Kalinina Larisa Yuryevna ELECTRONIC COURSES ..
pedagogical sciences
УДК 372.87
ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ТЕЗАУРУСА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
© 2017
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен материал, позволяющий увидеть проблему формирования музыкально-эстетического тезауруса учителя через призму дистанционного обучения в процессе повышения квалификации. Обзор современных публикаций подтверждает, что ряд значимых сторон данного вопроса недостаточно проработан. Это объясняется стремительным ростом информационных потоков, превышающим возможности человека воспринимать, усваивать и анализировать данные. От понимания роли электронных технологий в практической деятельности педагога-музыканта как эпизодической, необязательной современные исследователи приходят к созданию концепции их систематического применения в качестве удобного, доступного и необходимого инструментария. Формирование у учителя музыки поля смыслов в области музыкально-эстетического воспитания детей, а также способности постигать суть явлений через виртуальные феномены - направление работы преподавателей вуза, в котором реализуются новые возможности передачи ценностей российской культуры. Автор статьи предлагает уточнить ряд понятий, распространенных в научной литературе, так как «музыкальное» и «эстетическое» постоянно сближаются, образуя новые смысловые формы. Музыка классического и неклассического склада составляет бесчисленные ризомы, соединяясь с литературными текстами, что повышает воспитательное значение «искусства звука». По аналоги со средствами музыкальной выразительности, гипертекст электронного курса может приобретать определенную ритмическую организацию, кульминационные точки, чтобы сделать более конкретным эстетическое впечатление педагога, повышающего квалификацию. Статья является вкладом в изучение более широкой проблемы подготовки научного фундамента для создания новых технологий обучения и воспитания педагогов в современном культурно-образовательном пространстве.
Ключевые слова: повышение квалификации учителя, тезаурус, виртуальное взаимодействие педагога и обучающегося, музыкально-эстетическое воспитание, обучающая роль электронных курсов, информационные потоки, интернет-образование, учебное творчество, инновационные педагогические технологии, дистанционное обучение.
ELECTRONIC COURSES IN THE FORMATION OF MUSIC TEACHER'S MUSICAL-AESTHETIC THESAURUS
© 2017
Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department
of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, street Gorkogo, 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the material, which allows to see the problem of formation of is musical-aesthetic thesaurus of teachers through the prism of distance learning in the training process. Review of recent publications confirms that a number of significant side of this issue is not well designed. This is due to the rapid growth of information flows that exceed human abilities to perceive, assimilate and analyze the data. From the understanding of the role of electronic technology in the practice of teacher-musician as an episodic, optional modern scholars have come to establish the concept of their systematic use as a convenient, affordable and necessary tools. Forming a music teachers meanings in musical and aesthetic education of children, as well as the ability to grasp the essence of phenomena through virtual phenomena - the direction of the work of high school teachers, which implemented new features transmission of values of Russian culture. The author proposes to clarify a number of concepts common in the scientific literature as «music» and «aesthetic» constantly converge to form a new semantic form. Music classical and nonclassical stock of countless rhizomes, connecting with the literary texts, which increases the educational value of the «art of sound». By analogy with the means of musical expression, e-course hypertext can acquire a certain rhythmic organization, the culminating point, to make a more specific aesthetic impression of the teacher, raise qualification. The article is a contribution to the study of the broader problem of a scientific foundation for the creation of new teacher training and education technology in today's cultural and educational space.
Keywords: professional development of teachers, thesaurus, virtual interaction of the teacher and the student, musical and aesthetic education, the training role of e-learning, information flows, online education, teaching creativity, innovative educational technology, distance learning.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Обновление подходов к повышению квалификации учителя музыки сегодня требует повышенного внимания в связи с внедрением профессионального стандарта «Педагог» [1]. Чтобы выполнять трудовые действия, предписанные стандартом, учителям необходимо совершенствовать навыки, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности - электронных курсов. При этом высокое качество образования «нельзя обеспечить исключительно эмпирическими подходами. Нужны новые идеи, научные инновации, современные формы организации учебного процесса, широкое применение процесса информатизации в педагогических технологиях» [2, с. 9].
