абдуллин Э.Б. Приношения музыканту-педагогу // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 3. С. 12-16.

20. Никешина Н.И. Модель развития креативности на уроках музыки в школе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 19-21. [Электронный ресурс].

21. Гусева А.Л. Феномен музыкальности: отдельные психологические и музыковедческие взгляды на проблему // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 28. С. 139144. [Электронный ресурс].

22. Гарипова Г.А. Артистизм личности учителя музы-

Kalinina Larisa Yuryevna MODERN PROBLEMS ..

ки: понятие и содержание [Электронный ресурс] Режим доступа:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=925 (Дата обращения: 16.03.2018).

23. Тагильцева Н.Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 3. С. 134-139.

24. Ветлугина А. Композитор Владимир Мартынов: Музыка после конца времен [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vrns.ru/culture/1473 (Дата обращения: 10.03.2018).

25. Немыкина И.Н. Современные подходы к мониторингу качества музыкального образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 858-864.

26. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 147-151.

27. Рачина Б.С. Урок музыки в контексте новой образовательной парадигмы // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 38-42.

28. Старчеус М.С. Нужна ли футурология музыкального образования? // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2015. № 1. С. 35-41.

29. Фролкин В.А. Традиционные и новаторские черты современных систем музыкального воспитания // Художественное образование и наука. 2015. № 3. С. 38-45.

30. Осеннева М.С., Наньнань Чжао. Общее и особенное в разработке учебников по музыке для начальной школы российскими и китайскими педагогами-музыкантами // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016. № 3. С. 148-163.

31. Петрушин В.И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2016. № 2. С. 68-72.

32. Афанасьева А.Б. К проблеме оценки музыкального развития школьников в урочной и внеурочной деятельности // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2016. Т. 2. С. 204-209.

33. Коробкова Е.Н. Культурно-образовательное пространство как пространство духовно-нравственного становления личности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 174-176.

34. Русаков А.Ю., Тургаев А.С. Культурно-образовательное пространство России и современные информационные коммуникации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (27). С. 6-10.

35. Столярчук Л.И., Семенов В.Я. Процесс формирования интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 370-371.

36. Тагильцева Н.Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 116-121.

37. Хитцова Н.Г. В методическую копилку педагога музыки: развитие медиаграмотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 66-73.

38. Калинина Л.Ю. Методика музыкального образования: онлайн-курс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/RYntpo (Дата обращения: 16.05.2018)

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.