УДК 372.87
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
© 2018
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 14, e-mai: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска новых возможностей электронного обучения в методической подготовке студентов профиля «Музыкальное образование». Материал, обобщающий идеи и актуальный опыт по внедрению онлайн-курсов в информационно-образовательную среду вуза направлен на уточнение ряда вопросов инновационной деятельности преподавателей. Особенно острым противоречие между востребованностью электронного обучения и недостаточной проработанностью практической стороны проблемы является в период аккредитации педагогического вуза. Быстрое обновление электронных технологий и отставание методического знания, не успевающего анализировать массивы информации, вызвали необходимость обратиться к временно «устоявшимся» истинам и посмотреть на них с современных позиций. Автор статьи анализирует собственный опыт освоения методики студентами-музыкантами с помощью электронного обучения, а также приводит их размышления на данную тему. Логика исследования выстроена от тезисной характеристики современной ситуации, с авангардной ролью открытого обучения в подготовке профессионалов, к принятию идеи «образовательного коммунизма» и, далее, к обзору конкретных дидактических ресурсов. Акцент ставится на специфику восприятия будущим педагогом-музыкантом «неэмоционального» электронного обучения; предложены пути преодоления возникающих барьеров. В статье показано, что некоторые понятия из области современных технологий ранее не были распространены в литературе, посвященной проблемам методической подготовки педагога-музыканта, выступающей как средство и как способ его профессиональной подготовки; сегодня же они являются неотъемлемой частью его тезауруса. Современное культурно-образовательное пространство постижимо для него, если, сохраняя ценностную основу музыкального образования, он овладеет методическим знанием и технологиями, способностью использовать их для достижения целей обучения и воспитания. Автор надеется, что материалы статьи прольют свет на важные аспекты проблемы большего масштаба - создания общей концепции подготовки педагога-музыканта в XXI веке.
Ключевые слова: онлайн-обучение, методическая подготовка студента, электронные учебные курсы, информационно-образовательная среда педагогического вуза, методическое знание, интернет-образование, массовые открытые онлайн-курсы, современный педагог-музыкант, электронный образовательный ресурс, дистанционное образование в области музыки.
E-LEARNING AS A TEACHER RESOURS OF METHODICAL READINESS MUSICIANS
© 2018
Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, street Gorkogo, 59, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the research directions of realization of e-learning in methodical readiness of students Profile «Music education». The material presented, summarizing the ideas and relevant experience in the implementation of online courses in information-educational environment of the university is to clarify important issues of innovative activity of teachers. Particularly acute contradiction between the demand for e-learning, and inadequate attention to the practical side of the problem is in the period of preparation of pedagogical high school accreditation. Quick update of electronic technology and the backlog of methodical knowledge, does not have time to analyze the data arrays, made it necessary to seek a temporary «well-established» truths, and look at them from a modern viewpoint. The author analyzes his own experience of development of methodological knowledge through e-learning, as well as - leading thinking on the topic music students. Research logic is built on the global understanding of the previously existing situation, with an avantgarde role of open learning in training of professionals to accept the idea of «educational communism» and, further, to the review of specific new teaching resources. Emphasis is placed on the specific perception of the future teacher-musician «unemotional» e-learning; it suggests ways of overcoming barriers arising from using the methodology. The article shows that a number of concepts from the field of modern technologies have not been common in the literature on the problems of methodical preparation of the teacher-musician, but today are an integral part of his thesaurus. Modern cultural-educational space is understandable for the student, if he is keeping the value bases music education, has methodological knowledge and technology, is able to use them for the purposes of training and education. The author believes that the materials of the article will shed light on important aspects of the problem of a larger format - the creation of a common concept of training the teacher-musician in the XXI century.