В повышении квалификации учителей музыки данная проблема обладает спецификой, обусловленной «противоположностью» компьютера и традиционного понимания сути музыкального искусства. Для педагога, работающего с нотными текстами, художественны-
ми эмоциями, нелинейно развивающимися формами, многовариантными интерпретациями сочинений, логика электронной среды излишне строга. В то же время, свободное владение ИКТ позволяет на современном уровне организовывать художественно-продуктивную, культурно-досуговую и другие виды музыкальной деятельности школьников [1].
Пространством, в котором пересекаются названные противоположности, является музыкально-эстетический тезаурус (МЭсТ) учителя музыки, т.е. полный систематизированный свод его знаний, существенных как средство ориентации в образовательной среде. МЭст формируется в результате субъектной организации знания, представляя собой ресурс, позволяющий осмысливать реальность, ориентироваться в ней, менять ее, развивая свои внутренние потенциалы [3, с. 127].
Авангардом корпуса инновационных образовательных технологий сегодня являются электронные курсы. Они позволяют транслировать новейшие идеи и опыт от преподавателей педагогического вуза учителям-практи-
педагогические науки
Калинина Лариса Юрьевна ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ ...
кам. Дистанционное обучение доступно, экономично, ориентировано на индивидуальный темп и последовательность освоения материала, открыто последним научным достижениям, новым течениям в культуре. При этом обширная сфера его распространения приводит к возрастанию количества информационных лакун, которые необходимо заполнить.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. К теории и практике «сочетания несочетаемого» - эмоционально-образного искусства звуков и четко структурированной электронной среды - мы обращались, систематизируя материал о функции ИКТ в профессиональной подготовке учителя музыки [4]. Базой работы, проведенной около десяти лет назад, послужили публикации В.Н. Аниськина, К.М. Арынгазина, В.И. Богословского, А.В. Дзюбиной, Н.Г. Кочетовой, О.И. Пугач, И.Н. Розиной, Г.А. Су-конкина. Было установлено, что электронные технологии, благодаря их гибкости, соответствию образовательным потребностям современного общества являются для педагогов-музыкантов «ключом» к ноосфере XXI века.
И.Н. Розина отмечает явную тенденцию в системе вузовского обучения к смещению центра тяжести на коммуникативный подход и компьютерно-опосредованную коммуникацию, а также стремительное развитие дидактических возможностей ИКТ и расширение поля интернет-технологий, используемых в качестве компонентов образовательной электронной среды (веб-форума, веб-чата, Всемирной паутины (WWW), интернет-конференции, компьютерной видеоконференции, многопользовательских миров (MUD), Службы мгновенной почты (Instant Messendger), списка рассылок, телеконференций, чата, электронной библиотеки, электронного журнала, электронной почты) [5].
Электронные технологии знакомы учителям музыки также из теории и практики работы с т. н. интерактивной доской - сенсорным экраном, подсоединенным к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор [6]. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки поверх открытых документов и сохранять информацию.
В Самарском государственном социально-педагогическом университете учителя музыки, дистанционно повышающие квалификацию, как и студенты-музыканты, осваивают навыки работы с электронными курсами в русле идей и рекомендаций В.Н. Аниськина, В.И. Богословского, Н.Г. Кочетовой, Г.А. Суконкина, О.И. Пугач и другие [7-13]. Акценты ставятся на формировании технологической культуры учителя в условиях современной информационно-образовательной среды, изучении устройства и дидактических возможностей электронных аудиовизуальных средств обучения,
Также практически реализован материал учебных пособий Intel, обогативший музыкально-эстетический тезаурус будущих учителей музыки знанием о проектной деятельности, синтезирующей разные дисциплины [14]; о принципах создания мультимедийных публикаций и буклетов, формулирования основополагающих и проблемных вопросов микроисследования [15].
