УДК 378.147:004
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
В АСПЕКТЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Г.А. Федорова1
1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-16-55013
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования методической подготовки бакалавров образования, обусловленная активным внедрением в современные школы технологий электронного обучения. Модернизация методической подготовки предполагает включение студентов в процесс практического внедрения электронного обучения в школы региона; включение в образовательный процесс педвуза инновационных форм работы виртуальных методических объединений; создание комплекса открытых онлайн-курсов для студентов, учителей, преподавателей педвуза с целью самостоятельного изучения технологий электронного обучения. Методическая подготовка основана на включении в образовательный процесс педагогического вуза инновационной деятельности, направленной на организацию творческого взаимодействия студентов, преподавателей педвуза, учителей.
Ключевые слова: методическая подготовка, технологии электронного обучения, виртуальная школа, виртуальное методическое объединение учителей, массовые on-line курсы.
METHODICAL PREPARATION OF THE BACHELORS
OF EDUCATION AT THE ASPECT OF E-LEARNING
G. Fedorova
Abstract. The actual problem of improvement the methodical preparation of bachelors of education is presented at the article. It is determined by the active introduction of modern technologies of e-learning at the schools. Upgrading of methodical preparation imply: students’ including at the process of practical implementation of e-learning at the regional schools; including innovative forms of work of virtual methodical teachers’ association at the educational process of Pedagogical University; creation of a complex of open online courses for self-learning of e-learning technologies by students, teachers, Pedagogical University professors. Methodical preparation based on including in the educational process of pedagogical university innovational activity aimed at the organization originative cooperation between students, teachers of pedagogical universities, school teachers.
Keywords: methodical preparation, e-learning technologies, virtual School, virtual methodical association of
teachers, Massive open online courses.
В условиях, когда электронное обучение в современной школе занимает лидирующие позиции в организации и технологизации образовательного процесса, педагог должен обладать следующими компетенциями: знание целей, задач, теоретических основ методики преподавания предмета с применением технологий электронного обучения; знание принципов отбора межпредметных связей и их реализацию на уроках средствами электронной образовательной среды; умение проектировать урок с учетом активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с применением интерактивного электронного контента; умение применять различные сетевые формы внеурочной работы со школьниками по предмету (сетевые образовательные
инициативы) с целью их индивидуального развития; владение способами изложения нового материала с применением компьютерной визуализации учебного информации и др. [1, 2,
4]. Для успешного формирования и развития данных компетенций методическая подготовка будущих педагогов должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: изучение и
практическая реализация дидактических основ электронного обучения и освоение информационно-коммуникационных технологий и инструментальных средств электронного обучения.
Рассмотрим направления совершенствования методической подготовки бакалавров в педагогическом вузе, которые основаны на включении в образовательный процесс инновационной деятельности, направленной на организацию творческого взаимодействия и сотрудничества студентов, преподавателей педвуза, учителей с целью непрерывного профессионального развития в аспекте электронного обучения.
285
Первое направление предполагает включение студентов в процесс практического внедрения электронного обучения в школы региона, предполагающее разработку и применение электронных образовательных ресурсов, электронных курсов, сетевых образовательных инициатив. Данное
направление обеспечивает усиление практикоориентированности методической подготовки в педвузе не только в период педагогической практики, но и при изучении дисциплин методической подготовки. При этом задействованы аудиторные и внеаудиторной формы учебной,
профессионально-практической и научноисследовательской работы студентов по освоению технологий электронного обучения.
Электронные образовательные ресурсы, электронные курсы, сетевые образовательные инициативы для школьников, разработанные и реализованные совместно учителями школ и студентами под руководством преподавателей педвуза, представляют собой учебнометодические материалы, которые позволяют компенсировать ограниченные возможности школ в обеспечении максимально широкого спектра образовательных потребностей учащихся. Обучение основывается на использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), учебных видеофрагментов, веб-занятий,
взаимодействии обучающихся и тьютора с помощью технологий web 2.0, групповых дискуссий в учебных форумах и т.д., что соответствует современным тенденциям развития электронного образовательного контента.
Данное направление реализуется через создание «виртуальных школ». Идея «виртуальной школы» заключается в обеспечении региональных
общеобразовательных организаций
пространством на сервере педагогического вуза, программным инструментарием, технологической и научно-методической поддержкой для разработки электронных образовательных ресурсов и различных Интернет-мероприятий. Виртуальные школы размещаются на открытом образовательном портале педагогического вуза, пользователями которого являются студенты, учителя, учащиеся, преподаватели педвуза.