Keywords: online training, methodical readiness of the student, e-learning courses, information-educational environment of pedagogical university, methodical knowledge, online education, massive open online course, the modern teacher and musician, electronic educational resources, distance education in the field of music.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Чтобы профессия педагога-музыканта была востребованной на рынке труда, его методическая подготовка должна соответствовать реалиям современного образования. Одна из таких реалий - очевидный поворот к электронному обучению (е-1еагт^), сегодня получившему правовой статус. В статье 16 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-3 (с изм. от 29.07.2017 г.) представлены главные установки по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образователь-
ных технологий [1]. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, Закон предоставляет право применять электронное обучение при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
Особенно актуальным становится вопрос информационной открытости и развитости информационно-коммуникационной инфраструктуры вуза в период его аккредитации, т. к. это важный показатель, учитываемый при определении рейтинга, оценки качества образовательного процесса [2]. Ряд акцентов обозначен ФГОС ВО (3+) по направлению подготовки 44.03.01
Педагогическое образование (бакалавриат):
- бакалавр должен обладать готовностью к формированию образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- «при реализации программ бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии»;
- электронная информационно-образовательная среда должна «обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [...] как на территории организации, так и вне ее» [3].
Поскольку прием на обучение в соответствии с данным законом прекращается 31 декабря 2018 г., обратимся также к ФГОС ВО нового поколения (3++) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат), утвержденному приказом Министерства образования и науки от № 121 от 22 февраля 2018 г. и составленному с учетом профессиональных стандартов [4]. В документе предусмотрена реализация образовательной программы образовательной организацией самостоятельно или в сетевой форме. При этом требуется высокий уровень универсальности выпускника-бакалавра, который может осуществлять профессиональную деятельность в сфере образования и науки, причем на разных уровнях: в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; в других областях и сферах профессиональной деятельности.
Идея широкого внедрения электронного обучения в процесс подготовки педагога отражена и ФГОС ВО
- магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (утвержден Приказом № 126 от 22 февраля 2018 г.) [5].
В свете приведенных выдержек из официальных документов границы методической подготовки педагога-музыканта, выступающей как средство и как способ его профессиональной подготовки, представляются более чем когда-либо, размытыми [6]. Необходимо определить путь ее осуществления в педагогическом вузе, с первостепенной ролью музыкальной деятельности и образного мышления, но при этом укрепленный современным понятийным аппаратом и передовыми технологиями. В достижении равновесия столь разных начал будет преодолеваться свойственный электронным образовательным ресурсам минимализм эмоционального воздействия, который затрудняет восприятие и понимание материала студентами-музыкантами. Электронное обучение в методической подготовке будущих педагогов профиля «Музыкальное образование» можно рассматривать как ценный ресурс при условии, что содержание дидактических материалов близко и понятно тем, кто избрал музыку своей профессией.
Проблема гармонизации традиционного и инновационного - с использованием электронного обучения
- подходов в методической подготовке педагога-музыканта может быть решена, если найти ответ на вопросы, возникающие в связи с ее новизной и комплексным характером. Некоторые из них мы рассмотрим.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В нашем исследовании мы опираемся на комплекс понятий и теоретические положения, представленные в публикациях А.А. Андреева, В.П. Зинченко, Л.А. Никитиной, И.Н. Розиной, Г.А. Федоровой.
Л.А. Никитина (2009) характеризует методическую подготовку педагога:
- как средство, включающее освоение методических знаний по организации процесса обучения детей определенному предмету, формирование на их основе методи-230
ческих умений;
- как способ, обусловленный выбором предмета методической деятельности, методического знания.
Исследователь убеждена в первостепенной значимости методической подготовки, являющейся индикатором качества профессиональной деятельности педагога. Способов методической подготовки Л.А. Никитиной выделено три: поведенческо-ориентированный, дея-тельностно-ориентированный, исследовательско-ориен-тированный [7].
Методическое знание в наши дни отличается от того, каким оно было до «информационного взрыва». В.П. Зинченко справедливо, как нам кажется, заметил, что понятие «знание» неопределимо, и выделил главный вопрос в подготовке профессионала - вопрос о его взаимодействии со знанием. Он пишет: «нужно научиться рассматривать свое знание изнутри, а не только снаружи. Речь идет не о присвоении чужого опыта, а о построении своего, что намного труднее» [8, с. 83]. Когда человек рассматривает знания «изнутри», он осуществляет образовательную деятельность, т. к. ищет и находит новые смыслы в образовании самого знания, а также в своей деятельности, направленной на открытие этого знания.