Электронные разработки автора статьи, а также студентов факультета культуры и искусства СГСПУ с 2008 г. по настоящее время, образуют единый по смыслу компонент музыкально-эстетического тезауруса. В него вошли: презентации от имени учащегося на тему музыкальности изобразительного искусства («Почему М.Чюрлёнис назвал свои картины Соната весны и Соната моря?», «Музеи и музыка», «Импровизация: искусство или точный расчет?», «Можно ли сравнивать с музыкой стихи?», «Популярная музыка: фабрика или искусство?», «В чем своеобразие киномузыки?», мн. др.);
электронные публикации - буклеты («Едины ли законы композиции?», «Что такое ритм?», «Жест и музыка: как они выражают эмоции человека?», «Какую роль в нашей жизни и в искусстве играет обрамление?» и т. д.); электронный банк тестовых заданий по курсу «Методика музыкального образования»; электронный кейс по модулю данного курса - «Теория музыкального образования»; аннотированные каталоги интернет-ресурсов «Современные формы музыкального воспитания: многообразие и тенденции развития»; учебные видеофильмы и музыкальные видеоролики.
Т.е., база для продвижения к овладению электронными курсами на сегодняшний день создана. Многие слушатели курсов повышения квалификации являются выпускниками СГСПУ, освоившими корпус перечисленных материалов.
Несмотря на недостаточную систематизированность научного знания и опыта работы в данной сфере, эти материалы представляют собой ценный ресурс становления профессионализма педагога-музыканта. Далее мы сосредоточимся на поиске новых смысловых центров трактовки электронного курса как средства формирования музыкально-эстетического тезауруса обучающихся.
Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, нам предстоит:
- конкретизировать понятие «музыкально-эстетический тезаурус» применительно к повышению квалификации учителей музыки с использованием электронных курсов;
- в общих чертах охарактеризовать дальнейшие направления использования возможностей электронных курсов как средства формирования музыкально-эстетического тезауруса учителей музыки.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с обозначенными целями, обратимся к той грани понятия «музыкально-эстетический тезаурус», которая открывается в связи с виртуальным обучением. Знание в МЭсТ учителя музыки организуется субъектно, в соответствии с местом и ролью педагога в пространстве современного образования и культуры. «Продлеваясь» в электронных курсах за границу личного, МЭсТ питает идею приоритета духовно-нравственных ценностей над знаниевым компонентом, в то же время, находя для нее поддержку коллег-обучающихся и преподавателя. Как пишет разработчик курса «Введение в классическую музыку» К. Райт (Йельский университет), «музыка объединяет нас - трудно ненавидеть того, кто страстно любит ту же самую музыку» [16, с. 337]. Духовно-нравственный резонанс на расстоянии, между людьми, которые не знакомы, никогда не видели друг друга, становится возможным. Всякий раз смысловые миры, рожденные музыкой, отличаются. Приведем примеры ответов слушателей созданного и внедренного нами электронного курса «Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века» на вопрос о музыкальности картин М.К. Чюрлёниса.
О.А. Кржичковская, учитель музыки МБОУ «Лицей Классический» г. о. Самара, пишет: «Ответ на вопрос «Почему М. Чюрленис назвал свои картины "Соната весны" и "Соната моря?"». На мой взгляд, для начала надо разобраться, что такое соната. Соната - это пьеса, которая делится на 3 или 4 части и в которой идет борьба между противоположными темами, а основная мелодия звучит в финале как победная [...] И называет их М. Чюрленис музыкальными терминами. 1 часть «Аллегро» («Соната весны» и «Соната моря») - значит «радостно и весело». И там и там мы СЛЫШИМ радостные, веселые нотки, которые передают нам яркие краски. ВИДИМ, как волны катятся одна за другой, опережая друг друга. В «Сонате весны» ВИДИМ сочные желто-зеленые краски. Мы С ЛЫШИМ приход этой самой весны и ее борьбу в данном случае с ветром, а в целом и с зимой. 2 часть «Анданте» («Соната весны» и
Kalinina Larisa Yuryevna ELECTRONIC COURSES ..