Образовательный контент для «виртуальной школы» разрабатывают учителя школ совместно со студентами при научнометодическом сопровождении преподавателей кафедр педвуза. В процессе данной деятельности учителя и студенты приобретают компетенции разработчиков электронного образовательного контента, осваивают функции тьютора, сопровождающего дистанционный образовательный процесс, учатся разрабатывать и применять педагогические технологии смешанного обучения. Таким образом, включение студентов в методическую деятельность по разработке и апробации ЭОР, электронных курсов, сетевых образовательных инициатив происходит на основе следующих направлений модернизации методической подготовки (таблица 1). Второе направление предполагает включение в содержание методической подготовки бакалавров инновационных способов профессионального развития учителей в условиях виртуальных методических объединений (ВМО). Данное направление позволяет привлечь студентов к методической работе ВМО. Студент, будущий педагог, должен знать дистанционные формы и возможности своего профессионального развития и активно участвовать в методической работе, а, следовательно, уже на этапе обучения в педагогическом вузе -«погрузиться» в среду профессиональной деятельности. Использование ресурсов ВМО позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ спроектировать собственную траекторию профессионального роста, а студентам создать условия для профессиональной адаптации и
самоопределения. Учителям такая интеграция предоставляет возможность для
дополнительной научно-педагогической и методической поддержки их методической работы. Методические находки и наработки студентов, преподавателей педвуза, учителей становятся общим достоянием всех участников сообщества, оперативно получают проверку и апробацию коллег [5].
На современном уровне информатизации образования деятельность ВМО реализуется через различные формы, которые были обобщены нами и представлены на схеме (рис.1).
286
Таблица 1. - Методическая подготовка бакалавров к разработке и применению ЭОР, электронных курсов, сетевых образовательных инициатив
№ Образовательная цель Компонент методической подготовки Формы информационного взаимодействия
1. Изучение инновационного, актуального опыта методики обучения с применением технологий электронного обучения Дисциплины методической подготовки: методика обучения предмету, курсы по выбору (задания семинаров и лабораторных работ, размещенные в электронном учебно -методическом комплексе дисциплин на образовательном портале педвуза) - изучение материалов электронных куров «виртуальной школы», структуры и содержания сетевых инициатив, разработанных учителями; - работа с электронным контентом с позиции ученика; - анализ, обсуждение, комментирование результатов апробации сетевых образовательных инициатив в Интернетресурсах общего доступа
2. Освоение технологий разработки электронных образовательных ресурсов учебно-технологическая практика - коллективная разработка ЭОР и выставление в открытую коллекцию; - апробация ЭОР в группе студентов
3. Освоение технологий электронного, обучения, организации и проведения сетевых образовательных инициатив педагогическая практика; дисциплины методической подготовки: методика обучения предмету, курсы по выбору; курсовая и выпускная квалификационная работы - коллективная разработка контента электронного курса или сетевой образовательной инициативы, в том числе с использованием открытой коллекции ЭОР; - апробация в «виртуальных школах» разработанных электронных курсов и сетевых образовательных инициатив и освоение приемов деятельности сетевого координатора, сетевого педагога
4. Представление результатов педагогического исследования, анализа и решения педагогических задач подготовка курсовой и выпускной квалификационной работы - представление на методическом вебинаре результатов курсовой работы, ответы на вопросы в чат-обсуждении; - представление результатов ВКР на Интернет-конференции, ответы на вопросы в форуме конференции
Рисунок 1. - Основные направления и формы методической работы ВМО
287
Включение студентов в методическую модернизации методической подготовки
деятельность, организуемую ВМО, происходит (таблица 2).
на основе следующих направлений
Таблица 2. - Основные направления и формы деятельности ВМО в структуре методической подготовки бакалавров образования
№ Образовательная цель Компонент методической подготовки Форма информационного взаимодействия
1. Изучение инновационного, актуального опыта методики обучения предмету с применением технологий электронного обучения Дисциплины методической подготовки: методика обучения предмету, курсы по выбору - изучение материалов вебинаров, участие в чат-дискуссии по тематике вебинаров, выполнение заданий ходе вебинаров в Интернет-ресурсах общего доступа; - изучение, материалов Интернетконференции, участие в дискуссии (обсуждение, комментирование статей в форуме)
2. Освоение основных направлений профессиональной деятельности педагога в условиях электронного обучения педагогическая практика; дисциплины методической подготовки: методика обучения предмету, курсы по выбору - обсуждение в ходе дистанционной консультации структуры и содержания урока, реализующего технологии электронного обучения; - коллективное создание образовательных продуктов в ходе выполнения заданий телекоммуникационного проекта
3. Представление результатов педагогического исследования, анализа и решения педагогических задач Подготовка выпускной квалификационной работы - представление результатов ВКР на Интернет-конференции ВМО, ответы на вопросы в форуме конференции; - выставление учебно-методических материалов по ВКР в методической копилке ВМО; - представление материалов ВКР на дистанционном конкурсе методических разработок
Третье направление - создание комплекса открытых онлайн-курсов для студентов, учителей, преподавателей педвуза с целью самостоятельного изучения теоретических и технологических основ электронного обучения. Эволюционные процессы, вызванные глобальной информатизацией и развитием информационных технологий разработки и внедрения электронного образовательного контента, приводят к распространению открытых on-line курсов (MOOC) в системе высшего образования [3]. Концепция MOOC предполагает открытое размещение на образовательном портале аудиовизуальных лекционных материалов, ресурсов для лабораторных, практических работ, тестов с автоматизированной проверкой, авторских обучающих ресурсов и др. Кроме предоставления учебного материалы открытые курсы решают задачи рекламы и имиджа образовательной организации, привлечение широкого круга слушателей, организации профессиональных сообществ.