Поиск методического знания часто непрост, что объясняется его интегративностью, возникновением только на основе комплекса педагогических, психологических, предметных (в нашем случае - музыкальных) и собственно знаний методики. Как целостность, методическое знание структурирует знания: о содержании образования, способах обучения, правилах взаимодействия с детьми в учебно-воспитательном процессе и направлениях совершенствования деятельности педагога. И это как раз тот случай, когда электронное обучение является удобным инструментом, позволяя находить и интегрировать знания из разных областей.
Чтобы методическая подготовка педагога-музыканта «шла в ногу со временем», необходимо обращаться к ведущим идеям и опыту. Большой пласт научно-педагогического знания в интересующей нас области создан А.А. Андреевым, который уже в 2003 г. рассматривал:
- понятийный аппарат и терминологию Интернет-образования;
- педагогические свойства глобальной сети;
- формы учебных занятий и инструментальные средства, позволяющие обучаться в Интернете [9].
Термин «электронное обучение» в его трудах не фигурировал, но, по сути, речь шла именно о том, как обучаться в электронном формате, используя возможности гипермедийной публикации учебно-методических и информационных материалов, а также электронное общение участников учебного процесса. А.А. Андреев убежден:
- Интернет-обучение - это обучение с использованием дидактических свойств Интернета, а не обучение приемам работы в Интернете;
- процесс интернетизации образования объективен, обоснован мировыми тенденциями в развитии образования, стремительным развитием рынка образовательных продуктов и услуг на основе всемирной компьютерной сети;
- новые технологии открывают большие и во многом еще не изученные возможности для развития образования, включая электронную коммерцию в области образовательных услуг.
О смещении центра тяжести в системе вузовского обучения на коммуникативный подход и компьютерно-опосредованную коммуникацию, расширении поля интернет-технологий, используемых в качестве компонентов образовательной электронной среды, пишет И.Н. Розина [10].
В близкой нашему исследованию статье Г.А. Федоровой рассматриваются вопросы разработки и применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в структуре методической подготовки бакалавров Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
в педагогическом вузе [11]. Автор предлагает включить в курс методики теоретические основы применения ЭОР и лабораторный практикум, в ходе которого бакалавры освоят сервисы web 2.0 для разработки электронных образовательных ресурсов. На данном примере показано, как можно создать баланс теории и практики в учебном курсе с использованием электронного обучения.
Теоретические положения электронного обучения мы видим через призму собственного опыта внедрения в практику работы со студентами-музыкантами разработанных автором статьи ЭОР. Под нашим руководством аналогичные ресурсы создавали студенты факультета культуры и искусства Самарского государственного социально-педагогического университета (2008-2018 гг.).
И все же осталось немало «белых пятен» в области понимания электронного обучения как ресурса методической подготовки педагогов-музыкантов. Необходимо обозначить его главные смысловые центры и направления в достижении доступности, экономичности, ориентированности на индивидуальный темп и последовательность освоения материала, открытости последним научным достижениям и новым течениям в музыкальной культуре.
Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, нам предстоит:
- охарактеризовать понятие «электронное обучение» в качестве ресурса методической подготовки студентов-музыкантов в современном вузе;
- схематично обозначить направления использования возможностей электронного обучения как средства методической подготовки студентов-музыкантов на основе базовых ценностей и актуальных целей музыкального образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Цели нашего исследования требуют уточнения понятий, значимых в методической подготовке современного педагога-музыканта.
В связи с интенсификацией процесса внедрения электронного обучения в образовательную практику прежде всего обратимся к терминологии, представленной в обновленном Законе «Об образовании» [1]: «электронное обучение», «информационно-образовательная среда», «электронный образовательный ресурс».