pedagogical sciences
«Соната моря») - значит «тихо и спокойно». И там и там ЧУВСТВУЕТСЯ умиротворение. Какая-то нега разливается по телу, когда смотришь на «Сонату весны» да еще этот ослепляющий свет! [...] 3 часть «Финал» («Соната моря») бушуют страсти - страсти моря. Вопрос: кто победит в схватке со стихией? 3 часть «Скерцо» («Соната весны») значит «шутка» в быстром темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами. И как же здесь обойтись без игривых ласточек и стрижей, которые будят по утрам своим щебетанием. 4 часть «Финал» («Соната весны») (не очень поняла эту картину) Видимо, что-то связано с освоением космоса и торжества (с флажками) в честь этого события. Во всех произведениях прослеживается борьба. А борьбу, я думаю, трудно передать словами, музыка способна сделать это лучше. А М. Чюрленис решил призвать на помощь еще и живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Поэтому художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы. Несомненно, музыкальность присутствует в этих произведениях изобразительного искусства. Она может быть где-то за пределами изображения - в общем настроении картины. Музыкальность живописи - это не только угадываемые, предполагаемые звуки - звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, но и такие чисто изобразительные свойства картины, как ее колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства». Как мы видим, ответ развернутый, образный, отражающий собственные размышления педагога. Встречаются термины, употребляемые в приблизительном смысле: соната - это произведение крупной формы, отличающееся от музыкальной пьесы более сложным строением и, обычно, масштабом; названия частей сонаты переводятся итальянского языка несколько иначе («Аллегро» - «Скоро», «Анданте» - «Шагом»). Наконец, картина «Соната весны. Финал» не вполне понятна респонденту.
А.Г. Курносенко, учитель музыки МБО «Школа J№ 33» г. о. Тольятти, дает следующий ответ: «Использование средств музыки и живописи. В 1908 году М.К. Чюрленис создал цикл картин «Соната Моря» [...] и трехчастный цикл фортепианных «пейзажей» - «Море». Общая тема, время, аналогичная трехчастность циклов с контрастирующим Andante посредине. М.К. Чюрленис высказал в них «то же самое» только различными средствами музыки и живописи. Allegro «Сонаты моря» исполнено радостного ритма волн, который в верхней части картины, что под золотисто-зеленоватым небом, повторяется дюнами в учащенной трансформации. Спокойная Балтика, так же как и сегодня и тысячу лет назад, мерно рисовала перед М.К. Чюрленисом на пологом песке Паланги повторяющийся ритмический узор - след отступающей волны с оставленными по краям пузырьками пены, блестящими камушками, ракушками, крупицами янтаря. Выводы: будучи музыкантом и художником, Чюрленис «болел» идеей создать новый вид искусства - «зримую музыку»; попытка сделать синтез разных искусств, музыки и ИЗО; «Соната Моря» - апофеоз морского величия и могущества. Такой силы обобщения далеко не достигает третья пьеса из фортепианного «Моря»; М.К. Чюрленис создавал циклы картин под названием «Сонаты», в которых живописными средствами выражал пластические и философские идеи, но исходил также из принципа музыкальной сонатности, совмещая и философию, и музыку, и изобразительное искусство». Ответ не завершенный, т. к. отсутствует главный вывод о поиске художником СМЫСЛОВ явлений (именно для этого он обращается к синтезу искусств). Не уточняется, почему ритм волн «радостный», что такое «пластические идеи», бывает ли «сонатность» вне музыки; «ИЗО» было бы точнее заменить на «живопись».
Оба учителя тонко ощущают музыкальность пред-
ложенных для анализа «от имени учащегося» картин, но понятия используются приблизительно, встречаются штампы, что затрудняет коммуникацию авторов текстов с теми, к кому обращено высказывание.
Уже из приведенного примера видно различие в целях, которые стремятся достигнуть тот и другой педагоги - потребители образовательной услуги в форме электронного курса. В первом случае присутствует стремление выразить свое эстетическое отношение к «музыкальной» живописи; во втором - поиск цитат, «созвучных» пониманию нашими современниками творчества художника-символиста. Электронный курс позволил, в соответствии с идеей Л.И. Фишмана, поставить основной акцент «на внутреннюю активность обучаемого как субъекта, а значит, на его внутренние информационные потоки» [17, с. 23]. Ответы учителей, присланные в курс, маркируют противоречивость и лишь частичную реализуемость целей обучающихся, что ограничивает процесс дистанционного обучения как процесс в аспекте управления качеством.