С целью совершенствования методической подготовки на открытом образовательном портале педагогического вуза необходимо
создать комплекс открытых (свободных для изучения) on-line курсов для студентов, учителей, преподавателей педагогического вуза. Предлагаем тематику данных курсов, охватывающую актуальные тенденции развития технологий электронного обучения: «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя»; «Разработка электронного учебнометодического комплекса на образовательном портале в среде Moodle»; «Разработка и проведение сетевых образовательных
инициатив в среде Moodle»; «Методика смешанного обучения»; «Разработка электронных образовательных ресурсов»; «Разработка учебного видеоконтента»;
«Технологии разработки мультимедийных
презентаций и их применение в образовании».
Результаты освоения материалов данных курсов студентами могут засчитываться как курс по выбору или его отдельный модуль, представленный в учебном плане соответствующего профиля подготовки, а для учителей и преподавателей педвуза -рассматриваться как курс повышения квалификации. Открытый доступ к материалам
288
курсов и возможности самостоятельного автоматизированного контроля позволяют периодически (по мере необходимости) к ним обращаться и без отрыва от профессиональной деятельности переносить полученные знания в практическую деятельность.
Рассмотренные в статье инновации педагогического образования реализуются в процессе методической подготовки бакалавров в Омском государственном педагогическом университете. Это позволило создать качественно новую интегрированную информационно-образовательную среду
(ИОС), в которой происходит социализация и
Литература:
1. Лапчик М.П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления / М.П. Лапчик // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. -URL: http://www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 21.05.2015).
2. Рагулина М.И. Совершенствование
методической подготовки будущего учителя информатики на основе информационнокоммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL: www.science-education.ru/102-5763 (дата обращения:
29.07.2015) .
3. Смолин О.Н. Нормативно-правое
обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения. -URL: http ://www. smolin.ru/duma/audition/2014-05-
19.htm (дата обращения: 16.08.2015).
4. Федеральный государственный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» // Российское образование: федерал. портал. - URL: http://www.edu.ru/db-
mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения:
16.05.2015) .
5. Федорова Г.А. Активные формы
профессионального взаимодействия участников виртуального методического объединения // Информатика и образование. - 2013. - № 9. - С.96-99.
профессиональное развитие будущих педагогов. Интегрированная ИОС
педагогического вуза и школы может рассматриваться как модель педагогической среды, обеспечивающей образовательный
процесс необходимыми информационными ресурсами и средствами коммуникации, включающей студентов, преподавателей,
учителей в совместную учебноисследовательскую и творческую
деятельность, которая основывается на применении новых эффективных форм в методической подготовке.
References:
1. Lapchik M.P. O formirovanii IKT-
kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo
napravlenija / M.P. Lapchik // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 1. - URL: http://www. science-education.ru/101-5515 (data obrashhenija: 21.05.2015).
2. Ragulina M.I. Sovershenstvovanie
metodicheskoj podgotovki budushhego uchitelja informatiki na osnove informacionno-kommunikacionnyh tehnologij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 2. - URL: www.science-education.ru/102-5763 (data
obrashhenija: 29.07.2015).
3. Smolin O.N. Normativno-pravoe obespechenie realizacii obrazovatel'nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija. - URL: http ://www. smolin.ru/duma/audition/2014-05-19.htm (data obrashhenija: 16.08.2015).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Rossijskoe obrazovanie: federal. portal. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-
1.pdf (data obrashhenija: 16.05.2015).
5. Fedorova G.A. Aktivnye formy professional'nogo vzaimodejstvija uchastnikov virtual'nogo metodicheskogo ob#edinenija // Informatika i obrazovanie. - 2013. - № 9. - S.96-99.
Сведения об авторе:
Федорова Галина Аркадьевна (г. Омск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
G. Fedorova (Omsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, assistant professor at Department of Informatics and Informatics Training Methods, Omsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
289