Под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [1]. Методическое знание педагога-музыканта на сегодняшний день не обеспечено основательными и доступными базами данных. Оно разрозненно, многопланово, часто его надо обнаруживать по крупицам в высказываниях выдающихся представителей профессии. Далеко не все ценные идеи опубликованы, а со временем утрачиваются навсегда. Методика музыкального образования требует визуализации занятий, приемов, методов, подходов. Поэтому электронное обучение будущего педагога-музыканта будет успешным при условии его насыщения аудио- и видеоматериалами.
Т. к. мы рассматриваем электронное обучение на примере педагогического университета, остановимся на понятии «информационно-образовательная среда» (далее - ИОС) вуза. М.Н. Мысин характеризует ее как педагогическую систему, объединяющую:
- информационные образовательные ресурсы;
- компьютерные средства обучения;
- средства управления образовательным процессом;
- педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально разви-
той социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций [2].
Из приведенного определения понятно, что речь идет об электронной ИОС. Автор определения заметил, что она приобрела статус неотъемлемой части профессиональной подготовки в вузе. Проблема, по мнению М.Н. Мысина, заключается в высокой структурной сложности и ресурсоемкости, не уравновешенных методической разработанностью, что затрудняет использование данной системы [2].
Наш опыт реализации электронных курсов для профиля «Музыкальное образование» в Самарском государственном социально-педагогическом университете позволил найти некоторые варианты решения проблемы. Так, массив информации в курсе «Методика музыкального образования» [12] за счет дополнений и уточнений превысил возможности студентов для его изучения в лимит времени, предусмотренный учебным планом. Не вполне «работала» и модульная структура, потому что количество тем в рамках каждого из двух основных модулей, помноженное на число станиц каждой темы, стало затруднять поиск нужных студенту разделов (например, при ошибочно выполненном тестовом задании, для коррекции ответа). В результате решение теста из 100 вопросов занимало, по отзывам студентов, 3 часа и более. Предвидя аналогичную ситуацию при подготовке к экзамену, мы предложили студентам компактный текст-путеводитель со ссылками на определенные разделы и дополняющие материал лекций ресурсы, например: «Вопрос 2: электронный курс, темы 7, 13; Вопрос 3: электронный курс, тема 2, ресурсы «ФГОС начального общего образования», «ФГОС основного общего образования»; Вопрос 4: электронный курс, тема 10 (страница 1), тема 12 (страница 2)» и т.п.
Работая в курсе «Преддипломная практика» [13], мы встретились с необходимостью преодолевать устойчивый «иммунитет» студентов-музыкантов к работе с электронными текстами. Помогла детализация заданий. Так, первоначальную формулировку «Загрузите Ваш дневник практики» мы дополнили пояснением: «Страница дневника практики с подписью загружается отдельно, в формате PDF» (потому что не было прислано ни одного файла, самостоятельно, вместе с подписью студента, верно отформатированного, хотя соответствующий устный инструктаж мы проводили). «Индивидуальное задание», обязательное для выполнения, самостоятельно загрузили только 50% студентов, объясняя это различными «техническими» трудностями. На самом деле, как нам удалось выяснить из бесед с преподавателями - групповыми руководителями практики, причиной являлась низкая мотивация студентов, привыкших к освоению нотных текстов и менее готовых к работе в гипертекстовом формате. Мы использовали элемент игры, добавляя в курс короткие тесты из 3-4 вопросов и доступные задания, которые выполнялись студентами всегда успешно, вызывая позитивные эмоции. Очень нравилось им получать отзывы руководителя курса: «Спасибо за работу! В дневнике необходима Ваша подпись. Жду завершенный вариант»; «Задание выполнено Вами успешно. Но обратите внимание: если последняя страница оформляется отдельно, то присылается она (PDF) + весь дневник в Word» и др. Постепенно сдержанное отношение студентов к электронному обучению менялось на позитивное; повысилась их активность, самостоятельность в овладении навыками работы с электронными материалами.