Электронные курсы с использованием LMS MOODLE - модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды, представляющей собой систему управления дистанционным обучением [18], предоставляют преподавателю курса следующие возможности совершенствования МЭсТ слушателей:
- размещение учебных материалов любых форматов (текстовые материалы, рисунки, графики, аудио и видео файлы, презентации и т.д.) как образцов для создания собственных арт-объектов;
- организация интерактивного общения с учителями, повышающими квалификацию (вебинары с обсуждением в чате, совместная творческая деятельность по созданию интеллектуального продукта - глоссариев, итоговых работ);
- создание эффективной системы контроля музыкально-эстетических знаний (задания, опросы, тесты);
- работа в группах - по специализации, уровню подготовленности, а также индивидуальные письменные консультации;
- постоянный мониторинг всех действий обучающихся, их профессионального развития.
С.В. Горбатов подчеркивает, что LMS MOODLE является открытой системой, позволяющей разрабатывать дополнительные модули, обмениваться файлами любых форматов, рецензировать работы обучающихся [19]. Так, ответ О.А. Кржичковской оценен как убедительный, демонстрирующий способность учителя размышлять над смыслом произведения, а не только читать то, что думают другие. Поэтому педагогу «удалось интуитивно связать художественный образ картины «Соната весны. Финал» с идеей освоения космоса. Во времена Чюрлёниса это обсуждалось философами - представителями т. н. «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский)». А.Г. Курносенко преподавателем курса был направлен следующий комментарий: «Действительно, Чюрленис в своих музыкально-изобразительных «опытах» философствует, размышляет, ищет СМЫСЛЫ жизни. Это как раз то, чему мы стараемся научить школьников - очень актуальную грань проблемы Вы рассмотрели». Т. е., преподаватель помогает обучающемуся завершить рассуждение, подвести итог формирования элемента музыкально-эстетического тезауруса.
В электронном курсе создается портфолио слушателя. Полезная информация не исчезает бесследно, как, к примеру, импровизация на занятиях в аудитории. Есть возможность вернуться к выполненному заданию, оценить собственную работу «со стороны», сравнить ее с работами других слушателей, что способствует осмыслению сделанного. Обучение проводится в активной форме, когда учителя музыки обмениваются мнениями, критикуют, сомневаются и коллективно находят ответы на спонтанно возникающие вопросы. В мозговых штур-
педагогические науки
Калинина Лариса Юрьевна ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ ...
мах участвуют педагоги из географически удаленных районов. Их личные тезаурусы не похожи друг на друга и развиваются в процессе творческого общения. То, что высказывающегося «не видят» другие участники курса, освобождает от психологических барьеров, способствует проявлению более высокого уровня творчества по сравнению с аудиторными занятиями.
Кульминацией обучения является итоговая работа слушателя. Именно в ней учитель музыки отражает достигнутый уровень сформированности МЭсТ. Последовательно, в интерактивном режиме, добиваясь максимально точной формулировки темы итоговой работы, мы концентрируем новое знание обучающегося, структурируем его. Результатом становится выполнение лаконичных (не более 15-20 страниц) исследований, включающих теоретические и практический разделы. По курсу «Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века» были представлены к защите такие работы, как: «Формирование синестетиче-ского восприятия музыки у учащихся 2-го класса (на примере цикла внеурочных занятий «"Детский альбом" П.И. Чайковского»)» (Афанасьева Л.В.), «Разработка творческих заданий по формированию синестетиче-ского восприятия музыки у подростков (на примере темы "Пейзаж в музыке и живописи")» (Беспалова Г.И.), «Создание литературно-музыкальной композиции "У войны не женское лицо" с учащимися 7-8 класса» (Кржичковская О.А.), «Разработка интегрированного занятия (музыка, изобразительное искусство) для учащихся 5-го класса» (Курносенко А.Г.), «Разработка сценария интегрированного урока "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" для учащихся 5-го класса» (Маркелова И.Ю.), «Создание литературно-музыкальной композиции "Русские женщины" (Н.А. Некрасов, И.И. Шварц) с учащимися 5-7 классов» (Шестоперова Н.Б.).
МЭсТ авторов этих работ дополнили термины «си-нестетическое восприятие» и «литературно-музыкальная композиция» (в современной трактовке). Были исследованы взаимосвязи музыки как смыслового центра МЭсТ с изобразительным искусством, литературой в пространстве современной культуры и образования.
Как отмечают О.Ф. Брыксина и А.В. Зейлерт, Интернет-образование стало неотъемлемой частью культуры, а потому «занимается» передачей общечеловеческих ценностей и творческого опыта, организацией культурной деятельности тех, кто учится, нацеленной на создание новых образцов культурного наследия общества и самоутверждение личности [20]. В то же время, появление информации в сети не подлежит регламентации, что связано с рисками влияния гиперкультуроем-кого пространства Интернета как лишенного смысла, морально-ценностных установок. Именно электронные курсы, модерируемые преподавателями вуза как носителями культурных ценностей, мы рассматриваем в качестве опорных точек для продвижения учителя музыки (и других педагогов) по индивидуальному образовательному маршруту. Современное искусство представлено выборочно, а для его понимания слушателям курса предлагается дополнить материал вебинаров ознакомлением с «Тезаурусом современного искусства» [21, с. 210-219].
Приступая к обучению в электронном курсе, необходимо учитывать особенности предметной области «Искусство», которые помогают осваивать новый материал. Во-первых, профессионально направленное общение с музыкальным искусством предполагает, что у учителей музыки, изобразительного искусства сформировано эстетического отношение к миру [22]. Оно отличается целостностью, эмоционально окрашивает весь учебный процесс. Поэтому каждый элемент LMS-курса будет восприниматься образно, а не как точная, абстрактная информация. Эмоции могут возникать, меняться, исчезать при восприятии элементов дизайна: точки, подчеркнутого текста, изображения, наличия допол-
нительного пробела в тексте, выделения слова цветом, расположения текста, гиперссылок и т.п. Продвижение от одного элемента к другому создает у обучающегося впечатление уравновешенности, полного принятия нужной информации. Во-вторых, концентрация учителей музыки на освоении материала курса как художественно выстроенного, «уводит» от погруженности в технологические реалии обучения.
Сфера профессиональной деятельности «затачивает» на определенные способы постижения мира[23-27]. Поэтому в курсе желательны отсылки к нотным файлам, аудио, музыкальным роликам и т.п. Навигация внутри курсов создается как четкая и ясная, чтобы элементарных пользовательских навыков учителю музыки было достаточно для продвижения от одного элемента курса к другому.
Особую роль в изучении дисциплин с помощью электронных курсов выполняют задания, которые предлагается выполнить «от имени учащегося». Ориентируясь на требования Федеральных государственных образовательных стандартов, здесь необходимо умение транслировать свое понимание музыки как носителя духовно-нравственных ценностей [28], средства воспитания эстетического отношения к миру [29], «забывая» профессиональный опыт и проживая заново путь ребенка от элементарного творческого опыта к созданию законченных высказываний: музыкальных импровизаций, инсталляций, стихоживописи, фотокомпозиций, видеоэтюдов, мультипликации, драматизации музыкальных произведений.
Наконец, учитель музыки, освоивший LMS Moodlе как инструмент обучения, может создавать собственные электронные курсы и использовать их в работе со школьниками для формирования и оценивания музыкально-эстетических знаний обучающихся; модериро-вания процесса освоения детьми программы «Музыка»; интенсификации обучения на занятиях в классе, во внеурочной деятельности и самостоятельной работе; совершенствования личностных качеств обучающихся, включая их креативность, эмпатийность, интеллектуальные способности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, новыми сторонами в постановке проблемы формирования музыкально-эстетического тезауруса учителя музыки средствами электронных курсов являются:
- вывод о недостаточной изученности понятия «музыкально-эстетический тезаурус». В связи с его многогранностью, предстоит подробнее рассмотреть влияние на него современной музыки, искусства XXI века;
- акцентирование проблемы отсутствия в МЭсТ учителей музыки устойчивых смысловых центров, при наличии ценностной базы, понимания эстетичности тех или иных явлений художественного;
- констатация факта заметного продвижения учителей музыки в развитии МЭсТ за период обучения в электронном курсе (1-2 недели).