Для нас важно и понятие «электронного образовательного ресурса (ЭОР)». Согласно ГОСТ 52653-2006, - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание, метаданные о них [14]. Обращает на себя внимание тот факт, что электронные документы (ЭД), образующие электронный ресурс, могут не только создаваться преднамеренно, но и по-
являться в результате случайных действий, событий. Например, в процессе демонстрации студентам алгоритма работы над студенческим глоссарием мы включили в данный элемент курса определение одного из понятий («музыкальное развитие»); до планового редактирования оно оставалось не на своем месте, придавая глоссарию достаточно свободный, живой, не исключающий ошибок, характер. При каких-либо сбоях в работе Интернета появляются такие случайные формы ЭД, как незавершенные студентами тесты, вопросы студентов и преподавателя друг другу, остающиеся без ответа и приобретающие риторический вид: «Считаете ли Вы, что педагогу-музыканту компьютер не нужен?» и т. п.
По мнению современных исследователей, ЭОР:
- являются основой электронного образования (ВА. Ильин) [15];
- представляют собой совокупность информационных технологий, т. е. систем методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации (И.В. Моисеенко, Е.Г. Лаврушина) [16];
- включают в себя телекоммуникационные технологии - комплекс алгоритмов, методов и средств передачи информации, основанных на использовании глобальных компьютерных сетей (В. Ткаченко) [17];
- объединяют технологические средства (программный инструментарий для разработки, хранения и применения ЭОР) с организацией процесса электронного обучения (А.В. Соловов) [18].
В методической подготовке педагога-музыканта ЭОР не может заменить живую коммуникацию. Непреднамеренно созданные электронные документы мы сохраняем в качестве иллюстраций процесса методического мышления студентов, этапы которого осознаются не в момент их прохождения, а позже. Понимая, как мыслит он сам, будущий педагог лучше осознает принципы обучения, то, как преодолеваются те или иные затруднения.
В числе публикаций последних лет можно выделить наиболее близкие проблеме нашего исследования. В.Н. Ранних характеризует электронный образовательный курс как сложную и объемную дидактическую систему на базе компьютерных сетей [19]. На основе знаний, полученных на этапе теоретического обучения, у студентов с помощью входящих в содержание курса тренажеров могут быть сформированы и практические навыки.
В статье М.В. Тупышевой «Звуковая виртуальная студия как средство развития творческого потенциала учащихся в условиях е-1еагт^» рассматривается информатизация образовательного процесса, аспекты развития творческого потенциала учащихся при освоении музыкальных игровых приложений и музыкального редактора. Дистанционный курс «Онлайн школа музыки: <^оиМ^еогу»» направлен на развитие творческого потенциала и патриотического воспитания школьников при выполнение практико-ориентированных задач [20].
И.И. Банникова пишет о возможностях самостоятельного обучения студента-музыканта в Интернете [21]. Роль преподавателя состоит в ценностной ориентации студентов и в организации их индивидуальных образовательных маршрутов. Главная ценность в данном случае - классическая музыка. Преподаватель аргументирует идею формирования индивидуальных образовательных маршрутов, начиная с «базовых» Интернет-сайтов, через самостоятельный поиск по заинтересовавшим вопросам. Предложенные И.И. Банниковой варианты электронного обучения:
- оформить рассылку ежедневного дайджеста новостей классической музыки - classicalmusicnews.ru, продолжая изучение тем по ссылкам на Интернет-ресурсы;
- ознакомление с материалами сайта «Погружение в классику», участие в обмене аудио- и видеозаписями, обсуждениях, помощь в осмыслении произведений на-232
чинающим слушателям классики;
- чтение музыкального блога Muzium, где студент учится рассказывать о классической музыке без штампов. просматривает видеолекции о классической музыке и ее авторах, образовательные «мини-сериалы».
Е.Н. Бажукова раскрывает особенности преподавания в вузе курса «Музыкальная информатика» [22], предполагающего знакомство с возможностями Интернет-технологий, новыми формами коллективного педагогического взаимодействия (создание сайта, видеоканала, виртуального класса, различных форм музыкального творчества). Будущие педагоги-музыканты осваивают ЭОР для обучения музыкальному творчеству в цифровой образовательной среде.