В целом, исследования проблемы статьи должны быть пролонгированы, т.к. собранный материал не позволяет полностью подтвердить или опровергнуть значимость электронных курсов в формировании музыкально-эстетического тезауруса современного учителя музыки.
Следующие публикации будут посвящены вопросам развития МЭсТ учителя музыки в процессе самообразования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/hD4Bgm (Дата обращения: 25.11.2017)
2. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повы-
Kalinina Larisa Yuryevna pedagogical
ELECTRONIC COURSES ... sciences
шение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2007. 392 с.
3. Вал. А. Луков. Тезаурусный подход в гуманитарном знании // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 125-136.
4. Информационно-коммуникационные технологии в художественном образовании: методические рекомендации / Сост. Л.Ю. Калинина. Самара: ПГСГА, 2009. 54 с.
5. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. М.: Логос, 2005. 460 с.
6. Арынгазин К.М., Дзюбина А.В. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с ее использованием [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. rusedu.info/Article987.html (Дата обращения: 20.11.2017)
7. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Кочетова Н.Г. Формирование технологической культуры и социальной компетентности учителя в условиях современной информационно-образовательной среды: учебное пособие. СПб.; Самара: Изд-во СГПУ, 2006. 256 с.
8. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Суконкин Г.А. Электронные аудиовизуальные средства обучения: устройство и дидактические возможности: учебное пособие. СПб.: Изд-во ООО «Книжный дом», 2006. 304 с.
9. Аниськин В.Н., Пугач О.И. Информационная культура личности: структура и содержание // Информационная культура личности как цель и ценность гуманистически ориентированного образования. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. С. 56-67.
10. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Модель информационно-образовательного холизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 135-139.
11. Аниськин В.Н., Бурцев Н.П., Добудько Т.В., Тю-жина И.В. Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 140-144.
12. Аниськин В.Н. Технологическая культура будущего учителя как категория дидактики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 4. С. 144-145.
13. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 66-75.
14. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учебное пособие. 9-е изд., доп. и испр. М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2007. 144 с.
15. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учебное пособие. 10-е изд., перераб. М., НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. Модуль 2.4.
16. Каркина С.В. Субъктивно-ориентированный подход в дистанционном музыкальном образовании США // Преподаватель. XXI век. Образование и музыка. 2016. № 4. С. 333-339.
17. Фишман Л.И. Повышение качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей (теория и методология): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Самара: СГЭУ, 2009. 42 с.
18. Программа LMS MOODLE [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ug.ru/archive/70253 (Дата обращения 06.06.2017)
19. Горбатов С.В. «Что такое MOODLE?»: презентация [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lms. sgspu.ru/mod/resource/view.php?id=1045 (Дата обращения: 30.11.2017)
20. Брыксина О.Ф., Зейлерт А.В.
вание: реализация культурологических принципов [Электронный ресурс] Режим доступа: Шр:/Мо.исЫт. info/Vю_32/cd_site/artides/art_2_8-2.htm (Дата обращения: 30.11.2017)
21. Калинина Л.Ю. Синтез искусств в современном художественно-эстетическом образовании: теоретические основы и технология арт-композиции: монография. Самара: Издательство «АРТЕЛЬ», 2017. 268 с. С. 210219.
22. Никитин А.А. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 2013. 391 с.
23. Калинина Л.Ю. Понятие «синтез искусств»: актуальные аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 236-239.
24. Степина Н.В. Формирование профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях современного среднего специального образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 7-9.
25. Колесникова Г.А. Содержание профессиональных практик в подготовке бакалавров музыкального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 4 (15). С. 97-100.
26. Абасова У.Р. Творчество Тофика Бакиханова как педагогическая основа воспитания мировоззрения современного музыканта // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 9-11.
27. Чегодаева М.Д. Беседа у рояля как форма внеклассной работы в детских музыкальных школах и школах искусств // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 121-123.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/sb93qM (Дата обращения: 30.11. 2017)
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/2vEub2 (Дата обращения: 30.11. 2017)
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Интернет-образо-_
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)