В числе современных электронных обучающих курсов с использованием учебной среды LMS MOODLE нам представляется ценным опыт преподавателей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [23]. Это А.А. Андреев, Н.И. Басилова, Л.В. Попова, П.А. Томази-Вшивцева, Д.Н. Янышев и др. Так, детально выстроенная логика освоения курса «Массовые открытые онлайн курсы (МООК) - в образовании» позволяет решить задачи на пути к реализации идеи «образовательного коммунизма» - «от каждого (обучающегося) по способностям, каждому по потребностям»:
- формирования у слушателей готовности к использованию электронных курсов в педагогической деятельности;
- предоставления слушателям необходимых ресурсов для апробации навыков разработки и проведения электронного курса;
- демонстрации особенностей его психолого-педагогического и организационно-управленческого сопровождения;
- формирования представления о качестве электронного курса и способах его оценки.
Ограниченное число блоков в курсе МГУ при последовательном изучении позволяет запомнить много информации. Видео-лекции, состоящие из фрагментов (не более 15 минут), не утомительны для восприятия, при этом их содержание объемно за счет схем, графиков, таблиц, иллюстраций, представленных на экране лекторов. Полученные знания закрепляются при выполнении коротких тестов. Особенно интересен включенный в содержание курса семинар, в ходе которого слушатели выполняют задание: сочинить эссе с последующим взаимным (асинхронным) оцениванием. По сумме баллов за тесты и работу на семинаре, которая подсчитывает-ся автоматически, обучающийся может быть допущен к дистанционной итоговой аттестации. Ознакомление с содержанием данного образовательного ресурса помогло нам найти несколько опорных точек для внедрения электронного обучения в процесс методической подготовки педагога-музыканта. Это:
- освоение навыков организации виртуального образовательного пространства;
- выход на широкую аудиторию;
- обучение планированию дистанционных курсов;
- проведение итоговой аттестации онлайн;
- выбор российских и зарубежных платформ MOOC для индивидуального образовательного маршрута;
- генерация нового знания;
- возможность планирования удобного для каждого обучающегося алгоритма освоения курсов;
- пошаговое обучение;
- индивидуальные имитационные практикумы.
Обзор электронных курсов на сайте проекта
«Университет для всех» и других платформах позволил нам увидеть явное отставание с предложением курсов, которые могли бы использовать в своей методической подготовке студенты-музыканты.
Апробация онлайн-курсов на факультете культуры и искусства СГСПУ предполагала выполнение студен-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
тами эссе на тему «Плюсы и минусы электронного обучения». В своих работах они отмечали такие его преимущества, как: удобный режим обучения; разнообразие материала (электронные лекции, презентации, видео, тесты, аудио); возможность возвращения к пройденному материалу в любое время, дистанционного обучения в привычной обстановке; экономия времени и денег; возможность выбрать любого понравившегося преподавателя; то, что родители в любой момент могут проверить, как проходит урок; обучение в любом возрасте, с любыми физическими возможностями; возможности для обмена в общих чатах музыкальными произведениями, которые не нужно распечатывать.
Среди недостатков студенты назвали: отсутствие прямого общения с преподавателем (что особенно плохо при обучении игре на инструменте, вокалу); то, что преподаватель не может онлайн в полном объеме передать свое мастерство студенту, оценить его игру, исправить недочеты, раскрыть полностью музыкальный талант ребенка; отсутствие групповых занятий (хор, вокальный ансамбль); студент предоставлен сам себе и у него может пропасть мотивация к обучению; общий подход ко всем может отрицательно сказаться на индивидуальности обучающегося; отсутствие выступлений перед реальной аудиторией; не всегда высокое качество связи (особенно затрудняющее постановку руки, также понимание темы, если пропущены слова, фразы); искажение звучания инструмента.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, новыми сторонами в постановке проблемы электронного обучения в методической подготовке педагога-музыканта являются:
- определение дополнительного аспекта понятия «электронное обучение», используемого в качестве ресурса методической подготовки студентов-музыкантов в ИОС педагогического вуза за счет переноса акцентов с алгоритма усвоения знаний на восприятие целостных образов, с лаконичными, но информационно емкими комментариями и ссылками на источники для формирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- контурный показ дальнейших направлений использования возможностей электронного обучения как средства методической подготовки студентов-музыкантов, ценностную основу которого составляет классическая музыка, в ее концентрированной воспитательной направленности на личностное совершенствование россиян, а актуальными целями обогащение - культурно-образовательного пространства новым, появляющимся как результат коллективного общения музыкально-методическим знанием и реализация идеи «образовательного коммунизма».
Исследования в русле проблематики данной статьи необходимо продолжать в связи с постоянным приростом информации и возникающих новых вопросах, применяя как анализ литературы, так и эмпирические методы.
Представленные материалы помогают решить проблему определения вектора развития музыкального образования в нашей стране и поиска ресурсного обеспечения этого процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-3 (с изм. от 29.07.2017 г.) // Федеральные законы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/YxbtNR (Дата обращения: 27.05.2018)
2. Мысин М.Н. Особенности построения информационно-образовательной среды вуза в контексте требований ФГОС ВО (ФГОС 3+) // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза: ХЬШ научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников. Под редакцией О.А. Корниловой. Изд-во: Самарский государственный институт культуры, 2016. С. 15-23._
3. Федеральный государственный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/Sdt4kQ (Дата обращения: 29.05.2018)
4. Федеральный государственный стандарт высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/ tDY7Df (Дата обращения: 30.05.2018)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo. gl/BCMCGU (Дата обращения: 27.05.2018)
6. Никитина Л.А. Образовательная программа становления исследовательской компетентности в методической подготовке педагога // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3 (15). С. 264-269.
7. Никитина Л.А. Образовательная программа становления исследовательской компетентности в методической подготовке педагога // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3 (15). С. 264-269.
8. Зинченко В.П. Distant, content ... и образование // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 76-87.
9. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие. М.: Логос, 2003 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/etYd8y (Дата обращения: 30.05.2018)
10. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М.: Логос, 2005. 460 с.
11. Федорова Г.А. Разработка и применение электронных образовательных ресурсов в структуре методической подготовки бакалавров в педагогическом вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 108-112.
12. Калинина Л. Ю. Методика музыкального образования: онлайн-курс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/N1CFuv (Дата обращения: 16.07.2018)
13. Калинина, Л. Ю. Преддипломная практика: онлайн-курс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/44tDWw (Дата обращения: 15.07.2018)
14. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52653-2006 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/bxBu9X (Дата обращения: 16.07.2018)
15. Ильин В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии // Программные продукты и системы и алгоритмы. 2014. № 1. С. 1-7.
16. Моисеенко И.В., Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в экономике / под ред. Л.З. Анипко // ВГУЭС: сайт цифровых учебно-методических материалов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/ULuqU2 (Дата обращения: 31.05.2018)
17. Ткаченко В. Современные телекоммуникационные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/YQp61W (Дата обращения: 27.05.2018)
18. Соловов А.В. Технологические средства электронного обучения. Самара, «Новая техника», 2006. 462 с.
19. Ранних В.Н. Электронные обучающие курсы как средство эффективного обучения в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 210-215.
20. Тупышева М.В. «Звуковая виртуальная студия как средство развития творческого потенциала учащихся в условиях e-learning» // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2017. С. 390-392.
21. Банникова И.И. Изучение современных музыкально-просветительских проектов в учебных дисциплинах вуза культуры // Культура, наука и искусство
Kalinina Larisa Yuryevna E-LEARNING AS A TEACHER ..
- современные векторы развития вуза культуры: материалов Международной научно-практической конференции. Орел: Изд-во Орловского государственного института культуры, 2018. C. 192-196.
22 Бажукова Е.Н. «Музыкальная информатика» в обучении педагогов-музыкантов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 199-201.
23. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова: Сайт проекта «Университет без границ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// distant.msu.ru/user/preferences.php (Дата обращения: 31.05.2018)
Статья поступила в редакцию 11.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018